|
ИЗУЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТВ. М. Толочко, д. ф. н, проф., Л. В. Галий, к. ф. н, доц., Т. Н.Серопян, Институт повышения квалификации специалистов фармации НФаУ
Сегодня фармацевтические организации функционируют в достаточно сложной, препятствующей их развитию, конкурентной среде. Причинами этого являются как отечественные тенденции, в частности, недостатки и противоречия нормативно-законодательных актов, реструктуризация органов управления отраслью, необоснованность подходов к государственному регулированию фармацевтической деятельности, так и общемировые (глобальный экономический кризис). В этих условиях самой главной ценностью и конкурентным преимуществом организаций остается персонал — специалисты фармации. Так, впервые изучение компетенций для прогнозирования уровня эффективности выполнения работы было предложено американским психологом Дэвидом МакКлелландом, который в 1973 году опубликовал статью «Измерение компетентности вместо измерения интеллекта» [1]. Исследования, ко-торые он провел, доказывали, что традиционные академические тесты способностей и знаний, как, впрочем, и наличие каких-либо дипломов у потенциальных исполнителей работы, не обеспечивают им эффективности выполнения рабочих обязанностей и успеха в профессиональной деятельности. Такие выводы привели Д. МакКлелланда к поиску именно «компетенций», как характеристик, отличающих и прогнозирующих уровень эффективности выполнения работы у конкретных исполнителей. Для анализа компетенций он изучал характеристики успешных исполнителей работы и сравнивал их с характеристиками, которые демонстрируют менее успешные исполнители той же работы. Итак, эффективность выполнения работы Д. МакКлелланд напрямую связывает с наличием у ее исполнителя определенных компетенций. Большой вклад в разработку концепции компетенций принадлежит Ричарду Бояцису. Целью его исследований было изучение характеристик, которые непосредственно связаны с эффективностью работы менеджеров, независимо от специфики деятельности их организаций. Результаты исследований он обобщил в монографии «Компетентный менеджер. Модель эффективной работы», которая была опубликована в 1982 году [2]. В отличие от Д. МакКлелланда, Р. Бояцис рассматривает эффективность выполнения работы как достижение исполнителем специфических результатов, достигаемых благодаря определенным действиям, которые поддерживают процедуры, политику и условия организации. То есть, кроме компетенций, элементами эффективности выполнения работы являются функциональные требования самой работы, а также требования организационного окружения. Предложенная Р. Бояцисом модель эффективного выполнения работы приведена на рис. 1.
Таким образом, по Р. Бояцису, компетенции необходимы для эффективного выполнения работы, но они не имеют решающего значения, если не соответствуют функциональным требованиям самой работы и культуре организации. Именно это утверждение объясняет тот факт, что, зачастую, меняя место работы, а вместе с ним и условия организационного окружения (культуру), эффективные исполнители уже не достигают высоких результатов при выполнении аналогичной работы. Или следующий факт: при изменении функциональных обязанностей работника в пределах той же организации (повышение в должности) исполнители, достигшие выдающейся эффективности в прошлом, не всегда обеспечивают ее на других должностях. Каждая компетенция, считает Р. Бояцис, имеет несколько элементов, например, мотивы, черты характера, аспекты самообраза или социальной роли личности, умения и навыки, объем знаний. В связи с тем, что мотивы осуществления какой-либо деятельности скрыты на уровне подсознания, а умения и навыки — результат осознанного поведения личности, то и уровень проявления одной и той же компетенции может быть разным. Так, если у исполнителя компетенция планирования существует только на уровне мотива, то он имеет определенное стремление к достижению цели, если же эта компетенция развита до уровня умения, то исполнитель способен определить необходимую последовательность действий, которые приведут его к намеченной цели, а также оценить преимущества и недостатки составленного плана. Результатом исследований Р. Бояциса стало определение девятнадцати менеджерских компетенций, которые он описал так:
Еще одним фундаментальным исследованием компетенций считают работу Лайла и Сайн Спенсеров [4]. Спенсеры рассматривают компетенции как базовые качества индивидуума, имеющие причинное отношение к эффективному и (или) выдающемуся выполнению роботы, уровень которого определяется конкретными критериями. Среди таких базовых качеств они выделяют мотивы, психофизиологические характеристики и способности, самообраз человека, то есть его установки и ценности, а также знания, умения и навыки.
Заслугой Спенсеров является также создание словаря компетенций, в котором они обобщили двадцатилетний опыт исследований в области изучения компетенций персонала. Поскольку фармацевтическая деятельность имеет свою специфику, которая существенно влияет на характер и круг обязанностей специалистов фармации, обуславливает результаты и эффективность их работы, изучение компетенций специалистов фармации также представляет интерес. В этой связи нами проводятся научные исследования, результаты которых мы и представляем в данной публикации. Отметим, что проведение таких исследований является достаточно затратным по финансовым и временным показателям, и потому, в первую очередь, их целесообразно осуществлять для так называемых «стратегических» фармацевтических должностей, в частности, провизора аптеки. Одним из методов, который был использован нами в исследованиях компетенций специалистов фармации, является метод групповых сессий экспертов. Групповые сессии экспертов — это собрания специалистов с целью организации взаимодействия и выяснения их взглядов на предмет исследования. Проведение сессий обязательно предусматривает присутствие модератора, который способен мотивировать группу экспертов конструктивно работать [3, 6]. Преимуществом этого метода изучения компетенций является то, что обеспечивается всесторонний анализ эффективности выполнения работы, так как участниками таких сессий становятся как непосредственные исполнители работы, так и их руководители, коллеги, подчиненные и даже внешние эксперты. Итак, групповые сессии специалистов фармации проводились нами на протяжении 2008-2009 годов во время проведения кафедрой УЭФ ИПКСФ тематических и предаттестационных циклов повышения квалификации. В качестве экспертов нами были привлечены специалисты пяти областей Украины: Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Полтавской и Харьковской, общая численность которых составила 307 человек. В частности, в исследованиях приняли участие специалисты, которые занимают следующие фармацевтические должности: заведующий аптечным складом — 9; заведующий аптекой — 108; заместитель заведующего аптекой — 22; заведующий отделом аптеки — 9; заведующий структурным подразделением аптеки (пункта — 14, киоска — 4); провизор и старший провизор, соответственно 69 и 4; фармацевт — 63; другие должности — 5. Эти специалисты работают в фармацевтических организациях государственной (7,5 %), коллективной (48,2 %), коммунальной (24,1 %) и частной (20,2 %) форм собственности, которые представлены органами управления фармацией, аптечными складами, аптеками, в том числе центральными городскими, центральными районными, больничными, межбольничными подразделениями аптек. Общая информация об экспертах, которые приняли участие в групповых сессиях по определению компетенций провизора аптеки, а также их характеристика в соответствии со стажем профессиональной деятельности наглядно представлена на диаграммах 1 и 2.
В целом с помощью мозгового штурма экспертами было предложено около восьмидесяти характеристик, которые обуславливают эффективность выполнения обязанностей провизора аптеки, то есть гипотетических компетенций. В дальнейшем проводилось ранжирование предложенных гипотетических компетенций, при этом:
Лексико-семантический анализ компетенций позволил сократить их список до девяти ключевых характеристик, которые мы представили в таблице 1.
Таким образом, компетенциями провизора аптеки, которые получили максимальную оценку (5) в эффективности его работы, определены «межличностное понимание» и «ориентация на пациента». Межличностное понимание — это стремление специалиста фармации понимать пациента. Другими словами, это способность чувствовать мысли и эмоции, которые не высказаны пациентом или высказаны им частично. Межличностное понимание психологи называют также эмпатией. Ориентацию на пациента мы ранее уже описывали как стремление специалиста фармации удовлетворить потребности пациента и предоставить ему надлежащее фармацевтическое обеспечение [5]. Можно также сказать, что это желание помочь пациенту посредством выявления и понимания его потребностей. Компетенциями, которые были оценены высоким баллом (4) в эффективности работы провизора аптеки, стали «фармацевтическая экспертиза» и «самоконтроль». Так, фармацевтическую экспертизу мы понимаем как доскональное владение специалистом объемом профессиональных знаний в области фармации, а также его стремление использовать и расширять эти знания. Самоконтроль — это способность специалиста фармации сдерживать собственные эмоции и негативные действия в случае проявления пациентом агрессивного поведения и назревании конфликтной ситуации. Компетенциями, которые получили среднюю оценку (3) в эффективности работы провизора аптеки, являются «забота о порядке, качестве и аккуратности», а также «способность оказывать влияние». Забота о порядке, качестве и аккуратности, по нашему мнению, это стремление специалиста фармации поддерживать стандарты своей работы или контролировать ход ее выполнения. Другими словами, эту компетенцию можно описать, как желание уменьшить неопределенность окружающей среды (рабочего места) и привести ее состояние в определенный порядок. Способность оказывать влияние рассматривается нами как стремление специалиста фармации убедить или уговорить пациента с целью заставить его поддержать профессиональный взгляд на целесообразность проведения конкретной схемы лечения или на состояние его здоровья. Пороговыми компетенциями провизора аптеки, по оценкам экспертов, являются «аналитическое мышление», построение взаимоотношений» и «командная работа и сотрудничество». Аналитическое мышление — это способность специалиста фармации осуществлять логические суждения и определять причинно-следственные связи событий, что позволяет ему хорошо ориентировать в огромном разнообразии современных лекарственных средств и возможных альтернативах осуществления фармацевтической опеки пациентов. Компетенцию построения взаимоотношений можно описать как стремление специалиста строить и поддерживать отношения с людьми, которые являются полезными для достижения целей фармацевтической организации, в частности, с пациентами, врачами, медицинскими представителями. Командная работа и сотрудничество — это желание специалиста фармации совместно работать со своими коллегами для решения стратегических задач своей организации. Полные модели компетенций специалистов фармации, то есть перечни компетенций и индикаторы поведения, которые описывают их уровни развития у специалистов, а также примеры использования моделей в управлении персоналом фармацевтических организаций мы представим в следующей публикации. ЛИТЕРАТУРА 1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. — 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. — СПб.: Питер, 2008. — 832 с. 2. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. / Пер. с англ.— М.: HIPPO, 2008. — 352 с. 3. Миллс Р. Компетенции. — М. «HIPPO», 2004. — 128 с. 4. Спенсер С., Спенсер Л. Компетенции на работе. Пер. с англ. — М.: HIPPO, 2005. — 384 с. 5. Толочко В. М., Галий Л. В. Требования к персоналу фармацевтических организаций: квалификация или компетенции? / / Провизор. — 2009. — № 3. — С. 20–22. 6. Уидетт С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. / Пер. с англ. — М.: «HIPPO», 2004. — 228 с.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|