Логотип журнала "Провизор"








Преподавание технологии лекарств - опыт зарубежных стран

Преподавание технологии лекарств
опыт зарубежных стран

Т. Г. Ярных (профессор, д. фарм. н., зав. кафедрой технологии лекарств), А. И. Тихонов (профессор, д. фарм. н., зав. кафедрой аптечной технологии лекарств), Национальный фармацевтический университет

Вступление Украины в ЕС предусматривает повышение качества образования путем создания современной системы подготовки фармацевтических кадров.

Целенаправленность профессионального обучения заключается в отборе содержания программ по дисциплинам при строгой ориентации на конечные цели обучения, состоящие в подготовке специалистов, способных качественно выполнять профессиональную деятельность, оперативно решать функциональные задачи и нести за это ответственность. В связи с этим каждая дисциплина должна иметь свое место в учебном плане и играть определенную роль в подготовке специалиста [1, 3].

Согласно концепции развития фармацевтического сектора (утвержденной приказом МЗ Украины № 838 от 18 декабря 2007 г.), большое внимание необходимо уделять повышению эффективности практической подготовки фармацевтов в области аптечного и промышленного производства лекарственных средств. В данном аспекте, целесообразным является изучение опыта преподавания технологии лекарств в зарубежных странах.

Обращаясь к истории можно отметить, что в СССР технология лекарств в ходе своего становления пережила несколько разных стадий. На начальном этапе развития технология лекарств изучала вопросы техники приготовления лекарственных форм и называлась «курсом практических работ», «рецептурной практикой», «аптечной практикой», «фармацевтическая рецептура», «фармацевтическая пропедевтика».

С 1924 г. по 1955 г. применялся более точный термин «технология лекарственных форм», а с 1955 года — «технология лекарств». За этот период технология лекарств выросла в самостоятельную ведущую фармацевтическую дисциплину, определяющую содержание практической деятельности провизора. Сложившиеся к тому времени условия — принципиально новая система фармацевтического образования, значительные достижения фармацевтической науки (разработаны новые способы производства лекарств, новые виды лекарственных форм), развитие промышленной фармации — ускорили процесс дифференциации технологии лекарств на технологию лекарств аптечного и заводского производства. В настоящее время наша дисциплина называется «аптечная технология лекарств» и «промышленная технология лекарственных средств», что наиболее точно отражает не только суть, но и полную самостоятельность этих наук.

Следует отметить, что в других странах ее название также претерпевало несколько изменений. Например, в США она называлась «теоретической и практической фармацией». В Англии, Франции, Голландии — «галеновой фармацией» и «рецептурным искусством». В табл. 1 приведены современные названия данной дисциплины и место технологии лекарств в учебных планах различных стран [2, 4, 5].

Как видно из данных таблицы 1, в настоящее время продолжает существовать разнообразие названий: «принципы фармацевтической практики», «основы фармацевтики», «приготовление лекарственных препаратов», «фармацевтическая технология», «технология лекарственных средств», «технология лекарственных форм» и др. Причем, различие в названиях дисциплины наблюдается даже в вузах одной страны. На наш взгляд, это вполне естественно и не имеет большого значения, потому что суть технологии лекарств как научной и учебной дисциплины во всех странах одинакова.

Если сравнивать количество кредитов (часов), выделяемых на изучение данной дисциплины, то оно значительно отличается. Наибольшую часть технология лекарств занимает в учебном плане Германии, Японии, Канады, США, Великобритании. Очевидно, это связано с национальными особенностями фармацевтического образования. Например, в Китае существует 5 видов традиционной китайской аптеки и 38 учебных программ по фармации. В Великобритании программы обучения во всех фармацевтических вузах аккредитованы Королевским фармацевтическим обществом и охватывают все основные фармацевтические дисциплины. В количестве и качестве преподаваемых предметов также наблюдаются некоторые различия [6, 8].

Если говорить о законодательной базе, регулирующей аптечную деятельность, то она тоже оказывает некоторое влияние на содержание изучаемых дисциплин. Так, в учебном плане США отдельным курсом вынесена технология парентеральных лекарственных препаратов. Это связано с тем, что в США законодательно принят единственный способ обеспечения лечебного процесса инфузионными смесями: они должны изготовляться только в больничной аптеке по всем правилам фармацевтической технологии под контролем специалистов. Поэтому при подготовке фармацевтов данному разделу технологии лекарств уделяется большее внимание, чем другим лекарственным формам.

Современная Япония переняла западный опыт фармацевтического образования и проводит подготовку фармацевтов по трем специальностям: химик, технолог и работник аптеки. На изучение технологии лекарств в учебном плане отведено 60 кредитов. Интересно отметить, что Япония имеет развитую фармацевтическую промышленность и стала одним из лидеров по объему производства фармацевтических препаратов (23,8 % мирового рынка).

В учебном плане России по специальности «Фармация» содержится 33 дисциплины. По объему часов, отводимых на усвоение учебного материала, и перечню дисциплин он соответствует фармацевтическим учебным планам Европы и США. Блок специальных дисциплин включает фармацевтическую технологию, фармацевтическую химию, фармакогнозию, биотехнологию, управление и экономику фармации. Элективные курсы включают технологию гомеопатических и ветеринарных препаратов, парафармацевтических, лечебно-косметических средств и биологически активных диетических добавок.


Таблица 1. Технология лекарств в учебных планах университетов США, Франции, Великобритании, Германии, Канады, Польши, Китая, Японии, Украины
Страна Наименование дисциплины Кре-
диты

Польша

  • Технология лекарственных средств (1), (2), (3);
  • Новая технология лекарственных средств

12,7

Франция

  • Фармацевтическая технология;
  • Галеника;
  • Промышленная фармация;
  • Концепция и производство лекарств

10

Велико-
британия

  • Приготовление лекарственных препаратов (1), (2);
  • Фармацевтические навыки, умения

19

Германия

  • Фармацевтическая технология (1), (2);
  • Основы фармацевтической технологии;
  • Приготовление лекарственных препаратов (1), (2)

63

Канада

  • Лабораторная практика по приготовлению лекарственных препаратов;
  • Основы фармацевтики;
  • Фармацевтические науки

42

США

  • Технология лекарственных форм;
  • Основы фармации;
  • Парентеральные лекарственные препараты

29

Китай

Технология лекарственных форм

62.4% от числа традиционных дисциплин

Япония

Технология лекарств

60

Украина

Национальный фармацевтический университет:

  • Аптечная технология лекарств;
  • Промышленная технология лекарственных средств

13,6

Запорожский государственный медицинский университет:

  • Аптечная технология лекарств;
  • Заводская технология лекарств

11,9

Львовский национальный медицинский университет им. Данила Галицкого:

  • Аптечная технология лекарственных средств;
  • Промышленная технология лекарственных средств

17

Тернопольский государственный медицинский университет им. И. Я. Горбачевского:

  • Аптечная технология лекарств;
  • Заводская технология лекарств

11,3

Таким образом, анализ учебных планов ВУЗов США, Великобритании, Франции, Германии, Канады, Польши, Китая, Японии, России и других стран в сравнении с Украиной свидетельствует о том, что технология лекарств занимает значительное место среди профессиональных дисциплин. Кроме того, прослеживается последовательное изучение курса технологии лекарств, вначале аптечной, а затем заводской. Такой принцип изложения материала показывает тесную взаимосвязь дисциплин, их преемственность и определяет задачи технологии лекарств [7, 9].

Содержание технологии лекарств как учебной дисциплины можно проследить по учебной литературе. В данной статье нами представлен анализ современных отечественных учебников в сравнении с учебниками Германии и Франции.

Структура Германского учебника «Pharmazeutische technologie» (fur Studium und Beruf), автор Rudolf Voigt, представлена в таблице 2, из которой видно, что названия глав данного издания практически соответствуют нашим учебникам по видам и количеству лекарственных форм. Углубленный анализ показал, что содержание, иллюстрации, оборудование, технологические схемы и процессы, представленные в данном учебнике, повторяют таковые в современных отечественных учебниках под редакцией Тихонова А. И., Чуешова В. И., Перцева И. М. 


Таблица 2. Содержание учебника «Pharmazeutische Technologie fur Studium und Beruf» / Rudolf Voigt. — Berlin: Ullstein Mosby, 1993. — 790 c. (Германия)
№ главы Название главы

Глава 1

Основные технологические операции

Глава 2

Физико-химические свойства лекарственных форм

Глава 3

Жидкие лекарственные формы (растворы)

Глава 4

Твердые лекарственные формы (порошки, таблетки и др.)

Глава 5

Твердые лекарственные формы с модифицированным высвобождением (биокинетические модели и др.)

Глава 6

Суппозитории

Глава 7

Мягкие лекарственные формы (мази, кремы и др.)

Глава 8

Пластыри

Глава 9

Эмульсии, суспензии

Глава 10

Инъекционные и инфузионные лекарственные формы

Глава 11

Аэрозоли

Глава 12

Экстракционные лекарственные препараты

Глава 13

Новые лекарственные формы

Глава 14

Научные аспекты лекарственных форм

Глава 15

Оборудование в технологическом производстве

Глава 16

Гомеопатические лекарственные средства

Отличительной особенностью данного учебника является отдельная глава «Научные аспекты лекарственных форм», и раздел «Биофармацевтические аспекты», который приведен в конце каждой главы. Согласно учебного плана НФаУ, изучение данных вопросов предусмотрено на V курсе, а также в учебной и научной магистратуре, поэтому они включены в другие учебники, например, «Биофармация» под редакцией Тихонова А. И., Ярных Т. Г.

Во Франции существует два учебника для изучения технологии лекарств. Учебник «Manuel du Preparateur en Pharmacie», автор G. Legrand (табл. 3), включает 5 глав и по содержанию материала очень близок к учебнику «Технология лекарств» (Тихонова А. И., Ярных Т. Г.). Основной акцент сделан на аптечную технологию экстемпоральных прописей. Они классифицированы по лекарственным формам. Структура написания учебника такая: приводится пропись на латинском языке, ее технология, особенности расчетов, указаны свойства сильнодействующих и ядовитых лекарственных веществ.


Таблица 3. Содержание учебника «Manuel du Preparateur en Pharmacie » / G. Legrand. — Masson: 11e edition, Paris. Milan. Barcelone. Mexico, 1990. — 826 c. — (Франция)
№ главы Название главы

Глава 1

Введение

Глава 2

Основы фармации

Глава 3

Приготовление лекарственных форм

Глава 4–5

Программа и базовый материал по анатомии, физиологии,ботанике, химии

Отличительной особенностью данного учебника является большее количество описанных лекарственных форм — 56 видов, из которых 25 — лекарственные формы специального назначения (гомеопатические, ветеринарные, косметические, фитопрепараты, антибиотики, витамины, гормоны, ферменты и др.). Из традиционных лекарственных форм описаны эликсиры, лимонады, пастилки, пилюли, сахара, соки, вина и др. В данном учебнике не приведены иллюстрации оборудования (за исключением одного рисунка — пилюльная машинка).

Интересной особенностью рассматриваемого учебника является то, что он содержит две главы (4–5), в которых приведена программа и базовый материал по анатомии, физиологии, ботанике, химии. Учебник очень хорошо иллюстрирован, материал изложен в аспекте взаимосвязи лекарственного препарата с тем или иным органом (путь введения, всасывание, выведение), а также физико-химических процессов, происходящих в лекарственных формах при их экстемпоральном приготовлении.

Другой французский учебник «Initiation a la connaissance du medicament » (авторы J.-M. Aiache, S. Aiache, R. Renoux) состоит из 9 глав (табл. 4). Он содержит описание традиционных лекарственных форм, приготовляемых в условиях заводов и аптек с использованием средств малой механизации. В учебнике очень много иллюстраций промышленного оборудования, которое приведено рядом с рисунками средств малой механизации в аптеках.


Таблица 4. Содержание учебника «Initiation а la connaissance du medicament» / J.-M. Aiache, S. Aiache, R. Renoux. — Masson: Paris. Milan. Barcelone. Mexico, 1989. — 268 c. (Франция)
№ главы Название главы
Раздел І. История развития фармации
Раздел ІІ. Лекарствоведение

Глава 1

Приготовление лекарственных средств

Глава 2

Пути введения лекарственных средств

Глава 3

Распределение лекарственных средств в организме

Глава 4

Активность — Токсичность — Дозирование лекарственных средств

Глава 5

Терапевтические методы

Раздел ІІІ. Приготовление лекарственных средств

Глава 1

Создание лекарственных средств

Глава 2

Источники сырья, используемые в приготовлении лекарственных средств

Глава 3

Изучение сырья: сырье природного происхождения

Глава 4

Изучение сырья: сырье минерального происхождения

Глава 5

Изучение сырья: сырье синтетического происхождения

Раздел ІV. Фармацевтические технологии. Общие положения

Глава 1

Высушивание

Глава 2

Измельчение или растирание твердых лекарственных средств

Глава 3

Смешивание

Глава 4

Растворение

Глава 5

Фильтрация

Глава 6

Дистилляция

Глава 7

Стерилизация

Раздел V. Лекарственные формы

Глава 1

Общие положения

Глава 2

Твердые лекарственные формы для перорального пути введения

Глава 3

Жидкие лекарственные формы для перорального пути введения

Глава 4

Лекарственные формы, предназначенные для парентерального пути введения

Глава 5

Лекарственные формы, предназначенные для нанесения на слизистые

Глава 6

Лекарственные формы, предназначенные для нанесения на кожу

Глава 7

Вспомогательный и перевязочный материал

Глава 8

Хранение и упаковка лекарственных средств

Глава 9

Контроль качества лекарственных средств

Таким образом, как в отечественных, так и в зарубежных учебниках, изучение аптечной технологии лекарств построено на рассмотрении лекарственных форм дисперсных систем и основано на теоретических положениях физической, коллоидной, органической и неорганической химии. Проблемные положения приготовления лекарственных препаратов в условиях аптек представлены не как механическая переработка лекарственных средств в соответствующие препараты, а как теоретически обоснованный технологический процесс, основанный на химических свойствах исходных веществ и физико-химических процессах, происходящих при этом. Постоянное развитие науки ставит перед технологией лекарств новые исследовательские и практические задачи, которые находят свое отражение в вопросах ее изучения [11].

Что касается форм и методов преподавания технологии лекарств в указанных странах, можно отметить, что выбор методик осуществляется в зависимости от содержания обучения, организационной формы, конкретной цели занятия на основе дидактических и методических знаний. Используются информационно-рецептивный, пояснительно-иллюстративный, а также проблемный и исследовательский методы.

В методическом обеспечении учебного процесса в ведущих странах мира существенных различий нет. Обучение проводится в форме лекций, практических занятий, семинаров, коллоквиумов. Существуют учебные и производственные практики, много времени выделяется для самоподготовки студентов, а также для участия в научной работе. Широко используются технические средства обучения, компьютерные технологии, учебные видеофильмы.

И все же главным фактором в получении практических навыков при изучении технологии лекарств является обязательное непосредственное приготовление лекарственных форм каждым студентом, самостоятельное многократное проведение всех технологических операций (отвешивание, отмеривание, измельчение, смешивание, просеивание, фильтрование и т. д.). В этих вопросах наблюдается полное единообразие [10, 12].

Обобщая представленные данные, можно сделать вывод, что преподавание технологии лекарств проводится в едином методическом ключе с учетом различий в законодательной базе и национальных традициях каждой страны, а также достижений современной науки.

Существующая научно-методическая база по технологии лекарств обеспечивает фундамент подготовки специалистов, который позволяет будущему провизору решать различные проблемы, выдвигаемые развивающимся научно-техническим прогрессом.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. Г. Артюхов, Л. Н. Хицова, А. И. Сливкин / Принципы формирования целостности фармацевтического образования в классических университетах. — Фармация. — 2003. — № 3 — С. 33–36.

2. Грищук Л. А., Городецький В. Є. Медична освіта у Польщі. — Тернопіль: ТДМУ, 2006. — 124 с.

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика