|
Лечебные шампуни в ассортименте аптекиС. В. Жахалова, менеджер по проектам компании «КОМКОН Фарма-Украина»
Тем не менее нельзя отрицать, что наружные средства по уходу за волосами и кожей головы могут помогать в решении некоторых косметических проблем. Особенно, если их действие направлено не на волосы, а на кожу головы и волосяные фолликулы. И, конечно, первое, о чем мы вспоминаем, — это шампунь. Нет человека, который бы в своей жизни им не пользовался, шампунь является самым распространенным и часто употребляемым косметическим средством. Примечательно, что свой путь он начал именно в аптеке, которую открыл немецкий химик Ханс Шварцкопф, являющийся изобретателем «жидкого мыла для волос». Еще несколько лет назад для нашей страны появление в аптеке полок с косметическими средствами, биологически активными добавками, лечебными чаями было несколько странным, правда, сегодня уже никого не удивляет такой формат аптечных точек, как фарммаркет, ассортимент которого расширяется с космической скоростью. Для посетителей современных украинских аптек совершенно привычным стало видеть в аптеке стенды различных косметических марок и наряду с аспирином и йодом, люди с удовольствием приобретают крем для лица, зубную пасту и шампунь. Особенно — лечебный шампунь, так как аптека является торговой точкой, которая традиционно вызывает большее доверие у населения к купленным там средствам, чем, к примеру, рынок или супермаркет. И аптека постепенно становится значимым каналом продаж косметики. Конечно, аптечный рынок косметических средств не сопоставим по объему с рынком лекарственных препаратов, тем не менее динамика продаж нелекарственного ассортимента в аптеках в разы опережает рост по продажам лекарственных средств, и рынок до сих пор далек от насыщения. Интересным представляется тот факт, что аптеки, с одной стороны, являются частью фармацевтического рынка, а с другой — они постепенно становятся активными игроками рынка парфюмерии и косметики. Работая с компаниями разного профиля и масштаба, нельзя не отметить обособленность фармацевтического рынка, постоянно растущий интерес к нему, рост числа его участников, постоянное увеличение количества представленных фармацевтических и парафармацевтических продуктов, а также огромный и во многом нереализованный исследовательский потенциал. В статье будут представлены данные исследовательской компании «КОМКОН Фарма-Украина» — лидера на рынке исследований в фармацевтической и медицинской отраслях. С 2004 г. компания «КОМКОН Фарма-Украина» проводит регулярное исследование Pharma-Q «Мнение провизоров/фармацевтов», цель которого — изучение широкого спектра факторов, влияющих на ежедневную практику фармацевтов. Кроме детального изучения использования фармацевтами различных информационных источников и особенностей ежедневного взаимодействия с покупателями, основное внимание в исследовании уделяется двум мониторингам: оценке лекарственных препаратов по различным критериям, определяющим конечные продажи в аптеке и визитам медицинских представителей, которые отражают работу компанийпроизводителей с аптеками. Методология исследования позволяет клиентам решать разноплановые бизнес-задачи, за реализацию которых несут ответственность менеджеры различных подразделений компании. Менеджеры по маркетингу нуждаются в понимании структуры системы информационного воздействия на фармацевта с одновременным выявлением наиболее эффективных ее компонентов, в оценке факторов, влияющих на рекомендацию лекарственных препаратов фармацевтами первого стола. Менеджерам по продажам и руководителям Field force важен контроль работы медицинских представителей и определение наиболее эффективных ее составляющих; бренд-менеджерам необходимы данные, характеризующие отношение фармацевтов к лекарственным препаратам компании, конкурентный анализ на определенном сегменте рынка для правильного позиционирования. В числе прочих категорий в проекте Pharma-Q «Мнение провизоров/фармацевтов» мониторируется категория средств «Лечебные шампуни». Такое расширение в мониторинге связано с тем, что в структуре аптечных продаж за последние три года отмечается значительный рост как импортных, так и отечественных косметических продуктов различных групп. Лечебные шампуни выпускаются и продвигаются фармацевтическими компаниями, которые в этом случае пользуются традиционными механизмами продвижения лекарственных препаратов. Возрастает значение рекомендаций фармацевта при выборе косметического средства. Мы решили посмотреть на лечебные шампуни глазами фармацевта первого стола — специалиста, который непосредственно общается с покупателями, и менеджера по закупкам, отвечающего за формирование ассортимента, и внесли в анкету мониторинга основные марки лечебных шампуней, представленные в аптеках крупнейших городов Украины. Оценивались следующие параметры: характеристики марки (назначение марки врачами, уровень покупательского спроса, рекомендаций фармацевтов, рекламная поддержка), важность шампуня в ассортименте аптеки по 5-балльной системе. В проекте представлены 15 крупнейших городов Украины, выборка составила 1340 фармацевтов (аптек), в каждой аптеке опрашивался 1 респондент. Метод опроса — заполнение анкеты. Лечебные шампуни в ассортименте аптеки декларируют решение различных проблем волос покупателя — от выпадения до избавления от перхоти. Порой посетителю довольно трудно разобраться во всем многообразии аптечной косметики по уходу за волосами, и в этом случае на помощь приходит квалифицированная помощь фармацевта первого стола. Огромным плюсом для покупки лечебных шампуней именно в аптеке является возможность фармацевта посоветовать не только шампунь или лосьон, который решает проблемы ухода, а в некоторых случая и лечения волос (например, шампуни от перхоти, содержащие противогрибковые компоненты), но и рекомендация средств для внутреннего приема (витамины, комплексы микроэлементов, БАДы), которые помогают решить проблему на уровне процессов организма пациента. Кроме того, фармацевт в разговоре с посетителем может выявить симптомы серьезных заболеваний, сопровождающихся нарушением роста волос или изменением состояния кожи головы, которые требуют уже серьезного лечения врачом. Ни один супермаркет или специализированный косметический магазин не может предоставить услуг такого рода! На рисунке 1 представлен график, который демонстрирует оценку категории «Лечебные шампуни и средства для волос» фармацевтами первого стола по нескольким критериям. Чаще всего фармацевты рекомендуют такие средства, как Фитовал шампунь, Низорал шампунь, Фитовал шампунь плюс. Эти же марки являются лидерами по покупательскому спросу. Рекламная поддержка наиболее высоко оценена у марок Низорал шампунь и Плацент формула, врачами назначаются такие средства, как Низорал шампунь, Дермазол, Фридерм.
Если мы посмотрим на эту категорию в трехмерном графике, обращают на себя внимание лидеры категории — Низорал шампунь и Фитовал шампунь, которые расположены в правом верхнем квадранте, причем рекламная поддержка (величина кружочка) оценена выше у марки Низорал шампунь, а Плацент формула приближается по уровню рекламной поддержки к лидерам. Лечебные шампуни являются важными продуктами в ассортименте аптеки. 62,6% менеджеров по закупкам оценили максимальным баллом важность в ассортименте марки Низорал шампунь, примерно половина поставили такую же высокую оценкам маркам под брендом Фитовал. Не вызывает сомнения, что фармацевтический рынок Украины продолжает расти и развиваться, и в его структуре наряду с лекарственными препаратами высокие темпы прироста демонстрируют парафармацевтические товары, в том числе и категория «Лечебные шампуни и средства для волос». Аптека является все более важным каналом сбыта для лечебных косметических средств (в том числе лечебных средств по уходу за волосами) по нескольким причинам:
В свою очередь «КОМКОН ФармаУкраина» будет продолжать мониторинг лечебной косметики в аптеках, отслеживая малейшие нюансы и изменения на этом рынке. Мы с удовольствием предоставим новые результаты наших исследований в следующих публикациях.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||
|