|
Мировой рейтинг фармацевтических компанийСергей Обухов По результатам 2003 года западные аналитики подготовили очередной отчет о работе крупнейших фармацевтических компаний, поместив каждую на место, соответствующее ее заслугам. Рейтинг показал как победителей, так и проигравших. В целом новости хорошие: впервые все компании из списка ТОП 50 преодолели 1 млрд в продажах рецептурных препаратов. Отчасти этому способствовали позитивные экономические сдвиги на мировом рынке вообще и фармацевтическом в частности. Мировой фармацевтический рынокСогласно данным IMS Health, рынок рецептурных лекарственных средств, по сравнению с 2002 г., вырос на 9% и составил 466 млрд долл. США. В отличие от 2002 г. объемы рынков всех регионов выросли (рис. 1). Латинская Америка показала 6-процентный прирост по сравнению с 10-процентным уменьшением в 2002 г. Самыми быстрыми темпами растут рынки европейских стран, не входивших в 2003 году в Европейский Союз. Несмотря на то, что доля стран Центральной и Восточной Европы пока незначительна, их быстрый рост не может остаться без внимания крупнейших игроков. Пока местные компании в европейских странах, пополнивших ЕС, занимают достаточно прочные позиции. А в четырех из них лидируют [2].
Традиционно в странах Центральной и Восточной Европы большинство международных фармацевтических компаний продвигают лекарственные средства с учетом местного спроса и их важности для компании. Но структура заболеваемости и, как следствие, назначаемых лекарственных средств в таких странах, как Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, а также в прибалтийских республиках быстро приближается к структуре западного рынка. А это, в свою очередь, сделает регион еще более привлекательным. Можно предположить, что сходные процессы будут происходить и в странах, не входящих в настоящее время в ЕС. Около половины мировых продаж приходится на североамериканский рынок. Не трудно подсчитать: для того чтобы занимать прочные позиции в мировых рейтингах, необходимо иметь хорошие позиции на крупнейшем рынке. А 94% североамериканского рынка это рынок США [3]. Владея 2% рынка США, компания владеет почти 1% мирового рынка (рис. 2). Более того, американский рынок один из самых быстрорастущих. Соответственно, одним из вариантов завоевания и удержания лидерства на мировом рынке может быть слияние с компаниями, имеющими хорошие позиции в США.
Вместе компании ТОП 50 продали продукции на сумму около 348 млрд долл. США, что составляет 74,7% всех продаж рецептурных лекарственных средств. Для сравнения: в 2003 году доля 50-ти крупнейших компаний составляла 80,5%. Такое изменение говорит о процессе раздробления рынка. Как видно из таблицы 1, ни одна компания не владеет долей более 10%. Только две компании «держат» 5% рынка и более половины компаний из списка ТОП 50 занимают на рынке долю менее 1%.
Таблица 1. 50 лидирующих компаний по объему продаж рецептурных препаратов в 2003 г.
* Рейтинг не отражает общие доходы компании. В данные включены только продажи рецептурных препаратов. Доходы от реализации оборудования, инструментов, препаратов для животных, а также безрецептурных препаратов не учитывались.
Первую строчку рейтинга вполне заслуженно занимает Pfizer. Во-первых, слияние с Pharmacia позволило добиться прироста оборота в 40% и обойти ближайшего конкурента GlaxoSmithKline на 10 млрд долл. Во-вторых, Pfizer, продажи которого составляют около 40 млрд долл. США, тратит 7,13 млрд (около 18% дохода от продаж рецептурных препаратов) на исследования и разработку новых лекарственных средств (рис. 3). В результате компания владеет девятью препаратами из 66, продажи которых превысили 1 млрд долл. США, в том числе самым продаваемым (рис. 4, табл. 2). И, в-третьих, Pfizer лидирует по затратам на рекламу и продвижение (рис. 5, 6).
Таблица 2. 10 самых продаваемых препаратов
Ряд компаний значительно улучшили свое положение. Amgen поднялась с 20-й на 15-ю позицию рейтинга, Teva с 30-й на 25-ю, Forest Labs с 38-й на 32-ю, Serono с 39-й на 35-ю, Schwarz Pharma с 48-й на 38-ю и Genzyme с 50-й на 41-ю. В десятке лидеров также произошли изменения: Johnson & Johnson поднялась на 4-ю позицию c 6-й, потеснив Aventis и AstraZeneca. Для других 2003 год выдался тяжелым. Schering-Plough, потеряв четверть своих продаж, опустилась с 14-й на 17-ю строчку. Akzo Nobel перешла с 22-й на 27-ю позицию. Также рейтинг понизился у нескольких японских компаний. Причиной этого считают снижение государственных компенсаций на лекарственные средства (рис. 7).
Слабый доллар также сыграл определенную роль в расстановке компаний в рейтинге ТОП 50 и оценке прироста продаж. Несколько европейских компаний (например, Aventis, Byer, Boehringer Ingelheim, Schering AG) закончили 2003 год лучше предыдущего. Однако из-за того, что в среднем 60% реализации их рецептурных препаратов приходится на рынок США, отчетные данные о продажах были меньше, чем в 2002. А расчет прироста определялся на основании данных, предоставленных компаниями в национальной валюте, после чего значение переводилось в американские доллары по среднемесячному курсу за 2003 г. Терапевтические классыВ целом ТОП 10 терапевтических классов составляют 30% мирового фармацевтического рынка. При этом самыми крупными сегментами являются гиполипидемические средства (6%), противоязвенные (5%). А самыми быстрыми темпами растут противосудорожные (+22%) и антипсихотические средства (+20%), что отражено в таблице 3.
Таблица 3. Продажи рецептурных препаратов по терапевтическим классам
Источник: IMS World Review 2004 2004 годВ 2003 году была предпринята попытка спрогнозировать, какие компании войдут в первую десятку. В этот раз это сделать сложнее. 2004 год уже внес свои коррективы в десятку лидеров. Объединившись, компании Aventis и Sanofi поднимаются на третью строчку. Теперь вполне логично задать вопрос: сможет ли GlaxoSmithKline оставаться компанией № 2? Согласно таблице 1 GSK обгоняет Sanofi-Aventis на 1,7 млрд долл. Однако на самом важном рынке разрыв не так уж велик. И средний прирост нового альянса на рынке США 15%, а GSK около 5%. Западные аналитики считают, что фармрынок ожидает волна объединений. Это затрудняет более или менее точный прогноз лидеров 2004 года. Но, во всяком случае, с улучшением экономической ситуации в мире можно ожидать, что 2004 год будет лучше 2003.
Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|