Логотип журнала "Провизор"








Наталья Бенюх, к. ф. н.

История фармации Галичины (XII–XX вв.)

Начало в № 20, 21, 22, 23, 24'99, № 1, 2, 3'2000

Первый съезд фармацевтов Галичины во Львове

Проблемы и противоречия, которое существовали в аптечном деле Галичины на протяжении XIX в., требовали своего решения. Аптекарская монополия, ограничение количества фармацевтических учреждений, борьба за предоставление концессий, бюрократизм государственных чиновников, нищета и унизительное положение провизоров-служащих — все это послужило толчком для проведения во Львове 22 августа 1897 года I съезда фармацевтов Галичины, который организовывали краковские и львовские фармацевты во главе с магистрами Антоне Смешеком и Фредериком Девехом.

Задачей съезда было не только обсуждение назревших проблем, но и реформа всей аптечной службы.

Первым на съезде фармацевтов выступил магистр фармации Антоне Смешек с докладом «Служебные отношения». Он, в частности, отметил, что на протяжении последних десяти лет усиливается движение рабочих за свои права. Правительство прислушивается к требованиям различных слоев населения и старается урегулировать отношения труда и капитала. Организовываются кассы взаимопомощи, существует государственное страхование от несчастных случаев, улучшается пенсионное обеспечение.

Однако профессия фармацевта почему-то осталась без внимания правительства. Провизоры, имея академическую степень, живут намного хуже обычных рабочих. Оплата их многочасового труда не соответствует выполняемой работе. Требования краковского фармацевтического общества «Унитас» уменьшить провизорам-служащим продолжительность рабочего дня собственники аптек игнорируют. Отношение аптекарей-собственников к служащим становится просто невыносимым, а борьба за концессии тормозит развитие фармации.

Магистр фармации Антон Маркевич, выступивший вторым на съезде, решение социальных проблем фармацевтов связывает с открытием новых аптек.

Предположение, что с открытием новых аптек уменьшатся доходы уже существующих,— выдумка приверженцев профессиональной монополии.

Участники съезда советуют Краковскому фармацевтическому обществу обратиться к правительству с просьбой о предоставлении концессий на открытие новых аптек, так как это не нарушает закон и не мешает работе уже существующих фармацевтических учреждений.

Третьим на съезде выступил магистр фармации Станислав Валигурский с докладом «Реформа аптекарской профессии».

Сегодня нет ни одного фармацевта, отметил господин Валигурский, который бы возражал против реформы аптечной системы. Работники аптек всей австрийской монархии стремятся к одному — улучшить свой быт, увеличить количество аптек, расширить учебные студии.

Постановления правительства относительно фармации, которых на сегодняшний день свыше 700, не что иное как конгломерат государственных декретов и рескриптов, правительственных и губернских распоряжений различных времен, которые давно устарели. Сейчас чрезвычайно важно обособление аптекарства от других областей промышленности.

Теперь аптеки стали способом обогащения, и цены на них неустанно растут. Частично на рост цен влияет конкуренция со стороны торговцев, собственников домашних аптек, врачей, покупка дорогого аптечного оборудования (микроскопы, контрольные кассы, аналитические весы). Но основной причиной дороговизны остается закон «numerus clausus» — об ограничении количества аптек.

Перед выпускниками университета лишь три способа получить в собственность аптеку:

  1. По наследству.
  2. В результате купли-продажи.
  3. Получение концессии на открытие новой аптеки.

Первые два способа — для тех, кто родился наследником и располагает значительными денежными средствами денег. Получение личной, непродаваемой концессии — это мечты. Выход может быть только в выкупе аптек в собственность государства за счет государственной казны. Это даст возможность бедным, но образованным провизорам наравне с богатыми приобрести право на ведение аптеки.

Проект постановления съезда содержал конкретные предложения относительно коренной реформы аптечной системы Галичины. Вот краткое содержание.

  1. Аптеки должны служить охране здоровья общества. Руководят ими специалисты, утвержденные властями, контроль за работой осуществляет краевой совет. Аптеки не относятся к промышленным предприятиям.
  2. Право на ведение аптеки предоставляется краевыми властями, которые могут и лишить его. Но для этого должны быть веские причины.
  3. Увеличение численности населения, развитие промышленности и торговли требует открытия новых фармацевтических учреждений. В городах с населением более 50 тысяч жителей одна аптека должна обслуживать 10 тысяч человек, в городах с населением от 5 до 50 тысяч — 6 тысяч.
  4. Краевые власти на основании заявления о строительстве аптеки в течение трех месяцев принимают решение, которое должно быть одобрено санитарным советом.
  5. Если отказано в прошении открыть новую аптеку, можно обратиться в вышестоящую инстанцию с протестом.
  6. Открытие филиалов домашних и гомеопатических аптек возможно лишь в случае острой необходимости, и только на срок — 5 месяцев в году. При необходимости постоянного функционирования аптеки филиал ликвидируется и объявляется конкурс на открытие основной аптеки.
  7. Власти могут закрыть аптеку, если после смерти собственника или отказа его от руководства, аптека в данной местности больше не нужна.
  8. При проведении конкурса на получение концессии отдается преимущество лицам, которые имеют больший опыт работы, учитывается обучение за границей. Преимущественное значение имеет справка о самостоятельном ведении аптеки, а также высшее образование и возраст.
  9. На открытие аптеки дается 30 дней. Если за это время аптека не будет открыта, то концессию получает другой конкурсант.
  10. Если речь идет о концессии уже функционирующей аптеки, конкурсанты обязываются выкупить у собственника оборудование аптеки и запасы материалов. Если возник спор относительно цены, власти должны пригласить двух компетентных специалистов по оценке имущества.
  11. Можно руководить или владеть только одной аптекой. Концессия является пожизненной.
  12. Если после смерти собственника концессии остались жена и дети, а руководил он аптекой менее 10 лет, то аптекой должен руководить провизор в пользу умершего до истечения десятилетнего срока. Если собственник руководил аптекой более десяти лет, а после смерти оставил вдову и детей, их право на концессию заканчивается через 12 месяцев после смерти кормильца. Если умерший не имел потомков, право на концессию заканчивается через три месяца после его смерти. Конкурс на новую концессию должен быть объявлен в двенадцатимесячный срок.
  13. Указания относительно ведения аптек должны быть собраны в новом профессиональном постановлении.
  14. Профессиональное обучение фармацевтов должно быть урегулировано новым учебным планом, в котором главными условиями должны быть:
    а) экзамен зрелости (матура);
    б) университетские студии, которые состоят из таких дисциплин: гигиена (бактериология, токсикология, исследование пищевых продуктов), судебная и торговая химия, анатомия растений, аталогическая химия (исследование мочи и др.), органическая и неорганическая химия, история фармации.
  15. Обязательны отчисления каждым работником в пенсионный фонд. Право на получение пенсии распространяется на вдов и сирот.
  16. Постановление должно определять время труда и отдыха для аптекарей.
  17. Вышеизложенные требования должны выполняться после издания соответствующего правительственного постановления.

С интересным докладом «Допуск женщин к фармации» выступил магистр фармации Юлиан Гаусберг.

В связи широким распространением эмансипации меняется роль женщины в аптечном деле. Женщины-аптекари есть в Америке, Австралии, Индии, Голландии, Дании, Швеции, России, Франции. Но в области фармации они не достигли больших успехов. Приведем статистические данные голландского аптекаря Ван Сельдерна-Клеве. Женщины-аптекари в Голландии разделяются на три категории:

  1. Женщины-аптекари, которые по окончании гимназии и студий в университете получили права дипломированных фармацевтов наравне с мужчинами. С 1867 года женщинам был разрешен доступ к аптекарскому делу, но за 30 лет только 18 кандидатов изъявили желание сдать государственный экзамен, 4 из них — собственницы аптек. Остальные являются руководителями госпитальных или публичных аптек.
  2. В 1867 году в Амстердаме при промышленной школе был открыт специальный отдел для обучения женщин, по окончании которого они получали звание аптекарских учеников. Целью этого отдела было обеспечение врачей, которые имели домашние аптеки в провинции, рабочей силой.
  3. Кабинет министров ввел для юношей и девушек новую специальность — помощник фармацевта. Среди желающих получить новую специальность было много женщин. Требования, предъявляемые к кандидатам: возраст 18 лет, хорошие знания химии, физики, латыни.

Вопрос о допуске женщин к аптекарской профессии в Галичине затрагивался на заседаниях членов профессиональных обществ Львова и Кракова. Согласно одному из постановлений женщина могла быть только помощницей.

Собственники аптек охотно брали на работу женщин, поскольку те довольствовались скромным жалованьем, не требовали часто выходных, а главное — наводили в помещениях идеальный порядок.

Участники I съезда фармацевтов Галичины высказали мнение, что допуск женщин к аптекарской профессии есть преждевременным и беспредметным. В крае еще не было создано специальных учебных учреждений для женщин. Они могли работать лишь помощницами, но не могли выдержать наравне с мужчинами 14– 16-часовой рабочий день и ночные дежурства. Мизерная оплата женского труда привела бы к уменьшению заработной платы мужчин.

Ян Гуальберт Тляпп выступил с докладом «Наша сегодняшняя репрезентация, касса взаимопомощи и пенсионный фонд».

По мнению докладчика, причиной многих социальных проблем в аптекарстве является отсутствие настоящей профессиональной репрезентации. Так называемые «gremium» (коллегии) нельзя считать репрезентантами профессии, так как они представляют лишь одну часть профессионалов — собственников и руководителей аптек, не включая основной массы фармацевтов.

Постановление общества аптекарей было принято еще в 1796 году и, за исключением незначительных изменений, является обязательным и по сей день. В этом постановлении содержатся устаревшие указания относительно ведения аптек, обязанностей аптечных помощников и учеников. Нет там упоминания о правах аптекарей, провизоров, об отношениях в процессе работы и оплате труда.

Профессиональные коллегии противостоят каким-либо реформам. И неудивительно, что правительство давно перестало считаться с такой репрезентацией. Поэтому следует поручить специальной фармацевтической комиссии разработать новый устав профессионального общества.

I съезд фармацевтов Галичины поручил краковскому фармацевтическому обществу «Унитас» обратиться в Министерство внутренних дел, а также в Совет государства с предложением, чтобы все магистры фармации с 5-летним стажем активно участвовали в заседаниях профессиональных обществ, во всех совещаниях аптекарей и имели решающий голос наравне с собственниками аптек, а также принимали участие в разработке нового профессионального устава.

С профессиональной репрезентацией непосредственно связаны кассы взаимопомощи. Хотя кассы не всегда оправдывали возлагаемые на них надежды. Часто собранные средства не выплачивались нуждающимся.

На съезде обсуждались вопросы пенсионного обеспечения.

Галицкое аптекарское общество на основании п. 22 устава предоставило своим членам право на пенсию после 15 лет работы. В 1896 году на заседании этого общества было решено ликвидировать эту мизерную пенсию и делать одноразовые выплаты в размере 10 крон. Профсоюзное собрание в ответ на эту акцию предложило Галицкому аптекарскому обществу разработать новый устав, но это требование не было выполнено. Тогда венские фармацевты создали свой пенсионный фонд и собрали 24170 злотых, а через 5 лет сумма отчислений составила 100 тыс. злотых.

Галицкий пенсионный фонд, отметил Ян Гуальберт Тляпп, составляет лишь 2% от этой суммы. Наибольший взнос — 20 злотых, наименьший — 0,5 злотых.

Делегаты обратились к Галицкому обществу с предложением избрать специальную комиссию, которая бы собирала взносы в пенсионный фонд и разработала бы устав для урегулирования этого вопроса.

Рассмотрев эти важные вопросы, делегаты съезда единогласно высказались в пользу реформы всей аптекарской системы на основании введения личной, непродаваемой концессии. Все резолюции съезда были единогласно одобрены.

I съезд фармацевтов Галичины очень широко освещала пресса («Львовский Курьер», «Голос народа», «Слово польское»).

Все периодические издания были единодушны: съезд фармацевтов стал положительным явлением в истории галицкого аптекарства. На съезде обсуждались важные вопросы, которые касались аптекарской монополии, государственного ограничения количества аптек, бесправности фармацевтов, несоответствия заработной платы вложенному труду, недостаточности профессиональной репрезентации, несовершенства социального страхования. Были намечены конкретные пути решения: введение личной и непродаваемой концессии, открытие новых аптек, расширение университетских студий, создание настоящих аптекарских профессиональных обществ, в которые бы входили не только собственники аптек, но и простые магистры фармации, разработка устава пенсионного фонда и фонда помощи аптекарям и их семьям.

продолжение № 5'2000





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика