Логотип журнала "Провизор"








Украинский фармацевтический рынок установит антирекорд
Другие статьи из раздела: Маркетинг
Статья
№ 04'2011 Что делать маленьким аптекам, или маркетинг высококонкурентного аптечного бизнеса
№ 10'2010 Первые шаги в открытии аптечного бизнеса, или "Аптека доктора Шаргородского"
№ 06'2010 Как повысить уровень продаж, или хитрая аптечная реклама
№ 05'2010 Планирование рекламной кампании, или Успех в бизнесе от А до Я
№ 02'2010 ГРАМОТНЫЙ МЕРЧАНДАЙЗИНГ - УСПЕХ АПТЕЧНОГО БИЗНЕСА
№ 01'2010 Антикризисный менеджмент в сфере PR-технологий фармацевтической компании
№ 24'2009 Организация работы с ключевыми клиентами, или Титаны фармацевтического бизнеса
№ 23'2009 Инновационный маркетинг - успех современного бизнеса
№ 20'2009 Как создать аптечный бренд
№ 19'2009 СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В УКРАИНЕ

Украинский фармацевтический рынок установит антирекорд

Девальвация гривны кардинально изменила структуру продаж фармацевтических препаратов. После того как за несколько месяцев иностранные лекарства подорожали в рознице на 50–70 %, более дешевые препараты украинских производителей впервые потеснили на рынке импортных конкурентов. Однако в этом году продажи упадут и у отечественных фармацевтических компаний — потребители стали экономить на лекарствах, что, по мнению аналитиков, приведет к рекордному падению рынка

Сбой на украинском фармацевтическом рынке произошел в октябре 2008 года одновременно с девальвацией гривны, когда резкие валютные колебания привели к росту цен на импортные медикаменты. Наиболее чувствительными к скачкам курса оказались оптовые дистрибьюторы. «При получении товара им предоставлялась от производителей отсрочка платежей на 100 дней, и для стабильной работы они должны были рассчитывать курс валют на этот период. Но в конце прошлого года сделать это было невозможно, — объясняет аналитик. — Поэтому, страхуя себя от курсовых потерь, дистрибьюторы закладывали в цену импортного препарата курс 12-15 грн / $, что привело к резкому подорожанию товаров».

Так, средняя стоимость упаковки импортного лекарственного средства в 2008 году выросла на 65 %, украинского — на 34 %. По данным Госкомстата, в период с октября по декабрь розничные цены выросли на 30 %, а в январе цены на медикаменты стали лидерами роста потребительской корзины (+17 %).

Проблемы с курсом валют в конце прошлого года отразились и на своевременных поставках лекарственных препаратов в аптеки. Дистрибьюторы задерживали поставки, направляя оборотные средства не на продолжение операционного цикла, а на погашение убытков, связанных с курсовыми колебаниями. К сбою поставок и закрытию около 500 аптек привело также постановление Кабмина от 17 октября 2008 года, которым правительство установило предельную торговую наценку на лекарства в 10–15 % для оптовиков (после пересмотра в апреле составила 12 %) и в рознице — 15–35 % (в апреле — 25 %). В результате объем импорта фармацевтических препаратов в январе сократился на 70 %, до $73 млн, по сравнению с декабрем 2008 года ($248 млн), отмечает аналитик.

Экономия на здоровье

По данным Госинспекции по контролю за ценами, с 17 октября 2008 года по 30 января текущего года оптовые цены на лекарства выросли на 35–115 %, розничные — на 8-132 %. Больше всего увеличилась стоимость импортных препаратов (в среднем на 50–70 %). В Ассоциации фармацевтических производителей (АФП) считают, что такая ситуация положительно отразится на показателях украинских производителей, которые еще в прошлом году занимали всего 22 % фармрынка в денежном выражении. Средняя цена украинских препаратов — $1–2 за упаковку, тогда как импортных — $17–20 / упаковка. Естественно, потребители переключаются на более дешевые лекарства отечественных производителей. Их продажи по итогам года могут вырасти на 30–40 % в гривнах. И, предвидя эту тенденцию, наши фармацевты в этом году намерены увеличить производство на 5–7 % в натуральном выражении. Аналитики ожидают, что в 2009 г. объем производства препаратов в Украине увеличится на 30–40 % в гривневом выражении, поскольку девальвация гривны привела к чрезмерному подорожанию импортных лекарств.

По прогнозам аналитиков, по итогам года импортеры могут потерять до 25 % рынка в гривневом выражении. Объем реализации импортной продукции на украинском рынке с октября уже снизился на 30 % в финансовом и на 35 % в натуральном выражении, подсчитали эксперты. В результате, продажи украинских лекарственных средств по итогам года могут увеличиться на 15–75 % в зависимости от портфелей компаний, прогнозируют эксперты.

В украинских представительствах западных фармкомпаний ситуацию комментируют сдержанно: «Да, конечно, в гривне мы потеряем какую-то долю рынка. Но есть группы товаров, в которых нас не заменит ни один украинский производитель», — подчеркивает генеральный менеджер одного из представительств. «Импортеры откажутся от продаж в массовом низкорентабельном сегменте, в котором продаются, например, активированный уголь, цитрамон и анальгин. Но группу онкологических препаратов, отдельные виды инсулина и лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний невозможно произвести ни в Украине, ни в России. Кроме того, человек, имеющий подобные заболевания, не может так просто переключиться с одного препарата на другой, — соглашается директор маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. — Украинские производители все равно не смогли бы на 100 % обеспечить спрос на лекарства в стране».

Кроме того, отечественные фармацевты получили серьезные преференции благодаря отмене регулирования цен на препараты стоимостью до 12 грн, подчеркивают в АФП. «Эти лекарства занимают 30 % рынка в натуральном выражении, тогда как в денежном эквиваленте это всего лишь 6 %, — заявлял ранее журналистам глава АФП Петр Багрий. — Аптекам и дистрибьюторам невыгодно было заниматься дешевыми лекарствами, но, позволив аптекам сделать наценку на них выше 35 % (существовавшая до сих пор предельная розничная наценка), мы даем им стимул торговать недорогими лекарствами. Причем для потребителей цена изменится несущественно, украинские препараты все равно будут дешевле импортных аналогов». В ценовом диапазоне до 12 грн сегодня находится 90 % выпускаемых в Украине лекарств. Кроме того, 18 декабря 2008 года Верховная Рада проголосовала за законопроект «О внесении изменений в некоторые законы «Относительно минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности», который запрещает закупать за госсредства импортные товары и услуги, в том числе лекарственные препараты, если их аналоги производятся в Украине. Это, по словам господина Багрия, подтолкнет иностранных производителей к получению статуса локального производства своей продукции за счет сотрудничества с украинскими фармацевтическими компаниями.

Неутешительные прогнозы

Замещение импорта поможет отечественным производителям увеличить доходы в гривне, однако их рентабельность снизится под давлением растущих производственных расходов, в частности из-за подорожания импортного сырья, отмечают аналитики. «Так как украинские препараты производятся на основе импортной субстанции, производители также поднимают цену на свою продукцию в среднем на 30–40 %», — говорит аналитик. Повышение цен привело к тому, что потребители стали экономить на лекарствах, в первую очередь, на безрецептурных препаратах (витамины, обезболивающие средства и т. д.), ориентируясь на более дешевые средства — генерики. Украинские производители тоже отмечают снижение продаж. По словам главного исполнительного директора корпорации «Артериум» Дениса Гарцилова, из-за падения покупательной способности в прошлом году их компания недовыполнила план продаж приблизительно на 14 %. Падение показателей ожидается и в этом году. В 2009 г. чистая выручка входящей в «Артериум» компании «Киевмедпрепарат» составит $39,6 млн (— 28 % в долларах и +30 % в гривне), а чистая прибыль — $2 млн (— 75 % в долларах).

Улучшило ситуацию на рынке решение правительства № 995, разрешающее импортерам лекарств закладывать в стоимость товара часть валютного риска. Цены на фармацевтические препараты в рознице будут коррелироваться со значениями официального курса НБУ и средневзвешенного на межбанке, что позволит импортерам немного снизить цены на лекарства в рознице. «Конечно, такой шаг уменьшит наши убытки, но валюту для покупки лекарств мы закупаем по курсу межбанка, а нам предлагают проводить перерасчеты по некоему среднему курсу», — утверждала ранее директор по развитию «Аптечного холдинга» Елена Шумаева. Кроме того, в конце марта Кабмин в шесть раз сократил количество наименований лекарств, стоимость которых будет регулировать государство.

Тем не менее, фармпроизводители ожидают в этом году падение рынка. По оценкам Дениса Гарцилова, на 5–10 %. В консалтинговых компаниях делают более пессимистичные прогнозы. По оценкам маркетинговой группы «Бизнес-Кредит», по итогам года рынок упадет на 20–22 % в долларах по сравнению с 2008 г., тогда как в гривне вырастет приблизительно на 20 %, подсчитали в «Фармэксперте». Такое падение — рекорд для украинского фармацевтического рынка, который последние 10 лет только рос. По данным «Бизнес-Кредита», в прошлом году объем рынка составил $2,65 млрд, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 24,9 %. Предыдущие два года рынок рос более чем на 30 % в год: в RMBC прогнозировали, что к 2010 году он достигнет $3,2 млрд. «Такого резкого «схлопывания» рынка, как в 1998 году, конечно, не произойдет, — считает Давид Мелик-Гусейнов. — Но государство сократило финансирование ряда госпрограмм по лекарственному обеспечению населения инсулином и онкопрепаратами, а это существенно влияет на продажи производителей. Например, в России 35-40 % рынка обеспечивают различные госпрограммы льготного лекарственного обеспечения, благодаря чему российские производители чувствуют себя более или менее стабильно».

По материалам News. Gala. Net

Кризис не повлиял на структуру спроса на лекарственном рынке России

По данным компании DSM Group, за три весенних месяца доля препаратов, отпускаемых в аптеках без рецепта (ОТС препараты), снизилась почти на 2 %. Такая тенденция наблюдается ежегодно, и снижение стоимостных объемов ОТС можно назвать сезонным.

По прогнозам DSM Group такая динамика продлится до июля.

Доля натурального объема продаж ОТС препаратов за три месяца упала на 0,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и на 1 % по сравнению с долей в 2007 году. С августа традиционно начинается рост доли ОТС, и к концу сентября значения практически догоняют февральские. Но аналитики предполагают, что в связи с кризисом в этом году рост может оказаться не таким значительным. В нестабильные времена люди предпочитают отказываться от профилактических витаминов, гематогена, масел, чаев, травяных настоек, сиропов и прочих препаратов, относящихся к ОТС. 

Рисунок. Безрецептурные препараты — лидеры продаж коммерческого сегмента по итогам пяти месяцев 2009 года.


Таблица. Рейтинг брендов ОТС препаратов по стоимостному объему в России по итогам первых пяти месяцев 2009 года.
Рейтинг 2008 январь–май 2009 Бренд Стоимостной объем, млн. руб. Прирост стоимостного объема* Доля

1

1

АРБИДОЛ

1284

14%

3,01%

4

2

ЭССЕНЦИАЛЕ

660

34%

1,55%

7

3

ОЦИЛЛОКОКЦИНУМ

656

52%

1,54%

2

4

ЛИНЕКС

653

15%

1,53%

9

5

НУРОФЕН

596

57%

1,40%

3

6

ТЕРАФЛЮ

567

3%

1,33%

5

7

ВИТРУМ

558

18%

1,31%

8

8

МЕЗИМ ФОРТЕ

536

26%

1,26%

6

9

ПЕНТАЛГИН

502

6%

1,18%

11

10

АНАФЕРОН

490

31%

1,15%

* прирост стоимостного объема к 2008 году.


Источник: http://www.dsm.ru

http://www.provisor.com.ua/






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика