|
Организация работодателей — мощный ресурс развития фарминдустрииОбъединением, отстаивающим интересы фармацевтической индустрии Украины, является созданная в 2001 г. Украинская организация работодателей медицинской и микробиологической промышленности. Сегодня организация имеет 12 региональных подразделений с представительством 99 юридических лиц практически во всех регионах, где есть фармацевтическое производство. Региональные структуры объединили 33 тыс. 106 чел., работающих на производственных и оптовых предприятиях, аптечных, научных и учебных учреждениях. 8 апреля 2003 г. в актовом зале фармацевтической фирмы «Дарница» состоялся II съезд Украинской организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности (далее Организация работодателей). Кроме делегатов съезда на нем присутствовали Первый заместитель Госсекретаря МЗ Украины Председатель Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения Михаил Пасечник, народные депутаты Украины Павел Жебровский и Михаил Сятыня, Первый заместитель Главного государственного инспектора Украины по контролю качества лекарственных средств Виталий Варченко и др. Как отметил в своем выступлении президент Организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности Валерий Печаев, деятельность организации за прошедший год была результативной. В отрасли не было уменьшено количество работающих, выросла производительность труда, а среднемесячная зарплата почти на 30% выше среднего показателя по Украине и составляет 500 грн. Общий уровень отечественного производства фармацевтической продукции по сравнению с 2001 г. вырос на 6,5% и составил 1,8 млрд грн., в том числе для внутреннего потребления соответственно на 10,4% 1,6 млрд грн. (в фактических ценах). Индекс цен производителей лекарств составил 101%, что меньше индекса цен производителей промышленной продукции в целом по Украине 105,7%. Промышленные предприятия за счет собственных средств разработали и внедрили в производство 99 новых лекарственных препаратов. Работодатели принимали активное участие в подготовке нормативно-правовых актов непосредственно в рабочих группах МЗ Украины и Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Важными для отрасли стали документы, касающиеся сертификации отечественных предприятий на соответствие требованиям Надлежащей производственной практики, лицензирования хозяйственной деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, регистрации лекарств, создания Национального перечня основных (жизненно необходимых) лекарственных средств и др. Организация работодателей участвовала в составе Комиссии Кабинета Министров Украины по подготовке предложений по усовершенствованию процессов государственного регулирования в фармацевтической отрасли и системы лекарственного обеспечения населения. На заседаниях правления Организации работодателей обсуждались практически все готовящиеся к принятию нормативно-правовые акты, касающихся регулирования работы отрасли. Значительная часть предложений работодателей в дальнейшем была учтена Правительством. Принятые в 2002 г. нормативно-правовые акты стимулируют развитие отрасли в новых условиях: вхождение Украины в ВТО и ЕС. В выступлениях участников съезда поднималось немало проблем, актуальных для фармацевтической отрасли, решение которых будет лоббировать Организация работодателей. Подготовка предприятий к вступлению Украины в ВТО. Положительными моментами данного процесса являются возможность увеличения доступа к основным международным рынкам, привлечение зарубежных инвестиций, защита национального производителя от недобросовестного импорта и при проведении антидемпинговых специальных расследований в ВТО и др.
При этом следует учитывать, что преимущества получат в основном крупные предприятия, которые смогут выйти на международные рынки. Для большинства средних и мелких предприятий основным рынком сбыта останется внутренний рынок, на котором в результате либерализации торговли усилится конкуренция. К сожалению, она не станет стимулом для дальнейшего интенсивного развития отечественных предприятий, так как предел их прочности значительно ниже по сравнению с зарубежными компаниями. Поэтому одной из задач государства и Организации работодателей является создание условий для модернизации и дальнейшего развития отечественных предприятий и повышения конкурентоспособности их продукции. Реальным механизмом достижения этого является направление усилий предприятий на создание инновационно-инвестиционных проектов в отрасли. Это позволит получить долгосрочные кредиты как отечественных, так и зарубежных банков. Первый такой проект разработан заводом «Фармак», который получил Международную премию «Созидание» в номинации «Лучший инновационный проект». Для подготовки к вступлению в ВТО предприятиям необходимо около 5-10 лет. Государственная поддержка развития отечественного производства. В прозвучавших на съезде выступлениях отмечалось, что отрасли необходим оптимальный налоговый климат для развития и модернизации фармацевтических предприятий в соответствии с европейскими стандартами. Участники съезда были единодушны во мнении, что необходимо сохранить льготу по НДС при осуществлении операций по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Также Организация работодателей будет лоббировать освобождение от НДС операций по продаже и ввозу на таможенную территорию Украины оборудования и запчастей к нему для технического оснащения (переоснащения) предприятий и освобождение от налогообложения прибыли предприятий, полученной от реализации основных (жизненно необходимых) лекарственных средств и изделий медназначения. Альтернативным является механизм получения бюджетного кредита на ввозимое оборудование, когда НДС выплачивается не при ввозе оборудования в Украину, а в течение 3-х лет. Внедрение международных стандартов. Сегодня фармацевтическая отрасль постепенно входит в сложный и длительный процесс структурирования субъектов внутреннего фармацевтического рынка. Объективная реальность такова, что не все существующие предприятия и учреждения фармацевтической отрасли будут сертифицированы согласно норм Надлежащей практики (GLP, GCP, GMP, GDP и CPP). Работодатели несут ответственность за возможные экономические и социальные последствия, особенно в части занятости, оплаты труда при условии реорганизации или ликвидации предприятий. В докладе директора Государственного фармакологического центра МЗ Украины Александра Стефанова отмечено, что к поэтапному внедрению GMP с 2003 г. готовы 7 отечественных предприятий (доля рынка в упаковках 49%), смогут внедрить GMP в ближайшие годы 17 предприятий (около 18% рынка). Более 100 отечественных предприятий вряд ли смогут перейти на GMP (3% рынка). На долю зарубежных производителей, работающих по GMP, приходится 30% рынка. Социально-экономические гарантии в отрасли. По состоянию на 1.01.03 г. в медицинской и микробиологической промышленности было занято 17 тыс. 621 чел., из которых 43% работают в тяжелых и вредных условиях труда. Значительное число работающих в фармацевтической отрасли не являются членами профсоюзов. Для обеспечения социально-экономических гарантий всем работникам отрасли в 2002 г. было подписано Отраслевое соглашение между МЗ Украины, Организацией работодателей и Центральным Советом профсоюзов работников химической и нефтехимической отраслей промышленности на 2002-2003 гг. Отраслевое соглашение регулирует три основных вопроса:
Меры по увеличению доступности лекарств для населения. По мнению работодателей в 2003 г. необходимо внедрить в практику формуляры и стандарты лечения. Это автоматически откроет дорогу к внедрению страховой медицины, позволит уточнить перечень основных лекарственных средств и направить дополнительные средства на закупку этих препаратов. Ценообразование. На внутреннем рынке Украины отмечается жесткая ценовая конкуренция. В то же время представители предприятий отмечали, что проводить технологическое и техническое обновление производств, разрабатывать новые препараты и одновременно снижать цены на лекарства без соответствующей государственной поддержки невозможно. Решению ценовой проблемы, по мнению работодателей, будут способствовать:
Реальными шагами в этом направлении является работа Организации работодателей по своевременному обновлению Национального перечня основных (жизненно необходимых) лекарственных средств; Перечня лекарств, цены на которые подлежат государственному регулированию; Перечня лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, которые могут закупать учреждения здравоохранения за бюджетные средства. Необходимо сформулировать четкие критерии отнесения препаратов к определенному Перечню. Увеличение конкурентоспособности продукции и экспортного потенциала отрасли. Украина первая из стран СНГ создала условия для внедрения принципов Надлежащей производственной практики и начала сертификацию на соответствие этим стандартам. Также создана система фармаконадзора, которая признана одной из лучших в СНГ. Разработана нормативно-правовая база по регистрации и контролю на соответствие требованиям государственным и международным стандартам лекарственных средств и др. Все это является предпосылками для успешной реализации лекарств за рубежом. Задачей производителей является информирование об эффективности, безопасности и соответствии мировым стандартам по критерию «качество-цена».
Увеличивая мощности и внедряя международные стандарты, работать в основном на внутренний рынок невыгодно. По сравнению с 2001 г. экспорт отрасли уменьшился на 7 млрд грн. А ведь экспорт это существенный источник доходов, особенно в страны Европы. По словам генерального директора ОАО «Фармак» Фили Жебровской, рентабельность экспорта в СНГ 1-2%, в страны Восточной Европы 200-220%. Среди сложностей при регистрации препаратов в странах зарубежья было отмечено несоответствие требований к регистрационному досье в Украине и других странах. Взаимодействие с научными учреждениями. Научный потенциал отрасли всячески способствует развитию отрасли разработка новых препаратов, нормативно-технической документации, создание базы для проведения клинических и доклинических испытаний в соответствии с требованиями GCP, CLP и др. Объем выполненных работ требует значительных средств, которые к тому же не всегда поступают своевременно. Особенно это касается привлечения нучных организаций к разработке методических рекомендациий, руководств и инструкций по внедрению стандартов в отрасли. Так, система сертификации фармацевтического производства включает целую систему стандартов, в которую входят не только GMP, GDP, но и руководства по фармакологии, клинике, охране окружающей среды, стандарты ISO по работе в чистых помещениях и др. Таких руководств в ЕС 45. Ученые ГНЦЛС, который взял на себя эту важную работу, обратились к производителям с просьбой оказать науке поддержку в этом направлении. Положительным моментом для отечественных предприятий является то, что действующая в Украине Государственная фармакопея, принята за основу в странах СНГ. Это увеличит возможности экспорта отечественных препаратов в страны ближнего зарубежья. Таким образом, Организации работодателей предстоит большая работа по защите внутреннего рынка Украины, своих прибылей и рабочих мест на предприятиях, осуществлению профессионального влияния на управленческие решения, принимаемые государственными органами, координации действий предприятий по продвижению продукции на внутреннем и внешнем фармацевтическом рынке и др. Для укрепления своих позиций в 2003 г. Организация работодателей вступит в Конфедерацию работодателей Украины и Федерацию профсоюзов Украины. Мирослава Закотей
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||
|