|
Экспертная оценка состояния рецептурного отпуска в УкраинеА. С. Немченко, А. А. Котвицкая, Национальный фармацевтический университет Сегодня, когда проходит общественное обсуждение проекта приказа Минздрава Украины «О порядке выписывания рецептов и отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения из аптек и их структурных подразделений», очень важным является мнение специалистов. Нами совместно с редакцией журнала «Провизор» было проведено репрезентативное анкетирование врачей различного профиля, результаты которого представлены в данной статье. Современный этап экономического развития Украины обозначен формированием новых рыночных отношений хозяйствования и управления, реструктуризацией фармацевтических предприятий и аптечных учреждений, повышением требований к качеству лекарственного обеспечения населения. Важнейшая глобальная проблема качества фармацевтических услуг определяется во многом эффективностью регулирования рецептурного и безрецептурного отпуска лекарственных средств. В условиях значительных изменений, произошедших в фармацевтической отрасли, все-таки несовершенными остаются как управление аптечной сетью, так и организация лекарственного обеспечения населения. Эти проблемы взаимосвязаны между собой и, прежде всего, требуют решения вопросов социального характера. Аптека всегда совмещала коммерческую деятельность с социальными функциями, однако в условиях повышенной коммерциализации системы здравоохранения и фармации, на первый план выходят именно коммерческие интересы в ущерб интересам пациента. Такой подход на наш взгляд не отвечает требованиям времени, и прежде всего, положениям надлежащей аптечной практики (GPP). Система компенсации, льготные и бесплатные рецепты, существовавшие в бывшем Советском Союзе, уже практически в прошлом. Сегодня большинство пациентов оплачивают полную стоимость лекарств и практически забыли, как выглядит рецепт. В Украине система компенсаций стоимости медикаментов развита очень слабо. Уровень компенсации населению составляет 1315 %, а в странах ЕС 7590 %. Даже те категории потребителей, которые имеют право на льготы, не всегда могут воспользоваться своим правом в связи с недостаточным финансированием системы здравоохранения. Стало нормой, к сожалению, когда провизоры получают список препаратов, рекомендованных врачом на листке бумаги или вообще из уст самого больного и подбирают наиболее дешевые или престижные из доступных лекарств, забыв о биодоступности, схемах лечения, противопоказаниях, зачастую ориентируясь исключительно на экономические факторы, что постепенно превращает аптеку в обыкновенный магазин. Поскольку лекарства это прежде всего вещества, имеющие специфические и иногда очень опасные для человека свойства, то обществом всегда осознавалась необходимость каким-то образом регулировать доступ к ним и обеспечивать их использование исключительно в добрых целях. Вне всякого сомнения, что во все времена в поле зрения интересов потребителя будут находиться совершенно безопасные, традиционно применяемые лекарственные средства вроде зеленки и аспирина, а с другой стороны, традиционно запрещенные стрихнин и цианиды. Однако между ними находится огромное количество препаратов, и доступность их, как правило, определяется не только ценой, но и тем, каким способом их можно приобрести: в свободной продаже, только по рецепту или по специальному рецепту. Сложно найти ту «золотую середину», благодаря которой удастся не допустить бесконтрольного использования лекарств и в тоже время обеспечить больных необходимыми лекарственными средствами. Проблема безопасности лекарств является актуальной во всем мире. Нежелательные побочные реакции на лекарства стали не только серьезной медицинской, но и социальной проблемой. Нередко осложнения лекарственной терапии являются причиной госпитализации больных, приводят к инвалидности, а иногда и к летальному исходу. Риск, связанный с нерациональным использованием лекарств, зависит от статуса лекарственного препарата. Врач, назначая рецептурный препарат, должен снабдить пациента подробными рекомендациями относительно его применения с учетом заболевания и индивидуальных особенностей больного. Учитывая основные положения концепции ответственного самолечения, такие же рекомендации должен получить пациент от провизора при покупке ОТС-препарата. На практике ситуация выглядит иначе. Сложности обусловлены тем, что в настоящий момент без рецепта отпускаются не только ОТС-препараты, но и рецептурные. Чтобы понять причины этого явления, было проведено анкетирование врачей различного профиля, возрастных категорий, с различным стажем работы, работающих в поликлиниках, стационарах, частных клиниках, в НИИ. Общее число анкет составило 744, при этом к обработке принято 695. Распределение опрошенных врачей по профилю, месту работы, возрасту и стажу работы приведены на рисунках.
Взгляд на проблему рецептурного отпуска при существующем сегодня разделении препаратов на рецептурные и безрецептурные позволяет сделать вывод о том, что подход к решению вопроса должен быть комплексным. В чем причина того, что сегодня врачи не выписывают рецепты, а провизоры отпускают рецептурные препараты без рецепта? В ходе опроса выяснилось, что большая часть опрошенных врачей пишут назначения пациенту на простом листе бумаги и лишь 33 % выписывают рецепт. Действия врача при назначении лечения представлены в диаграмме.
Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз, а также изучение мирового опыта влечет за собой проведение мероприятий по гармонизации и усовершенствованию нормативно-правового обеспечения всех этапов оборота лекарственных средств от разработки до продвижения на рынке. К примеру, законодательством Великобритании определены и четко соблюдаются требования по отпуску рецептурных препаратов, а также выверяются все рецепты на соответствие установленным требованиям. Официальное разделение препаратов в Великобритании предполагает три группы: так называемая GSL (General Sales List), или перечень общей продажи, т.е. ОТС-препараты; P. medicines (pharmacy medicines), т.е. лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта, но под контролем провизора; РОМ (prescription only medicines), что означает лекарства, отпускаемые только по рецепту. Безрецептурные препараты включены в первые две группы и составляют 30 % от всех лекарственных средств. Препараты GSL разрешены к продаже как в аптеке, так и в других местах, включая супермаркеты. Остальные должны отпускаться только из аптек, поскольку их отпуск предполагает рекомендации провизора, проверку возможных взаимодействий препарата и в случае РОМ наличие рецепта. В США в большинстве штатов существуют чрезвычайно жесткие ограничения на продажу лекарств без рецепта. Не только психотропные средства и антибиотики, но и большинство сульфаниламидных, сердечно-сосудистых препаратов, лекарственных средств, используемых в педиатрической практике, можно приобрети только по рецепту врача. Причем на рецепте должен всегда присутствовать телефон врача. Фармацевтам запрещено консультировать пациента по данной группе препаратов эта прерогатива отдана врачам. Нужно учитывать особенность американского общества: принятые там законы исполняются большинством граждан. И если уж какой-то препарат можно приобрести только по рецепту, то не стоит тратить время на поиск аптеки, где его продадут просто так. Существует и другая сторона медали. В Индии доступ к большинству имеющихся лекарственных препаратов невероятно упрощен, и, в конечном счете, определяется только покупательной способностью клиентов. Конечно же, Украина не Индия, а по проценту людей, умеющих читать и писать, мы опережаем даже Америку, но вот что касается готовности большинства наших граждан пойти к врачу за рецептом или обеспеченности медицинским страхованием, здесь мы значительно отстаем. Наша сегодняшняя реальность это множество больных, осаждающих аптечных работников вопросами о дозировках, порядке приема, побочных действиях лекарств. С необходимостью нормативно-правового регулирования рецептурного отпуска согласны 72,2 % опрошенных врачей и лишь 5,9 % не видят в этом решения проблемы. Одними из наиболее эффективных путей решения проблемы рецептурного отпуска, по мнению опрошенных врачей, являются система обязательного медицинского страхования с наличием страховых перечней и формулярная система 57,3 % и 32,2 % соответственно. Возможно, когда в Украине будут приняты общегосударственные стандарты лечения, которые разграничат обязанности всех участников процесса лечения, и соответствующим образом будет осуществляться фармацевтическая опека комплексная программа взаимодействия врача, провизора и пациента, направленная именно на конкретного пациента, проблема рецептурно-безрецептурного отпуска лекарств приблизится к разрешению. В этой связи определяющую роль все-таки играет государственная политика в отношении оборота рецептурных лекарственных средств. На сегодняшний день сделаны определенные шаги, однако работники здравоохранения и фармацевтической отрасли довольно часто сталкиваются с проблемами, связанными с отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы. Серьезной проблемой, с которой уже столкнулись субъекты фармацевтической деятельности, является отсутствие четких правил ведения предметно-количественного учета в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях, а также правил ведения соответствующих форм учетных документов. В Украине требования к ведению предметно-количественного учета сформулированы в законодательстве достаточно расплывчато, многие нормативные акты приняты еще во времена Советского Союза и естественно не учитывают изменения в правовом поле. Правовое регулирование и организацию предметно-количественного учета в аптеке определяют приказы Минздрава Украины № 117 от 30.06.1994 г., № 334 от 27.07.2004 г., № 440 от 01.09.2004г. В соответствии с приказом № 440, предметно-количественный учет в аптеках обязателен при отпуске наркотических лекарственных средств (кодеин, кодеина фосфат, этилморфина гидрохлорид и т.д.), спирта этилового, ядов. Такие препараты, как атропин (порошок), буторфанол, клонидин, тетракаин (порошок), трамадол подлежат предметно-количественному учету по международным непатентованным названиям. Приказ издан с целью упорядочения предметно-количественного учета лекарственных средств, включенных в перечень сильнодействующих и ядовитых. Однако эта задача выполнена лишь частично. Из двух перечней сильнодействующих и ядовитых создан третий перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, включающий шесть наименований. Положительным является только то, что перечень существенно сокращен, в него не попали такие препараты, как «Гидазепам», «Тавегил», «Транквилар». Вместе с тем, критерии отбора препаратов остались неизвестными. Следует отметить, что отдельные лекарственные средства (фенобарбитал, секобарбитал), не попавшие в перечень, утвержденный приказом № 440, тем не менее подлежат предметно-количественному учету в соответствии с другими документами: п. 32 «Порядка осуществления контроля за оборотом наркотических (психотропних) лекаственных средств», утвержденного Постановленим КМУ № 58 от 18.01. 2003р. «Об утверждении порядка осуществления контроля за оборотом наркотических (психотропных) лекарственных средств». Не следует забывать о том, что аптека это учреждение зравоохранения, которое функционирует на основании лицензии, которая дает право на изготовление и (или) розничную реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения по правилам, установленным действующим законодательством. Основной задачей аптеки является обеспечение населения квалифицированной, полноценной и своевременной фармацевтической помощью в соответствии с действующим законодательством, а также рекомендациями «Надлежащей фармацевтической (аптечной) практики». Кроме социальной и торговой функции, аптека всегда выполняла и производственную функцию. Изначально в функции аптеки входила не только реализация, но и изготовление лекарств. В понимании нашего современника аптека это магазин лекарств, но ведь раньше аптека была еще и «фабрикой» лекарств. Аптечное производство имеет давние исторические корни. Производственные отделы аптек выполняют особую социальную функцию, являясь «визитной» карточкой классической аптеки. Ведь не секрет, что экстемпоральные лекарства являются доступными и вместе с тем качественными. Зачастую это единственный шанс выжить в тяжелое время старикам, детям и малоимущим. В этом состоит особая социальная миссия аптечного производства. Сегодня количество производственных аптек, ассортимент экстемпоральных лекарств продолжает сокращаться и если к этой проблеме, имеющей важное социальное значение, не повернуться лицом, то «ex tempore» уйдет как пережиток прошлого, а возродить его будет значительно сложнее. Подтверждением того, что у лекарственных средств, изготовленных в аптеке, должно быть будущее, является мнение практикующих врачей. В результате анкетирования установлено, что 55,8 % опрошенных врачей считают, что экстемпоральную рецептуру следует возрождать, а 33,2 % предполагают возможность замены готовыми лекарственными средствами. Возможность замены, конечно, существует, особенно в условиях насыщения рынка лекарствами промышленного производства. Но ведь никто не станет спорить с тем, что главным достоинством экстемпоральной рецептуры является индивидуальный подход к больному. К примеру, существует немало детских лекарственных форм, где индивидуальные комбинации лекарственных препаратов и доз просто необходимы. Так по данным Центра побочных действий в 20002003 гг. зарегистрировано всего 4 случая побочных действий экстемпоральных лекарств, а в отношении лекарственных средств промышленного производства имеются данные о 36 случаях. Значимым фактом является отсутствие в лекарственных формах аптечного производства множества вспомогательных веществ в виде консервантов, корригирующих средств, да и доступность этих лекарств не вызывает сомнений. Другой вопрос, что в настоящее время правовая база аптечного производства основывается в основном на нормативных актах бывшего Союза, изданных несколько десятилетий назад, что иногда не отвечает современным требованиям. Однако это вопросы не к аптеке, а к органам управления. Естественно, нужна разработка новых документов. Не так давно был разработан проект Инструкции о контроле качества лекарственных средств, изготовленных в условиях аптеки, однако, несмотря на проведенное обсуждение, Инструкция так и осталась проектом. Не вошли в качестве отдельных статей в Государственную фармакопею Украины требования к лекарственным формам, изготовленным в аптеке. Очевидно, отказ от экстемпоральной рецептуры следует считать ошибкой. В этой области должно быть определенное движение к прогрессу, а не застой. Восстанавливать прежние объемы аптечного производства, может, и не стоит, но, очевидно, что «ex tempore» должно быть сохранено и развиваться с учетом современных требований к качеству и безопасности лекарственных средств.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||
|