|
Итоги исследования фармацевтического рынка за девять месяцев 2005 годаRMBC и «Фармэксперт» обнародовали данные исследований о состоянии фармацевтического рынка по итогам девяти месяцев текущего года. Сравнительный анализ данных двух компаний показал незначительное расхождение в количественных показателях. Компании объясняют это использованием различных эталонных справочников с разным написанием производителей, названий препаратов и т. д. Согласно данным «Розничного аудита ГЛС в Украине», объем аптечного рынка страны за первые девять месяцев 2005 года вырос на 15% (по данным «Фармэксперта» — на 18,9%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 675,9 млн. долл. (по данным «Фармэксперта» — 665,5 млн. долл.) в оптовых ценах. Средняя торговая надбавка — 29,5%. За первые три квартала 2005 г. каждый житель Украины в среднем потратил на лекарства 18,6 долл. в розничных ценах. Один из индикаторов развития рынка — увеличение в текущем году количества зарегистрированных лекарственных средств с формами выпуска и, в меньшей степени, новых МНН. Производители стараются занять как можно большую долю рынка, регистрируя несколько форм выпуска препаратов. В 2005 г. зарегистрировано 967 МНН, 5153 ЛС и 10699 ЛС с учетом форм выпуска. Таким образом, в сравнении с аналогичным периодом 2004 года, МНН зарегистрировано больше на 1,6%, ЛС — на 15,1%, ЛС с учетом форм выпуска — на 19,3%.
В 2004 году рост фармацевтического рынка Украины составил 19% в ценах дистрибьюторов. В ценах конечного потребителя украинский рынок впервые превысил отметку в 1 млрд. долл. США. В 2005 г. рост рынка прогнозируется на уровне предыдущего года — около 19%. По итогам девяти месяцев в потребительских ценах он уже достиг уровня прошлого года, в ценах дистрибьюторов — почти достиг и составил 831 млн. долл. (862 млн. долл. в 2004 г.), и в ценах производителя — 755 млн. долл. (784 млн. долл. в 2004 г.). Объем розничного сегмента фармацевтического рынка Украины составляет 80% от общего объема рынка. Доля инновационных (оригинальных) препаратов — 11%, что несколько меньше доли инновационных препаратов на рынке России. Преобладание генериков характерно для всех стран постсоветского пространства, в Украине их доля составляет 89%. Отечественные препараты занимают 24% рынка Украины. Объем рынка рецептурных препаратов достигает 70,5%, что значительно больше объема рынка ОТС-средств.
ТОР-10 МНН на рынке Украины представляют препараты разных фармакологических групп. Самую большую долю в продажах занимает диклофенак — 1,1%. Все препараты из этого списка, кроме дротаверина, показали за первые девять месяцев 2005 г. прирост продаж, превышающий общий рост фармацевтического рынка. Наибольший прирост из этих ТОР-10 МНН в иследуемый период у цефтриаксона — 50,8%. Первые три импортера ЛС в Украину занимают около 32% от общего объема импорта ЛС. Первое место рейтинга — у компании «Оптима-Фарм», ее доля рынка составляет 13,09%, прирост — 63,39%. Наибольший прирост объемов импорта — у компании БАДМ — 388,67%, доля рынка — 10,53%. Филиал лидера российского дистрибьюции — ООО «Протек-Фарма» занимает только девятую строчку рейтинга, имея 3,04% доли рынка и прирост в 47,83%. Лидер среди иностранных производителей по объему продаж в Украине — корпорация Sanofi-Aventis, занимающая 4,8% украинского фармацевтического рынка. Berlin-Chemie/Menarini имеет долю в 3,7%, прирост — 1,6%. На третьем месте KRKA — 2,7% доли рынка, прирост — 11,1%. Gedeon Richter занимает четвертое место по размерам доли рынка — 2,1%, но лидирует по темпам прироста — 21,3%. У некоторых производителей, таких, как GSK, Nyсomed, Servier, наблюдался в первые девять месяцев 2005 года отрицательный прирост продаж. У многих национальных украинских производителей ЛС, в отличие от иностранных, рост продаж приближался к среднему росту рынка или превышал его. К компаниям, активно увеличившим свои продажи за первые девять месяцев 2005 г., относятся, например, лидер национальных украинских производителей компания «Дарница», доля в объемах продаж которой составляет 3,7%, прирост — 31%; компания «Фармак», соответственно — 2,3% и 22,5%; «Здоровье» — 2,1% и 21,8%. Абсолютным чемпионом по приросту объемов продаж за истекший период стала компания «Лубныфарм», занимающая 0,7% рынка продаж, показатель прироста которой составил 203,4%.
Рисунок 3. ТОР-10 МНН на фармацевтическом рынке Украины за первые 9 месяцев 2004–2005 гг.*
* Мониторинг розничных продаж и больничных закупок ЛС в Украине в 2004–2005 гг. Рисунок 4. ТОП-10 импортеров ЛС в Украине за первые 9 месяцев 2004–2005 гг.*
* Импорт лекарственных средств в Украину в 2004–2005 гг., «Фармэксперт» Рисунок 5. ТОП-10 зарубежных компаний-производителей по объемам продаж за первые 9 месяцев 2004–2005 гг.*
* Мониторинг розничных продаж и больничных закупок в Украине в 2004–2005 гг., «Фармэксперт» Рисунок 6. ТОП-10 отечественных компаний-производителей ЛС по объемам продаж в Украине за первые 9 месяцев 2005 г.*
* Мониторинг розничных продаж и больничных закупок в Украине в 2004–2005 гг., «Фармэксперт»
Наиболее крупные иностранные производители занимают большую долю в розничном сегменте, чем в госпитальном. Sanofi-Aventis занимает почти 5% розничного сегмента. Национальные украинские производители более активны на госпитальном рынке. Самый высокий показатель у «Дарницы» — ее продукция занимает почти 7% госпитального рынка. Объем розничного рынка Украины растет в последние годы, при этом объем рынка в натуральном выражении снижается. Средняя цена за упаковку во втором-третьем квартале 2005 г. достигла 0,9 долл. США в оптовых ценах. Почти половину объема рынка составляют препараты с ценой за упаковку от 1 до 5 долл. США. Однако в 2005 г. доля этой группы препаратов несколько снизилась за счет более дорогостоящих лекарственных средств. Препараты со стоимостью более 10 долл. за упаковку до сих пор занимают менее 10% украинского розничного рынка. Наибольшую долю — почти четверть от розничного рынка Украины — составляют продажи в Киеве. Следующие три места поделены между городами с почти одинаковой долей в объеме продаж — Харьковом, Донецком и Днепропетровском.
В нескольких городах (Харьков, Днепропетровск, Запорожье) прирост за первые девять месяцев достиг почти 50%. Во Львове (седьмое место) он составил 63,6%. Лидеры аптечных продаж среди производителей, торговых марок, МНН и АТС-групп не претерпели заметных изменений, что говорит о достаточно высокой стабильности фармацевтического рынка Украины. Впрочем, позиции четырех украинских компаний, входящих в десятку лидирующих фармпроизводителей по объему аптечных продаж, несколько пошатнулись.
Согласно совместным рейтингам по продажам на розничном рынке Украины, подготовленным по базам данных «Фармэксперта» и RMBC, первые два препарата эссенциале Н и актовегин находятся на одинаковых позициях в рейтингах. Далее имеются некоторые различия в позициях препаратов в рейтингах по разным базам данных. На четвертом месте — цефтриаксон, и на десятом — цефазолин у RMBC (антибиотики, которые не вошли в список лидеров у «Фармэксперта»). За анализируемый период в десятку вошло два новых препарата — кетанов и лазолван, аптечные продажи последнего выросли на 38%. Наблюдалось заметное сокращение доли в аптечных закупках и снижение рейтинговых позиций цефазолина. Каптопресс и натрия хлорид, сократив доли продаж, покинули список десяти ведущих торговых наименований по данным RMBC. В данных «Фармэксперта» натрия хлорид находится на пятом месте. Кумулятивная доля десяти ведущих МНН в Украине превысила 10%. По данным RMBC поливитамин+мультиминерал по-прежнему возглавляет рейтинг. Единственным новичком в десятке является флуконазол, продемонстрировавший 14% роста доли рынка. В результате заметного увеличения аптечных продаж виагры доля силденафила возросла на 30%, что позволило ему подняться на вторую строчку рейтинга. Цефазолин, занимавший десятое место в рейтинге год назад, опустился на двадцать пятую позицию. Первое место в рейтинге «Фармэксперта» занимает МНН диклофенак. Восемь из десяти первых в рейтинге «Фармэксперта» МНН входят в ТОР-20 МНН в рейтинге RMBC. По данным «Фармэксперта» на первом месте — диклофенак, на втором — эссенциале форте. В рейтинге продаж на розничном рынке первых АТС2-групп наблюдается полное совпадение по девяти первым позициям по базам данных «Фармэксперта» и RMBC (согласно классификации Европейской ассоциации исследователей фармрынка). Первое место занимают системные антибиотики, второе — препараты для устранения симптомов простуды и кашля, третье — анальгетики, четвертое — витамины.
Рисунок 10. ТОП-10 препаратов по объемам продаж на розничном рынке Украины в первые 9 месяцев 2005 г.*
* Мониторинг розничных продаж ЛС в Украине в 2004–2005 гг., «Фармэксперт»; аудит розничных продаж ЛС в Украине в 2004–2005 гг., RMBC
Первые три производителя в рейтинге розничных продаж одинаковы по двум базам данных. Все производители в ТОР-10 показали за первые девять месяцев 2005 года положительный прирост продаж на розничном рынке Украины. Sanofi-Aventis, Berlin-Chemie/Menarini и «Дарница» остаются лидерами среди производителей на аптечном рынке, несмотря на некоторое сокращение долей в общем объеме аптечных продаж. Единственным новым участником десятки стала компания Pfizer, увеличившая долю в аптечных закупках на 12%. КРКА и GlaxoSmithKline также продемонстрировали рост долей и позиций в рейтинге. Наблюдалось некоторое снижение долей отечественных производителей — «Артериума», «Фармака», «Борщаговского ХФЗ» и «Дарницы» (0,2%). Кумулятивная доля десяти ведущих компаний-производителей составила 29% от общего объема аптечного рынка Украины.
Рисунок 11. ТОП-10 препаратов по объемам продаж на розничном рынке Украины в первые 9 месяцев 2005 г.*
*Аудит розничного рынка Украины в 2004–2005 гг., RMBC; Рисунок 12. ТОП-10 ATC-2 по объемам продаж на розничном рынке Украины за первые 9 месяцев 2005 г.*
*Мониторинг розничныз продаж ЛС в Украине в 2004–2005 гг.,
«Фармэксперт»; Рисунок 13. ТОП-10 производителей по объемам продаж на розничном рынке Украины за первые 9 месяцев 2005 г.*
*Аудит розничного рынка Украины в 2004–2005 гг., RMBC; Рисунок 14. ТОП-10 препаратов по объемам закупок на госпитальном рынке Украины за первые 9 месяцев 2005 г.*
*Мониторинг госпитальных закупок ЛС в Украине в 2003–2005 гг. «Фармэксперт» Рисунок 15. ТОП-10 производителей по объемам закупок на госпитальном рынке Украины за первые 9 месяцев 2005 г.*
*Мониторинг госпитальных закупок ЛС в Украине в 2003–2005 гг. «Фармэксперт»
Список ТОР-10 ЛС на госпитальном рынке отличается от самых успешных препаратов по розничным продажам. В него входят госпитальные растворы — натрия хлорид и глюкоза, цитостатик — сандиммун-неорал. Госпитальные закупки во многом зависят от тактических шагов компаний-производителей в определенный период времени. Примерами прироста продаж за первые девять месяцев 2005 г. являются госпитальные закупки иммуната, которые составили 699,59%, и реосорбилакта — 356,78%. В ТОР-10 среди АТС4 первое место по объему госпитальных закупок занимают парентеральные цефалоспорины с приростом продаж почти 11%. Обращает на себя внимание снижение продаж типичных антипсихотических препаратов (–23,44%) и иммунодепрессантов (–19,05%). Первое место по госпитальным продажам за первые девять месяцев 2005 г. в Украине занимает национальный производитель «Дарница». Однако у компании наблюдается снижение госпитальных продаж в этот период на 18%. Только три производителя из данного рейтинга показали в исследуемый период рост госпитальных продаж выше среднерыночного: Gedeon Richter (20,2%), Berlin-Chemie (48,1%) и Nycomed (42,8%). Среди первых 10 МНН по госпитальным продажам значительное место занимают госпитальные растворы, антибиотики, некоторые другие препараты, применяемые в госпитальных условиях, такие как пипекурония бромид и циклоспорин.
По прогнозам, в 2005 г. рост рынка сохранится на уровне предыдущего года, а в 2006 г. несколько замедлится и будет на уровне 15%. Ольга Бронникова
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|