Логотип журнала "Провизор"








А. А. Кудайкулова,
канд. фарм. наук

Стратегия управления законным оборотом наркотических лекарственных средств в Кыргызстане

Государственная комиссия при Правительстве КР по контролю за наркотиками

Во многих странах мира наблюдается рост злоупотребления наркотиками. Согласно заключению экспертов ВОЗ главную роль в определении того, будет ли злоупотребление наркотиками в обществе эффективно контролироваться, сыграют научные исследования, нацеленные на изучение и решение специфической проблемы. Согласно официальной статистике показатель заболеваемости наркоманией населения Кыргызской Республики в 1999 году по сравнению с 1991 годом увеличился в 5,3 раза. Масштабы наркотизации населения Кыргызстана в значительной степени объясняются благоприятными климатогеографическими условиями для произрастания наркосодержащего сырья — конопли и опийного мака, а в последнее десятилетие — «оседанием» части транзита непрекращающегося потока наркотиков, поступающих в республику из Афганистана через территорию Таджикистана.

Морфин, кодеин и другие опиоиды используются для облегчения страданий людей. Основными областями клинического использования наркотических лекарственных средств (НЛС) являются: терапия острой боли во время операции и в раннем послеоперационном периоде, лечение хронического болевого синдрома [3]. В соответствии с положениями Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года должны приниматься надлежащие меры по удовлетворению потребностей в наркотических средствах для использования в медицинских и научных целях [4]. В то же время, учитывая, что анализируемые препараты могут быть объектом злоупотребления, возникает необходимость проведения дополнительных социальных, медицинских и фармацевтических мероприятий.

рисунок
Рис. Стратегия управления законным оборотом НЛС в Кыргызстане

Созданная в апреле 1993 года Государственная комиссия при Правительстве Кыргызстана по контролю за наркотиками (ГККН) является органом государственного управления, осуществляющим государственную политику в сфере контроля законного и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров [1]. ГККН в своей работе руководствуется Конституцией КР, Законом КР «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», Постановлениями Правительства КР, положениями Конвенций ООН по наркотикам 1961, 1971 и 1988 годов, к которым Кыргызстан присоединился в апреле 1994 года. В связи с этим республика получила возможность интегрироваться в международный процесс противодействия наркомании, и, вместе с созданием специального национального контролирующего органа — ГККН, это послужило основанием для оказания ООН помощи Кыргызстану в решении проблем борьбы со злоупотреблением и распространением наркотиков.

Законный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров — это основанная на разрешении уполномоченных государственных органов деятельность предприятий и учреждений всех форм собственности, связанная с разработкой, производством, изготовлением, переработкой, хранением, перевозкой, пересылкой, отпуском, реализацией, распределением, приобретением, использованием, ввозом на таможенную территорию Кыргызской Республики, вывозом с ее таможенной территории наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров [2].

Государственный контроль за производством, изготовлением, культивированием растений, переработкой, хранением, перевозкой, пересылкой, отпуском, реализацией, приобретением, использованием, торговлей, распределением, вывозом и уничтожением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется ГККН, органами Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, Министерства национальной безопасности Кыргызской Республики, Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики, Государственного таможенного комитета Кыргызской Республики в соответствии с их обязанностями и правами.

Целью нашей работы явилась разработка стратегии управления законным оборотом наркотических лекарственных средств с целью усовершенствования государственной политики Кыргызстана по исполнению требований Конвенций ООН по борьбе со злоупотреблением наркотиков.

На основе результатов предварительных исследований нами разработана стратегия управления законным оборотом НЛС в Кыргызстане, модель которой представлена на рисунке. Предусмотрено осуществление эффективных маркетинговых программ в лекарственной системе обслуживания населения Кыргызстана. Стратегия включает три взаимосвязанных друг с другом этапа:

предварительный контроль
текущий контроль
заключительный контроль

На этапе предварительного контроля законного оборота наркотиков ГККН осуществляет подготовку предложений по внесению изменений в законы и нормативно-правовые акты Кыргызской Республики на основании результатов координации взаимодействия с министерствами и различными структурами, занимающимися вопросами контроля законного оборота наркотиков. Кыргызстан неукоснительно соблюдает требования Конвенции ООН 1961 года по ограничению исключительно медицинскими и научными целями производства, изготовления, вывоза, ввоза, распределения наркотических средств, торговли ими и их применения и хранения.

На этапе текущего контроля законного оборота наркотиков ГККН осуществляет маркетинговый аудит, представляющий собой анализ и оценку различных аспектов рыночной деятельности организаций. Результаты контроля позволяют прогнозировать тенденции развития и проработать маркетинговый план [5]. Ввиду сложной ситуации, обусловленной резким ростом распространения наркотиков и их злоупотреблением в нашем регионе, нами постоянно осуществляется анализ STEP-факторов окружающей среды — социальных, экономических и политических.

Конкурирующие отношения на рынке медикаментов между фирмами-импортерами НЛС начали складываться к началу 1997 года, когда, кроме АО «Фармация» (правопреемника бывшего государственного Республиканского объединения «Фармация«), частные фармацевтические фирмы получили право заниматься поставками наркотических лекарственных средств в республику. Во всех структурах фармацевтического рынка, в том числе каналах распределения, произошли значительные изменения. В настоящее время ориентация отношений производителей и дистрибьюторов направлена на оптимизацию взаимодействия по каналам распределения в виде вертикальной маркетинговой системы (ВМС). В частности, ведущий импортер республики — ОсОО «Неман» является консигнационным складом крупных фирм-производителей НЛС и осуществляет свои действия в пределах тактического и операционного маркетинга.

В соответствии с требованиями статьи 30 Единой Конвенции по наркотикам1961 года «Торговля и распределение» — ввоз наркотических средств и их распределение в республике осуществляется по лицензиям, за исключением распределения государственным предприятиям. Важно выполнение вышеуказанной статьи: контролирующий орган страны не должен допускать сосредоточения в распоряжении организаций-распределителей количеств наркотических средств, превышающих количества, необходимые для их нормальной деятельности, с учетом существующей конъюнктуры рынка.

С целью оптимизации потребления НЛС нами проведено маркетинговое исследование (МИ) рынка наркотических средств, которое в фармации используется как вид социальной технологии, направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком медикаментов на основании объективного понимания ситуации [6, 7]. В процессе МИ по анализу и прогнозированию рынка НЛС нами изучена следующая информация:

официальные статистические данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики;
заявки-заказы и отчетные данные по расходу наркотических лекарственных средств по отчетам фармацевтических фирм-импортеров за период 1992–1998 гг.;
листы назначения НЛС около 2000 историй болезней из различных стационаров республики;
анкеты, заполненные экспертами (врачами и провизорами) по терапевтической оценке и степени обеспеченности ЛПУ республики наркотическими анальгетиками.

В соответствии с основой методологии научного прогнозирования фармацевтических потребностей — концепцией о многоэтапности исследований — нами изучены различные аспекты формирования потребления НЛС и разработаны многовариантные прогнозы. Применен целый комплекс статистических и экономико-математических методов, таких как нормативный, методы экстраполяции тенденций, экспертных оценок, математическое моделирование на базе факторного анализа, методология стандартных дневных доз (СДД). Следует отметить, что нами впервые рассчитаны стандартные дневные дозы НЛС для исчисления спроса в наркотических анальгетиках по рекомендуемой ВОЗ методике, где учитывались кратковременность и специфика их назначения [8]. В результате, в соответствии с требованиями статьи 19 Единой Конвенции ООН о наркотических средствах «Исчисления потребности в наркотических средствах», нами рассчитана и затем утверждена Международным комитетом по контролю за наркотиками (МККН) государственная квота Кыргызстана на наркотические средства на 2000 год.

Проведенный нами комплексный маркетинговый анализ рынка наркотических лекарственных средств содержит определение сегментов рынка, изучение потребителей, товаропроводящей сети, товарной и ценовой политики, конкурентного окружения и методов продвижения. Это позволило обосновать государственную квоту Кыргызстана для использования НЛС в медицинских и научных целях.

На основании проведенного обоснования государственной квоты НЛС нами разработан план маркетинга с указанием стратегий и текущих целей, оценкой эффективности конкретных мероприятий.

Этап заключительного контроля включает разработку политики регулирования законного оборота НЛС на основании результатов предыдущих этапов, анализа отчетной документации фирм-потребителей о распределении препаратов, практических процедур по инспектированию лечебных и фармацевтических учреждений, а также использование разработанной нами базы данных (БД) автоматизированной информационно-управленческой системы «Наркотические лекарственные средства» (АИУС «НЛС«). На основании результатов вышеуказанной работы ГККН сформировало отчеты по всем аспектам законного оборота наркотических средств в МККН, в том числе для обоснования прогноза спроса на НЛС на 2000 год, согласно требованиям статьи 20 Единой Конвенции ООН о наркотических средствах 1961 года «Статистические сведения, представляемые комитету».

Таким образом, разработанная стратегия управления законным оборотом наркотических лекарственных средств в Кыргызстане, с учетом результатов маркетингового исследования рынка НЛС, позволяет усовершенствовать государственную политику в сфере национального контроля за оборотом наркотиков в Кыргызстане.

Литература

  1. Постановление Правительства Кыргызской Республики № 456 от 9 июля 1998 года об утверждении «Положения о Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков».
  2. Закон Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 22 мая 1998 г.
  3. Беляев А. В., Алексеенко Н. В. Клинико-фармакологический дайджест по наркотическим анальгетикам // Провизор.— 2000 г.— № 6.— 40–42 с.
  4. Единая Конвенция ООН о наркотических средствах 1961 года (с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года о поправках в Единой Конвенции о наркотических средства 1961 года) — Организация Объединенных наций, Нью-Йорк, 1977.- 61 с.
  5. Маркетинговое планирование в фармации (практическое руководство по разработке плана маркетинга для фармацевтической организации) / Н. Б. Дремова.-Москва: Профессионал Центр, 1999 г.— 50 с.
  6. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ.— М.: Прогресс, 1990.— 736 с.
  7. Современный маркетинг / Под ред. В. Е. Хруцкого.— М.: Финансы и статистика, 1991.- 192 с.
  8. Маркетинг в медицине и фармации / Сост. И. А. Кадкина; КГМА.— Б.: «Айбек», 1998.- 136 с.
  9. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики от 1 января 1998 года.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика