Логотип журнала "Провизор"








Ценообразование в аптеках и аптечных сетях
Другие статьи из раздела: События
Статья
№ 15'2011 Охота за инвестором
№ 15'2011 ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ PHARMCOMPLEX–2011
№ 14'2011 Искусство торговой войны
№ 13'2011 Аптека VS Производитель без секундантов
№ 13'2011 Инновации в окопах
№ 12'2011 Ее Величество Фармация
№ 11'2011 Участники Второго всеукраинского конкурса рисунка среди детей с сахарным диабетом отпраздновали победу на площади Независимости
№ 11'2011 УКРАИНСКАЯ ШКОЛА ЭНДОКРИНОЛОГИИ: ПАЦИЕНТ - ВНИМАНИЯ
№ 11'2011 ВОЗ против фальши
№ 10'2011 Международный форум фармацевтической индустрии


Ценообразование в аптеках и аптечных сетях

Цена — денежное выражение ценности товара, созданного трудом.
К. Маркс

Реалии украинского фармацевтического рынка требуют постоянного восполнения экономических знаний и анализа актуальной информации субъектами аптечной деятельности. Продолжая серию тренингов и семинаров, компания «Бизнес-кредит» совместно с Агентством медицинского маркетинга 14 мая этого года в г. Киеве провела семинар «Ценообразование в аптеках и аптечных сетях». Подобные семинары традиционно вызывают повышенный интерес практических работников фармацевтической отрасли. Журнал «Провизор» также стал участником нынешнего семинара и решил поделиться мнением специалистов с читателями

Ценовые процессы, происходящие на фармацевтическом рынке, чрезвычайно сложны и многообразны. С одной стороны, ценовая политика является составной частью экономической политики государства, при определении стоимости лекарственных средств (ЛС) необходимо учитывать ряд социальных, юридических и моральных аспектов, а с другой — это элемент комплекса маркетинга, в который закладывается прибыль субъекта финансовоэкономической деятельности в виде торговых надбавок. Ценообразование на ЛС в значительной степени зависит от государственного регулирования, что связано с некоторыми особенностя ми, характерными для фармацевтического рынка. Здесь аптечный сегмент, с одной стороны, находится под давлением государства, а с другой — вопроса рентабельности. Следуя этой логике, маркетинг-директор компании «Бизнес-кредит», канд. мед. наук Ирина Деревянко посвятила свой доклад анализу ситуации на розничном рынке ЛС в Украине в 2010 году .


Менеджеры компании "Бизнес-кредит" встречают
участников семинара

Неутешительный факт, но в І квартале 2010 года отмечалось дальнейшее падение потребления ЛС в натуральном выражении (на 4 % в упаковках и на 6 % в у. е. по сравнению с IV кварталом 2009 года), однако в денежном выражении эта тенденция стабилизировалась. В то же время в феврале– марте этого года отмечается сезонное оживление розничных продаж после его спада в январе. Этот тренд дал незначительный прирост розничных продаж рецептурных препаратов на 0,7 % и ОТС группы на 6,2 %. Изменение розничных продаж по областям Украины в январе–марте 2010 года происходило неравномерно: Сумская, Харьковская, Луганская, Донецкая, Запорожская, Черниговская, Днепропетровская, Львовская, Одесская, Тернопольская, Хмельницкая, Луцкая, Ровенская, Ужгородская области характеризуются отрицательным приростом в гривнах и долларах США, тогда как некоторые центральные и западные области (Полтавская, Херсонская, Николаевская, Кировоградская, Житомирская, Черкасская) показали прирост розничных продаж. Важным фактом, который отметила И. Деревянко, является ценовая стабилизация на фармрынке Украины в последние 10 месяцев: «Последние 10 мес. курсовой фактор прекратил дестабилизировать рынок, и ценовые тренды в долларах и гривнах синхронизировались». Интересно, что средневзвешенная стоимость упаковки ЛС в центральных и восточных регионах Украины выше, чем в южных и западных. Около 43 % продаж приходятся на препараты с ценой от 10 до 50 грн. (низшая и средняя ценовые категории), а продажи дорогостоящих препаратов продолжают снижаться.

Участники семинара

Очень важным фактором, который будет влиять на аптечный рынок, является регуляторная политика государства, которая определяется такими аспектами:

1. Возможность введения НДС на ЛС

Сегодня НДС на ЛС существует, но его ставка равна нулю. Поэтому с формальной стороны нужно сделать лишь один шаг — изменить уровень ставки. В то же время вероятность его введения в 2010 году высокая. Ожидаемый размер НДС на ЛС — около 10 %. Возможный период такого нововведения — осень 2010 года. Это приведет к удорожанию импортных лекарств, дефектуре у дистрибьюторов, необходимости дополнительных средств импортеров для предоплаты НДС при ввозе. Ряд авторов этих законодательных инициатив предлагают ввести НДС вместе с реинбурсацией (медицинским страхованием). Однако Министерство экономики Украины не видит связи и предлагает сначала ввести НДС. Вероятность введения НДС повышается еще и тем, что ЕБРР также требует от украинского правительства ввести НДС на ЛС как одно из экономических условий успешного кредитования. В тоже время это позитивный финансовый фактор для отечественных фармпроизводителей.

2. Местный налог на недвижимость и землю

Удорожание аренды и невозможность заложить этот тариф вцену приведет к снижению рентабельности аптечного бизнеса и, как следствие, закрытию части аптек.

3. Регистрация цен производителем

Уже некоторое время рассматривается возможность введения обязательной регистрации цен на ЛС производителями, которое может привести к дефектуре по ассортименту импортных ЛС.

4. Мониторинг цен на ЛС

Это приведет к дополнительным затратам аптек на мониторинг, снижению эффективности ценообразования, риску утечки коммерческой информации, еще одному поводу для проверок и штрафов. В свою очередь жесткое регулирование цен на ЛС приведет к снижению рентабельности и вынудит аптеки корректировать ассортимент в сторону увеличения доли парафармацевтической продукции.

Ирина Деревянко: "Трудно строить тренды,
лучше поговорим о сценариях!"

В заключение Ирина Деревянко коснулась прогноза для розничного фармрынка на вторую половину 2010 года, отметив, что говорить о прогнозах и трендах в сложившейся нестабильной ситуации очень сложно и поэтому лучше рассматривать сценарии развития фармрынка Украины. По словам докладчика, прогноз для фармацевтического рынка Украины — от +5 до –10 % (скорее ближе к пессимистическому на уровне –7 %), и он будет зависеть от таких макроэкономических показателей элементов, как:

  • дефицит бюджета-2010;
  • экспортно-ориентированное правительство;
  • достаточно высокая вероятность ослабления гривны;
  • официальный прогнозный курс гривны — 8–8,5;
  • прогноз инфляции — 13–15 % (это больше оптимальной величины для развивающейся экономики).

Следует отметить, что инфляция искажает процессы ценообразования в рыночной экономике.

Во второй части доклада И. Деревянко представила методологии поиска оптимальной цены на ЛС на основе эластичности спроса. Фармацевтические компании-производители могут, несмотря на конкуренцию, завышать цены на ЛС, но при этом они заитересованы, чтобы в розничном сегменте наценка была минимальной. Аптеки и аптечные сети заинтересованы в реализации ЛС по более высокой наценке, поскольку доход аптеки определяется в стоимостном выражении проданных препаратов. Именно этот «конфликт интересов» может разрешить аптека, используя эластичность, просчитав для себя оптимальную цену на ЛС: «возможно, стоит продавать несколько меньше упаковок, но по более высокой цене?» — отметила Ирина Деревянко.

Старший юрист компании "Правовой Альянс" Андрей
Горбатенко: "Антимонопольный комитет Украины — это
единственный регуляторный орган,который имеет право прийти
к субъекту хозяйственной деятельности с проверкой
без предупреждения"

Как известно, ЛС являются социально значимой группой товаров и поэтому цены на них в Украине как и в других странах подлежат государственному регулированию, что и было отмечено в докладе Андрея Горбатенко, старшего юриста компании «Правовой Альянс», г. Киев: «Государственное регулирование цен на лекарственные средства». Если говорить юридическим языком, то государственному регулированию подвергаются прежде всего те ЛС, которые включены в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 25 марта 2009 года № 333.

Кроме того, ценообразование в аптеках регламентируется следующими нормативными документами:

  • Законом Украины «О ценах и ценообразовании»;
  • постановлением Кабинета Министров Украины «О мероприятиях, направленных на стабилизацию цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 17 октября 2008 года № 955;
  • постановлением Кабинета Министров Украины «О некоторых вопросах государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения » от 25 марта 2009 г. № 333;
  • Инструкцией о порядке применения экономических и финансовых (штрафных) санкций органами государственного контроля за ценами, утвержденной приказом Минэкономики от 3 декабря 2001года № 298 / 519.

Докладчик напомнил присутствующим, что очень важным является понимание порядка формирования цены. Так, различают следующие юридические понятия цен на ЛС:

  • оптово-отпускная цена:
    — цена единицы импортированного товара;
    — цена, установленная между отечественным производителем и субъектом хозяйствования, осуществляющим оптовую торговлю;
  • закупочная цена, которая равна сумме оптово-отпускной цены и поставщическо-сбытовой надбавки (максимальная наценка на этом уровне должна составлять 12 % от оптово-отпускной цены);
  • розничная цена, которая формируется как сумма закупочной цены и торговой наценки (розничной надбавки в аптеке). При этом аптечная надбавка не должна превышать 25 % от закупочной цены.

Для лекарственных средств, которые закупаются за счет бюджетных средств, обе надбавки установлены на уровне 10 %.

При ценообразовании на импортные ЛС немало трудностей возникают на стадии формирования цены единицы импортированного товара из-за нестабильности валютного курса, так как при расчете этой цены учитывается средний курс на межбанке на дату реализации и курс НБУ на дату таможенного оформления (рисунок).

Таблица 1 ОРГАНЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ЦЕНОБРАЗОВАНИЕМ
Полномочия Государственные органы

Выявление факта нарушения

  • Государственная инспекция по контролю за ценами.
  • Государственная налоговая инспекция.
  • Государственная инспекция контроля качества лекарственных средств МОЗ Украины.
  • Прочие контролирующие органы

Вынесение решений о применении
финансовых (штрафных) санкций

Государственная инспекция по
контролю за ценами

Вынесение решения о применении
финансовых (штрафных) санкций,
обязательного к исполнению

Соответствующий суд

Вынесение решения о привлечении
к административной ответственности

Государственная инспекция по
контролю за ценами (ст. 2445 КоАП)



Сложность состоит в том, что средний курс на межбанке на дату реализации при нестабильном курсе подвержен резкому колебанию в современных украинских условиях и согласно законодательству не устанавливается НБУ (но при этом публикуется на официальном вебсайте НБУ), а определяется по результатам торгов по завершении банковского дня. Таким образом, возникает определенная сложность формирования цены и некоторые юридические «мостики» для предъявления претензий со стороны контролирующих органов в неправильном ценообразовании.

Болезненным вопросом для субъектов фармацевтического бизнеса является и применение санкций за нарушение законодательства в сфере государственного регулирования цен на лекарственные средства. Необоснованно полученная выручка трактуется законодательством как фактически полученная выручка за вычетом величины выручки, которая была бы получена, если бы не имело место нарушение.

Лица, виновные в нарушении порядка установления и применения цен и тарифов, привлекаются к административной ответственности. Нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок, доплат приводит к наложению на должностных лиц штрафов от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Те же действия, совершенные повторно в течение одного года, приводят к наложению штрафов в размере от 10 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 1652 КоАП).

В заключительной части доклада А. Горбатенко коснулся вопросов недобросовестной конкуренции, связанных с ценообразованием. Так, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) может трактовать как «введение в заблуждение» т. е. распространение информации о том, что:

  1. цены в определенной аптеке являются самыми низкими;
  2. лекарственные средства распространяются по оптовым ценам или ценам производителя;
  3. сеть аптек является социальной сетью и т. п.

В этих случаях к субъекту финансово-хозяйственной деятельности могут быть применены следующие санкции:

  • штраф в размере 5 % от прибыли, полученной субъектом хозяйствования за последний отчетный год, который предшествовал году, в котором налагается штраф;
  • в случае отсутствия информации о прибыли — штраф в размере до 10 000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 000 грн.).

В случае необходимости размер доходов для наложения штрафов может быть определен органами АМКУ самостоятельно: на основании административной информации, полученной из иных административных источников, в частности отчетов субъекта хозяйственной деятельности о доходах, поданных в государственную налоговую инспекцию. Недостатки законодательства, регулирующего ценообразование, в сочетании с широкими полномочиями проверяющих органов, в частности АМКУ, создают серьезные препятствия для экономической деятельности субъектов аптечного бизнеса. В последнее время давление на фармацевтические фирмы со стороны АМКУ усилилось, что вызывает обеспокоенность участников рынка. «Пока не было позитивных судебных решений по обжалованию решений АМКУ о наложении штрафов, — отметил Андрей Горбатенко, отвечая на вопросы участников семинара, живо включившихся в дискуссию, — однако юристы «Правового Альянса» внимательно изучают опыт подобных разбирательств и готовы оказывать помощь субъектам аптечной деятельности, столкнувшимся с данной проблемой».

Директор Агентства медицинского
маркетинга Юрий Чертков:
"Коллеги, радуйтесь, умножив свой доход,
Страхующий от голода и холода
"Аптекарь-бессребреник" сегодня только тот,
Кто ценит преимущественно золото!"

Директор Агентства медицинского маркетинга Юрий Чертков в своем докладе «Аптечное ценообразование» коснулся маркетинговых аспектов цены на ЛС. Он отметил, что в современных условиях жесткой конкуренции аптечной розницы наиболее важную роль играют ценовое преимущество и местонахождение аптеки. Ценообразование в первую очередь может повлиять на прибыль. Что отличает цену от других «P» маркетингового комплекса? Прежде всего то, что цена — это единственный элемент маркетингового комплекса, приносящий доход, все остальные элементы относятся к затратам. Цена — самый гибкий элемент маркетингового комплекса.

Ценовая конкуренция в розничном аптечном сегменте весьма высока, однако ценовое преимущество не является долгосрочным. Одним из методов воздействия на конкурента, продающего ЛС по низким ценам, является снижение цен на так называемый сигнальный ассортимент. Ю. Чертков отметил различные типы конкурентного окружения для аптек различного типа (табл. 2).

Создавая частные марки (СТМ)1, компания получает больший контроль над производством, качеством товара, ценообразованием и распределением. Следует отметить, что в Украине нет так называемых частных марок. Тогда как в мире этот прием весьма распространен, в том числе и в фармации. Так, средняя доля Private Label в Европе — 23 %, в США — 16 %, в России — 3 %.

Доли СТМ в обороте аптечных сетей (Nielsen 2009):

  • — Западная Европа — до 45 %;
  • — Восточная Европа — до 37 %;
  • — Украина < 1 %.

Ценообразование должно быть не столько стратегией, сколько ежедневной и плановой работой. Следует выделить оперативное ценообразование (ежедневно) и периодическое (не реже 1 раза в месяц). Немаловажную роль в «продвижении » цены на ЛС играют и ценовые коммуникации с потребителями. Также необходимо акцентировать работу аптечного менеджмента на следующих важных приемах, связанных с ценой на ЛС:

  • различать постоянные и переменные издержки;
  • определять маржинальную прибыль в каждой группе препаратов;
  • целенаправленно концентрировать трейд-маркетинговые усилия в товарных категориях с высокими показателями маржинальной прибыли;
  • концентрировать внимание провизоров на тех товарах, которые демонстрируют наилучший коэффициент маржинальной прибыли и имеют хорошую динамику роста.

Вторая половина семинара была посвящена докладу тренераконсультанта, канд. экон. наук А. С. Славича Приступы г. Москва: «Практические аспекты ценообразования в аптечной сети».

1Сетевая торговая марка (СТМ), собственная торговая марка или частная марка (англ. private label) — это торговая марка, владельцем которой является розничная аптечная (торговая) сеть.


Таблица 2 КОНКУРЕНТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДЛЯ АПТЕК РАЗЛИЧНОГО ТИПА
Тип аптеки Характеристики конкурентного окружения Тип конкуренции

Открытого формата

1. Рядом с аптекой не более чем в 100 м находится аптека-
конкурент открытого формата
2. В пределах 300 м находятся:
a) 2 аптеки открытого формата;
б) 3 или более аптеки любого формата

Сильный

Закрытого формата

1. Рядом с аптекой не более чем в 100 м находится аптека-
конкурент любого формата
2. В пределах 300 м находятся 2 или более аптеки любого формата

Сильный

Открытого/закрытого формата

В пределах 300 м нет аптек

Слабый

Открытого/закрытого формата

Остальные случаи

Средний


В своем докладе А. С. СлавичПриступа подчеркнул исключительную важность грамотного ценообразования для получения прибыли аптеками. Так, по опыту консультационных проектов автора в аптечных сетях России, Украины и некоторых других странах СНГ за счет оптимизации ценообразования в ряде случаев можно увеличить продажи / прибыль у обычных аптек на 10 %, а у дискаунтеров — в разы. Опираясь на длительный практический опыт консультирования аптек, докладчик проанализировал влияние ценовой политики аптек на покупательское поведение. В частности, ценовая политика должна быть увязана с другими компонентами бизнес-стратегии аптечной сети:

  • расположение точек (подробнее — ниже);
  • привлекательность аптек по ширине и устойчивости ассортимента (услуга «всегда есть» может стоить несколько процентов цены);
  • комфортность с точки зрения формата (наличие, размеры, охват ассортимента отдела самообслуживания), площади зала и т. п.;
  • сервис (количество касс и численность персонала, способность персонала к эффективным рекомендациям);
  • репутация (отсутствие фальсификата, устойчивость прочих преимуществ);
  • информационная система (в томчисле возможность дифференциации по товарным категориям и точкам сети, возможность скидок и т. п.);
  • система мотивации персонала (мотивированный на конечные финансовые результаты персонал среднего звена эффективнее реализует ценовую политику).

В 2009 году, несмотря на девальвацию, перераспределения между ценовыми сегментами «вверх» почти не произошло, напротив, даже несколько увеличился нижний сегмент. Украинская аптечная клиентура сократила свои покупки более чем на 100 грн. Подобные потребительские установки «на экономию» обладают достаточно значительной инерцией порядка 1–2 лет, что нельзя не учитывать при формировании ценовой стратегии.

Тренер-консультант
А.С. Славич-Приступа:
"Сразу "нащупать" оптимальную
наценку малореально, главное —
существенно к ней приблизиться!"

В совокупности около 90 % аптечного рынка составляют 2 типа аптек:

  • около 60–70 % всех аптек: «спальные» аптеки с преобладанием (обычно более 75 %) местных посетителей с обычной платежеспособностью;
  • около 20–30 % всех аптек: «проходимые » аптеки в местах концентрации людей (оживленные улицы, транспортные узлы и т. п.) — обычно более 75 % «транзитных» посетителей из различных районов города.
  • Можно выделить также некоторые другие, более редкие типы аптек:
  • промежуточный тип между «спальной» и «проходимой» аптекой — «госпитальные» аптеки;
  • аптеки с низкой проходимостью в промышленных районах без жилой застройки;
  • «спальные» аптеки в элитных районах.

В силу нетипичности таких специфических аптек их ценообразование требует индивидуального подхода.

С учетом данных факторов цена в нижнем и среднем ценовых сегментах должна быть максимально приемлема для местной клиентуры. Обычно целесообразна цена, близкая к средней цене 2–3 основных конкурентов (как правило, местных в пределах 1–2 км), но нередко оправдывает себя понижение цены относительно конкурентов на популярные «индикаторные» товары.

Соответственно в проходимых аптеках целесообразны существенно (часто на 10 % и выше) более высокие цены, чем в среднем по городу. При этом малообеспеченные посетители «отсеиваются», но прибыль от покупок прочей клиентуры намного перекрывает эти потери.

Большинство покупателей дорогих препаратов осуществляют поиск приемлемых цен в масштабах всего города. Разница цен и возможная ценовая экономия от 50 грн. для многих потребителей дорогих аптечных товаров уже вполне сопоставима с затратами времени и денег на поездку в отдаленную, но более дешевую аптеку. В сегменте дорогостоящих регулярно покупаемых товаров «первой необходимости» целесообразен единый подход для спальных и проходимых аптек — цена, близкая к среднегородской (часто на 3–5 % ниже). Для товаров «качества жизни» или эпизодического спроса цену обычно эффективно дополнительно повышать не менее чем на 5 % выше по сравнению с товарами регулярного спроса первой необходимости.

Оправдана ли специальная наценка на парафармацевтическую группу товаров с нерегулируемыми наценками как отдельную категорию? Довольно часто аптеки делают повышенную наценку на парафармацию с нерегулируемыми ценами, пытаясь в том числе компенсировать ограничения наценки на ЛС. Однако ряд категорий парафармации с нерегулируемыми наценками — это товары первой необходимости или регулярно покупаемые. Соответственно для парафармацевтических товаров с нерегулируемыми наценками, относящимся к товарам первой необходимости или регулярно покупаемым, целесообразна та же наценка, что и для аналогичных категорий ЛС.


Таблица 3 АНАЛИЗ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ /НАЦЕНКИ
Ценовой сегмент, грн. Средняя аптечная наценка на ГЛС
по Украине
в 2009 году в соответствующих
ценовых сегментах, %

До 10

26

От 10,01 до 100

25

От 100,01 до 300,00

22

От 300,01 до 500,00

21

От 500,01 до 800,00

20

От 800,01 до 1 000,00

19

От 1 000,01 до 1 500,00

15

От 1 500,01 до 2 000,00

16

Более 2 000,01

17


В большинстве ценовых сегментов ЛС вплоть до 1 500 грн. прослеживается отчетливая тенденция снижения наценки по мере роста цены. Однако в сегменте свыше 1 500 грн. наблюдается некоторый (даже прогрессивный) рост наценки (табл. 3).

Тенденция снижения наценки по мере роста цены вплоть до 1 500 грн. «в среднем» совершенно правильльготна, но это снижение было бы эффективнее при более быстрых (на несколько процентных пунктов) темпах падения в верхних сегментах (от 1000 грн). Роль сегмента свыше 1 500 грн. невелика (на него приходится чуть более 0,5 % продаж), тем не менее, гораздо более эффективно, напротив, резкое снижение наценки в данном сегменте примерно до уровня 5–10 %.

Чтобы создать впечатление невысоких цен в сегменте, можно их понизить не на все товары, а на выборку наиболее популярных — так называемые индикаторные позиции.

Ценовая стратегия
аптек может сводиться к так называемым дискаунтерам — заметно пониженные относительно среднегородского уровня базовые цены / наценка за счет экономии на сервисе, ассортименте. По-видимому, ниша дискаунтеров имеет тенденцию к некоторому сокращению, возможно, до 10 % рынка. В тоже время обычные аптеки расширяют элементы дискаунтинга. Важной тенденцией является постепенный «переток» операций дискаунтеров в дистанционную торговлю (доставку по заказу), где больше потенциал экономии.

По мнению А. С. СлавичаПриступы, в большинстве случаев эффективны следующие элементы дискаунтинга:

  • льготные цены (с пониженной наценкой) при бронировании отсутствующих в постоянном ассортименте товаров;
  • накопительная скидка при превышении определенного объема покупок за период, оптовые скидки от суммы покупки;
  • скидки в зависимости от времени суток;
  • сезонные скидки.

Однако автор предостерег присутствующих от механического использования подобных моделей в своих сетях, так как все они нуждаются в пилотных проверках эффективности. Использование льготных цен ориентировочно на 10 % ниже обычной цены при бронировании отсутствующих товаров позволяет увеличить количество покупателей (а также отчасти сократить издержки на постоянный ассортимент). Такие скидки целесообразны в основном на покупки свыше 30–50 грн.

А. С. Славич-Приступа также отметил, что согласно расчетам для большинства аптек суммарные прямые и косвенные потери от простой оптовой скидки превышают выигрыш от нее.

Фото и текст подготовил Руслан Редькин

www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика