Логотип журнала "Провизор"








ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ

На сегодняшний день важным этапом реформирования системы здравоохранения Украины является введение обязательного медицинского страхования и формирование новой ценовой политики, учитывающей не только стоимость лекарственных средств (ЛС), но и показатели эффективности и безопасности. Именно этим проблемам и была посвящена научно-практическая конференция «Формирование национальной лекарственной политики в условиях внедрения медицинского страхования: вопросы образования, теории и практики», которая прошла 14 марта 2008 г. в Национальном фармацевтическом университете (г. Харьков).

И. С. Гриценко

Открыл конференцию Иван Семенович Гриценко, д. хим. н., проф., первый проректор НФаУ. В своем приветственном слове он отметил важную роль фармации в макроэкономическом комплексе стран и в системе здравоохранения и подчеркнул необходимость ее реформирования в соответствии с требованиями ВОЗ, которые закреплены в национальной лекарственной политике.


Далее вниманию участников конференции был представлен доклад Аллы Семеновны Немченко, д. фарм. н., к. экон. н., проф., заслуженного деятеля науки и техники Украины, заведующей кафедрой организации и экономики фармации НФаУ (г. Харьков), посвященный организационно-экономическим вопросам формирования и внедрения норм и принципов национальной лекарственной политики в практическое здравоохранение.

А. С. Немченко

Алла Семеновна отметила, что, учитывая особенности украинского перевода, более правильно было бы использовать термин «национальная фармацевтическая политика», поскольку именно он конкретизирует отрасль применения данного термина — фармацевтический сектор экономики. Кроме этого, в связи с введением обязательного медицинского страхования возникает необходимость внесения в соответствующие регуляторные документы таких терминов, как «фармацевтическая помощь», «фармацевтическая услуга» и «реимбурсация» (общепринятое название в международной практике процесса, с помощью которого система здравоохранения влияет на доступность ЛС и фармацевтической помощи в целом). Все эти предложения, касающиеся изменений к законопроектам, были разработаны сотрудниками кафедры ОЭФ и направлены в соответствующие комитеты Верховной Рады Украины. В данный момент они находятся на рассмотрении.

Особое место в комплексе проблем развития отечественной фармации занимают вопросы реформирования государственного регионального управления, фармации и создания единого регуляторного органа. В 2002– 2003 гг. при участии сотрудников кафедры ОЭФ НФаУ была разработана концепция формирования Национальной фармацевтической политики (НФП). Была принята соответствующая государственная программа по обеспечению ЛС и введен национальный перечень основных ЛС. На сегодняшний день в Украине функционирует три перечня ЛС: национальный, бюджетный и ценовой, но они до сих пор не согласованы между собой. Согласно «Программе на 2004–2010 гг. по обеспечению лекарствами», Украина еще в 2004 г. должна была ввести формулярную систему и начать работу по стандартизации фармацевтической деятельности, а бюджетный и ценовой перечни необходимо было согласовать с государственным реестром ЛС. Но, к сожалению, комплекс указанных проблем в отечественном здравоохранении до сих пор остается нерешенным.

По словам Аллы Семеновны, одним из этапов формирования НФП является внедрение обязательного медицинского страхования, а именно — страховой рецептуры. При этом формулярные и страховые перечни обязательно должны базироваться на результатах фармакоэкономических исследований.

В докладе было отмечено, что на сегодняшний день в Украине рынок медицинского страхования характеризуется медленными темпами роста. Среди положительных тенденций развития данного рынка докладчик отметила: формирование собственной медицинской и фармацевтической инфраструктур у страховщиков (клиник, аптек и т. д.); повышение уровня контроля качества предоставленных услуг; поэтапное увеличение объемов рынка добровольного медицинского страхования. Но вместе с тем присутствуют и отрицательные моменты: отсутствие программ страхования социально незащищенных слоев населения (наркозависимых, нервно-психических больных и др.), высокая стоимость страховых услуг для большей части населения и т. д.

Организационные вопросы введения в Украине формулярной системы были рассмотрены в докладе Ларисы Васильевны Яковлевой, д. фарм. н., проф., заслуженного деятеля науки и техники Украины, заведующей кафедрой фармакоэкономики НФаУ (г. Харьков). Основная задача системы здравоохранения — обеспечить в конкретный момент каждому человеку, который обращается за медицинской помощью, оказание своевременной, доступной и высококачественной помощи. Именно реализация принципа доступности потребовала внедрения системы стандартизации и формулярной системы в практике здравоохранения.

Лариса Васильевна подчеркнула, что сегодня, в связи с увеличением количества ЛС как на мировом фармацевтическом рынке, так и на украинском, у врача возникает проблема выбора. Из-за множества альтернатив, нерационального использования ЛС происходят ошибки, в результате чего большие затраты несет и государство, и налогоплательщики. Введение обязательного медицинского страхования позволит более рационально формировать затраты в здравоохранении, поскольку организация лечения каждого пациента будет осуществляться на основе стандартов лечения и формуляров (это даст возможность четко ограничить затраты на лечение с точки зрения эффективности затрат медицинских технологий).

В своем выступлении докладчик провела сравнительный анализ обязательного медицинского страхования и современной украинской системы здравоохранения. Конкуренция, которая носит рыночный характер, является важным стимулом для развития каждой организации. Отсутствие конкуренции и недостаточный уровень оплаты труда в государственном секторе здравоохранения нарушает этику в отношениях «врачпациент».

Т. А. Грошовый

Продолжил конференцию Тарас Андреевич Грошовый, д. фарм. н., проф., заведующий кафедрой фармацевтических дисциплин Тернопольского государственного медицинского университета им. И. Я. Горбачевского. Он поделился с присутствующими опытом преподавания дисциплины «Организация экономики фармации» согласно Болонскому процессу. ТГМУ еще в 2005 г. начал переход на европейскую систему образования. Первые шаги давались довольно трудно как самим преподавателям, так и студентам. Необходимо было освоить знания по информационным технологиям, английскому языку и др. Требовалось кардинально перестроить весь учебный процесс.

В университете была введена методика «одного дня», согласно которой студенты учатся 5 дней в неделю (1 день — лекция, 4 дня — практические занятия). На протяжении рабочего дня практические занятия ведутся по одному предмету и включают в себя практическую работу, обсуждение темы занятия и письменный контроль знаний студентов. Все лекции размещены в системе Интранет, с помощью которой происходит обмен информацией. В университете созданы все условия для использования студентами всех необходимых при подготовке к занятиям электронных и литературных материалов.

За каждое занятие по результатам всей работы студент получает только одну оценку. Оценки выставляются по 12-ти бальной шкале. Кроме этого, студентам выдается матрикул, в который вынесены все практические занятия. После изучения конкретной темы необходимо сдать преподавателю зачет по практике. По мнению Тараса Андреевича, такая система помогает углубить знания студентов.

Говоря о преподавании дисциплины «Организация и экономика фармации», докладчик отметил, что в учебный план по данному предмету были введены темы, касающиеся качества обеспечения ЛС, банкротства и ликвидации предприятия, фармакоинформатики, основ медицинского страхования. Кроме этого, при поддержке кафедры в университете была создана учебная аптека, где студенты могут отрабатывать полученные знания и приобретать опыт для своей будущей профессии.

С докладом «Проблемы и перспективы внедрения общеобязательного медицинского страхования в Украине» выступил Дмитрий Васильевич Карамышев, д. н. по государственному управлению, заведующий кафедрой менеджмента организаций НФаУ (г. Харьков). На сегодняшний день в Украине существует децентрализованная система финансирования здравоохранения: около 25 % средств поступает из государственного бюджета и 75 % — обеспечивают местные бюджеты. К основным проблемам здравоохранения на данный момент следует отнести: недостаточное бюджетное финансирование, отсутствие какой-либо связи между объемами финансирования учреждений и результатами их деятельности.

По словам Дмитрия Васильевича, в Украине не сформирован рынок медицинских услуг — нет равноправных субъектов (лиц, предоставляющих услуги), которые бы существовали в равных условиях. Необходимо создать инвестиционную модель финансирования здравоохранения, соответствующую европейским стандартам. Такой моделью является бюджетная страховая система здравоохранения. Структура финансирования украинского здравоохранения должна представлять собой трехуровневую модель финансирования: бюджетный сектор, сектор общеобязательного государственного социального страхования и частный сектор, к которому относится добровольное медицинское страхование. Рассматривая концептуальные положения реформирования механизма финансирования здравоохранения, докладчик акцентировал внимание на том, что добровольное медицинское страхование в Украине действует уже больше 12 лет. Оно было введено еще в 1996 г. с принятием закона «О страховании», но решить большинство проблем систем здравоохранения по объективным причинам не может. Понятие обязательного государственного социального страхования было введено в 1998 г. (закон «Об общеобязательном государственном социальном страховании»). К основным видам социального страхования относят пенсионное, страхование в связи с временной потерей трудоспособности, от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, а также на случай безработицы. Кроме этого, в законе упоминается и медицинское страхование. Но, несмотря на это, закон о введении обязательного медицинского страхования до сих пор не принят, хотя разговоры о его целесообразности ведутся уже больше 10 лет. В данный момент на рассмотрении в комитетах ВРУ находятся два полярных проекта законов («О финансировании здравоохранения и медицинского страхования», предложенный комитетом ВРУ по вопросам здравоохранения и «Об общепринятом государственном медицинском страховании» — комитетом ВРУ по вопросам социальной политики и труда). К сожалению, ни одной политической партии и представителям законодательной и исполнительной власти не хватает решимости к принятию этих законопроектов и внедрению обязательного медицинского страхования в практику.

В докладе Аллы Анатольевны Котвицкой, к. фарм. н., доц. НФаУ, были рассмотрены актуальные вопросы реимбурсации стоимости оказанной населению фармацевтической помощи. Были предложены три модели реимбурсации, учитывающих социальный и материальный статус граждан, а также состояние их здоровья.

Богдан Петрович Громовик, д. фарм. н., проф. Одесского государственного медицинского университета в своем докладе затронул наиболее актуальные проблемы организации фармацевтической помощи населению в сельской местности.

Участники конференции выразили надежду на то, что рассмотренные вопросы и проблемы в ближайшее время будут решены на государственном уровне. И в скором будущем в Украине наконец-то будут приняты документы, регулирующие деятельность всех участников фармацевтического рынка. По итогам конференции была принята резолюция, в которой нашли свое отражение все актуальные проблемы отечественной фармации, вынесенные на дискуссионное обсуждение.

Марина Колесник

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика