Логотип журнала "Провизор"








СТОКГОЛЬМ и КИЕВ: игры в монополию

СТОКГОЛЬМ и КИЕВ: игры в монополию

17 января 2010 года в Стокгольме открылась частная аптека фирмы Medstop, — по нашим меркам, — событие ординарное. В Швеции, однако, оно стало чуть ли не главной новостью дня. Презентацию, широко освещавшуюся СМИ, лично возглавил министр по социальным вопросам; он красноречиво говорил о прогрессе в лекарственном обеспечении граждан, который будет гарантировать новое фармацевтическое учреждение — первая ласточка денационализации

Кажется, что это шоу и взял за образец Кабмин Украины, с не меньшей помпой открывая 5 февраля 2010 года в Киеве государственную почтоаптеку — первую в «мощной сети, которая будет гарантировать защиту людей от дефицита и спекуляции лекарствами». Понятно, что власти обеих стран хотели поэффектнее подать первый успех своей политики реформирования фармацевтической отрасли, но, по сути, Украина и Швеция, с которой мы так неудачно попытались евроинтегрироваться 300 лет назад, двинулись в диаметрально противоположных направлениях.

Действительно, в Стокгольме стартовало разгосударствление фармации правительством правоцентристов. Придя к власти в 2005 году, оно взяло курс на свертывание всех государственных монополий — от алкогольной до аптечной.

С приходом кризиса знамена шведских либералов украсил лозунг избавления от расходов на содержание неэффективной, по их мнению, государственной аптечной сети, и увеличения доходов бюджета от ее приватизации. И вот 30 апреля прошлого года им, наконец, удалось продавить через парламент закон о радикальном дерегулировании рынка лекарств с 1 июля2009 года; социалистическая оппозиция, в свою очередь, пообещала с возвращением к власти восстановить госмонополию.

До последнего времени всеми (более чем 900) шведскими аптеками (из которых почти сотня больничных и межбольничных) управляла государственная корпорация Apoteket AB. Сами аптеки принадлежали органам центральной или местной власти и страховым медицинским фирмам, в капитале которых доминирующей долей также владело государство. Государственные и частные больницы и Государственный совет по социальному страхованию покупали препараты у корпорации Apoteket AB по ценам, которые назначало государство; оно же компенсировало населению расходы на лекарства свыше 200 евро в год. Ежегодный объем продаж лекарств и сопутствующих товаров в аптеках превышал 4 млрд долларов.

Скандинавский «социализм с человеческим лицом» держал аптеки, ежедневно посещаемые более чем 300 тыс. человек, в жестких шорах, что в сочетании с большой налоговой нагрузкой не делало фармацию инвестиционно привлекательной. Вместе с тем управляемость отрасли давала возможность государству не только контролировать цены, но и внедрять новшества — систему электронных рецептов или почтовую доставку на дом лекарств, заказанных по телефону или Интернету.

По замыслам либералов, конкуренция освобожденных от госмонополии аптек между собой и с вновь возникшими точками по продаже лекарств (с 1 ноября 2009 года было разрешено продавать часть препаратов в продовольственных магазинах) побудит их соревноваться за благосклонность посетителей — улучшать сервис, расширять ассортимент, переходить на круглосуточный режим работы и т. д.

330 аптек власти пока оставили в государственной собственности, а остальные выставили на приватизацию. Первый этап распродажи — для серьезных покупателей — наметили на ноябрь 2009 года. Интерес к торгам проявили около 1300 потенциальных покупателей — от зарубежных гигантов аптечного ритейла до «трудовых коллективов».

Правительство Швеции продало 208 государственных аптек с общим оборотом около 1 млрд долларов и штатом в 1500 служащих отечественной инвестиционной компании Altor, которая решила вложиться в организацию крупнейшей в стране частной сети Apoteket Hjдrtat (Аптечное сердце). Второй по размеру (171 аптека с общим штатом в 930 фармацевтов и оборотом около 630 млн долларов) станет частная сеть Kronans Droghandel AB, которую организует финская компания Oriola KD Oyj. Шведская компанияSegulah AB купила 62 аптеки, консорциум инвестиционных компаний Investor AB и Priveq Investment AB —еще 24.

Всего после ноябрьских торгов шведский бюджет пополнился 860 млн долларов. Дело экономистов — оценить, продешевило ли правоцентристское правительство Швеции, спеша подорвать ненавистную госмонополию, и не останется ли оно в ближайшей перспективе, потратив выручку, на мели без аптек и твердых доходов.

Для нас, однако, важнее другое —ныне демонтируемая государственная фармацевтическая монополия была введена в Швеции в 1970 году под предлогом удешевления лекарств для населения, устранения посредников, улучшения управляемости отраслью и тому подобными популистскими социалистическими лозунгами. Теми самыми, что звучали 5 февраля с. г. в Киеве в речах первого вице-премьера Турчинова и украинских чиновников рангом пониже.

Стоимость лекарств в государственных аптеках будет на 30 % ниже, чем в коммерческих — за счет того, что в создаваемой госмонополии не будет спекулятивных надбавок: она будет лишь покрывать свои расходы в соответствии с утвержденной сметой. Серьезному удешевлению лекарств будут способствовать огромные объемы их реализации, а также исключение закупки через любых посредников. Уже до конца 2010 года количество госаптек в крупных городах и райцентрах будет доведено до 500!

Громадье чиновничьих планов — по многим приметам даже не социалистическое, а типично большевистское. Здесь и очевидное стремление подавить рыночный сектор фармации — как изящно выразился вицепремьер, «мы переходим от административного давления на коммерческие аптечные сети к экономическому давлению путем ценового доминирования » (примерно так говаривал Ленин, объявляя НЭП). Здесь и желание потрясти мир невиданным доселе плодом межвидовой гибридизации по академику Лысенко — государственным почтово-аптечным кентавром или, если угодно, химерой Минтранса и Минздрава («Укрпочты» и Гослекинспекции?). Здесь и сомнительные даже для неэкономистов способы финансирования межотраслевого монстра, озвученные Турчиновым: мол, правительство для открытия полутысячи аптек внесет в уставный фонд «Укрпочты» 150 млн грн. (реальную цену вопроса такого масштаба мы видим по шведским торгам), а лекарства для монополии якобы вообще не будут закупаться за счет бюджетных средств — «Укрпочту» станет кредитовать один из национализированных Кабмином банков («Родовид», «Киев», «Укргазбанк»). Так и видится немецкий барон, за волосы поднимающий себя из грязи…

Финальный штрих, почти не заметный на фоне перечисленных выше чудес, но показательный для профессионалов фармации, — волюнтаристское пренебрежение властей лицензированием рождающихся «химер» в пользу революционной целесообразности (или предвыборного пиара?). Да, сейчас в Украине почтовых отделений не намного меньше, чем коммерческих аптек. Но те помещения, в которые почту «уплотнили» за последние годы — тесные подвалы жилых домов, перманентно набитые очередями пенсионеров (так, по крайней мере, дело обстоит в Харькове) — и близко не смогут сравниться по пригодности к хранению и отпуску лекарств даже с аптечными точками в приспособленных квартирах первых этажей тех же хрущевок.

В пьесе А. Островского «Лес» два незадачливых актера — трагик и комик, идущие пешком и без денег, один из Вологды в Керчь, другой из Керчи в Вологду, — встречаются на пути и сообщают друг другу, что ни в Керчи, ни в Вологде труппы нет, играть негде.

Так и у нас. Только-только шведские аптечные реформаторы, надеясь пополнить опустевший бюджет, вышли из государственной «Вологды» в частную «Керчь», как тут же их украинские коллеги, смело проигнорировав опыт соседей, решительно отправились по встречному курсу госмонополизации, хотя наш бюджетный дефицит, кажется, самый дефицитный в Европе.

Где же путники встретятся — может быть, снова под Полтавой или Бендерами?

Н. П. Аржанов

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика