|
Преподавание технологии лекарств —
|
Страна | Наименование дисциплины |
Кре- диты |
---|---|---|
Польша |
|
12,7 |
Франция |
|
10 |
Велико- |
|
19 |
Германия |
|
63 |
Канада |
|
42 |
США |
|
29 |
Китай |
Технология лекарственных форм |
62.4% от числа традиционных дисциплин |
Япония |
Технология лекарств |
60 |
Украина |
Национальный фармацевтический университет:
|
13,6 |
Запорожский государственный медицинский университет:
|
11,9 |
|
Львовский национальный медицинский университет им. Данила Галицкого:
|
17 |
|
Тернопольский государственный медицинский университет им. И. Я. Горбачевского:
|
11,3 |
Таким образом, анализ учебных планов ВУЗов США, Великобритании, Франции, Германии, Канады, Польши, Китая, Японии, России и других стран в сравнении с Украиной свидетельствует о том, что технология лекарств занимает значительное место среди профессиональных дисциплин. Кроме того, прослеживается последовательное изучение курса технологии лекарств, вначале аптечной, а затем заводской. Такой принцип изложения материала показывает тесную взаимосвязь дисциплин, их преемственность и определяет задачи технологии лекарств [7, 9].
Содержание технологии лекарств как учебной дисциплины можно проследить по учебной литературе. В данной статье нами представлен анализ современных отечественных учебников в сравнении с учебниками Германии и Франции.
Структура Германского учебника «Pharmazeutische technologie» (fur Studium und Beruf), автор Rudolf Voigt, представлена в таблице 2, из которой видно, что названия глав данного издания практически соответствуют нашим учебникам по видам и количеству лекарственных форм. Углубленный анализ показал, что содержание, иллюстрации, оборудование, технологические схемы и процессы, представленные в данном учебнике, повторяют таковые в современных отечественных учебниках под редакцией Тихонова А. И., Чуешова В. И., Перцева И. М.
№ главы | Название главы |
---|---|
Глава 1 |
Основные технологические операции |
Глава 2 |
Физико-химические свойства лекарственных форм |
Глава 3 |
Жидкие лекарственные формы (растворы) |
Глава 4 |
Твердые лекарственные формы (порошки, таблетки и др.) |
Глава 5 |
Твердые лекарственные формы с модифицированным высвобождением (биокинетические модели и др.) |
Глава 6 |
Суппозитории |
Глава 7 |
Мягкие лекарственные формы (мази, кремы и др.) |
Глава 8 |
Пластыри |
Глава 9 |
Эмульсии, суспензии |
Глава 10 |
Инъекционные и инфузионные лекарственные формы |
Глава 11 |
Аэрозоли |
Глава 12 |
Экстракционные лекарственные препараты |
Глава 13 |
Новые лекарственные формы |
Глава 14 |
Научные аспекты лекарственных форм |
Глава 15 |
Оборудование в технологическом производстве |
Глава 16 |
Гомеопатические лекарственные средства |
Отличительной особенностью данного учебника является отдельная глава «Научные аспекты лекарственных форм», и раздел «Биофармацевтические аспекты», который приведен в конце каждой главы. Согласно учебного плана НФаУ, изучение данных вопросов предусмотрено на V курсе, а также в учебной и научной магистратуре, поэтому они включены в другие учебники, например, «Биофармация» под редакцией Тихонова А. И., Ярных Т. Г.
Во Франции существует два учебника для изучения технологии лекарств. Учебник «Manuel du Preparateur en Pharmacie», автор G. Legrand (табл. 3), включает 5 глав и по содержанию материала очень близок к учебнику «Технология лекарств» (Тихонова А. И., Ярных Т. Г.). Основной акцент сделан на аптечную технологию экстемпоральных прописей. Они классифицированы по лекарственным формам. Структура написания учебника такая: приводится пропись на латинском языке, ее технология, особенности расчетов, указаны свойства сильнодействующих и ядовитых лекарственных веществ.
№ главы | Название главы |
---|---|
Глава 1 |
Введение |
Глава 2 |
Основы фармации |
Глава 3 |
Приготовление лекарственных форм |
Глава 4–5 |
Программа и базовый материал по анатомии, физиологии,ботанике, химии |
Отличительной особенностью данного учебника является большее количество описанных лекарственных форм — 56 видов, из которых 25 — лекарственные формы специального назначения (гомеопатические, ветеринарные, косметические, фитопрепараты, антибиотики, витамины, гормоны, ферменты и др.). Из традиционных лекарственных форм описаны эликсиры, лимонады, пастилки, пилюли, сахара, соки, вина и др. В данном учебнике не приведены иллюстрации оборудования (за исключением одного рисунка — пилюльная машинка).
Интересной особенностью рассматриваемого учебника является то, что он содержит две главы (4–5), в которых приведена программа и базовый материал по анатомии, физиологии, ботанике, химии. Учебник очень хорошо иллюстрирован, материал изложен в аспекте взаимосвязи лекарственного препарата с тем или иным органом (путь введения, всасывание, выведение), а также физико-химических процессов, происходящих в лекарственных формах при их экстемпоральном приготовлении.
Другой французский учебник «Initiation a la connaissance du medicament » (авторы J.-M. Aiache, S. Aiache, R. Renoux) состоит из 9 глав (табл. 4). Он содержит описание традиционных лекарственных форм, приготовляемых в условиях заводов и аптек с использованием средств малой механизации. В учебнике очень много иллюстраций промышленного оборудования, которое приведено рядом с рисунками средств малой механизации в аптеках.
№ главы | Название главы |
---|---|
Раздел І. История развития фармации | |
Раздел ІІ. Лекарствоведение | |
Глава 1 |
Приготовление лекарственных средств |
Глава 2 |
Пути введения лекарственных средств |
Глава 3 |
Распределение лекарственных средств в организме |
Глава 4 |
Активность — Токсичность — Дозирование лекарственных средств |
Глава 5 |
Терапевтические методы |
Раздел ІІІ. Приготовление лекарственных средств | |
Глава 1 |
Создание лекарственных средств |
Глава 2 |
Источники сырья, используемые в приготовлении лекарственных средств |
Глава 3 |
Изучение сырья: сырье природного происхождения |
Глава 4 |
Изучение сырья: сырье минерального происхождения |
Глава 5 |
Изучение сырья: сырье синтетического происхождения |
Раздел ІV. Фармацевтические технологии. Общие положения | |
Глава 1 |
Высушивание |
Глава 2 |
Измельчение или растирание твердых лекарственных средств |
Глава 3 |
Смешивание |
Глава 4 |
Растворение |
Глава 5 |
Фильтрация |
Глава 6 |
Дистилляция |
Глава 7 |
Стерилизация |
Раздел V. Лекарственные формы | |
Глава 1 |
Общие положения |
Глава 2 |
Твердые лекарственные формы для перорального пути введения |
Глава 3 |
Жидкие лекарственные формы для перорального пути введения |
Глава 4 |
Лекарственные формы, предназначенные для парентерального пути введения |
Глава 5 |
Лекарственные формы, предназначенные для нанесения на слизистые |
Глава 6 |
Лекарственные формы, предназначенные для нанесения на кожу |
Глава 7 |
Вспомогательный и перевязочный материал |
Глава 8 |
Хранение и упаковка лекарственных средств |
Глава 9 |
Контроль качества лекарственных средств |
Таким образом, как в отечественных, так и в зарубежных учебниках, изучение аптечной технологии лекарств построено на рассмотрении лекарственных форм дисперсных систем и основано на теоретических положениях физической, коллоидной, органической и неорганической химии. Проблемные положения приготовления лекарственных препаратов в условиях аптек представлены не как механическая переработка лекарственных средств в соответствующие препараты, а как теоретически обоснованный технологический процесс, основанный на химических свойствах исходных веществ и физико-химических процессах, происходящих при этом. Постоянное развитие науки ставит перед технологией лекарств новые исследовательские и практические задачи, которые находят свое отражение в вопросах ее изучения [11].
Что касается форм и методов преподавания технологии лекарств в указанных странах, можно отметить, что выбор методик осуществляется в зависимости от содержания обучения, организационной формы, конкретной цели занятия на основе дидактических и методических знаний. Используются информационно-рецептивный, пояснительно-иллюстративный, а также проблемный и исследовательский методы.
В методическом обеспечении учебного процесса в ведущих странах мира существенных различий нет. Обучение проводится в форме лекций, практических занятий, семинаров, коллоквиумов. Существуют учебные и производственные практики, много времени выделяется для самоподготовки студентов, а также для участия в научной работе. Широко используются технические средства обучения, компьютерные технологии, учебные видеофильмы.
И все же главным фактором в получении практических навыков при изучении технологии лекарств является обязательное непосредственное приготовление лекарственных форм каждым студентом, самостоятельное многократное проведение всех технологических операций (отвешивание, отмеривание, измельчение, смешивание, просеивание, фильтрование и т. д.). В этих вопросах наблюдается полное единообразие [10, 12].
Обобщая представленные данные, можно сделать вывод, что преподавание технологии лекарств проводится в едином методическом ключе с учетом различий в законодательной базе и национальных традициях каждой страны, а также достижений современной науки.
Существующая научно-методическая база по технологии лекарств обеспечивает фундамент подготовки специалистов, который позволяет будущему провизору решать различные проблемы, выдвигаемые развивающимся научно-техническим прогрессом.
ЛИТЕРАТУРА
1. В. Г. Артюхов, Л. Н. Хицова, А. И. Сливкин / Принципы формирования целостности фармацевтического образования в классических университетах. — Фармация. — 2003. — № 3 — С. 33–36.
2. Грищук Л. А., Городецький В. Є. Медична освіта у Польщі. — Тернопіль: ТДМУ, 2006. — 124 с.
Главная • Архив • Реклама на сайте • Почта: [email protected] |