Логотип журнала "Провизор"








Плодитесь, но отличайтесь

Плодитесь, но отличайтесь

обзор коммерческого сектора фармрынка Украины по итогам 9 месяцев 2007 г.

Фармацевтический рынок Украины за последние несколько лет показал весьма впечатляющие темпы роста даже на фоне всех остальных стремительно развивающихся фармрынков стран СНГ. За период 2002–2006 гг. стоимостной объем коммерческих продаж лекарственных средств на территории страны вырос почти втрое, причем особо стоит отметить, что вплоть до 2006 г. рынок прирастал также и в натуральных показателях (рис. 1).

Основной движущей силой фармрынков стран СНГ, и в частности Украины, являются зарубежные компании, что представляется вполне закономерным, учитывая достаточно длительный период развала фармацевтического производства в республиках бывшего Союза. За 90е гг. прошлого века зарубежные корпорации освоили фармацевтические рынки стран Содружества и значительно укрепили свои позиции на этих рынках. Не стала исключением и Украина. К началу XXI в. доля местной продукции в общем обороте лекарственных средств в аптечном секторе рынка составляла менее 20 % (рис. 2).

Последовавший затем подъем украинского фармпроизводства вызвал рост продаж отечественных препаратов. Украинские генерики за счет более низкой цены в сравнении с препаратами-конкурентами все более активно стали вытеснять с рынка импортные аналоги. На фоне увеличения доли местной продукции можно отметить, в частности, снижение доли в общем обороте продаж индийских препаратов, во многих сегментах рынка являющихся прямыми конкурентами ЛС украинского производства. Как следствие, доля отечественных препаратов за 4 года (2002–2005 гг.) выросла на 5 % и по итогам 2005 г. составила почти 27 %.

Однако эта тенденция вскоре изменила вектор — и совокупность факторов повернула процесс в обратном направлении. В первую очередь, отметим невысокий уровень маркетинговой составляющей в работе украинских производителей. Если для крупнейших западных корпораций продвижение своей продукции — уже давно проработанный и развитый процесс, то для местных компаний необходимость активно поддерживать свою продукцию на рынке стала очевидной проблемой, в первую очередь, в связи с острейшим дефицитом кадров, способных осуществлять работу по продвижению препаратов на самом высоком уровне.

Вторым фактором, повлиявшим на изменение соотношения продаж препаратов местного и зарубежного производства, стал рост благосостояния населения Украины. С каждым годом местные потребители были готовы вкладывать в свое здоровье все большие деньги, а качество получаемого лечения постепенно выходило на первый план перед необходимыми затратами. Как следствие, интерес потребителя постепенно смещался от генериковых препаратов к инновационной продукции. Эта ниша рынка в Украине и по сей день практически полностью представлена импортной продукцией, поскольку все местное фармпроизводство ориентировано на дешевые генерики.

Как видно на примере российского фармацевтического рынка, опережающего украинский в развитии на несколько лет, именно инновационные препараты сегодня являются тем самым локомотивом, без которого дальнейшее поступательное развитие фармрынков стран СНГ не представляется возможным. Ведущие российские корпорации активно влились в процесс создания и продвижения на рынке собственных инновационных брендов, что сразу же принесло плоды. Украинские производители только сейчас начинают активно развивать это направление деятельности.

Следует признать, что на данный момент практически единственной реальной возможностью вывода на рынок препарата с новой формулой действующего вещества как для российских, так и для украинских компаний является реанимация разработок еще советских НИИ, ресурс которых, по всей видимости, будет исчерпан уже в самое ближайшее время. Для полноценного цикла создания и развития инновационного препарата у компаний, базирующихся в странах Содружества, элементарно не хватает средств. Возможность вкладывать миллиарды долларов в подобную работу — прерогатива исключительно крупнейших транснациональных корпораций.

Таким образом, установившееся на сегодняшний день соотношение продаж украинских и импортных препаратов в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения. Рост потребительского интереса к инновационной продукции, почти полностью представленной на рынке зарубежными компаниями, украинские производители компенсируют активной работой на рынке генериков, где фактор более выгодной для потребителя ценовой политики оставляет за ними конкурентное преимущество перед зарубежными компаниями.

Тем не менее, несмотря на неблагоприятные предпосылки, есть примеры успешных инноваций и у украинских компаний-производителей. Наиболее ярким примером является препарат Амизон (Фармак). С 2002 г. продажи этого инновационного анальгетика выросли в 20 раз, что позволило ему войти в сотню наиболее продаваемых препаратов на территории Украины. В общем объеме продаж компании Фармак доля Амизона за это же время выросла с 1,4 до 8,1 %, что еще раз подчеркивает востребованность инноваций на фармрынке Украины.

Рис. 1. Объем продаж лекарственных средств в аптеках Украины, 2002–
2007 гг. (цены дистрибьюторов)



Рис. 2. Соотношение стоимостных объемов продаж лекарственных средств
отечественного/импортного производства в аптечном секторе
фармрынка Украины, 2002–2007 гг.

Сама же компания Фармак за этот период существенно увеличила продажи в аптечном секторе рынка, переместившись с 5-й строчки рейтинга украинских компаний-производителей на третью. Более того, показывая более высокие темпы роста продаж препаратов, чем в среднем по рынку, компания смогла существенно увеличить долю рынка — с 1,56 % в 2002 г. до 2,31 % по итогам трех первых кварталов 2007 г. (табл. 1). Это позволяет назвать Фармак наиболее динамично развивающейся компанией среди всех украинских фармпроизводителей. Основой положительной динамики развития компании является постоянный выход с генериковыми ЛС на новые рынки, что привело к увеличению ассортиментного портфеля почти в 2 раза (за период 2002–3 квартал 2007 гг.), а также появление собственного инновационного продукта, что благоприятно сказалось на развитии Фармака на внутреннем рынке.


Таблица 1. ТОП-25 корпораций по стоимостным объемам продаж ЛС в Украине по итогам 9 месяцев 2007 г.

Позиция в рейтинге

Корпорация

Доля в общем объеме
продаж, %

Прирост
продаж,
9 мес. 2007 г./
9 мес.
2006 г., %

 

9 мес.
2007 г.

9 мес.
2006 г.

9 мес.
2007 г.

9 мес.
2006 г.

 

1

1

Санофи-Авентис

3,9

4,33

12

 

2

2

Берлин-Хеми/Менарини

3,8

3,74

26

 

3

3

Дарница КПФХО

2,81

3,31

5

 

4

6

ГСК

2,53

2,54

23

 

5

4

Артериум

2,5

2,72

14

 

6

5

КРКА

2,49

2,71

14

 

7

7

Фармак

2,31

2,2

30

 

8

9

Сандоз

2,27

2

41

 

9

8

Биологише Хайльмиттель Хеель ГМБХ

2,19

2,09

30

 

10

12

Байер Хелскэр

2,06

1,95

32

 

11

14

Сервье

1,93

1,84

30

 

12

10

Борщаговский ХФЗ

1,89

1,99

18

 

13

11

Здоровье Фармацевтическая компания

1,81

1,98

14

 

14

13

Гедеон Рихтер

1,77

1,94

13

 

15

15

Никомед

1,76

1,66

31

 

16

17

Пфайзер

1,49

1,56

19

 

17

20

Новартис

1,45

1,41

27

 

18

18

Сагмел Инк

1,42

1,49

18

 

19

16

Актавис

1,42

1,62

9

 

20

19

Берингер Ингельхайм

1,39

1,47

17

 

21

21

Ратиофарм Интернейшнл

1,33

1,3

27

 

22

23

Солвей Фарма

1,2

1,09

36

 

23

22

Ранбакси Лабораториз Лтд

1,17

1,24

17

 

24

24

Эгис

1,01

1,08

16

 

25

30

Штада

1,01

0,85

46

 

Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в Украине

Дарница, лидер по стоимостным объемам продаж ЛС среди украинских компаний, в последнее время напротив утратила свои позиции. Если в период с 2002 по 2005 гг. компания наращивала свое присутствие на рынке, то за последние 3 года ее доля сократилась с 3.4 % в 2005 г. до 2,8 % по итогам 9-и месяцев 2007 г. За последний год из трех препаратов — лидеров продаж Дарницы только Цитрамон показал положительные темпы роста реализации, но они все же оказались ниже среднего показателя роста аптечного сектора в целом. По всем остальным топовым торговым маркам компании продажи в сравнении с прошлым годом сократились. Тем не менее, в сравнении с 2002 г. только Дарнице из всех ТОП-10 компаний-производителей по стоимостным объемам продаж ЛС в аптечном секторе фармрынка Украины (по итогам 9 месяцев 2007 г.) удалось увеличить свою долю рынка.

Из ТОП-25 фармпроизводителей наиболее впечатляющим был прогресс с 2002 г. компании БерлинХеми, увеличившей свою долю рынка почти вдвое. Это позволило ей подняться в рейтинге сразу на 10 позиций (с 12-

го места на второе). Динамика развития продаж ее препаратов свидетельствует о том, что уже в самое ближайшее время она может обойти бессменного лидера продаж в Украине СанофиАвентис.

Характерной особенностью препаратов украинского производства является их слабая узнаваемость. Три лидера аптечных продаж отечественного производства — Цефтриаксон, Натрия хлорид и Аскорбиновая кислота (табл. 2) — продаются либо под торговой маркой, название которой полностью идентично действующему веществу, либо с применением «зонтичного» бренда, обозначающего производителя. Однако, как показывает практика российского фармрынка, добавление «зонтичного» бренда не является достаточно мощным механизмом, способным обеспечить узнаваемость торговой марки, что значительно ограничивает возможности производителя в продвижении своей продукции.


Таблица 2. ТОП-25 торговых марок по стоимостным объемам продаж ЛС в Украине по итогам 9 месяцев 2007 г.

Позиция в рейтинге

Торговая марка

Доля в общем объеме
продаж, %

Прирост
продаж,
9 мес. 2007 г./
9 мес.
2006 г., %

 

9 мес.
2007 г.

9 мес.
2006 г.

9 мес.
2007 г.

9 мес.
2006 г.

 

1

2

Эссенциале

0,86

1,03

3

 

2

1

Актовегин

0,85

1,03

3

 

3

3

Цефтриаксон

0,6

0,72

4

 

4

4

Натрия хлорид

0,6

0,67

12

 

5

10

Витрум

0,57

0,58

20

 

6

5

Милдронат

0,56

0,66

5

 

7

9

Предуктал

0,56

0,59

17

 

8

7

Мезим Форте

0,54

0,6

12

 

9

6

Но-Шпа

0,51

0,62

2

 

10

15

Лазолван

0,48

0,42

39

 

11

11

Кетанов

0,45

0,53

5

 

12

12

Энап

0,44

0,46

19

 

13

13

Траумель

0,43

0,46

17

 

14

14

Аскорбиновая кислота

0,42

0,44

20

 

15

8

Фезам

0,42

0,6

–13

 

16

29

Линекс

0,4

0,32

59

 

17

18

Виагра

0,38

0,38

26

 

18

22

Колдрекс

0,37

0,35

32

 

19

16

Церебролизин

0,36

0,42

7

 

20

25

Гепабене

0,36

0,33

35

 

21

20

Диклоберл

0,35

0,36

21

 

22

43

Аугментин

0,35

0,26

64

 

23

38

Энтеросгель

0,32

0,28

43

 

24

35

Фервекс

0,32

0,29

37

 

25

54

Нимесил

0,31

0,24

66

 

Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в Украине

Пример успешного развития Берлин-Хеми еще раз убеждает нас в том, что на рынке, где основная часть продаж приходится на сегмент генериков, узнаваемость бренда является непреложным фактором, оказывающим положительное влияние на динамику продаж. Такие препараты компании как Мезим Форте, Простамол Уно, Фастум благодаря оригинальному названию и промоционной поддержке выгодно отличаются от безликих лекарственных средств, названия которых практически полностью идентичны друг другу. Особенно это важно в сегменте безрецептурных препаратов, где выбор ЛС из группы конкурентов в большинстве случаев происходит непосредственно у аптечного прилавка и где узнаваемость бренда может вполне оказаться весомее фактора цены.

Прогноз: в ближайшие три года мы ожидаем дальнейшего динамичного роста аптечного сектора фармрынка Украины. Темпы его роста составят 15–20 % в год. По итогам 2007 г. объем коммерческих продаж в Украине составит около 1,5 млрд USD. 

a Филипп Васил ьев, ведущий аналитик ЦМИ «Фармэксперт»






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика