Логотип журнала "Провизор"








Электронное правительство и секторы его взаимодействия с юридическими и физическими лицами

Электронное правительство
и секторы его взаимодействия
с юридическими и физическими лицами

Ю. М. Пенкин, проф., зав кафедрой фармакоинформатики НФаУ, г.Харьков, В. А. Жук, доц., Л. Ю. Белогорцева , асс.

«Одним з головних пріоритетів України є прагнення побудувати орієнтоване на інтереси людей, відкрите для всіх і спрямоване на развиток інформаційне суспільство, в якому кожен міг би створювати і накопичувати інформацію та знання, мати до них вільний доступ, користуватися і обмінюватися ними, щоб надати можлівість кожній людині повною мірою реалізувати свій потенціал, сприяючи суспільному особистому розвиткові та підвишчуючи якість життя».

Закон України № 537–V від 9.01.2007 р.

«Про Основні засади розвитку інформаційного суспільства в Україні на 2007–2015 роки».

Бурное развитие электронной коммерции в последнее десятилетие XX века привело к необходимости четкой структуризации Интернет-взаимоотношений, в которой были бы, прежде всего, учтены потребности и амбиции государственных структур. В настоящее время рынок электронной коммерции подразделяют на секторы (см. таблицу), основными из которых являются:

  • В2В (от англ. business to business — бизнес для бизнеса) — сектор взаимодействия между юридическими лицами, организациями (учреждениями);
  • В2С (от англ. business to customer — бизнес для потребителя) — сектор взаимодействия между юридическими и физическими лицами;
  • В2G (от англ. business to govemment — бизнес для правительства) — сектор взаимодействия между юридическими лицами и государственными организациями;
  • С2С (от англ. customer to customer — потребитель для потребителя) — сектор взаимодействия между физическими лицами;
  • G2C (от англ. govemment to customer — правительство для потребителя) — сектор взаимодействия между государственными учреждениями и физическими лицами (табл. 1).

Таблица 1. Секторная структура электронных взаимоотношений
  Правительство (Government) Бизнес (Business) Потребитель (Customer)

Пра-
ви-
тель-
ство
> (G)

Власть — власти:

  • автоматизированные системы сотрудничества в таможенной, налоговой, правоохранительной сферах и т. д.;
  • информационно- справочные службы, в т.ч. геоинформационные системы

Бизнес — власти:

  • участие в электронных торгах по закупке продукции для государственных нужд;
  • выполнение государственных заказов;
  • предоставление налоговой, статистической, таможенной и др. отчетности

Потребитель — власти:

  • участие в выборах;
  • уплата налогов, сборов, штрафов;
  • участие в опросах общественного мнения;
  • представление заявок, жалоб и др. обращений граждан

Биз-
нес
(B)

Власть — бизнесу:

  • системы распределения государственных заказов;
  • обеспечение контакта с налоговыми, таможенными органами, органами государственной сертификации и лицензиирования, администрациями и т. д.;
  • юридические и информационно- справочные службы, в т.ч. геоинформационные системы

Бизнес — бизнесу:

  • торгово-закупочные площадки;
  • электронные витрины и каталоги;
  • электронные торговые ряды;
  • электронные магазины;
  • электронные биржи;
  • электронные аукционы;
  • отраслевые торговые площадки;
  • системы управления закупками (e-procurement);
  • системы полного цикла сопровождения поставщиков (SCM);
  • системы управления распределением (e-distribution);
  • системы полного цикла сопровождения клиентов (CRM);
  • аутсорсинг;
  • электронные платежные системы;
  • виртуальные предприятия;
  • системы Интернет-трейдинга;
  • Интернет-инкубаторы;
  • Интернет-реклама;
  • системы мобильной коммерции;
  • системы страхования и перестрахования

Потребитель — бизнесу:

  • Частные услуги;
  • Участие в опросах и др. рекламных акциях;
  • Участие в партнерских и спонсорских программах

По-
тре-
би-
тель
(C)

Власть — потребителю:

  • системы социального обслуживания (выплаты, пособия, льготы и т. п.)
  • системы коммунального обслуживания;
  • юридические и информационно- справочные службы, в т.ч. геоинформационные системы

Бизнес — потребителю:

  • торговые ряды;
  • электронные витрины и каталоги;
  • электронные магазины;
  • электронные аукционы;
  • Интернет-трейдинг;
  • электронные платежные системы;
  • Интернет-страхование;
  • системы телеработы;
  • системы вирусного маркетинга;
  • Интернет-реклама;
  • спонсорские программы;
  • дистанционное образование;
  • интерактивное телевидение;
  • электронные СМИ;
  • туристические и прочие услуги

Потребитель — потребителю:

  • доски объявлений;
  • Интернет-аукционы;
  • системы Р2Р;
  • системы вирусного маркетинга

Другие секторы: G2B, G2G, C2G и G2B включают тех же участников рынка и отличаются характером их взаимодействий. Отметим, что здесь субъект, определенный первой буквой аббревиатуры, выступает в качестве продавца или стороны, оказывающей услуги. В качестве «правительства» рассматривается вся административная надстройка любого конкретного государства.

Внимательно проанализируем представленные в таблице характеристики Интернет-взаимодействий. Как видно (выделенные секторы таблицы), в условиях формирующегося нового информационного общества невозможно обойтись без эффективного построения взаимоотношений государственных служб с гражданами, которое может быть реализовано только с помощью технологий, получивших название «технологии электронного правительства».

Электронное правительство — система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Подчеркнем, что главной целью электронного правительства является эффективное государственное управление, прозрачность работы власти и разрушение монополии чиновников на информацию.

Очевидно, что переход на использование Интернет-технологий в масштабе государства фактически означает трансформацию всех основных форм деятельности правительственных учреждений и является сложным организационным, технологическим и социальным процессом, требующим значительных финансовых затрат и административных усилий. Однако, несмотря на существенные объективные трудности, практически все страны включились в работу по созданию своих «электронных правительств». При этом учитывается, что электронное правительство должно решать ряд общих взаимосвязанных задач, приведенных в следующей таблице 2.


Таблица 2. Задачи электронного правительства

Основные задачи электронного правительства

  • координация и администрирование взаимодействия между различными государственными структурами
  • организация доступа граждан к обслуживанию их государственными организациями (получение пенсий, пособий, стипендий, паспортное обслуживание, здравоохранение, образование и т.д.)
  • организация взаимодействия структур власти и бизнеса (государственные закупки, выдача лицензий, патентов, уплата налогов, управление государственной собственностью, разработка и реализация программ развития экономики и т.п.)
  • выдача гражданам любой информации, связанной с деятельностью правительственных органов, включая информацию личного характера (например, порядок начисления пенсии для данного пенсионера)
  • создание форм правления с большим участием граждан и т.п.
  • обеспечение равной доступности социальных и культурных благ вне зависимости от места проживания гражданина
  • обеспечение полного охвата населения правительственными услугами
  • преодоление информационного неравенства
  • обеспечение трекинга (отслеживание статуса) документов, посылаемых в государственные структуры, позволяющего в любой момент узнать, в каком статусе находится данный документ
  • расширение спектра предоставляемых государственными учреждениями услуг
  • реформирование высокозатратных структур государственной власти
  • радикальные улучшения качества использования информации в рамках всего общества

Проекты электронных правительств реализуются в сети Интернет посредством создания систем связанных интернет-порталов (служб, министерств, областных и городских администраций и т. д.). Используя интернет-порталы, правительства могут предоставить населению единую точку доступа ко всем государственным услугам, за которой скрывается сложная инфраструктура взаимодействия государственных служб между собой. В разных странах эта инфраструктура развита и развивается по-разному, но уже сегодня принято, в качестве основного, единое направление ее развития — концепция географической информационной системы (ГИС). То есть электронное правительство должно быть интегрировано с ГИС территории страны, содержащей развернутые данные о регионе. В настоящее время под ГИС понимают базы данных и аналитические средства для работы с любой географически-координатно привязанной информацией, основанные на компьютерной технологии картирования и анализа объектов реального мира. В будущем ГИС национального масштаба призвана объединить в себе информационные системы всех органов власти и независимых хозяйствующих субъектов.

В заключение рассмотрим две функции электронного правительства, которые доступны на Украине уже сейчас. Это использование электронных систем государственных закупок и предоставление налоговой отчетности через Интернет.

Наиболее эффективным способом организации торгово-закупочной деятельности государственных организаций является использование электронных торгово-закупочных площадок. Электронная торгово-закупочная площадка — это сайт, обеспечивающий взаимодействие закупающих организаций с их контрагентами в процессе осуществления торгово-закупочной деятельности через электронные каналы связи. Переход на использование Интернет-площадок позволяет привлечь к конкурсам госзакупок самый широкий круг поставщиков, повышает эффективность и надежность всех этапов проведения конкурсных торгов. В частности, существенно удешевляются, ускоряются и упрощаются процедуры получения конкурсной документации, подачи и приема конкурсной заявки, передачи уточняющих вопросов к конкурсной комиссии и получения ответов на запросы. Процедура конкурсного отбора становится более четкой, строгой и прозрачной. Примером таких площадок в Украине могут служить: «Торговая система» http: / / ukrtender.com / ru / mainpageили «Торговая площадка»http://www.Ukraagroportal.com.

Что касается предоставления налоговой отчетности. Все предприятия и организации регулярно предоставляют различную финансовую отчетность в налоговые органы, пенсионный и другие фонды, казначейство и т. д. Эти данные, сформированные, как правило, имеющимися на предприятиях компьютерными системами автоматизации бухгалтерского учета, передаются на бумаге в соответствующие контрольные органы и проходят там ручную проверку и обратное преобразование в электронный вид. Современные технологии позволяют организовать весь этот информационный обмен по Интернету. Существуют программные комплексы, специально ориентированные на передачу через Интернет налоговой отчетности, позволяющие успешно решать задачу организации защищенного документооборота между предприятиями и государственными органами через Интернет. При этом на практике реализуется два подхода. Первый — известная по взаимодействию с банками традиционная клиент-серверная технология. Второй — взаимодействие с единой программой, расположенной на сервере налогового ведомства, через веб-интерфейс. Достоинством второго подхода является то, что в «серверную часть» выносятся данные, которые могут изменяться (формы отчетности, формат данных, программы проверки и т. д.) При этом не возникает необходимости обновления программ клиентских версий: при очередном обращении к серверу клиент просто увидит еще один пункт меню или получит измененную форму для ввода отчетных данных.

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика