Логотип журнала "Провизор"








Потребность в новых препаратах вынуждает искать новые подходы

Потребность в новых препаратах вынуждает искать новые подходы

П. Савченко

Фармация направляет свои усилия на поиск и внедрение новых высокоэффективных препаратов, способных значительно облегчить жизнь пациента и содействовать дальнейшему прогрессу медицины. Она готова вкладывать в это значительные инвестиции

Так, в 2008 году фармацевтические и биотехнологические компании США потратили рекордную сумму на научные исследования — 65,2 млрд дол. В целом, по оценкам Ассоциации разработчиков и производителей фармацевтической продукции США, в процессе испытаний находятся более 2,9 тыс. новых медицинских препаратов, — сообщает Washington ProFile.

Фармацевтические научные исследования — сложный и длительный процесс. На каждом этапе присутствует риск неудачи. При наиболее благоприятном стечении обстоятельств от начала исследований до внедрения препарата в производство проходит 10–15 лет. По статистике только 1 из 12 препаратов, проходящих клинические испытания, попадет впоследствии на фармацевтический рынок. Недавние исследования, проведенные специалистами Медицинского исследовательского центра Великобритании, показали, что средняя стоимость выведения на рынок лекарственного препарата составляет примерно 800 млн евро без учета налогов и значительных расходов на производство и поставку.

Поэтому, как не радоваться сообщениям об успехах исследователей. Вот только некоторые из них. Разработано новейшее поколение высокотехнологических таблеток, которые способны доставлять лекарства в конкретную точку человеческого организма. Это многократно может повысить действие препаратов и открыть перспективу для разработки принципиально нового вида лекарств (Ami-tass. ru).

Новая методика, основанная на нано-и микротехнологии, разработанная группой исследователей Тель-авивского университета положена в основу получения прогрессивных и высокоэффективных онкопрепаратов. Для этого используются крошечные «умные» пузырьки, заполненные лекарственным веществом. Предполагается, что они способны отличить больные клетки от здоровых за счет агента, расположенного на их поверхности. По-видимому такой метод лечения онкологических заболеваний является не токсичным, не блокирующим иммунную систему пациента и значительно более эффективным (bestmedisrael.com).

Впервые в мире группа ученых департамента молекулярной биологии клетки Израильского научно-исследовательского института имени Вайцмана предлагает метод, который, как предполагается даст возможность подобрать наиболее эффективные композиции и составы для химиотерапии различных форм рака. Для разработчиков лекарственных препаратов новая методика может дать возможность на основе контроля реакции клеток подобрать наиболее эффективные композиции и составы для химиотерапии различных форм рака (http://bestmedisrael.com).

Огромным потенциалом в области диагностики и терапии раковых заболеваний обладают нанотехнологии. Системы обнаружения могут находить раковые клетки до того, как они начнут представлять опасность для организма, а если болезнь находится в стадии ремиссии, смогут предсказать, разовьется ли она с новой силой или нет. Специалисты надеются, что терапевтические системы смогут уничтожать опухолевые клетки неинвазивно, т. е. не нанося вреда здоровым клеткам. Экономисты рассчитывают на рост рынка нанотехнологий до 1 трлн дол. к 2015 году. Оптимисты уверены в том, что к 2020 году почти все заболевания исчезнут, а к 2030 — любой сможет наслаждаться здоровой жизнью в течение сколь угодно длительного времени (newsland.ru).

Даже математику пытаются поставить на службу против рака. Физики из Мичиганского университета (University of Michigan Comprehensive Cancer Center) считают, что традиционные методы исследования рака, которые применяют биологи, не могут дать полной картины развития болезни, так как обычно берутся образцы раковых клеток и исследуются в лабораторных условиях. Но в организме раковые клетки вступают в сложные взаимодействия с другими клетками организма. В частности, в лаборатории крайне трудно исследовать процессы распространения метастазов, поскольку эти процессы затрагивают весь организм в целом. Поэтому результаты, полученные в лаборатории, дают упрощенную картину и разработанные таким образом лекарства и методы лечения часто оказываются неэффективными. Физики считают, что проблему можно решить с помощью комплексного математического моделирования. Такие модели могут максимально приблизиться к реальной картине болезни (medlinks.ru).

Безусловно, все изложенное выше дает уверенность человеку в борьбе с заболеваниями. Да и новые препараты смогут появиться не ранее, чем через 10 лет. Но… Подобные сообщения появляются уже много лет подряд, а эффективные препараты так и не появились на рынке. В реальности ситуация складывается не так, как хотелось бы. Проблемные заболевания атакуют, отсутствуют эффективные препараты, и, к большому сожалению, многие специалисты предрекают ухудшение ситуации в отношении многих заболеваний. И это та истинная реальность, которая нас окружает.

По мнению специалистов, несмотря на то, что в разработку лекарств вкладываются огромные деньги, рак пытается «перехитрить» врачей. По каким-то причинам химиотерапия действует не всегда и не на все виды опухолей. Нередко после проведенного химиотерапевтического «удара» все же остаются неповрежденные раковые клетки, которые в дальнейшем начинают распространяться по организму, приводя к метастазам. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что химиопрепараты, применяемые в лечении рака, обладают большим количеством побочных эффектов. Это связано с тем, что их мощное действие распространяется не только на клетки опухоли, но и на здоровые окружающие ткани. Почему и какие раковые клетки выживают, в то время как другие погибают?

Одна из крупнейших фармацевтических компаний мира — швейцарская Roche — приняла решение прекратить разработку препаратов для лечения ВИЧ-инфекции. Выяснилось, что разрабатываемые препараты для лечения ВИЧ-инфекции по двум различным механизмам практически не имеют преимуществ перед уже имеющимися на рынке лекарствами.

«В войне с устойчивыми бактериями шансы на победу тают. Исследования в области геномики не дали ожидаемых результатов. Изучение генов не помогло нам справиться с бактериями», — к такому выводу пришли специалисты по инфекционным болезням из медицинской школы Техасского университета (США). «Ученые не могут в одиночку повлиять на ситуацию. Фармацевтические компании не могут в одиночку повлиять на ситуацию. Чтобы избежать всемирного кризиса в медицине, мы должны объединиться и работать вместе»,— констатируют ученые.

По данным компании Datamonitor, специализирующейся на исследованиях фармрынка, к 2016 году убытки ведущих мировых фармкомпаний могут составить 140 млрд дол. США вследствие окончания сроков действия патентов на блокбастеры и появления на рынке дешевых дженериков. Инвесторы обеспокоены тем, что у многих компаний ощущается нехватка потенциальных лекарственных средств, находящихся на различных стадиях клинических испытаний (pharmindex.ru).

Сегодня уже многие признают, что необходим новый подход, для того, чтобы справиться с проблемными заболеваниями. А как его выработать, если старые подходы пока одерживают верх и диктуют условия в медицине? Безусловно, мировой финансовой кризис повлиял на ситуацию в медицине. Но, в большей степени на ситуацию в медицине влияет внутренний кризис, которого, увы, не удастся избежать. Как говорится, мы так и не смогли заметить, как он уже наступил.

Используя старые методы, исследователи пытаются решить проблемные задачи; понять, почему раковая клетка приобретает устойчивость к лекарственным препаратам. Пожалуй, невозможно найти ни одного онкопрепарата, который бы не смог уничтожить в лабораторных условиях патологическую клетку. Все они работают прекрасно. Но, в организме почему-то возникает «мнимый феномен» того, что они не способны справиться с задачей, аналогично тому, как это происходило в пробирке. Проведенные исследования позволили определить, что раковая клетка вовсе не приобретает устойчивость к лекарственным препаратам. В очаге на месте убитой раковой клетки возникает новая клетка. Этим и объясняется «устойчивость». А почему она возникает? — в этом вопросе и заключается тайна рака.

Никто не станет отрицать, что сегодня больше неясных проблем, чем решенных. Исследователи говорят: мы стараемся, действительно стараемся помочь пациентам во всем мире. Если решение не будет найдено, ситуация со многими заболеваниями значительно ухудшится, мы бьем тревогу и надеемся, что мир нас услышит. Мир, конечно же, услышит, но что же делать в этой ситуации и кто будет искать новые подходы?

Почему так происходит? Ответ дает сама жизнь, да и выводы можно сделать из изложенного выше. В основе общепринятых исследований лежит только один метод — моделирование заболевания с целью получения устойчивой патологии (больной клетки) с последующим глубоким изучением патологии и поиска методов борьбы с патологией, в основе которых — разрушение патологических клеток и инфекционных агентов.

До сих пор этот метод не позволяет найти эффективных средств излечения, и это подтверждается реальностью. Нетрудно сделать вывод, что никакие исследовательские объединения, ни новые нанопрепараты, ни геномика, ни математический подход, да и ничто другое не даст положительного результата, если и дальше исследования будут продолжаться так, как это делалось до сегодняшнего дня. Не помогут и огромные финансовые инвестиции.

Для того, чтобы найти эффективные средства лечения, первоначально необходимо овладеть фундаментальной основой — полным механизмом возникновения и развития заболеваний. Не секрет, что в реальности многие общепринятые теории по, казалось бы, известным заболеваниям имеют больше вопросов и противоречий, чем ответов. Это туберкулез и диабет, это сердечно-сосудистые заболевания и многие другие. Большинство из них остаются в разряде тайн. Это рак и СПИД. Если бы мы действительно владели фундаментальной основой, то тогда не было бы проблемных ситуаций и кризиса.

Неужели мы надеемся, что при сегодняшнем положении дел в науке и клинике мы найдем эффективное лечение? Нет, нет и нет!!! Сегодня и так реально просчитаны огромные убытки в фармации. Та тенденция, которая уже прорисовывается, четко показывает, что с каждым днем все больше и больше новых препаратов будут сниматься с производства из-за рецидивных свойств и неэффективности. Если раньше любой препарат можно было легко внедрить, то сейчас общество стало строже относиться к внедрению лекарственных препаратов. И будут внедряться уже не 1 из 12 препаратов, а 1 из 100…

Сегодня уже можно четко определить, что убытки к 2016 году будут на порядок выше, чем предполагают эксперты, если исследовательская медицина не изменит методы исследований и не найдет то новое звено, в котором необходимо приложить усилия медицины. Убытки, увы, подсчитать не трудно, если перемножить количество лекарств, которые находятся в разработке (необходимо учитывать 70 % от всего количества, т. е. лекарства, предназначенные на борьбу с больной клеткой), на стоимость выведения препарата на рынок.

Никто пока не хочет открывать глаза, но фармация сегодня уже стоит перед выбором: или продолжать финансировать общепринятые исследования в том же духе, что, несомненно, принесет не прибыль, а значительные убытки; или отойти от общепринятого метода исследований и направить свои усилия на исследования с целью получить новое направление как в науке, так и в фармацевтическом производстве. Именно последний выбор как раз и есть выходом из кризиса в медицине.

Можно не только избежать ожидаемых убытков в ближайшее время, но и получить значительные доходы, если приложить усилия в поиске нового подхода и в фундаментальных исследованиях в области патогенеза заболеваний, чтобы снять существующие неразрешенные вопросы. Именно сюда и необходимо направлять инвестиционные потоки. Упуская хотя бы одно звено в процессе заболевания, невозможно создать эффективное средство!!! Выходы есть, и о них уже можно говорить сейчас.

Медицина ближайшего будущего вне всякого сомнения отойдет от препаратов, действие которых направлено на повреждение патологии. Патологические клетки — это необратимая и не нужная структура для организма. Воздействие лекарственных препаратов будет направлено не на повреждение больных клеток, а на сохранение здоровых структур, которые во время заболевания могут превращаться в патологические. Только принципиально новый подход действительно поможет справиться со многими заболеваниями, и только в этом случае оправдаются предположения оптимистов.

Rituximab (Roce) — надежда для больных лейкемией

В Великобритании Rituximab был утвержден как основной препарат для лечения хронической лимфоцитарной лейкемии. Теперь для тысяч больных с наиболее распространенной формой лейкемии появилась новая надежда не только на продление жизни, но и на более длительный ее период без симптомов болезни.

Действие этого препарата заключается в нацеливании антител на раковые B-клетки, тип белых кровяных телец иммунной системы. При связывании антител с поверхностью раковых клеток происходит самоуничтожение этих белых кровяных телец или наблюдается их атака другими элементами иммунной системы, что таким образом непосредственно влияет на причину возникновения самой болезни.

При проведении одного из международных исследований с участием 817 пациентов из 11 стран мира для более чем 2 / 3 больных, к которым применялась химиотерапия в комплексе с Rituximab, была достигнута полная ремиссия по сравнению с почти 1 / 5 пациентов, к которым применялась исключительно химиотерапия.

Причем ремиссия заболевания при приеме Rituximab увеличивается до 3,5 лет по сравнению с пациентами, к которым применялась химиотерапия, ремиссия в этом случае составляла 2,7 года.

Вероятнее всего, что эта новая комбинация Rituximab с химиотерапией быстро войдет в практику для применения у пациентов с первыми признаками хронической лимфоцитарной лейкемии.

И, конечно же, одобрение и утверждение этого препарата является важным шагом на пути борьбы с болезнью, которая считается в основном неизлечимой.

Новое лекарство для больных ревматоидным артритом

Препарат MabThera (rituximab) останавливает ухудшение состояния суставов у людей с первыми признаками болезни ревматоидным артритом. Ученые считают, что этот лекарственный препарат должен помочь больным ревматоидным артритом значительно дольше вести нормальный образ жизни и сохранять свою независимость от других людей.

Исследование, в котором участвовали 755 пациентов, показало, что для 30,5 % больных повреждение суставов было остановлено уже по истечении шести месяцев применения MabThera в сочетании с метотрексатом — стандартным препаратом для лечения ревматоидного артрита по сравнению с 12,5 % тех пациентов, которые принимали исключительно метотрексат.

Тем не менее, примерно для одного из пяти больных не было замечено существенных улучшений. Все-таки пока неясно, почему для некоторых пациентов такая комбинация не работает. Однако для данного заболевания различная реакция на применяемые препараты является нормальной.

Также неясно, насколько действенным по времени окажется этот шестимесячный комплекс, так как исследование применения такого сочетания препаратов проводилось всего лишь сроком менее одного года, а сейчас продолжаются более длительные исследования.

Стоимость курса MabThera составит 3492 фунта стерлингов, что значительно меньше стоимости аналогичных препаратов для лечения ревматоидного артрита. Поскольку MabThera подавляет иммунную систему, то могут иметь место и побочные эффекты, например, такие как гипертония, тошнота и инфекции верхних дыхательных путей.

Секрет долгой жизни — в ультранизкокалорийной диете

Исследователи утверждают, что уменьшение калорий на 30 % до уровня, который будет чуть выше уровня недоедания, может вдвое уменьшить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и рака, а также увеличить продолжительность жизни почти на треть. Экстремальная диета может добавить дополнительные 25 лет к средней продолжительности жизни и приблизить продолжительность жизни подавляющего большинства людей к 100 годам.

Однако увеличение продолжительности жизни, конечно же, будет иметь свою цену: человек должен придерживаться специально разработанного для него рациона, вероятно, состоящего из молочного белка и кукурузного масла с добавлением большого количества витаминов и минеральных добавок.

Эти весьма волнующие прогнозы были получены на основании 20-летних исследований на обезьянах, которые уже на данный момент показывают трехкратное увеличение жизни подопытных обезьян с сильно ограниченным рационом по сравнению с особями, живущими на воле.

Эти исследования были начаты еще в 1989 году командой ученых из университета Висконсина, проводившей на то время довольно-таки удачные эксперименты на мышах.

Под наблюдение были взяты 76 обезьян возрастом до 14 лет, для которых при их обычном питании максимальный возраст составил бы 27 лет.

Рацион подопытных был уменьшен на 30 %, и как результат — все обезьяны до сих пор живы. Кроме того, здоровье мозга животных при ограниченном рационе, как оказалось, также значительно лучше.

http://www.telegraph.co.uk

Перевод Ольги Алдобаевой

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика