|
Украинский фармацевтический форум: теория и практика, государство и рынокИнститут Адама Смита является ведущим инноватором в области рыночной экономики в Великобритании. С 1977 года Институт играет ключевую роль в изучении и разработке систем государственного управления и уже опубликовал свыше 300 влиятельных исследований в области экономической политики. Институт поддерживает обсуждение вопросов экономической политики посредством своих веб-сайтов и конференций, а также через газеты, радио и телевидение. Основной доход Института формируется за счет конференций, публикаций и спонсорской помощи. Эти конференции предоставляют платформу для дискуссий во многих секторах экономики, включая энергетику, транспорт, банковские и финансовые услуги, потребительские товары, недвижимость, фармацевтику и т. д. 14–15 октября 2008 г. Институт Адама Смита провел в Киеве Украинский фармацевтический форум, на котором собрались руководители высшего звена ведущих фармацевтических компаний украинского фармрынка, а также представители регулирующих и контролирующих органов.
«У нас много говорят о ценовой политике, но ни одного законодательного акта пока нет. В стране имеется три вида цен: фиксированные, регулируемые и свободные.На фармрынке около 70 % — свободные цены, остальные — регулируемые». По мнению И. Яковенко необходимо ввести фиксированные цены на социально значимые лекарственные препараты. Однако фиксированные цены имеют обратную сторону: возникновение дефицита этого продукта и образование его черного рынка. Поэтому разрабатывать систему следует очень тщательно, чтобы дать производителю возможность нормально работать, но при этом не создавать прецедентов для злоупотреблений. «Что касается регулируемых цен, то эта система завязана на региональных уровнях. Поэтому цены в различных регионах очень отличаются. Наш хозяйственный кодекс позволяет регулировать цены не только на региональных уровнях, но и в масштабах государства. Свободные цены. Здесь экономические факторы не играют уже такой роли. Государство здесь не может напрямую вмешиваться в регулирование этих цен. Оно может косвенно влиять на цены». Говоря о качестве лекарственных средств (ЛС) в Украине, докладчик упомянул о создании рабочей группы, в которую вошли не только специалисты МЗ Украины, но и специалисты вновь созданной структуры по контролю качества ЛС. «Необходимо улучшить оснащение лабораторий. Но не только. На законодательном уровне отсутствуют рычаги управления качеством; отсутствует система штрафных санкций, ограничений деятельности, ее прекращения и т. д.». По мнению замминистра, следует дать возможность учреждениям здравоохранения также реализовывать ЛС.
Директор по исследованиям и разработкам Корпорации «Артериум», Сергей Сур, представил собравшимся доклад на тему «Взаимосвязь развития Фармацевтического рынка Украины и регуляторной системы». Развитие фармрынка зависит как от мирового фармрынка, так и от влияния государства на собственный внутренний рынок. Основная цель национальной политики — это обеспечение населения безопасными, эффективными и доступными лексредствами. По мнению докладчика, необходимо разработать список основных ЛС для лечения наиболее распространенных заболеваний в стране. В целом в стране отсутствует система регулирования фармрынка. Имеется регулирование лишь отдельных сегментов. Сергей Сур также отметил, что отсутствие системы реимбурсации является серьезным недостатком отечественного здравоохранения. Среди основных проблем фармацевтического сектора Украины он отметил:
С точки зрения г-на Сура неэффективное госрегулирование может стать ограничивающим фактором развития фармацевтического рынка. Генеральный директор компании «Эгис» в Украине, Шимонне Тачик Чилла, остановилась в своем докладе на вопросах выполнения плана и управления персоналом. Г-жа Тачик Чилла акцентировала внимание собравшихся на том, что в любой компании обязательно должна быть своя культура — профессиональная, ориентированная на исполнение целей компании и материальные пособия. При этом необходимо видеть вклад каждого работника и поощрять его за этот вклад. Причиной увольнения людей чаще всего является уход от своих менеджеров, которые не дают четкие требования и не дают регулярно отзывы об исполнении. Говоря о материальной составляющей в мотивации сотрудников (зарплата, налоги, бонусы) и нематериальной, докладчик отметила, что материальные ресурсы лимитированы, поэтому необходимо искать новые ресурсы или новые методы мотивации сотрудников. Исходя из этого, компании должны повернуться лицом к нематериальной мотивации сотрудников. При этом не следует фокусироваться на повышении зарплат. Работая с персоналом, следует учитывать следующие ключевые факты:
Повышение зарплаты не всегда является истинной потребностью сотрудника, не меньшее значение имеет коммуникация. Люди не обязательно станут более лояльными после повышения зарплат. Коммуникация — это кровеносная система организации. Докладчик перечислила «Золотые правила коммуникации»:
На его взгляд преимущества инновационных препаратов для пациента / общества заключаются в следующем:
Компании-производителю такие препараты несут следующие преимущества (рис. 1):
Среди внутренних мотивов Евгений Сова выделил стремление предприятия увеличить продажи, долю рынка и прибыль, снизить риски, связанные с ограниченным товарным портфелем, увеличить конкурентоспособность, стремление выйти на новый рынок.
Юрий Подпружников По мнению Юрия Подпружникова, есть ряд основных изменений, которые необходимо внести в лицензионные условия для производства ЛС:
Далее он перечислил изменения, которые необходимо внести в лицензионные условия для дистрибьюции ЛС:
Обязательно должны существовать механизмы влияния на те субъекты, которые не выполняют требований GMP и GDP:
При этом остается ряд существенных нерешенных вопросов, связанных с внесением требований GMP, GDP в Закон Украины; нет определенности с тем, кто будет выдавать сертификаты GMP, сертификаты для международной торговли; не определены основные принципы и правовые основы контроля за импортом; отсутствует механизм предрегистрационного инспектирования.
По его мнению украинский рынок активно развивается, что видно по его ежегодному приросту. Среди преимуществ для продвижения генерической продукции он отметил отсутствие серьезного патентного контроля и, как следствие, 90 % рынка в деньгах (95 % в упаковках) составляют генерики. «Зачастую на нашем рынке, также как в Индии или Китае, генерики выходят на рынок практически одновременно с оригинальными препаратами, а иногда и раньше их. Как и большинство мультинациональных компаний, Актавис имеет в своем портфеле пользующиеся мировым спросом молекулы. Но зачастую возникает так называемая «портфельная проблема», а точнее «проблема времени». Одним из возможных выходов в складывающейся ситуации является так называемая «ОТСификация продуктового» портфеля компании с целью дальнейшего его рекламирования» (рис. 2).
Постоянное увеличение рынка рекламы происходит, в первую очередь, за счет новых сегментов и за счет расширения деятельности отечественных производителей. Одной из крупнейших аптечных сетей Украины является сеть «Мед-Сервис». О некоторых аспектах ее работы рассказала генеральный директор Наталья Касьянова. На сегодня в состав сети входят 169 аптекв 60 городах Украины, (в том числе 2 аптечных киоска и 1 аптечный пункт). Из них в форматесамообслуживанияработают 68 аптек, в прилавочном формате — 101 аптека. В аптеках прилавочного типа медикаменты составляют 80–90 % товарооборота, сопутствующие товары (косметика, детское питание) — 10—20 % товарооборота. В аптеках самообслуживания медикаменты составляют 45–55 % товарооборота, сопутствующие товары (косметика, детское питание) — 55–45 % товарооборота. В работе каждой сети присутствует логистический оператор, который имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущества заключаются в облегчении выбора поставщиков и медикаментов, наличии единой политики управления запасами и т. д. В качестве недостатков Наталья Касьянова отметила дублирование функций дистрибьюторов и удлинение функционального цикла. В своем докладе директор сети обратила внимание слушателей на то, что есть еще довольно широкий спектр услуг, не охваченных дистрибьюторами:
По мнению г-жи Численко, эффективная промоактивность производителя — залог успешных продаж у ритейлера. Использование маркетинговых инструментов позволяет формировать на рынке конкурентные преимущества производителя и его товара и информировать о них потребителей, что, в конечном счете, направлено на достижение увеличения прибыли обоих игроков рынка. Аптека — это конечная точка, где пересекаются экономические интересы производителя, дистрибьютора и аптеки. В своем докладе директор сети «Виталюкс» рассказала о различных подходах игроков рынка к использованию маркетинговых инструментов в аптеке. Большая часть производителей стремится максимально заполнить полки аптек своим товаром, применить свои стандарты мерчандайзинга и заставить фармацевта продавать исключительно свой товар. Такой подход, в первую очередь, принимает форму «борьбы за стратегически важный прилавок» и во вторую очередь — за желание фармацевтов продавать товар Х. В основу маркетингового плана большая часть дистрибьюторов закладывает максимальное представление в аптеке товара своего ассортимента в неограниченном количестве. Таким образом, дистрибьютор старается влиять на формирование ассортиментной политики аптеки в свою пользу. Аптека заинтересована в наличии достаточного количества товара, пользующегося стабильно высоким спросом. Поэтому в интересах аптеки — рационально распределять свои оборотные средства, в первую очередь, вкладывая их в закупку товаров, реализация которых приносит максимальный доход. Доминирующими маркетинговыми инструментами, применяемыми в аптеке, являются мерчандайзинг и деятельность медицинских представителей. В свою очередь основными инструментами мерчандайзинга являются рекламные и информационные материалы, нестандартные рекламные конструкции (стопперы,видеомониторы и др.), стандартные рекламные конст-рукции (плакаты, шелфтокеры, лайты и т. д.), выкладка товара, информационные вывески и витрины. Причем выкладка — действительно эффективный инструмент воздействия на небольшое число потребителей. В открытом формате средний прирост 20 % без учета процента инфляции и роста рынка, в закрытом формате прирост незначительный, перекрываемый ростом рынка и процента инфляции. Что касается BTL-технологий (below the line, BTL — способы продвижения, не включающие размещение прямой рекламы), то в настоящее время этот термин объединяет различные технологии:
Торговый маркетинг предусматривает долговременное сотрудничество производителя и аптеки путем внедрения накопительных программ стимулирования продаж. Например, аптека выполнила план продаж по конкретному продукту (по продуктовой линейке) — получила бонус. Преимуществом проведения промо-акций (продвижение в точках продаж) непосредственно в аптеке является гарантированное и немедленное получение покупателями призов, что для них гораздо более интересно, нежели весьма призрачный шанс когда-либо выиграть суперприз. Характерная особенность таких акций — повышение активности потребителей и наличие потенциальной возможности «переманить» их у производителей марок-конкурентов. Рост продаж обеспечен во время проведения акции. На Украинском фармацевтическом форуме прозвучало еще много интересных и полезных докладов, и тема каждого из них достойна отдельной публикации. На мой взгляд, такие конференции чрезвычайно полезны, тем более что в процессе возникают очень интересные дискуссии. Это очень удобный способ получения реально полезной информации, основанной на соб-ственном опыте докладчиков. Единственное, что огорчает, так это то, что при обсуждении насущных проблем отрасли государство занимает, увы, лишь позицию наблюдателя. Хотелось бы, чтобы те, от кого зависит жизнеобеспечение фармацевтического сектора, не только говорили о недостатках и ожидали предложений от игроков этого сектора, но и выходили с конкретными предложениями, вынося их на суд общественности, и при этом не забывали считаться с мнением этой общественности. Ирина Волчик
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||
|