Логотип журнала "Провизор"








Описание и сравнительный анализ нормативно-правовой базы производства лекарственных средств в Украине и Европейском Союзе

Подготовлен в рамках проекта «Украина — Тасис: Поддержка в реструктуризации фармацевтической промышленности Украины»

Продолжение. Начало в № 15'2000

1. Нормативно-правовая база в странах — членах ЕС

С момента принятия в 1965 году первой директивы по вопросам фармации законодательство в этой области в странах — членах ЕС сосредоточило внимание на двух главных целях: охрана здоровья населения и свободное движение товаров.

Современное европейское законодательство по медицинской продукции собрано в «Положении о медицинской продукции в Европейском Союзе» , которое охватывает:

правила и директивы (обязательное законодательство);
«информацию для заявителей» (как подать заявление для получения разрешения на реализацию лекарственного препарата;
методические рекомендации по проведению исследований качества, эффективности и безопасности медицинской продукции;
справочники по Надлежащей производственной практике (GMP) и по контролю за действием лекарств.

Основные директивы по вопросам фармации в ЕС:

Директива Совета 65/65/EC от 26 января 1965 года, регулирующая получение разрешения на реализацию продукции, его приостановление и аннулирование
Директива Совета 75/318/EC от 20 мая 1975 года об аналитических, фармакотоксикологических и клинических стандартах и протоколах испытаний медицинской продукции
Директива Совета 75/319/EC от 20 мая 1975 года о положениях законодательства, нормативных и административных актах в отношении медицинской продукции.

В Директиве 75/319/EC отмечается, что подробные инструкции о принципах и правилах производства медицинской продукции, предназначенной для человека, должны содержаться в отдельной директиве. Ведь была принята Директива Комиссии 91/356/EC от 13 июня 1991 года, в которой изложены инструкции по надлежащей практике производства медицинской продукции для человека в ЕС. Положения этой Директивы были преобразованы в национальный закон во всех странах — членах ЕС; Директива является юридически обязательной не только для стран — членов ЕС, но и для третьих стран, экспортирующих свою медицинскую продукцию в ЕС.

Принципы и методика GMP определены в Директиве 91/356/EC. Эта директива требует, чтобы:

производитель обеспечивал производство лекарственных препаратов в соответствии с GMP, получив разрешение на производство и реализацию продукции от компетентных органов;
соблюдение правил GMP проверялось в ходе регулярных инспекций;
производитель регулярно пересматривал свои методы производства в свете научно-технического прогресса, если какие-либо изменения будут оказывать влияние на условия реализации продукции, необходимо поставить об этом в известность соответствующий орган власти.

Необходимо отметить, что для обеспечения производства в соответствии с требованиями GMP, производитель может придерживаться законодательных положений страны — члена ЕС. Производство по принципам GMP означает соблюдение внутреннего законодательства в вопросах безопасности труда и охраны окружающей среды.

Более того, GMP определяется Директивой 91/356/EC как «часть гарантии качества, обеспечивающая последовательное производство и контроль продукции в соответствии со стандартами качества для сферы использования этой продукции», а гарантия качества определяется как «совокупность организационных мероприятий, направленных на обеспечение качества продукции, необходимого для сферы ее использования». Это значит, что GMP не может рассматриваться как полная гарантия качества; это — один шаг в более широком процессе обеспечения качества продукции.

В частности, Директива 91/356/EC распространяется на нижеприведенные области производства и определяет общие принципы для любой из них:

управление качеством;
кадры;
помещения и оснащение;
документация;
производство;
контроль качества продукции;
подряды, предоставленные другим производителям;
жалобы и возврат продукции;
внутренние проверки.

В Директиве 91/356/EC отмечается, что изложенные в каждом разделе принципы распространяются как на полный, так и на неполный цикл производства (расфасовка, упаковка и маркировка) медицинской продукции на экспорт, а также на импорт продукции из третьих стран. Эти правила распространяются на производство препаратов для клинических испытаний, но не на производство медицинской продукции фармацевтами в аптеках, предназначенной исключительно для продажи в розницу.

Любая из вышеприведенных областей более подробно рассматривается в «Справочнике по Надлежащей практике производства медицинской продукции» и дополнениях к нему. В дополнениях к справочнику приводятся правила производства конкретной медицинской продукции:

стерильная медицинская продукция;
биологическая медицинская продукция для человека;
радиофармацевтическая продукция;
ветеринарная медицинская продукция, кроме иммунологической ветеринарной медицинской продукции;
иммунологическая ветеринарная медицинская продукция;
медицинские газы;
медицинская продукция на травах;
образцы начальных и упаковочных материалов;
жидкости, кремы, мази;
аэрозольные препараты под давлением для ингаляций;
автоматизированные системы;
использование ионизационной радиации в производстве медицинской продукции;
опытная фармацевтическая продукция;
медицинские препараты, полученные из крови и плазмы человека.

Компетентные органы проверяют достоверность предоставленной заявителями информации и соблюдение описанных в них условий. В ст. 2 Директивы 75/318/EC отмечается, что страны — члены ЕС должны принять все необходимые меры для обеспечения проверки компетентными органами информации и документации, представленной в обосновании заявления на получение разрешения реализовывать продукцию. Статья 26 Директивы 75/319/EC требует, чтобы компетентные органы путем проведения проверок обеспечили выполнение положений производства медицинской продукции, что включает проверку соблюдения производителем принципов и методик Надлежащей производственной практики, определенных в законодательстве Европейского Сообщества.

Что касается производства активных компонентов (фармацевтических субстанций, «сырья»), то 6 июня 1987 года Фармацевтическим инспекционным комитетом (ФИК) была опубликована «Инструкция по производству активных фармацевтических компонентов», ставшая пособием для производителей и инспекторов ЕС.

Резюме

Таким образом, «Положение о медицинской продукции в Европейском Союзе» [1] установило систему критериев и процедур одобрения медицинской продукции, требования к производству и регистрации документов, а также порядок оценки и проверки производства продукции.

1.1. Получение лицензии на производство

Предоставление лицензии на производство регулируется Директивой 75/319/EC.

Согласно статье 17 заявитель должен:

указать медицинские товары и фармацевтические формы, на которые он имеет право собственности и которые планирует производить или импортировать, а также место производства и/или осуществления контроля качества этой продукции;
иметь в своем распоряжении для производства или импорта продукции надлежащие помещения, техническое оснащение и средства контроля, которые отвечают требованиям законодательства страны — члена ЕС относительно производства, контроля и хранения продукции;
пользоваться услугами по крайней мере одного квалифицированного специалиста согласно статье 21.

В соответствии со статьей 18 компетентный орган, т. е. Национальное агентство страны — члена ЕС, выдает лицензию только после проверки инспекторами документов, которые подаются в соответствии с требованиями статьи 17.

Собственник лицензии на производство обязан (статья 19):

иметь на своем предприятии специалистов, квалификация которых в области производства и контроля качества отвечает требованиям действующего законодательства страны — члена ЕС;
реализовывать разрешенную медицинскую продукцию, которая находится в его собственности, только в соответствии с законодательством соответствующей страны — члена ЕС;
заранее сообщать компетентным органам о любых изменениях, которые он намеревается сделать в документации, представленной согласно статье 17;
разрешать инспекторам компетентного органа соответствующей страны — члена ЕС посещать его помещение в любое время;
предоставлять возможность квалифицированному специалисту (статья 21) исполнять свои обязанности, например, предоставлять в его распоряжение все необходимые средства.
придерживаться принципов и правил Надлежащей практики производства медицинской продукции, как предусмотрено законодательством Европейского Сообщества.

1.2. Специальное регулирование оборота лекарственных препаратов в сфере оптовой торговли

Правила, регулирующие оптовый сбыт медицинских товаров, сформулированы в Директиве 92/25/EC и в документе «Инструкция по Надлежащей аптечной практике» (94/C/63/03).

В странах — членах ЕС разрешение на реализацию продукции включает «разрешение на оптовый сбыт медицинской продукции, на которую это разрешение распространяется». Тем не менее, оптовик обязан также иметь разрешение на производство, даже если оно не является основным видом его деятельности.

В статье 5 Директивы 92/25/EC указаны требования, которые может выполнить заявитель, чтобы получить такое разрешение:

необходимо иметь надлежащие помещения, оборудование и оснащение для обеспечения правильного хранения и реализации медицинской продукции;
необходимо иметь в штате рабочих и, в частности, специалиста, квалификация которого отвечает требованиям действующего законодательства страны — члена ЕС;
необходимо выполнять обязательства, указанные в статье 6.

Статья 6 отмечает, что для осуществления деятельности оптовика собственник разрешения должен выполнить следующие требования:

разрешить лицам, отвечающим за инспекцию помещений, оборудование и оснащение, указанные в статье 5, доступ к ним в любое время;
получать поставки медицинской продукции только от лиц, которые имеют разрешение на ее оптовую реализацию, или от лицензированных производителей медицинской продукции;
поставлять медицинскую продукцию только лицам, которые имеют разрешение на ее оптовую реализацию или лицензию на продажу медицинской продукции населению в соответствующей стране — члене ЕС;
иметь план срочных мер по эффективной организации изъятия с рынка продукции по приказу компетентных органов, и в сотрудничестве с производителем или собственником разрешения на реализацию данного товара;
вести учет в виде подборки счетов-фактур, занесения данных в компьютер или в любой другой форме, чтобы по каждой операции по получению или поставке медицинской продукции была зафиксирована, по крайней мере, следующая информация: дата, название медицинского товара, количество полученного или отправленного товара, а также адрес поставщика или получателя;
обеспечивать доступ к учетной документации компетентным органам с целью ее проверки за пять лет;
придерживаться принципов и методик Надлежащей аптечной практики (GDP).

«Инструкция по Надлежащей аптечной практике» имеет следующие разделы:

принципы;
кадры;
документация;
помещения и оснащение;
снабжение продукцией клиентов;
процедура возврата продукции (в том числе возврата медицинской продукции без дефектов, а также план срочных мероприятий по изъятию продукции);
внутренние проверки;
информация, предоставляемая странам — членам ЕС о деятельности оптовика.

2. Нормативно-правовая база в Украине

Единственный закон, касающийся медицинской продукции в Украине,— это Закон «О лекарственных средствах», принятый 4 апреля 1996 года. Статьи этого закона затрагивают такие важные вопросы, как:

Статья 6. Доклинические исследования лекарственных препаратов
Статья 7. Клинические испытания лекарственных препаратов
Статья 9. Государственная регистрация лекарственных препаратов
Статья 10. Условия производства лекарственных препаратов
Статья 11. Общие требования к производству лекарственных препаратов
Статья 17. Порядок импорта лекарственных препаратов в Украину
Статья 19. Порядок продажи лекарственных препаратов
Статья 20. Общие требования к продаже лекарственных препаратов
Статья 21. Продажа лекарственных препаратов населению

Но эти статьи являются очень краткими и определяют только юридические требования осуществления деятельности в общих чертах. Примером этого могут служить статьи о производстве лекарственных препаратов:

В статье 10 отмечается, что медицинская продукция может производиться только на основании лицензии. Лицензию можно получить в случае использования надлежащих материалов, технических средств, привлечения квалифицированного персонала и наличия системы контроля качества продукции.
В статье 11 «Общие требования к производству медицинской продукции» отмечается, что ее производство осуществляется в соответствии с монографиями фармакопеи, государственными стандартами и техническими инструкциями, а также международными нормами производства медицинской продукции.

В Украине, как и в бывшем Советском Союзе, отдельные аспекты фармацевтического производства регулировались конкретными инструкциями. Такие инструкции рассматривают только узкоспециальные технические, административные и процедурные вопросы. В советское время такие методические инструкции разрабатывались и публиковались Министерством здравоохранения и медицинской промышленности СССР. После провозглашения независимости составлением и публикацией таких инструкций занимался Государственный комитет Украины по медицинской и микробиологической промышленности (ГКММП) или другие организации, которым ГКММП давал такое поручение. В статье 4 «Государственное регулирование в области разработки, производства, контроля качества и реализации лекарственных препаратов» предполагается такая норма и отмечается, что регулирование «осуществляется Министерством здравоохранения Украины и Государственным комитетом Украины по медицинской и микробиологической промышленности, а также уполномоченными ими специальными государственными органами».

Результат действия системы — около сотни инструкций, охватывающих большинство аспектов производства и регистрации лекарственных препаратов в Украине. В результате специалисты не имеют возможности ознакомиться со всеми инструкциями. Очень тяжело определить, все ли важные вопросы учтены и нет ли между ними противоречий. Такая неопределенность усложняется тем, что некоторые инструкции советских времен действуют до сих пор, а правительством Украины разработаны дополнительные положения в форме «отраслевых документов». Один из таких документов, ГНД 09.001.98, требует, чтобы производители составляли так называемые «технические, процедурные и технологические инструкции», которые частично базируются на действующих положениях и инструкциях.

Примерами отраслевых документов являются ОСТ 42U-1-92 «Порядок разработки, согласования и утверждения нормативных и технических документов о медицинской продукции и лекарственных растениях» или ДСТУ 64-2-96 «Порядок разработки, согласования, утверждения, маркировки и регистрации спецификаций товаров, которые производятся или используются на предприятиях медицинской и микробиологической промышленности Украины». Среди инструкций советских времен — РДИ 64-029-87 «Классификация помещений для производства нестерильных медицинских препаратов по содержанию микроорганизмов в воздухе». Ведь нет единого закона, к которому обращались бы производители и который содержал бы полный обзор всех соответствующих положений и инструкций. Из-за отсутствия такого закона производителям очень тяжело обеспечить выполнение всех существующих требований, а контролирующим органам — проконтролировать их соблюдение.

В попытке внедрить стандарты GMP в Украине Комитет по медицинской и микробиологической промышленности Приказом № 117 в 1996 году одновременно вводит стандарты GMP Европейского Союза и Всемирной организации здравоохранения. Это вызвало дальнейшую путаницу, поскольку эти два вида стандартов различаются и не могут внедряться одновременно.

Информационный документ рекомендательного характера «Производство медицинской продукции. Надлежащая практика и контроль качества» (МВ 64U-1-97) был проведен Приказом № 51 в 1997 году. Цель этого документа — оказать процедурную поддержку производителям на этапе перехода на стандарты GMP. Структура документа представляет собой 9 разделов инструкций GMP Европейского Союза. Каждый раздел дает обзор принципов и правил Европейского Союза и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Но инструкции ЕС были изменены, и это привело к тому, что некоторые разделы значительно отличаются от инструкций ЕС и ВОЗ. Значительные отличия содержатся в разделах: «Требования к помещениям и оснащению», «Документация» и «Требования к исходному сырью». Кроме того, остались некоторые правила из советской инструкции РД 64-125-91, которые не противоречат GMP ЕС и ВОЗ.

МВ 64У-1-97, аналогичные инструкциям GMP ЕС, содержат несколько дополнений по производству специальной медицинской продукции. Эти дополнения практически полностью соответствуют инструкциями GMP ЕС и ВОЗ. МВ 64У-1-97 также имеют два дополнения: «Требования к безопасности работы» и «Требования к охране окружающей среды», которые не могут непосредственно включаться в инструкции GMP.

Постановление Кабинета Министров № 244 от 19 марта 1997 года «О мероприятиях, направленных на постепенное внедрение директив ЕС, санитарных, экологических, ветеринарных и фитосанитарных положений, а также международных и европейских стандартов в Украине» требовало от Медбиопрома разработки инструкций, «гармонизованных» с международными и европейскими стандартами. Медбиопром привлек к этой работе «Ридан Инжиниринг», частную компанию, которая разработала ряд отраслевых положений, регулирующих разные аспекты производства, контроля и обеспечения качества продукции. К этому времени были разработаны 19 отраслевых положений (ОНД) и пособий по процедурным вопросам (МВГ, ГП). Тем не менее, статус этих отраслевых документов не определен. Непонятно, являются ли эти документы обязательными для исполнения, или просто рекомендациями, или планируется включить их в закон.

ОНД 07.001.97: Система Надлежащей производственной практики. GMP.

ОНД 07.002.97: Система Надлежащей производственной практики. GMP. Общие требования к помещениям отраслевых лабораторий по контролю за процессом производства и качеством фармацевтической продукции.

ОНД 07.003.97: Система Надлежащей производственной практики. GMP. Инструменты и оборудование для химической лаборатории.

ОНД 07.004.97: Система Надлежащей производственной практики. GMP. Общие требования к отраслевым микробиологическим лабораториям контроля качества фармацевтической продукции.

ОНД 07.005.97: Система Надлежащей производственной практики. GMP. Аттестация (аккредитация) отраслевых исследовательских лабораторий по контролю за процессом производства и качеством фармацевтической продукции.

МВГ 07.001.97: Система Надлежащей производственной практики. GMP. Порядок аттестации (аккредитации) отраслевых исследовательских (аналитических и микробиологических) лабораторий по контролю за процессом производства и качеством фармацевтической продукции.

Отраслевая инструкция ИГ 07.001.97: Система Надлежащей производственной практики. GMP. Рекомендации по разработке «Положения о лабораториях контроля качества».

ОНД 01.001.98: GMP. Надлежащая производственная практика. GMP.

ОНД 09.001.98: Продукция медицинской и микробиологической промышленности. Инструкции по производству медицинской продукции. Содержание, порядок разработки, согласование и утверждение.

ОНД 07.006.98: Надлежащая производственная практика. GMP. Общие требования к чистым комнатам (помещениям).

ОНД 07.007.98: Надлежащая производственная практика. GMP. Общие требования к структуре и содержанию СРП для химических (аналитических и микробиологических) лабораторий, вивариев.

Отраслевой кодекс строительства ВБН A.2.2 — ОНД 08.001-98: Отраслевой кодекс строительства Украины. Конструкция. Содержание, Процедура разработки, согласования и утверждения конструкторской документации по строительству помещений для производства медицинской и одноразовой продукции.

МВГ 07.003.98: Надлежащая производственная практика. GMP. Рекомендации по принятию чистых комнат (помещений).

ФЕД-СТД-209E, 1992 — ГП 07.002.98: Надлежащая производственная практика. GMP. Стерилизация медицинских инструментов — Утверждение и контроль паровой стерилизации.

ЕН 554 — GM 07.003.98: Надлежащая производственная практика. GMP. Утверждение и регулярный контроль паровой стерилизации.

БС-5295, 1989: Части 0, 1, 2, 3, 4 — GP.07.004.98: Надлежащая производственная практика. GMP. Чистота и среда в камерах.

БС 7789:1995 — GP 07.005.98: Надлежащая производственная практика. GMP. Пособие по измерению в лабораторных условиях.

Положение о квалифицированном специалисте по вопросам качества (заместитель директора по вопросам качества) предприятий, которые выпускают медицинскую продукцию (независимо от форм собственности и подчинения).

Положение об отделе контроля качества на предприятиях, которые выпускают медицинскую продукцию (независимо от форм собственности и подчинения).

Вместо разработки единого всеобъемлющего комплекса рекомендаций, вышеупомянутые документы представляют собой несистематическую подборку инструкций, регулирующих многочисленные узкоспециальные аспекты производства медицинской продукции. Они включают даже спецификации приборов, которые используются в химических лабораториях. Хотя 15 из 19 документов имеют ссылку на GMP или систему сертификации GMP, эти документы во всех отношениях не отвечают европейским правилам GMP. Добавлены инструкции, которых нет в европейских инструкциях GMP, а существующие инструкции значительно изменены.

ОНД 01.001.98 «Надлежащая производственная практика GMP» является переводом инструкций GMP Всемирной организации здравоохранения, которые существенно отличаются от GMP Европейского Союза. Более того, нет дополнений, которые существуют в европейских правилах GMP и в которых описываются требования к производству конкретной медицинской продукции. Требования ОНД 09-001-98 принципиально отличаются от инструкций GMP Европейского Союза. Этот отраслевой документ имеет целью заменить ОСТ 42U-2-92. В нем приводится перечень технических положений, которые необходимо разработать для каждого вида продукции.

Технические положения содержат информацию об ассортименте продукции, степени чистоты и противопожарной безопасности производственных помещений, схеме размещения и спецификации оснащения, эксплуатации технологического оборудования без описания конкретных производственных процессов; информацию о технике безопасности, охране окружающей среды, схему организации контроля качества продукции, взрывоопасный характер материалов в производстве и отходах без указания конкретных процессов; перечень оснащения, которое нужно продезинфицировать инертным газом, характеристики сточных вод без указания какого-либо конкретного процесса; перечень характерных особенностей отходов, общий перечень производственных инструкций, спецификации готовой продукции, сырья и других материалов, использующихся в производстве, протоколы утверждения производственного процесса. В зависимости от ассортимента продукции, которая выпускается на технологической линии, этот документ может содержать до нескольких сотен страниц. Но он не позволяет оценить соответствие производственного процесса стандартам GMP или качество продукции, а также этот документ не разрешается использовать при осуществлении производственного процесса.

Резюме

Производство медицинской продукции в Украине регулируется Законом «О лекарственных средствах», вступившем в силу в 1996 году. Этот Закон предусматривает подготовку соответствующих инструкций Медбиопромом, который, в свою очередь, издает ряд приказов, содержащих еще большее количество инструкций, регулирующих конкретные аспекты производства медицинской продукции. Ведь вместо единой, полной и прозрачной базы, охватывающей все аспекты производства медицинской продукции, существует большое количество отдельных, несвязанных инструкций. Но поскольку инструкции приведены в приказах Комитета медицинской и микробиологической промышленности, а не в законе (как в странах — членах ЕС), они также могут быть в любое время изменены Медбиопромом.

Ситуация стала еще более запутанной, когда приказом Медбиопрома было одновременно введено два варианта стандартов GMP, и опубликована инструкция, описывающая стандарты GMP Европейского Союза и Всемирной организации здравоохранения, но эти стандарты были приведены в существенно измененном виде. Ситуация с внедрением GMP обострилась, так как в соответствии с новыми требованиями фармацевтические предприятия Украины должны перейти на стандарты GMP до 2002 года, а новые производства должны создаваться в соответствии с правилами GMP.

CII Group, Tacis
Контактные телефоны: (044) 463-73-72, 463-74-67.

Продолжение в № 17'2000





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика