Логотип журнала "Провизор"








Молчание ягнят

Молчание ягнят

Пошел второй месяц после известных решений правительства — постановления Кабмина от 4.06.2008 г. № 518 «Деякі питання обігу наркотичних засобів і психотропних речовин» и совместного приказа МВД и Минздрава (именно в таком порядке!) от 13.06.2008 г. № 282 / 318 «Про тимчасовий порядок обігу лікарського засобу трамадол», — последовавших за указанием президента Украины покончить с трамадоловой эпидемией, шагающей по стране: мол, как нация, мы не будем иметь будущего, если не сломаем хребет аптечной наркомании; надо спасать нашу молодежь — уже целое поколение украинцев изуродовано трамадолом. Но фармацевты до сих пор не спешат одобрить в СМИ решительность шагов власти. Кажется, единственное выступление — пресс-релиз горловского «Стирола»:

«Принятие постановлений о суровом регламентировании производства и отпуска трамадолсодержащих лекарственных средств концерн «Стирол» рассматривает как важный шаг государства в формировании своей политики по отношению к наркотикам и приравненным к ним средствам, который должен содействовать системному подходу к решению проблемы отпуска и распределения препаратов, содержащих трамадол, повышению рецептурной дисциплины и ответственности за нарушения в этой сфере. Как социально ответственная компания, поддерживающая усилия государства в борьбе с незаконным оборотом трамадолсодержащих препаратов в Украине, концерн «Стирол» принял решение прекратить производство трамалгина и утилизировать имеющиеся на хранении остатки».

Молчание фармацевтов, добровольное (они со всем согласны?) или вынужденное (они боятся возразить или им не дают это сделать?), резко выпадает из остального медиа-контента. В стране набрала обороты общегосударственная спецоперация по пресечению злоупотребления трамадолом и приведению его объемов, находящихся в обращении, к медицински обоснованным границам. МВД и СБУ, рапортуя об успехах в борьбе с трамадоловой угрозой национальной безопасности, поражают воображение цифрами разоблаченных врагов и отобранных у них капсул, которыми они травили наших детей — стиль PR-кампании, сопровождающей спецоперацию, заставляет вспомнить «времена укромные, теперь почти былинные», когда издавались «указы от 38- го», открывавшие сезоны охоты на «троцкистских выродков» или «убийц в белых халатах». Приведением фармации к медицински обоснованным границам власти демонстрируют народу заботу о нем — о «защите прав наркозависимых по просьбам ряда общественных организаций» (вместо прежнего «по требованию трудовых коллективов»). Как сказал один из региональных руководителей спецоперации, «нам было заявлено, что показатель оценки нашей работы — не статистика заведенных уголовных дел. Теперь это — общественное мнение».

Но и похвастаться статистикой они тоже не забывают. Особенно по нашему городу, нареченному в СМИ «трамадоловой столицей» страны:

«Во время общенациональной операции сотрудники СБУ выявили в Харьковской области 11 субъектов ведения хозяйства, в которых локализовано почти 21 млн капсул и 50 тыс. ампул трамадола, произведенных на предприятиях Харькова. Это превышает годовую квоту производства для всей Украины — 19,5 млн капсул».

«Харьков — фактически столица украинского трамадола: только фармацевтическая компания (ФК) «Здоровье» произвела в прошлом году около 50 млн капсул.

В том, что здесь штампуют не только легальный, но и «черный» — неучтенный трамадол, фабрику обвинил начальник областного УБНОН. Ситуация пугающая: трамадол изымают по всей Украине, и трамадол именно харьковский».

«Оперативники обнаружили у торговца наркотиками 18 ящиков трамадола, на которых стоял серийный номер производителя: ФК «Здоровье». Изъятый препарат действительно был выпущен ФК «Здоровье», но его абсолютно законно сбыли одной из крупнейших фармкомпаний, которая перепродала партию владельцам аптек Луганска, Крыма и Сумской области».

«Харьковская фирма «Фитолек» незаконным путем отпустила почти 13 млн капсул трамадола фиктивной фирме «Вестмедфарм», основателем которой является житель Белоруссии, который ничего не знал об открытии фирмы на свое имя».

Согласно рисуемой ретивыми силовиками кошмарной картине, из Харькова ядовитые ручейки текли через русскоязычные области до самых до окраин, дебилизируя молодежь:

«В Краматорске пресечена деятельность трамадолового картеля, закупавшего крупные партии товара в Харькове».

«В Керчи изъято около 45 кг наркотических средств, выявлен канал поставки трамадола из Харькова».

«В Сумской области раскрыта организованная преступная группировка, которая сбывала трамадол производства одной из фирм, имеющей аптечные склады в Харьковской области. С начала года таким образом в незаконный оборот попало свыше 10 млн доз трамадола».

«Во Львове милицией прекращена деятельность преступной группировки, которая сбывала трамадол через сеть аптек «Доктор», куда он попадал с востока Украины (на пачках отмечено, что они изготовлены в Харькове). При обыске изъято более 56 тыс. таблеток трамадола».

«Сегодня в Луганской, Днепропетровской, Харьковской, Одесской и Николаевской областях на 10 тыс. населения приходится больше полусотни наркоманов, меньше всего — а Западной Украине. В МВД это объясняют тем, что через первую пятерку регионов проходит львиная доля транзита, а в западных областях много верующих».

Не забывают органы и задекларировать для СМИ доходы отравителей нации:

«Украину накрыла волна трамадола — аптеки наживаются, дети умирают. Бизнесмены обогащаются, превращая молодежь в дебилов».

«По оценкам СБУ, теневой рынок трамадола составляет до 680 млн грн в год. Больше всего доход лоббистов и «крышевателей» — он достигает сотен млн грн в год. За ними по размерам прибылей идут производители трамадола и оптовики. «Трамадольные» аптекари — последнее звено в цепочке; в Киеве их заработок в среднем составляет $300 в день».

А в Донецке, по рассказам «охотников на фармацевтических ведьм», в среднем за день аптека, торгующая трамадолом, получает около 100 тыс. грн!

Неужели все эти ужасы — правда? Сами фармацевты молчат как ягнята из знаменитого блокбастера, словно бы подтверждая этим версию властей и справедливость экзекуций; образ «отравителей в белых халатах» внедряется в общественное сознание; в медиа-пространство изредка попадают лишь унылые акты их капитуляции:

«ФК «Здоровье» больше не выпускает трамадол. Как поясняет руководство предприятия, после того, как препарат внесли в ранг наркотических, изготовлять его стало невыгодно. Для этого нужна специальная лицензия, согласно которой нужно реорганизовать производство, что требует немалых денег. На производственных площадях, где производили трамадол, планируется организовать производство других капсульных препаратов, потому что обезболивающее, ставшее наркотиком, принесет слишком много проблем».

«Не стоит овчинка выделки. Слишком много нервотрепки, проверок; мы устали доказывать свою невиновность».

И это при том, что доказательств нарушения законов на «Здоровье» не найдено. Найти их якобы мешали политические противники правящего режима. Премьер- министр Ю. Тимошенко так и заявила: за неконтролируемым производством и распространением трамадола стоят функционеры Партии регионов, которая «крышует» процесс. Для распутывания «харьковского криминального узла» в Верховной Раде создана Рабочая группа по расследованию причастности правоохранительных органов города и области, других должностных лиц (мэра и секретаря горсовета, представляющих Партию регионов) к организации торговли наркотиками — кокаином, героином и трамадолом. Ату их, отравителей наших детей!

Но, если вдуматься, политические противники — второстепенная мишень PR-кампании по «переламыванию хребта аптечной наркомании». Лишь отчасти можно объяснить ее и желанием заглушить волну возмущения принудительными прививками от кори, закономерно приведшими к трагедии. Не является главной целью, конечно, и лицемерная забота властей о «защите прав наркозависимых» — «будущего нации». Ведь сами исполнители тематических оперативных мероприятий прекрасно понимают, что доля аптек в наркотрафике ничтожна:

«Мы проводим постоянные рейды по аптекам. Нами уже привлечено к уголовной ответственности 7 должностных лиц. Все они — работники аптек», — отметил источник в УБНОН, но добавил, что львиная доля распространения трамадола была не в аптеках, а шла оптовой поставкой».

На аптеки, лишенные заборов, юристов и пресс-служб, охотники навалились особенно рьяно, не обращая внимания на установленные их же шефами отсрочки. Сколько лет они мечтали вслух — «вот будет статья, и мы эту аптеку закроем за полчаса. Будет статья — мы сможем выбить дверь и зайти в такую аптеку, как в любую точку, торгующую маковой соломкой, опием». И вот — сбылась мечта милиционера: в полночь обычный обезболивающий препарат мановением руки превратился в улику преступления, которую надо успеть спрятать под страхом ареста. Наутро его отпуск стал из рутинной торговли сбытом наркотика, и за неверие в серьезность этого волшебства поплатились уже многие:

«В Киеве разоблачена заведующая аптеки, которая занималась сбытом наркотиков: работники столичного УБНОН изъяли у нее 470 таблеток зестры. 33-летняя заведующая хранила и реализовывала таблетки в помещении аптеки. Против нее возбуждено уголовное дело».

«Милицейские проверки, проведенные в Тернопольской обл., продемонстрировали, что незаконная реализация трамадола — привычное дело для частных аптек в райцентрах Козова, Борщова, Черткова. По данным фактам уже возбуждены 7 уголовных дел».

«В Константиновке хозяйку аптеки посадят за распространение наркотиков. Имея лицензию на торговлю лекарствами, женщина периодически покупала оптовые партии трамадола и продавала таблетки без рецептов».

«Сотрудники Стахановского горотдела в одной из аптек выявили и изъяли 231 ампулу и 280 капсул трамадола. Стражи порядка обнаружили запрещенный медпрепарат в ходе проведения оперативных мероприятий».

«В Харькове оперативники задержали местного частного предпринимателя, в аптеке которого изъято 2,4 тысяч капсул и 1,2 тысяч ампул трамадола».

«Во Львове в помещении аптеки изъято свыше 2400 таблеток трамадола, которые аптекарь хранила без соответствующих документов».

«14 июня работниками ОБНОН Житомирской области во время проведения оперативно-профилактических мероприятий установлено, что заведующая одной из аптек хранила и реализовывала наркотический препарат трамадол, не имея на это соответствующего разрешения-лицензии. Препарат, который сохранялся незаконно, изъят».

Заметим, что речи о компенсации денег, потраченных аптеками на «изъятое», «сданное», «утилизированное», конечно же, не идет. Очевиден и цинизм ссылок на отсутствие разрешений — все знают, что лицензию на наркопрепараты не получишь ни за неделю, ни за месяц. А накат на аптеки пошел немедленно. Потому что главная цель обшенациональной операции, на наш взгляд — запугать фармацевтов, наказать их за длительное неподчинение правовому волюнтаризму, приучить повиноваться любым, самым абсурдным требованиям.

На сей раз на сторону МВД перешел и Минздрав. Замминистра Виктор Рыбчук доволен тем, что «правоохранительные органы сегодня установили жесткий контроль над аптечными учреждениями и дистрибьюторами» и что «в мае и июне 2008 г. производство трамадола в капсулах в Украине было остановлено». А ведь еще в 2005 г. он считал, что «трамадол не вызывает наркотической зависимости — по крайней мере, в научной литературе об этом ничего не сказано, и ужесточать контроль продажи препарата нет смысла, поскольку в стране растет число тяжелобольных».

Тогдашние робкие попытки Минздрава пояснить, что нигде в мире трамадол не считается наркотиком, теперь квалифицируются как «втягивание государства фармацевтическим лобби в длительную и малопродуктивную дискуссию об официальном статусе (наркотик или не наркотик) этого психоактивного вещества», и революционное правосознание — верный спутник идеалов Майдана — положило дискуссиям конец. Впрочем, дабы задним числом оправдать это волевое решение, все же пришлось попросить ООН специальным решением признать трамадол геноцидом украинского народа:

«Глава Минздрава В. Князевич сообщил, что ведомство обратилось к Генсеку ООН, поскольку лишь ООН в международном масштабе может вынести решение об отнесении какого-либо из медицинских препаратов к перечню наркотических средств. «В Европе трамадол считается анальгетиком. Поэтому мы должны обосновать решение правительства перед ООН».

Почему переменилась позиция врачей? Представляется, что они решили отыграться за провал тотальной рецептуризации аптечных продаж при Н. Полищуке. Неспроста один из них, комментируя происходящее, назидательно замечает:

«До сих пор корень зла, а именно отсутствие рецептурной дисциплины в аптечных сетях Украины, оставался в неприкосновенности. Действующие на территории нашей страны аптечные сети грубо и систематически нарушали рецептурный режим. К этому их поощряло естественное для бизнеса стремление к прибыли, с одной стороны, и неадекватно мягкое по отношению к таким нарушениям законодательство — с другой».

В 2006 г. фармацевты отбили попытку медиков взять финансовые потоки аптек под рецептурный контроль благодаря прямолинейности и затянутости ее подготовки. Но теперь стремительный «трамадоловый штурм» с неожиданного направления, похоже, застал их врасплох. И если молчание, говорящее о непринятии адекватных контрмер, продлится еще, то сиквел «Великой октябрьской рецептурной революции» Полищука не за горами — МВД, в упоении успехами, намерено заставить аптеки продавать все лекарства как наркотики: «

МВД приветствует внесение трамадола в перечень наркотических средств, однако отмечает существование ряда лекарственных средств, которые содержат сильнодействующие вещества и продаются в аптеках без рецепта. Молодые люди используют препараты трайфед, колдакт, флюколд, спазмалекс и др. не по назначению. Последний токсичнее героина в 6–7 раз; тот, кто регулярно употребляет этот препарат, живет полгода, максимум — год.

Лекарственный препарат колдакт находится в свободной продаже на аптечном рынке Украины и предназначен для устранения симптомов простуды. В результате употребления данного препарата (после определенной обработки) у зависимых людей наблюдаются смазанность речи, тремор рук, непроизвольные подергивания мышц лица, заторможенность, неспособность контролировать походку. Набирают популярность среди подростков актифед и трайфед; основной побочный эффект, который вызывает злоупотребление ими, — гниение костей.

В этой связи МВД инициирует немедленное внесение изменений в существующее законодательство по внедрению реализации всех без исключения лекарств по рецептам».

«Андрей Мухатаев, начальник УСБУ в Харьковской обл., заявил: «Необходимо в государстве создать такую надежную систему, чтобы от названия препарата ничего не менялось. Государственная машина должна работать таким образом, чтобы не оставалось правовых лазеек для всяких дельцов».

Перспектива понятна? Но потребителям трамадола невмоготу уже сейчас, и они, в отличие от фармацевтов, не молчат — родные тяжело страдающих онкобольных протестуют против лишения жизненно необходимого обезболивающего:

« — Это просто ужас! — возмущается 40-летняя Валентина, жительница райцентра Тростянец на Винничине. — Так рубанули сплеча и плюнули на людей.

Раньше мы брали трамадол в Тростянецкой больничной аптеке, а теперь нужно ехать или в Ладыжин, или в Винницу. Выписывают по десять ампул. Нам это на три дня.

В Тростянце теперь ни одна аптека не имеет лицензии на продажу трамадола. До Ладыжина билет в одну сторону стоит 4–5 грн., до Винницы — 20 грн.».

«Больные одесситы стали заложниками инвентаризации трамадола. Реализовывать трамадол гражданам, нуждающимся в нем по состоянию здоровья, на сегодня имеют право всего 7 аптек в Одесской области и только 1 в Одессе. Инвентаризация трамадола тяжело сказалась на онкобольных. Особенно трудно жителям отдаленных от райцентров сел — ведь получить трамадол они смогут теперь только лично в медучреждении, где состоят на учете».

Даже медики говорят о том, кому на самом деле «переломили хребет»:

« — Из-за признания трамадола наркотиком, — рассказывает главный врач Института радиологии Леонид Васильев, — в институте его больше не выписывают. Онкологические больные страдают, потому что доступ к препарату стал более сложным и ограниченным. Мне известны случаи, когда они изза боли заканчивали жизнь самоубийством».

«Отнесение любого препарата к перечню наркотических средств при современной регламентации их обращения приводит к существенному ограничению их доступности не только для наркоманов, но и для тех, кому они жизненно необходимы по медицинским показаниям, в частности для больных онкологического профиля. Памятуя о громоздкой и чреватой юридическими осложнениями процедуре выписки рецептов по формам № 2 и № 3, врачи и руководители медицинских учреждений ограничивают себя в назначении этих препаратов, что закономерно приводит к ухудшению качества лечения и усугублению страданий тяжело больных людей».

Из-за усложнения процедур ни один заваптеки в здравом уме и по своей воле не станет оформлять лицензию на торговлю трамадолом («это значительная головная боль при минимуме выгоды»). Столица рассчитывает «нагнуть» фармацевтов посредством надежной государственной машины по Мухатаеву — «призвав руководителей здравоохранения в регионах Украины проникнуться важностью проблемы, взять под личный контроль ситуацию по обеспечению тяжелых больных обезболивающими препаратами, относящимися к категории «наркотических», и срочно принять меры по возобновлению сети коммунальных аптек в регионах, где таковая отсутствует, а также способствовать получению аптеками лицензий на продажу наркотических средств».

«Есть области, где полностью утеряна коммунальная сеть аптек. В этих областях мы поставим вопрос об открытии новых аптек, в которых отпуск лекарственных средств будет осуществляться пациентам по всем медицинским правилам».

Но, как мы хорошо знаем по Харькову, власти на местах всеми силами стараются избавиться от коммунальных аптек, что еще уцелели. Где уж тут открывать новые, и на чьи деньги? Да и что они будут продавать? Ведь униженные и ограбленные заводы больше не будут выпускать трамадол — директор по производству ФК «Здоровье» заявил: «Я могу с полной уверенностью сказать, что трамадол сейчас не выпускает ни одно предприятие Украины, и вряд ли есть предприятия, которые захотят получить эту лицензию».

То же случится у нас с любым лекарством, подобными средствами «приведенным к медицински обоснованным границам».

Вы этого хотите, дорогие читатели? Тогда не молчите, как остриженные ягнята.

По материалам сети интернет подготовил Н. П. Аржанов

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика