Логотип журнала "Провизор"








Анализ тенденций развития ритейла в Украине

Анализ тенденций развития ритейла в Украине

На протяжении последних лет украин-ский рынок розничной торговли демонстрировал высокие темпы роста, что было обусловлено низкой насыщенностью рынка и повышением покупательной способности населения (в том числе за счет развития розничного кредитования физических лиц).

А. Кулик, О. Шубина.http://www.credit-rating.com.ua

Характерной чертой было наращивание оборотов как продуктового, так и не продуктового ритейла в основном за счет количественного роста сетей и расширения присут-ствия в регионах.

В региональном разрезе развитие розничной торговли происходило неравномерно. Наибольший прирост товарооборота наблюдался в столичном регионе и промышленных областях (Донецкая, Днепропетровская, а также Харь-ковская и Одесская области), что объяснялось более высокими доходами и плотностью населения в этих регионах.

На сегодняшний день в Украине нет четкой градации форматов магазинов, но можно выделить следующие виды: супермаркет, гипермаркет, Cash & Carry, «магазин у дома». Развитие на рынке ритейла того или иного формата обусловлено рядом особенностей: конъюнктурой рынка, структурой потребительского спроса, наличием свободных торговых площадей.

До 2008 г. при ненасыщенно-сти рынка розницы торговые операторы конкурировали не столько за потребителя, сколько за аренду свободных торговых площадей либо за приобретение земельных участков под будущую застройку. Дефицит свободных площадей способствовал развитию в группах компаний отдельных направлений, связанных со строительством торговых площадей с нуля.

В каждой стране популярны свои форматы магазинов. В Германии это дискаунтеры [1] и магазины Сash&Сarry, во Франции гипермаркеты, в скандинавских и прибалтийских странах до 80 % рынка приходится на супермаркеты.

Наиболее распространенный в Украине формат — супермаркет (площадь 2–3 тыс. кв. м, срок окупаемости в среднем около 5 лет), позволяющий разместить широкий спектр товарного ассортимента на одной площади. В последнее время развитие получил такой формат, как гипермаркет (10–15 тыс. кв. м, срок окупаемости около 7 лет), преимуществом которого является возможность размещения не только большого количества товарных групп, но и арендаторов, предоставляющих дополнительныеуслуги. По такому показателю, как «плотность гипермаркетов» (охват на душу населения), Украина обогнала Болгарию, Румынию и Россию, но отстает от балтийских стран.

Достаточно распространенным в Украине является «магазин у дома» (300–500 кв. м., срок окупаемости до 3-х лет). Этот формат выгоден более низкими издержками на открытие магазина, характеризуется лояльностью потребителей, связанной с удобством расположения.

За последние несколько лет рынок розничной торговли стал более концентрированным, увеличилась доля крупных розничных сетей. Стоит отметить, что процесс изменения структуры рынка в Украине находится на начальном этапе. Рыночная доля крупных отечественных сетей незначительна по сравнению с объемом розничного рынка ведущих сетей в развитых странах. Так, 4 крупнейшие сети Великобритании контролируют около 86 % внутреннего рынка, в Германии на 5 сетей приходится 65 %, во Франции на 5 игроков — 85 %. В то же время крупнейшие розничные сети Украины занимают около 15 % [2] от общего объема рынка внутри страны.

Среди национальных продовольственных розничных сетей можно выделить ГК [3] «Фоззи» (сети «Сильпо» — супермаркет, «Фора» — «магазин у дома», «Фоззи» Сash&Сarry), Metro— Сash&Сarry, АТБ-Маркет (супермаркеты и магазины у дома), ГК «Фуршет» («Фуршет» — супермаркеты, «Фуршет-гурман» — продовольственные «бутики»), ГК «Велика кишеня» («Велика кишеня» — супермаркеты, «Просто маркет» — магазины у дома), ГК «Амстор» — супермаркеты, ГК «Таврия» супермаркеты и гипермаркеты, ЭКО («Эко-Маркет», «Эко плюс», «Симпатик» — супермаркет).

К крупным региональным продовольственным сетям относятся: «Пакко-Холдинг» (сеть «Вопак» супермаркеты и «Пакко» Сash&Сarry), ТК «Интермаркет» (сеть «Арсен» — супермаркеты, «Барвинок» — магазины у дома), «Ровекс» (сеть «Торговый свит» — магазины у дома), ЧП «Реарди» (сеть «Большая ложка» — супермаркеты) и ТП «Союз» («Союз», «Союз-экспресс», «Квар-тал» — супермаркеты, магазины у дома).

В сегменте бытовой техники и электроники крупнейшими игроками являются: ГК «Фокстрот», UnitradeGroup и «Эльдорадо», а «Master-Plus» в сегменте магазина запчастей для стиральных машин. В сегменте продаж мобильных устройств и пр. лидерами являются «Евросеть», «Алло», «Мобилочка» и «Астел».

Значительное развитие получил сегмент торговли строительными материалами. Крупнейшими игроками здесь являются «Эпицентр» и «Новая линия».

На украинском рынке организованной розничной торговли доминируют сети украинских операторов. Однако высокая инвестиционная привлекательность рынка ритейла Украины способствовала продвижению на рынок зарубежных игроков. На сегодняшний день среди иностранных компаний на рынке работают: MetroCash&Carry(Германия), Billa(Австрия), Spar (франшиза Голландии). В прошлом году начал работу российский гипермаркет «О`КЕЙ». MetroAG зарегистрировала сеть гипермаркетов Real. С гипермаркетами формата DIY (DoIt Yourself — стройматериалы и товары для дома) вышла немецкая Praktiker, в этом году — сеть OBI (франшиза Германии).

Рис 1. Темпы роста заработной платы, розничного товарооборота, краткосрочных кредитов физлиц.


За последние два года совместные предприятия создали французская Auchanи украинский «Фуршет», отечественный инвестиционный фонд «ЕстОан» и российский «Мосмарт».

Ввиду сложностей, связанных с выделением земельных участков под строительство торговых объектов, значительно возросло количество сделок по покупке одиночных магазинов и сетей с невысокой рентабельностью с последующим ребрендингом. Так, один из лидеров продуктового ритейла FozzyGroup купил сеть «Буми-Маркет», региональный сетевой ритейлер «Пакко» приобрел харьковскую сеть «Пятый элемент», сеть супермаркетов «Эко-Маркет» приобрела сеть магазинов «Патерсон» и небольшие региональные сети «Тристан», «Дастор», «Буржуй» и торговый центр «Бучанский». Кроме того, за последние несколько лет полностью либо частично были поглощены сети «Да! Маркет», «Бегемот», «Три толстяка», «Кошик», «Панич» и другие.

Значительная часть инвестиционных проектов в сфере строительства торговых площадей, а также поглощений и слияний осуществлялась за счет привлечения относительно доступных заемных средств. Розница оценивалась, как инвесторами, так и операторами, как одна из наиболее инвести-ционно-привлекательных сфер, ожидался дальнейший рост товарооборота, при этом погашение привлеченных средств планировалось за счет рефинансирования новыми кредитами / облигационными выпусками. Тем не менее, 2008 год стал переломным для развития розничной торговли. На сегодняшний день мы можем наблюдать постепенное снижение темпов роста рынка. Замедление развития объясняется постепенным насыщением по ряду товарных позиций преимущественно в непродуктовом ритейле (техника, электроника, мобильные телефоны и т. д.), а также снижением покупательской активности потребителей вследствие начавшегося финансового кризиса и уменьшения банками объемов розничного кредитования. В сентябре 2008 года розничный товарооборот вырос на 19,2 %, тогда как в летние месяцы темпы прироста превышали 20 %.

Влияние «кризиса» на ритейл, перспективы развития

Активное развитие банками розничного кредитования, понижение кредитных ставок за последние несколько лет повысили покупательную способность населения, что в сочетании с ростом доходов позволило увеличить средний чек на 30 %. До недавнего времени приблизительно около 20 % объемов реализации розничных сетей формировалось за счет поступлений по программам потребительского кредитования.

Лидирующие позиции среди товаров, наиболее активно приобретаемых в кредит, принадлежали бытовой, аудио- и видеотехнике, мобильным телефонам, компьютерам и мебели. Так, доля товаров бытовой техники за январь-сентябрь 2008 года составляла около 40 % от общего количества выданных в кредит товаров, аудио- и видеотехника около 20 %, компьютеры — 15 %.

Значительное влияние на развитие розничной торговли оказала ситуация, сложившаяся в данный момент на финансовом рынке. На сегодняшний день банки вынуждены сокращать объемы активных операций с целью аккумулирования денежных средств, что приводит к значительному росту процентных ставок по кредитам и сокращению сроков кредитования. Резкое удорожание заемных ресурсов, а также значительные трудности по рефинансированию ранее привлеченных средств кардинально повлияли на деятельность розничных сетей.

В 2008 году банки вынуждены были пересмотреть дальнейшую политику развития розничного кредитования из-за дефицита ликвидно-сти, увеличения доли проблемной задолженности в кредитных портфелях и повышением НБУ нормы резервирования по розничному кредитованию. Результатом стало замораживание программ розницы, либо значительное повышение кредитных ставок и требований к потенциальным заемщикам, что существенно снизило привлекательность кредитных программ для населения. Результатом стало падение продаж (в сентябре продажи крупной бытовой техники сократились в среднем на 13 % [4]).

В связи с дефицитом средств ряд компаний вынуждены замораживать программы по экстенсивному развитию сетей в регионах из-за снижения потребительского спроса и трудностями, связанными с финансированием таких проектов. Стоит отметить, что ликвидность / платежеспособность розничных операторов во многом определялась успешной реализацией планов по расширению сетей, поскольку обслуживание и расчеты по привлеченным средствам предполагалось осуществлять либо за счет рефинансирования, либо путем получения отдачи от торговых площадей.

В таких условиях многие компании вынуждены искать компромисс с инвесторами путем реструктуризации задолженности, поскольку собственных средств для погашения заемных ресурсов недостаточно. Наиболее остро с этой проблемой столкнутся компании, имеющие значительный удельный вес краткосрочного долга в структуре заемных средств.

На сегодняшний день у предприятий сферы торговли, находящихся на мониторинге рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», уровень соотношения чистого долга к EBITDA колеблется от 2 до 12. При этом удельный вес краткосрочного долга составляет от 10 до 50 % заемных средств.

Стоит отметить, что некоторыми предприятиями кредитные средства привлекались на связанные структуры, что при отсутствии консолидированной отчетности затрудняет выведение общего уровня долга. При оценке кредитоспособности предприятий розничной торговли рейтинговое агентство учитывает ряд факторов, как количественных, так и качественных. К основным факторам, влияющим на кредито-способность ритейлеров, можно отнести стабильность спроса на продукцию компании, ее рыночные позиции, развитие торговой сети, диверсификация деятельности, рентабельность, а также показатели, характеризующие долговую нагрузку и ликвидность предприятия.

Рейтинговое агентство не исключает, что существует риск задержки в расчетах по кредитам или по выполнению иных условий договоров займа ряда компаний. Также могут быть допущены задержки в расчетах по облигационным выпускам.

В 2008 году двумя эмитентами продуктового ритейла были успешно погашены публичные выпуски процентных облигаций, имеющих рейтинги инвестиционного уровня. Но при этом у ряда компаний, имеющих преимущественно спекулятивные рейтинги облигационных выпусков, могут возникнуть трудности с погашением.

По данным рейтингового агентства, в первом полугодии 2009 года к погашению могут быть предъявлены облигации на сумму 160 млн грн. При этом на фоне существующего кризиса ликвидности в банковском секторе, с учетом потенциальных оферт, эта сумма может вырасти в 1-м полугодии 2009 года на 716 млн грн и во 2-м полугодии на 530 млн грн.

На сегодняшний день торговые сети вынуждены компенсировать недостаток средств за счет пересмотра политики работы с поставщиками путем увеличении отсрочки платежей, а также за счет улучшения логистики. Усилия операторов также направлены на увеличение эффективности деятельности путем сокращения расходов на сбыт и рекламу закрытия нерентабельных направлений, продажи непрофильных активов и сокращения персонала.

В целом конец 2008 года и 2009 год станут достаточно трудными для розничного рынка. Можно ожидать, что рынок розничной торговли претерпит значительные изменения в своей деятельности. Рейтинговое агентство ожидает существенного снижения темпов роста розничного товарооборота преимущественно из-за сокращения программ розничного кредитования, а также снижения темпов роста доходов населения. В 2009 голу можно ожидать изменения структуры потребления товаров по ценовым сегментам: будет постепенно снижаться доля товаров элитных групп. В продуктовом ритейле снизится доля высокомаржинальной продукции, для которой характерна более высокая цена. От продолжительно- сти финансового кризиса прямо зависит объем рынка непродуктового ритейла, поскольку товары, представленные в данном сегменте рынка, не являются предметами первой необходимости.

В первом полугодии 2009 года компании направят основные усилия на поиск источников рефинансирования существующих долговых обязательств. Ограниченные возможности по привлечению средств, а также снижение рентабельности бизнеса приведут к изменению структуры собственников ряда компаний, занимающихся розницей. Компании будут вынуждены частично или полностью продавать бизнес из-за невозможности рассчитаться по ранее привлеченным банковским кредитам и выпущенным облигационным выпускам. В 2009 году рейтинговое агентство ожидает увеличения количества сделок по продаже сетей.

В 2009 году возможен обратный процесс по смещению потребительского спроса в сторону неорганизованной торговли (продуктовых и непродуктовых рынков). Так, на сегодняшний день сетевая торговля занимает около 30 % рынка розничной торговли Украины, рынки немногим более 40 %. В будущем можно ожидать увеличения доли рынков в структуре розничного товарооборота. Основным фактором для такого движения будет выступать более низкая цена на предлагаемую продукцию, что при сокращении платежеспособного спроса будет играть решающую роль. Кроме того, вероятно увеличение тенизации розничной торговли.

По мнению рейтингового агентства, в следующем году иностранные сети будут придерживаться политики развития, характерной для национальных сетей. Дальнейшая экспансия в регионы будет иметь сдержанный характер и ограничится завершением ранее начатых проектов. Выход новых игроков на рынок маловероятен.

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика