Логотип журнала "Провизор"








Загадка Ольги Габрилович

Н. П. Аржанов, г. Харьков

Ольга Евгеньевна Габрилович

Ольга Евгеньевна Габрилович

В истории фармации есть личности, чьи поступки, совершенные когда-то, кажутся из сегодняшнего далека странными и не самосогласованными. Чаще всего этот налет иррациональности — результат искажения биографической информации: случайного, из-за разделяющих нас наслоений времени, либо умышленного, совершенного по идеологическим соображениям. Но иногда герои истории и в самом деле поступали вопреки и здравому смыслу; им и вправду сопутствовала тайна, не раскрытая и по сей день.

23 декабря 1906 г. московский еженедельник «Фармацевт» (№ 47–48), редактируемый магистром фармации Э. А. Альтгаузеном, кратко сообщив о весьма неординарном событии, анонсировал изложение подробностей последнего:

Действительно — интерес к предмету подогревался и тем, что мало кому известная женщина-провизор сумела взять научную высоту, не покорившуюся прославленной Антонине Лесневской (см. №№ 5,7, 2007), и токсикологической темой диссертации, странно коррелировавшей с популярным черносотенным тезисом о злоумышленном отравлении инородцами простодушного русского люда. Читатели с нетерпением ждали подробностей и комментариев, но... по злой воле рока следующий номер еженедельника вышел лишь в конце мая 1907 г., уже под новым названием «Фармацевтпрактик» и под редакцией кандидата химии, провизора И. Р. Захаревича и магистра фармации К. С. Цомая. Прежний редактор скончался 12 марта 1907 г., так и не сумев как следует рассказать подписчикам о первой русской женщине-магистре.

В каком-то смысле статский советник Э. А. Альтгаузен тоже может считаться «преждевременной жертвой «пьяного хлеба», хотя некролог в «Фармацевтическом журнале» (№ 12, 1907) и приписывал его кончину другим причинам:

Это же столичное издание, перехватив инициативу, в четырех номерах (№№ 3–6, 1907) напечатало довольно полное изложение диссертации, об авторе которой сообщило следующее:

Итак, ее руководителем был сам Александр Яковлевич Данилевский (1839–1920), биохимик, как раз в это время возглавивший ВМА, сын харьковского часовых дел мастера и старший брат Василия Данилевского (в 1860– 1870-е гг. Василий обучался в гимназии и в университете, сначала в Казани, потом в Харькове, под личной опекой Александра, тогда уже профессора: разница в возрасте между братьями — 13 лет). А диссертантка (рис.) и вовсе годилась своему руководителю во внучки [1]:

Эта скупая информация рождает больше вопросов, чем дает ответов. Что за семья подарила России первую женщину-магистра? В стране было немало видных фармацевтов с фамилией Габрилович (например, в Петербурге — магистр Макс Леонович). В семье Иосифа Густавовича Габриловича, владевшего аптеками в Воронеже, а затем в Москве, родился знаменитый киносценарист Евгений Габрилович (1899–1993). Но ведь в автобиографии ясно сказано — дочь врача!

А врач с подходящими именем и фамилией в Петербурге был тогда всего один. О нем и его сыне, тоже медике, рассказывает статья [2]. Семья эта была необычная — оба Габриловича начинали как правоверные врачи, но с возрастом вдруг обращались в рьяных гомеопатов:

Могла ли Ольга Евгеньевна быть поздним ребенком в такой семье? По-видимому, могла. Вероятно, старший на 14 лет брат Николай помогал ее восхождению по карьерной лестнице не менее эффективно, чем профессор А. Я. Данилевский вел по науке своего младшего брата Васю — так принято в многодетных еврейских семьях. Но это — лишь догадки: автор [2] ничего не говорит о магистре фармации, воспитанном семьей Габриловичей-гомеопатов.

Следующий вопрос: почему магистерская работа выполнялась в ВМА? Ведь Ольга уже работала ассистентом на кафедре в ЖМИ, возглавлявшейся с 1898 г. химикомфармацевтом Гинзбергом, больше подходившим ей по возрасту, чем старик Данилевский — ровесник ее отца.

Профессор Гинзберг вошел в историю тем, что основал первый в СССР Химико-фармацевтический институт и несколько лет его возглавлял. Кстати, биография потомственного фармацевта также связана с Харьковом [3]:

Далее последовала защита магистерской диссертации [3] и назначение профессором фармацевтической химии и фармакогнозии в ЖМИ; одновременно Гинзберг стал приват-доцентом и в ВМА. Но Габрилович с ним почему-то не сработалась; отсюда и сдача ею магистерских экзаменов в Москве, и переход к А. Я. Данилевскому, предложившему Ольге остро актуальную тему диссертации [1]:

Общественное мнение начинало склоняться к тому, что появление отравленного хлеба — дело рук врагов русского народа, внешних и внутренних (к последним традиционно причислялись социалисты и инородцы), усиливших подрывную деятельность в связи с отвлечением сил государства на войну с Японией. Поэтому будущей первой русской женщине-магистру была поставлена задача — теоретически и экспериментально доказать, что за отравление хлеба ответственны совсем другие, микроскопические паразиты. И сделать это следовало очень быстро — времена стояли горячие [1]:







© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика