|
Актуальность внедрения формулярной системы в УкраинеА. С. Немченко, И. В. Жирова, А. А. Котвицкая, Национальный фармацевтический университет Согласно Постановления КМ Украины от 25.08.2003 г. № 1162 «Об утверждении Государственной программы обеспечения населения лекарственными средствами на 2004–2010 гг.», а также Приказа Министерства здравоохранения от 30.10.2003 г. № 502 в числе первоочередных мер 2004 года по реализации указанной программы предусматривалось создание в Украине формулярной системы, внедрение формуляров лекарственных средств, разработанных на основе стандартов лечения. Однако важнейшая государственная программа не выполняется. Возникает закономерный вопрос: потеряло ли актуальность для Украины создание формулярной системы? В условиях ограниченного финансирования отечественного здравоохранения все более актуальной становится проблема рациональной фармакотерапии. Бюджетных и личных средств граждан недостаточно для обеспечения адекватной фармацевтической помощи, по-прежнему нерешенным остается вопрос обеспечения экономической доступности лекарственных средств [2]. Это связано с необходимостью разработки рекомендаций для врачей и фармацевтов с целью ориентации в огромном количестве наименований фармацевтических продуктов (до 300 тыс. наименований), в большей части дублирующие друг друга, так как в основу фармакотерапии положено до 3500 субстанций (соотношение субстанций и торговых наименований составляет 1:86). Отсутствие обоснованных и утвержденных стандартов лечения приводит к тому, что назначение и использование лекарств носит хаотический, часто иррациональный, характер, что еще больше осложняет ситуацию. Специалисты ВОЗ отмечают, что 40% назначений лекарственных средств являются нерациональными. В таких условиях важнейшим инструментом достижения баланса между потребностями здравоохранения и расходами бюджета является формулярная система, позволяющая удовлетворять минимальные потребности системы здравоохранения в лекарственных средствах, при использовании наиболее эффективных, безопасных и выгодных с точки зрения расходов лекарств. Формирование национальной лекарственной политики предусматривает обеспечение и рациональное использование ресурсов фармации (лекарств и бюджетных средств). Внедрение формулярной системы предусматривает внедрение формулярных перечней. В последнем Государственном реестре СССР содержалось всего 2 тыс. лекарственных препаратов. Как известно, в Украине зарегистрировано более 14 тыс. лекарственных средств. Это означает, что и у врачей, и у пациентов появился выбор. Помочь сделать правильный выбор призвана формулярная система. Внедрение формулярной системы поможет работникам медицинских и фармацевтических организаций выбрать действительно необходимые лекарственные средства из всех, зарегистрированных в Украине. Содержание формулярной системы состоит в том, что на национальном уровне, на уровне областной, районной, участковой больниц для лечения определенного заболевания предлагается список лекарственных средств, исходя из четырех критериев, предъявляемых ВОЗ к рациональному применению лекарственных препаратов: эффективность, безопасность, перспективность и наличие в аптеке, таким образом, внедрение формулярной системы минимизирует лоббирование производителей [4]. При функционировании формулярной системы специалисты в конкретной области медицины имеют возможность применения наиболее безопасных, эффективных и доступных лекарственных средств, исходя из экономических, эпидемиологических особенностей региона, контингента населения, проживающего в данном регионе. Формуляр — это главный инструмент внедрения эффективного лекарственного обеспечения, содержащий основные положения эффективной, безопасной и экономически выгодной для государства и больного фармакотерапии, то есть номенклатура формуляра должна быть фармакоэкономически обоснованной [3]. Основу формуляра составляет определение стандартов лечения (консенсус), что имеет большое значение, поскольку создавать формулярную систему без использования опыта клиницистов невозможно. Подходы к созданию формуляра в разных странах (и даже в разных регионах в пределах одной страны) базируются, с одной стороны, на состоянии здоровья населения, а с другой — на возможности государства оказывать необходимую помощь населению. В условиях крайне ограниченного бюджетного финансирования и отсутствия обязательного медицинского страхования государство способно компенсировать только малую часть необходимых расходов на лечение пациента, таким образом, к примеру, государственная компенсация расходов на фармацевтическую помощь составляет 15–18%, в странах ЕС 75–90%. Большую часть расходов приходится нести пациенту. Поэтому формулярная система нам необходима больше, чем другим странам. Национальный формуляр должен формироваться как трехуровневая система:
Формуляр должен составляться на основании анализа заболеваемости, которая наиболее распространена у пациентов, обслуживаемых данным лечебным учреждением, определения потребности в лекарственных средствах для лечения соответствующих заболеваний, наличия препаратов-аналогов, их качества и цены. Формулярная система и формуляр гарантируют, что все больные будут лечиться доступными лекарственными средствами; каждый больной должен получить адекватное, качественное лечение. Формуляр лекарственных средств гарантирует, что назначение препаратов на основе критериев и стандартов лечения заболевания будет объединяться с индивидуальным подходом к фармакотерапии [1]. Этапы формирования формуляров:
Основные функции формулярной системы — медицинская, фармацевтическая, социальная, экономическая и информационная — приведены в таблице.
Ожидаемые позитивные результаты внедрения формулярной системы:
Разработка формуляра состоит из таких элементов:
Основные критерии включения лекарственных средств в формуляр четко определены:
При разработке формуляра лекарственных средств нужно учитывать фармакоэкономические аспекты их использования, что позволит оптимизировать лечебный процесс. Рациональным является определение показателя стоимость / эффективность лекарственной терапии. Фундаментальное значение для разработки национальных программ в фармацевтической отрасли имеет проведение ВОЗ регулярного обновления «Примерного перечня основных лекарственных средств (ОЛС)», а также для рационального распределения лекарств, поскольку используется накопленный опыт многих стран, в которых практически осуществляется концепция ОЛС. Системы, основанные на данной концепции, предназначаются для более рационального использования необходимых лекарственных средств тем группам населения, основные потребности которых в медицинском обслуживании обеспечиваются государством (хронические больные, в т. ч. больные сахарным диабетом, онкозаболеваниями и др.). Формуляр создается на основании национального перечня ОЛС. Решения о том, какие именно лекарственные средства необходимо включать в национальные программы, должны приниматься национальными органами здравоохранения. Национальный перечень ОЛС уже утвержден в Украине, поэтому на данном этапе реформирования особенно актуальным является создание формулярной системы. Методология формирования формуляров и взаимосвязи регулирующих перечней представлены на рисунке.
Главной составной частью формуляра являются стандарты фармакотерапии, разрабатываемые на основе международного опыта и данных доказательной медицины, опираясь на определенные схемы лечения, с целью достижения максимального эффекта у большинства больных при минимальных расходах. Стандарты лечения ориентированы на ОЛС и отображают консенсус специалистов по оптимальной фармакотерапии определенных заболеваний и синдромов. Рекомендуют для введения в формуляр лекарств, эффективность которых при лечении конкретного заболевания доказана в ходе многочисленных клинических, прежде всего, международных многоцентровых исследований. Разработка и внедрение унифицированных формуляров направлены на обеспечение гарантированного уровня и объема фармацевтической помощи в медицинском учреждении. Через внедрение формуляров и формулярных справочников можно решить ряд проблем:
Определение лекарственных препаратов, которые целесообразно вводить в соответствующие формулярные и страховые перечни, является соответствующим шагом к разработке унифицированной методики стандартизации медицинской и фармацевтической помощи и расчета их стоимости. Нами были разработаны формулярный и страховой перечни антидиабетических лекарственных средств. Поскольку для определения формулярного перечня необходимо использовать системный подход, нами были предложены комплексные оценки, базирующиеся на стандартизации показателей отдельных характеристик, сведению их к одному виду. Для этого был избран метод вычисления многомерной средней, суть которого заключается в замене индивидуальных значений множества показателей элемента совокупности относительными величинами [5]. Базой сравнения стали средние значения показателей по совокупности в целом. Методика, по которой были определены препараты для формулярного перечня, включает следующие этапы:
Основными критериями отбора для формирования как формулярного, так и страхового перечня стали обоснованная необходимость, эффективность, безопасность, а также наличие препаратов на фармацевтическом рынке. Важным этапом внедрения формуляров является разработка формулярного справочника, включающего информацию, направленную на врача определенной специализации, фармацевтических и медицинских работников, которые обслуживают специализированные медицинские учреждения или занимаются организационно-маркетинговыми проблемами медикаментозного обеспечения определенной категории больных. Формулярный справочник должен включать информацию об эффективных лекарственных средствах с учетом экспертной оценки и наличия на фармацевтическом рынке страны, их синонимы, фармакологические и фармакокинетические характеристики, результаты и предостережения при одновременном приеме их с другими лекарственными средствами. ВыводыНесомненно, введение формулярной системы отразится на фармацевтическом рынке. Специалисты уже прогнозируют возможные последствия, связанные с внесением в формуляр или исключения из него лекарственных средств. Внедрение формулярной системы положительно отразится на формировании ассортиментной политики, а также эффективности использования средств и, как следствие, улучшении лекарственного обеспечения больных. С учетом опыта стран, в которых внедрена формулярная система, нами разработаны методические подходы к определению модели фармацевтического формуляра.
Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||||||||||||
|