|
Формирование понятия здорового образа жизни у слушателей Института повышения квалификации специалистов фармации НфаУС. А. Тихонова, А. И. Квитчатая, кафедра фарм. технологии, Институт повышения квалификации специалистов фармации НфаУ Усложняющийся окружающий мир испытывает потребность в здоровом человеке с позитивным, оптимистичным мировосприятием и мышлением, обладающем знанием и навыками безопасности. Это диктует необходимость сохранения здоровья населения [1], а значит очень важно сосредоточить внимание на охране здоровья каждого человека [2, 3]. Здоровье это очень сложная для определения категория [4], а активную позицию оздоровления невозможно обосновать, не уяснив сущности количественной характеристики индивидуального здоровья [5]. Это и есть основная проблема при формировании здорового образа жизни [6]. В системе последипломного повышения квалификации провизоров необходимо уделять должное внимание вопросам формирования здоровья, так как провизоры являются «передовым звеном» медицины. Они ежедневно обслуживают десятки пациентов и дают рекомендации не только по приему препаратов, но и по формированию здорового образа жизни, что регламентируется надлежащей аптечной практикой. Основное отличие надлежащей аптечной практики (НАП) от других надлежащих практик (GMP, GCP, GLP, GDР) состоит в том, что она направлена на обеспечение качества услуг по укреплению и сохранению здоровья человека, а не на повышение качества продукции. Отсюда и понимание сущности аптеки как учреждения здравоохранения, призванного оказывать услуги по укреплению и сохранению здоровья населения, а также формированию здорового образа жизни. Это утверждение является важнейшим и первостепенным, так как новая политика Всемирной организации здравоохранения «Фокус на пациента» потребовала пересмотра роли и места фармацевтического работника в современном обществе, а именно обеспечить преобладание интереса пациента над коммерческим, который активно, а порой агрессивно насаждают международные корпорации-производители лекарств и парафармацевтиков. Осознание важности своего места и роли в системе здравоохранения и в решении вопросов укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний формирует психологию аптечного работника не как «продавца лекарств», а как специалиста [7]. Отсюда вытекает необходимость в знаниях фармацевтами основных вопросов валеологии междисциплинарного научного направления, рассматривающего пути обеспечения, формирования и сохранения здоровья в конкретных условиях жизнедеятельности. В основе валеологии лежит представление о динамических резервах систем организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психического, социально-культурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды. Это важно знать для оказания квалифицированной консультации пациентам, осуществления фармацевтической опеки при отпуске лекарственных препаратов, повышения эффективности и безопасности фармакотерапии и формирования здоровья каждого человека.
Кафедра фармацевтической технологии ИПКСФ НФаУ разработала модуль по медицинской валеологии в размере 4 часов лекций и 14 часов семинарских занятий, проводимых в рамках программы цикла тематического усовершенствования «Современные аспекты производства, отпуска и применения лекарственных препаратов». Цель обучения формирование валеологической культуры в системе последипломного образования, а именно:
Медицинская валеология читалась с 01.09.2004 г. на 6 циклах ТУ. Нами была разработана анкета и проведено анкетирование 180 провизоров различных специальностей, прошедших цикл тематического усовершенствования в 4 регионах Украины (Харьковская, Николаевская и Одесская области, АР Крым) с целью определения актуальности преподавания курса валеологии. Как показало анкетирование, 94% специалистов считают необходимым преподавание валеологии в системе последипломного образования провизоров, поскольку используют знания по предмету в своей практической деятельности. Выяснилось, что 88% провизоров не ведут здоровый образ жизни, 98% не знают показателей характеристики здоровья и 63% не считают себя здоровыми и не знают путей обеспечения и сохранения здоровья. Такие показатели вполне закономерны, поскольку отражают современную структуру последипломного образования провизоров, не включающую курс преподавания медицинской валеологии. Это противоречит принципам НАП, согласно которым должны быть приняты все меры для создания системы фармацевтического образования, включающей и профессиональное обучение, и последипломное повышение квалификации, которая гарантировала бы адекватность подготовки фармацевтических работников. В заключение следует отметить, что анкетирование провизоров может быть полезным при определении содержательной стороны программ последипломного образования специалистов фармации, а знание основ валеологии крайне необходимо в работе провизоров, что подтверждается Приказом Министерства здравоохранения Украины от 21.06.2005 г. № 311 «Об утверждении Комплексного плана «Профилактика и преодоление табакокурения в Украине на 20052010 годы». Департамент кадровой политики, образования и науки МЗ Украины предлагает ввести в учебные планы и программы повышения квалификации врачей по специальностям «общая практика семейная медицина», «терапия», «педиатрия», «кардиология», «наркология», «онкология», «фтизиатрия», «общая фармация» вопросы относительно формирования здорового образа жизни. В настоящее время кафедра фармацевтической технологии проводит работу по изменению программ, в которые будет включен раздел «валеология», и с 2006 года будут читаться лекции как на основных, так и на смежных циклах ИПКСФ НФаУ.
Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||
|