Логотип журнала "Провизор"








Лекарственные препараты: что знает о них потребитель?

Об уровне осведомленности потребителя о безрецептурных лекарственных препаратах и критериях их выбора шла речь на очередном круглом столе, организованном в Киеве центром PR консалтинга Publiciti Creating. В его работе участвовали представители общественных организаций, аптек и производителей фармацевтической продукции.

Потребители слабо и поверхностно информированы об основных характеристиках лекарственных препаратов. Несовершенство системы здравоохранения приводит к тому, что потребители стараются, по возможности, избегать общения с врачами. Большинство врачей, то ли в силу нехватки времени, то ли считая, что пациенту не обязательно все знать о препарате, не всегда дают ему полную информацию, да и пациент не всегда стремится ее получить. Специальные образовательные программы для потребителей отсутствуют, ни СМИ, ни общественные организации, ни органы здравоохранения не прилагают усилий, чтобы воспитать в потребителе надлежащее понимание того, что речь идет в данном случае о его безопасности, его здоровье и качестве его дальнейшей жизни. Сегодня из уст специалистов все чаще звучит мнение, что при современном развитии технологий хирургическое вмешательство сопряжено с гораздо меньшим риском получить серьезные осложнения, чем принятие не по показаниям одной таблетки.

Потребитель этого еще не осознал. Чтобы сэкономить время, он заскакивает в аптеку и, руководствуясь информацией из телевизионной рекламы, советом знакомых, в лучшем случае попросив совета у провизора, покупает ЛС. Крайне редко при этом его интересует сертификат качества и безопасность ЛС. Потребитель, как правило, даже не подозревает о существовании оригинальных препаратов и генериков и считает, что препараты растительного происхождения предпочтительнее, чем синтетические. И главным аргументом в результате окажется стоимость препарата, которая и решит все дело.

Работники аптек наблюдают, что среди всех критериев выбора ЛС роль провизора в последнее время возрастает, особенно если потребитель обратился в аптеку, минуя врача. Провизор, таким образом, непосредственно вовлечен в процесс обеспечения потребителя ЛС. Поэтому сейчас широкое распространение получает одно из профессиональных направлений деятельности провизора — фармопека. Практически, если речь идет о безрецептурных препаратах, провизор заменяет врача. Соседняя Россия пошла дальше в этом направлении: в некоторых аптеках ввели должности медицинских консультантов, объединяющие функции врача и провизора. Вот как комментирует ситуацию М. А. Аристов, медицинский директор представительства «Берингер Ингельхайм» в Украине: «Роль провизора очень велика, но всю информацию потребитель должен получать, прежде всего, от врача. Очень часто провизору приходится в течение нескольких минут, на основании короткого разговора, порекомендовать препарат, что довольно затруднительно и очень ответственно. Потребитель идет на это сознательно, чтобы сэкономить время стояния в очередях в поликлинике и получить самое быстрое удовлетворение своих потребностей. Нужно учитывать также и уровень информированности врачей и провизоров: насколько полученная ими от производителя информация полная, достоверная и всеобъемлющая. Ведь и врач, и провизор в данном случае тоже являются потребителями информации. Не всегда, увы, она бывает достоверной. Необходимо реформирование не только системы здравоохранения, но и системы информирования потребителя. Он должен идти в аптеку, будучи подготовленным врачом. К сожалению, в Украине это пока отсутствует. Что касается введения медицинского консультанта, то это может увеличить продажи в аптеке, и это нормально, повысить информированность потребителя, и это тоже нормально, но он не должен подменять врача».

Однако преодоление кризиса доверия к врачу может оказаться не ближней перспективой. Что делать провизору, чтобы достойно выполнять сейчас уже выходящие за рамки его первоначальных профессиональных обязанностей функции? Помогать, по возможности, потребителю разобраться в основополагающих характеристиках ЛС, обратить его внимание на тот препарат, который произведен предприятием, прошедшим сертификацию на GMP. В Украине количество таких предприятий и отдельных участков на предприятиях возрастает и в последующие несколько лет все отечественные предприятия будут сертифицированы. И еще очень важно, показан ли именно этот препарат потребителю и есть ли подтвержденные данные о его безопасности. Поэтому потребитель имеет право знать: проводились ли клинические исследования препарата (оригинальные ЛС проходят десятки таких исследований).

ВОЗ рекомендует обучение потребителей, как найти на упаковке название действующего вещества, какую форму ЛС выбрать, если речь идет о препарате для ребенка, как правильно соотнести цену и качество. Если потребитель это знает, он может критически воспринимать информацию, которая приходит к нему из разных источников. В распространении полной, достоверной и всеобъемлющей информации заинтересован также и производитель. Это вопрос цивилизованного ведения продаж, этического поведения на рынке.

Для Украины, где расходы на лечение целиком возложены на плечи пациентов, вопрос о доступности безопасных, современных и эффективных препаратах стоит очень остро. На украинском рынке достаточно много оригинальных препаратов, но они не по карману подавляющему большинству потребителей. Выходом из сложившейся ситуации может служить введение страховой медицины.

Потребитель может получить достоверную информацию о лекарственных препаратах из трех источников: от врача, провизора и из рекламы в средствах массовой информации. При этом информационным первоисточником для всех троих служит производитель, заинтересованный в донесении до потребителя полной, достоверной и всеобъемлющей информации. Особенно важно предоставлять потребителю данные, касающиеся побочных эффектов препарата. Это самый эффективный путь оградить себя от возможных, ставших особенно реальными в ближайшем будущем — в связи со стремительным гражданским возмужанием общества, — притязаний потребителя на компенсацию со стороны производителя в случае утаивания такой информации, как это сейчас происходит в развитых странах.

Ольга Бронникова





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика