|
Этические кодексы как одна из основ фармпомощиВ таких областях деятельности, как медицина и фармация, этика отношений как между специалистами и пациентами, так и между отдельными субъектами имеет множество особенностей. Соблюдение выработанных обществом морально-нравственных принципов может обеспечить использование современных достижений биологии, фармации, медицины и здравоохранения в целом на благо общества и человека. На основании рекомендаций международных организаций в каждой стране может быть создан свой собственный этический кодекс. В России такой кодекс уже есть. Об этом рассказывает председатель Научного общества фармацевтов Москвы, первый вице-президент отделения «Лекарственные средства и фармацевтическая деятельность» Международной академии информатизации в Генеральном консультативном статусе ООН, докт. фарм. наук, проф. Петр Вячеславович Лопатин. Биоэтика и цели создания профессиональных кодексовВ настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов — профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп. Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для профессий, где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Цель создания профессиональных кодексов — регулирование отношений внутри профессионального сообщества в сложных этических ситуациях, формирование доверия к представителям данной профессии и повышение статуса профессионального сообщества в социуме. Фармсообщества разных стран пришли к пониманию того, что необходимо свести в один документ все выработанные многолетней практикой правила профессионального поведения и этические нормы, а также заявить о принципах и ценностях, определяющих роль и ответственность фармацевта перед обществом. Так во многих странах появились этические кодексы фармацевтов. Одним из первых кодексов Нового времени стал Code of Ethics of the AphA, принятый в 1852 г. Американской фармацевтической ассоциацией. В России вопросы этики и деонтологии в работе провизора серьезно начали обсуждаться в 1970-е гг. после проведения I Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии, однако единый документ, определяющий этические нормы и морально-нравственные принципы в работе провизора, не был принят до середины 90-х гг. В 1996 г. был принят Этический кодекс фармацевтического работника России. Поскольку перед фармацевтами всего мира стоят схожие проблемы и их объединяют единые ценности, в 1997 г. мировой фармобщественностью в лице Международной фармацевтической федерации (FIP) был принят Codе of Ethics for Pharmacists, который может быть моделью для написания кодексов национальных фармобществ. Структура этического кодексаВ последнее время сложилась модель этического кодекса, состоящего из двух частей: вступительной, или преамбулы, и принципов. Вступительная часть раскрывает цели создания и принятия данного документа. К примеру, цель кодекса FIP состоит в декларации фундаментальных принципов профессии, основанных на моральных обязательствах и ценностях, которые могли бы стать руководством для фармацевтов в их отношениях с обществом. Цель создания Этического кодекса фармацевтического работника России определена как «совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармработника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи». Вторая, главная, часть кодексов состоит из этических норм и морально-нравственных принципов деятельности фармацевтов и провизоров. В Code of Ethics for Pharmacists FIP перечислены следующие принципы, нашедшие отражение во многих национальных этических кодексах, в т. ч. России (хотя российский кодекс был создан раньше, чем кодекс FIP):
Кроме данных принципов, в этических кодексах каждой страны представлены и другие. Так, в российском этическом кодексе говорится, что фармработник должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, навыки, эрудицию и помнить, что «лекарство в руках знающего человека подобно бессмертию и жизни, а в руках невежды — подобно огню и мечу»; профессиональное чувство долга, нравственность предполагают умение критически оценивать себя, свою работу и др. Корпоративные кодексыС развитием рынка и появлением множества организаций, занимающихся фармбизнесом, стал актуальным вопрос создания корпоративных кодексов этики, которые определяют этику взаимоотношений внутри корпоративных фармсообществ, благодаря чему повышается конкурентоспособность, авторитет компании. Превращение этики в определенное ограничение деятельности и в инструмент управления компанией осуществляется посредством создания этической программы, задача которой — установление этического процесса, направленного на внедрение этических стандартов во все операции и процедуры бизнеса. Элементами такой программы являются: кодексы поведения, или этические кодексы; этические тренинги и обучение; этические комитеты по этике; социальный/этический аудит. Центральное место в этическом процессе занимает этический кодекс. Корпоративный кодекс обычно содержит общие принципы для профессии, разработанные общественностью, и свои собственные, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения. Этические кодексы определяют правила, которым должны следовать корпорация и ее работники, и включают этические ценности, принципы и правила. Ценности характеризуют идеал, к которому стремится фирма совместно со своими партнерами: доверие, верность и преданность, уважение, стремление избегать конфликтов, а также инновации в команде, непрерывное улучшение работы и удовлетворение потребностей потребителей. Они определяют направление, в котором движется компания в реализации своих целей. На основе принятых ценностей разрабатываются этические принципы — конкретные цели, к которым стремится фирма. Они должны применяться в повседневных управленческих решениях всеми членами организации и могут использоваться для регулирования поведения в области профессиональной деятельности; подотчетности; безопасности рабочего места; доверия в осуществлении рекламы; защиты внешних связей с акционерами, клиентами и общественностью; баланса между прозрачностью и открытостью и конфиденциальностью; связей с местным населением; участия в политической деятельности; запрещения преследований и дискриминации. Правила поведения, опирающиеся на ценности и принципы, строго определяют, что можно и чего нельзя делать. Их исполнение обязательно для всех сотрудников фирмы и ее руководителей. Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные функции:
Выделяют два варианта корпоративного этического кодекса:
Чтобы этический кодекс сохранил актуальность и жизненную силу, а также соответствовал изменениям в законодательстве и экономике, его следует регулярно пересматривать и обновлять. Для обеспечения поведения, предусмотренного этическим кодексом, разрабатываются соответствующие методы и процедуры, включающие должностные инструкции, формы (оценки деятельности, стандартные, финансовой отчетности), опросные листы и др. Организация может установить документальные процедуры для решения этических дилемм, например, разработать этический вопросник, помогающий коллективу или индивиду решить спорную с точки зрения этики ситуацию, связанную с его работой. Чтобы этический кодекс не остался просто декларацией, корпорация должна:
В целях повышения этичности сотрудников фирм используют следующие методы:
Российский опыт создания этического кодексаВ настоящее время Этический кодекс фармацевтического работника России, разработанный сотрудниками кафедры организации и экономики фармации ММА им. И. М. Сеченова, внедрен в учебный процесс по курсу «Биоэтика» и используется при преподавании биоэтики для студентов, обучающихся по специальности 060108 (040500) «Фармация». В этом кодексе реализована концепция квалифицированной, доступной и своевременной фармпомощи. В преамбуле документа указано, что он имеет целью обеспечить переход России к правовому государству и рынку потребителя в сфере фармпомощи. Кодекс учитывает современное законодательство РФ, регулирующее деятельность в сфере здравоохранения, о защите прав потребителей и пациентов, рекламе, Гражданский кодекс РФ и другие российские нормативно-правовые акты, а также документы ООН, ВОЗ и документы, относящиеся к этическим аспектам фармбизнеса. По материалам газеты «Фармацевтичсекий вестник»
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||
|