|
Аудит фарминдустрии: 2003 год в таблицахПо материалам статьи: Каждый год, начиная с 1954, журнал Fortune публикует список пятисот самых прибыльных компаний мира. В апрельском выпуске журнала за 2004 г. были перечислены компании, попадавшие в этот список все 50 лет подряд. Шесть из десяти наиболее прибыльных компаний из этого списка являются фармацевтическими: Johnson & Johnson (3), Merck (5), Bristol Myers Squibb (6), Pfizer (7), Abbott Labs (9) и Eli Lilly (10). Если в 2002 г. фармацевтические компании заняли три позиции в первой десятке: Pfizer на шестом месте, Merck на девятом и Johnson & Johnson на десятом, то в 2003 г. в первую десятку не вошла ни одна фармацевтическая компания. Вообще, прибыльность фарминдустрии существенно снизилась за последнее время. В 2003 г. доходы фармацевтического сектора сократились на 10 млрд долл. Прибыльность компании Pfizer, например, упала на 82%, компании Wyeth на 54%. По показателю прироста доходов фармацевтическая промышленность оказалась на девятом месте среди 47 других отраслей (этот прирост составил 13,6%), а вот по увеличению чистой прибыли она заняла лишь 35 место из 39 с показателем минус (!) 4,9%. А как обстоят дела внутри самой фарминдустрии? Аналитики журнала Pharmaceutical Executive ежегодно проводят тщательный анализ финансовых отчетов 16 фармацевтических компаний и сравнивают их результативность. Сравнение проводится по пятнадцати параметрам, каждому из которых присвоен индекс важности от 1 (не очень важный) до 5 (исключительно важный). По каждому из параметров был составлен обратный рейтинг компаний (лучшая компания стоит в рейтинге последней, чтобы ее порядковый номер был большим). Окончательное количество баллов было получено путем суммирования всех номеров компании в рейтинге, умноженных на индекс важности параметра. (Так, например, по параметру «Рост объемов продаж» лучшей оказалась компания Amgen, т. е. ее номер в обратном рейтинге 16. Индекс важности параметра 4. Следовательно, по этому показателю компания Amgen получает 16*4 = 64 балла.) По результатам 2003 г., самой большой неожиданностью стало то, что компания Pfizer переместилась с первого места на десятое. Место лидера заняла британская компания GlaxoSmithKline (в прошлом году она была третьей). Второе место, как и в 2002 г., досталось Johnson & Johnson, третье, поднявшись с шестого, заняла Merck, а четвертое Amgen, которая в 2002 г. была четырнадцатой. Johnson & Johnson единственная компания, которой удалось удержаться в первой четверке три года подряд. Благодаря чему именно эти компании оказались на первых местах?
Рейтинг компаний
GlaxoSmithKline по половине параметров попала в первую четверку. Ей удалось хорошо заработать на новой продукции, она разумно распоряжается своими активами, ведет правильную ценовую политику, а ее торговые представители отличаются высокой производительностью. Johnson & Johnson продолжает удивлять. Этой гибридной децентрализованной компании удается охватить весь спектр фармацевтической продукции. Она тратит большие средства на исследования и разработки (по этому показателю ее опережают только две компании, специализирующиеся на биотехнологиях) и отлично контролирует другие расходы. У компании Merck были некоторые проблемы, однако в целом она выступила неплохо. У нее лучшее соотношение «прибыль/объем продаж», что говорит об отличном управлении операционными расходами. Ее торговые представители также среди лучших. Amgen лишь на два балла отстает от Merck. Эта компания занимает первое место по восьми показателям. Что же касается падения в рейтинге компании Pfizer, возможно, ее прибыльность пострадала в результате расходов, связанных с приобретением компании Pharmacia. Рассмотрим некоторые интересные показатели. Рост объемов продаж. Рынок поощряет увеличение объемов продаж. Средний показатель роста для фарминдустрии в целом составил 12,6%. Несмотря на низкую прибыльность, компании Pfizer удалось добиться едва ли не рекордного увеличения объемов продаж на 40%. Впрочем, скептики утверждают, что это произошло, в основном благодаря приобретению компании Pharmacia. Беспокойство вызывают компании Wyeth, AstraZeneca, GlaxoSmithKline, Bristol Myers Squibb, Aventis и Schering-Plough, которым не удалось дотянуть даже до среднего показателя по всей фармацевтической промышленности.
Рост объемов продаж
Источник: Pharm Exec Top 50, май 2004.
Средний объем продаж на одного торгового представителя. Этот параметр характеризует эффективность работы торговых представителей компании. Данные приводятся только по США и, возможно, не совсем точно отражают истинную картину, хотя рынок США составляет 60% мирового рынка рецептурных препаратов. Первое место заняла компания Johnson & Johnson, у которой много представительств в Америке.
Средний объем продаж на одного торгового представителя (в млн долл. США)
Источник: годовые отчеты компаний за 2003 г.
Объем продаж рецептурных препаратов (в млрд долл. США)
Источник: Pharm Exec Top 50, май 2004 г.
Средний объем продаж на одного сотрудника. Этот параметр ранее не использовался в анализе. Он отражает общую производительность труда сотрудников компании. Примером для подражания могут служить работники компании Biogen-Idec, на каждого из них приходится более миллиона долларов дохода.
Средний объем продаж на одного сотрудника (в долл. США)
Источник: годовые отчеты компаний за 2003 г.
Расходы на исследования и разработки. Логично предположить, что крупные компании, такие как Pfizer или GlaxoSmithKline тратят больше средств на разработку новой продукции, чем их более мелкие конкуренты. Поэтому этот показатель необходимо привести к некоему универсальному виду, чтобы выяснить, кто вкладывает в исследования больше средств в относительном объеме. Так появился параметр «Соотношение расходов на исследования и разработки и объемов продаж». Неудивительно, что три из пяти первых мест достались компаниям, специализирующимся на биотехнологиях. Крупные компании любят повторять, что высокие цены на лекарства необходимо устанавливать, чтобы дать возможность компаниям работать над созданием новых жизненно важных препаратов (которые, в свою очередь, будут приносить прибыль). Однако статистика показывает, что связь между расходами на исследования и доходом от новой продукции, как ни странно, отсутствует. Так, компания Biogen-Idec 40% дохода от продаж (больше, чем любая другая) вкладывает в разработки, однако по показателю прибыли от новой продукции она занимает предпоследнее место. Amgen рассуждает, по-видимому, так: зачем инвестировать в разработки, если можно просто покупать лицензии? А первое место по доходам от новых препаратов подтверждает правильность выбранной стратегии. GlaxoSmithKline тратит на новые разработки всего лишь 12,5% дохода от продаж, однако уверенно держит третье место по прибыли от новых препаратов. Pfizer превосходит всех по абсолютному значению расходов на исследования и разработки, однако высокими доходами от продаж новой продукции похвастаться не может.
Расходы на исследования и разработки (в млрд долл. США)
Источник: Pharm Exec Top 50, май 2004 г.
Соотношение расходов на исследования и разработки и объемов продаж
Источник: рассчитано на основании данных Pharm Exec Top 50, май 2004 г.
Доход от продаж новой продукции. Доля дохода от продаж препаратов, которые находятся на рынке не более пяти лет, в общем годовом доходе тоже очень важный показатель. Процедура получения патентов обязательна, так как предоставляет охраняемое право на продвигаемые оригинальные препараты. В то же время, для получения прибыли, от компании требуется еще и умение поставить дело на коммерческую основу. При анализе «новыми» считались препараты, зарегистрированные с 1999 по 2003 г. В этой категории победа досталась компании Amgen, второе место заняла AstraZeneca, а третье поделили между собой Novartis и GlaxoSmithKline. Genetech оказалась последней, однако в 2004 г. эта компания планировала выпустить на рынок три новых препарата, что может существенно повысить ее рейтинг.
Доля дохода от продаж новой продукции в общем годовом доходе
Источники: годовые отчеты компаний, FDA.
Успешность патентования. Интересны данные об эффективности исследовательских усилий компаний. Количество патентов первое, что приходит в голову при попытке установить критерий оценки уровня новаторства компании в своей отрасли. Лучшие результаты в патентовании показывает Merck. Остается надеяться, что такая «производительность патентов» рано или поздно принесет свои плоды.
Успешность патентования
Источник: журнал Fortune, 15 сентября 2003 г.
Общественное мнение. Репутация фирмы в своей отрасли очень весомый показатель. В списке 500 американских компаний, вызывающих наибольшее уважение и восхищение коллег и конкурентов, составленном журналом Fortune, Johnson & Johnson занимает седьмое место.
Десять компаний, вызывающих наибольшее уважение и восхищение коллег и конкурентов
Источник: журнал Fortune, 8 марта 2004 г.
Перевод Натальи Тышецкой
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|