Логотип журнала "Провизор"








Государственное регулирование украинского фармацевтического рынка и его возможные последствия

Г. В. Хомяков, ЧФ «КОММАРК», г. Харьков

Введение

Украинское государство уделяет значительное внимание вопросам регулирования деятельности предприятий фармацевтической отрасли. Это связано как с особой социальной значимостью фармацевтической продукции, так и с тем, что большинство предприятий отрасли были приватизированы [4, 2].

Известно, что рыночные механизмы не позволяют оптимизировать многие вопросы, касающиеся сферы «социальной справедливости» и «гражданской ответственности» производителей [8]. Вмешательство государства неизбежно и направлено на устранение несостоятельности рынка. Однако возникает вопрос о целесообразности и эффективности вмешательства в рыночные процессы с точки зрения достижения декларируемых государством целей и затрачиваемых на это средств.

Эти вопросы до последнего времени практически не обсуждались в СМИ при принятии решений государством. Сейчас наметилась тенденция к взаимодействию государства и участников рынка путем публичного обсуждения проектов законов и нормативных актов.

Теперь, с одной стороны, практически не поднимается вопрос о необходимости принятия тех или иных решений. С другой стороны, аргументы в пользу того или иного решения носят качественный характер. Например, говорят о том, что для снижения цен на лекарственные средства необходимо ограничить торговую наценку в оптовой торговле и рознице. Количественные аспекты практической реализации этого решения не обсуждаются. Возможные последствия оппонентами тоже анализируются на уровне качественных оценок.

В связи с этим, в настоящей работе предпринята попытка анализа эффективности мер государственного регулирования отечественного фармацевтического рынка и их возможных последствий.

Методы исследования

В качестве источников информации о состоянии рынка использовались материалы публикаций, результаты маркетинговых исследований и наблюдений. Ссылки на источники и детали обработки данных приводятся по ходу изложения результатов.

Обработка результатов проводилась с использованием общепринятых методов и процедур визуализации данных и статистического анализа. Приведены 95%-е диапазоны ошибок величин, если другое не оговорено в тексте. Замечания, касающиеся некоторых методических аспектов применяемых способов анализа, изложены в [10].

Результаты и обсуждение

Государственное регулирование оказывает существенное влияние на функционирование фармацевтического рынка. При этом возникает вопрос эффективности принимаемых мер и адекватности принятых решений конъюнктуре рынка.

Ограничение розничной
и оптовой наценок

В первом полугодии 2002 г. для розничных и оптовых предприятий было введено ограничение предельного уровня торговой наценки в опте и рознице на значительный перечень лекарственных средств. Тезис о снижении уровня цен на медикаменты на потребительском рынке использовался для обоснования необходимости такого решения.

Однако в третьем и четвертом кварталах 2002 г. темпы роста объема розничных продаж лекарственных препаратов в денежном выражении были выше, чем увеличение объема в пересчете на реализованные упаковки [7]. Средняя розничная цена одной упаковки выросла в 4 квартале 2002 г. на 4,2% по сравнению с 3 кварталом и на 10,9% по отношению к 4 кварталу 2001 г.

Для анализа динамики изменения цен в 2002 — 1 кв. 2003 г. изучали изменения цен на продукцию 20 ведущих производителей лекарственных средств (8 отечественных и 12 зарубежных компаний). Учитывали цены на 847 препаратов (429 украинских и 418 импортных), которые хорошо известны на рынке и широко используются в медицинской практике.

Такой выбор был обусловлен тем, что к моменту введения государственных ограничений уже сформировались рыночные цены на препараты, которые присутствовали на рынке в течение 2-5 и более лет. Наблюдение за изменением цен на эти препараты может дать ответ на вопрос об эффективности государственных мер по контролю за ценами с точки зрения заявленных государством целей.

Рассчитывали темпы роста цен на медикаменты в текущем квартале по отношению к предыдущему как среднее изменение цены по каждому наименованию. Базисные темпы роста цен в текущем квартале рассчитывали по отношению к началу 2002 года.

Представленные в табл. 1 данные показывают, что существуют различия в изменении цен на импортные и отечественные медикаменты. Средняя цена отечественных препаратов оставалась неизменной, тогда как стоимость импортных лекарственных средств выросла на 4%.

Таблица 1. Изменение темпов роста цен по отношению к началу 2002 г. на отечественные и импортные препараты в 2002 г. — 1 кв. 2003 г.

Период Тбаз.укр ΔТ*баз.укр Тбаз.имп ΔТ*баз.имп
1 кв. 2002 0,9990 0,0041 1,0099 0,0068
2 кв. 2002 0,9943 0,0056 1,0210 0,0091
3 кв. 2002 0,9966 0,0074 1,0278 0,0098
4 кв. 2002 0,9965 0,0094 1,0247 0,0112
1 кв. 2003 0,9901 0,0111 1,0391 0,0131

* — 95%-й доверительный интервал.

Введение государственного регулирования цен не оказало существенного влияния на стоимость лекарственных средств и не создало препятствий для изменения цен на известные препараты. Так, цены на импортные препараты по сравнению со 2-м кварталом 2002 г. не уменьшались в 3 и 4 кварталах и даже выросли в 1 кв. 2003 г. Цены на отечественные медикаменты в среднем не изменились.

Можно предположить, что на рынке существует три группы препаратов по отношению к изменению на них цен. Цены на препараты первой группы постоянно растут, второй — постоянно снижаются, а третьей — испытывают колебания. Тогда эффективные меры по ограничению роста цен должны затормозить увеличение цен на препараты первой группы. Разброс цен перестанет изменяться или темпы роста его снизятся. Однако вариабельность темпа роста цен как отечественных, так и импортных препаратов монотонно возрастала. Это подтверждает предположение о том, что введенные ограничения не создавали препятствий для изменения цен на рынке. Те производители, которые принимали решения, приводящие к увеличению цены, могли осуществить такое увеличение без особых проблем. Вследствие этого произошло увеличение разрыва между минимальными и максимальными базисными темпами роста цен.

Распределение темпов роста цен в 1 квартале 2003 г. (рис. 1) близко к нормальному виду. Для отечественных и импортных препаратов характерно наличие значительного количества медикаментов, цены на которые оставались неизменными (темп роста около 1,00). Доли таких препаратов намного превышают ожидаемые частоты, хотя для других групп различия не очень велики. Это свидетельствует о наличии эффективных рыночных механизмов стабилизации цен, которые без всякого вмешательства государства побуждают участников рынка к формированию оптимального уровня цен.

 

Рисуок 1. Распределение темпов роста цен в 1 квартале 2003 г. на отечественные (а) и импортные (б) медикаменты по отношению к предыдущему кварталу

Наличие и эффективность рыночных стимулов к минимизации розничных цен подтверждается тем, что доля изменения цен, связанная с изменениями в одном из предыдущих кварталов, не превышала 8% и 15% для отечественных и импортных препаратов соответственно.

Можно предположить, что уровень цен в группе известных и давно присутствующих на украинском фармацевтическом рынке препаратов стабилизировался. Колебания цен на эти препараты связаны, в основном, с изменениями конъюнктуры рынка. Ни один из участников рынка не может оказать существенное влияние на сложившийся уровень цен. Фармацевтические фирмы действуют в условиях, приближающихся к совершенной конкуренции.

Для проверки сделанного предположения была проведена группировка лекарственных средств по отношению к изменению цен в течение 2002 г., а также в период 4 кв. 2002 г.— 1 кв. 2003 г. В результате выделили препараты, на которые цены постоянно росли, непрерывно снижались или испытывали колебания в изучаемых периодах (рис. 2).

 

Рисунок 2. Доли отечественных (а) и импортных (б) препаратов, цены на которые постоянно росли, снижались или колебались в течение 2002 г. и в периоде 4 кв. 2002 г.— 1 кв. 2003 г.

Доля препаратов, на которые цены росли в течение 2002 г., была невелика. Доля препаратов, на которые цены снижались в 2002 г., была выше. Однако на более чем 80% лекарственных средств цены испытывали конъюнктурные колебания в течение года, то есть рыночные механизмы действительно способствуют стабилизации и установлению оптимального уровня цен.

Уменьшение временного интервала с 1 года до 6 месяцев приводит к существенному росту долей групп, цены на которые постоянно растут или постоянно снижаются. В группах с растущими в 4 кв. 2002 г.— 1 кв. 2003 г. ценами среднее увеличение цен в 1 кв. 2003 г. по сравнению с началом 2002 г. составило 10,0% и 27,6% для отечественных и импортных препаратов соответственно.

Вмешательство государства в процессы ценообразования на уровне оптовых и розничных фирм не создает эффективных препятствий повышению цен, но, вероятно, приводит к изменению структуры предложения и потребления. В 4 кв. 2002 г. розничные цены на все лекарственные средства выросли в среднем на 10,9% по отношению к началу года [7]. Поскольку в группе известных препаратов средний темп прироста цен не превысил 2,5%, можно предположить, что в структуре розничных продаж вырос удельный вес дорогих, активно продвигаемых новинок.

Такое перераспределение предложения естественно в ситуации, когда из-за государственного вмешательства доходы от реализации «классических» средств снизились. В конечном счете, опять за все платить пришлось потребителю.

Отечественные и зарубежные производители

Изменения объемов украинского рынка отечественных и импортных медикаментов [5] представлены в табл. 2.

Таблица 2. Изменение объемов отечественного и импортного рынков лекарственных средств в 1999 — 2002 гг.

Показатель 1999 2000 2001 2002
Отечественные препараты, млн грн. 756,0 1 169,4 1 428,6 1 565,5
Импортные препараты, млн грн. 1 010,3 1 412,1 1 840,5 2 252,8
Доля отечественных производителей, % 42,8% 45,3% 43,7% 41,0%

В 1999-2000 гг. доля отечественных производителей возрастала. Отчасти это было связано со снижением доступности препаратов импортного производства по причине резкого увеличения их цены, вызванного ростом курса валют. В последние два года принадлежащая отечественным производителям доля рынка уменьшалась. Курс валют стабилизировался, и с ростом доходов населения импортные препараты стали более доступными.

Украинские производители имели два года для укрепления своих позиций в конкуренции с зарубежными производителями и тем не менее не смогли удержать завоеванные позиции. Закономерен вопрос: что способствовало увеличению доли зарубежных производителей? За последние годы они ужесточили предъявляемые к дистрибьюторам требования. Сократились отсрочки и предоставляемые скидки, возросли минимальные объемы контрактов, уменьшилось количество дистрибьюторов, что привело к отвлечению оборотных средств оптовых компаний на финансирование поставок импортных лекарственных средств.

Украинские производители попытались копировать методы работы зарубежных компаний в отношении дистрибьюторов. Но такой подход не соответствовал интересам дистрибьюторов, поскольку предоставляемые отечественными предприятиями скидки были на 10-15% больше, чем скидки зарубежных производителей, разрыв между максимальным и минимальным уровнем оптовых скидок был гораздо выше, и значительное количество товара поступало на рынок по бартерным схемам. В результате отечественные контракты для работающих с аптеками дистрибьюторов стали менее выгодны по сравнению с импортными.

Ужесточение требований лицензионных условий на осуществление оптовой и розничной торговли лекарственными средствами привело к уменьшению количества оптовых компаний. Сокращение количества оптовых компаний, работающих с украинской продукцией, вероятно, привело к снижению доступности отечественных лекарственных средств для розничных предприятий и возникновению препятствий при сбыте. В то же время зарубежные производители увеличили ассигнования на рекламу продукции для потребителей посредством СМИ. Иностранные фармацевтические компании в рамках мероприятий по продвижению своей продукции проводили серьезную информационную работу с медицинскими работниками.

Отвлечение средств заводов на модернизацию производства в соответствии с требованиями GMP и начавшиеся ценовые войны между отечественными производителями по дублирующимся позициям затормозили процессы расширения ассортимента производимой продукции.

Наблюдается значительная отрицательная корреляция между долей государственных расходов [10] и долей рынка, принадлежащей отечественным производителям. Создается впечатление, что бюджетные средства направляются преимущественно на закупку препаратов импортного производства, то есть не способствуют укреплению позиций украинских производителей на внутреннем рынке.

Если данное предположение справедливо, то может сложиться ситуация, когда увеличение бюджетных расходов будет способствовать поддержанию высоких темпов роста фармацевтического рынка, но объемы отечественного производства будут расти незначительно или даже сокращаться. К сожалению, объем доступной по данному вопросу информации недостаточен для анализа.

Объемы экспорта украинских медикаментов сократились в 2002 г. на 14% по сравнению с 2001 г. [5]. Основными покупателями отечественных лекарственных средств являются Россия и страны СНГ. В ближайшей перспективе трудно ожидать существенного увеличения объемов продаж на этих рынках. Конкуренция даже усилится, в частности, из-за строительства зарубежными компаниями новых предприятий в России [2].

Выход на рынки стран Восточной Европы будет затруднен в связи со вступлением трех прибалтийских стран и четырех бывших членов СЭВ в ЕС [6]. Расширение ЕС приведет к изменению правил регистрации лекарственных средств в этих странах. Кроме того, до сих пор нет ясности в вопросе признания лицензий на уже зарегистрированные в государствах Восточной Европы украинские препараты. В решении этих вопросов украинским производителям необходима государственная поддержка.

Надлежащая производственная практика
и другие вопросы

Другими направлениями государственного регулирования являются требования к производителям довести уровень качества до соответствия стандартам GMP, рассмотрение вопроса об отмене льготы по НДС и разработка Закона об обязательном медицинском страховании.

Производство украинскими заводами медикаментов в соответствии с международными стандартами качества можно было бы только приветствовать, если бы для достижения уровня GMP производителям не приходилось расходовать значительные средства. В конечном счете это приводит к росту себестоимости отечественной продукции, снижению рентабельности производства и ограничению объемов инвестиций, направляемых на расширение ассортимента выпускаемых препаратов. В результате ассортимент предлагаемых потребителю дешевых аналогов отечественного производства меньше, чем мог бы быть.

Соответствие стандартам GMP является необходимым условием выхода на внешний рынок. Но доля экспорта в отрасли невелика и проекты выхода на внешний рынок под силу лишь небольшому числу отечественных производителей. Для остальных требования по переоборудованию работающих линий приводит к неэффективному отвлечению средств.

Выход на внешние рынки затруднителен, и перспектива расширения рынка сбыта может оказаться завышенной. В этих условиях инвестиции в модернизацию производства с целью удовлетворения требований GMP могут не окупиться. Более того, специалисты по маркетингу фирм, инвестирующих в производство лекарственных препаратов на территории стран СНГ, считают, что требование о переходе на стандарты GMP дает преимущество иностранным компаниям перед отечественными производителями [2]. Таким образом, жесткая позиция государства в вопросах технического оснащения и технологии производства лекарственных средств может нанести ущерб отечественным предприятиям, привести к сокращению инноваций в освоение новой продукции и затормозить развитие отрасли.

Введение НДС неизбежно приведет к росту цен и сокращению объемов потребления лекарственных средств в натуральном выражении [3]. В условиях, когда 20-30% украинцев не могут приобрести необходимые медикаменты из-за финансовых трудностей [9], это приведет к снижению здоровья населения.

Что касается принятия Закона об обязательном медицинском страховании, то по оценкам главного консультанта секретариата Верховной Рады Украины по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Виноградова О. В. [1] представленный законопроект может негативно повлиять на рынок лекарственных средств. Более того, недостатки законопроекта, в случае его принятия, могут иметь серьезные макроэкономические последствия.

Существенное воздействие на фармацевтическую отрасль оказывают государственные меры, которые влияют на доходы граждан. Однако рассмотрение этого аспекта выходит за рамки настоящей работы.

Выводы

  1. Уровень цен в группе известных и давно присутствующих на украинском фармацевтическом рынке препаратов стабилизировался. Колебания цен на эти препараты связаны, в основном, с изменениями конъюнктуры рынка. Это свидетельствует о наличии эффективных рыночных механизмов стабилизации цен, которые без всякого вмешательства государства побуждают участников рынка к формированию оптимального уровня цен.
  2. Вмешательство государства в процесс ценообразования на уровне оптовых и розничных фирм не создает эффективных препятствий повышению цен, но, вероятно, приводит к изменению структуры потребления и способствует росту в структуре розничных продаж удельного веса дорогих, активно продвигаемых новинок, преимущественно зарубежного производства.
  3. Инвестиции в модернизацию производства для достижения уровня GMP могут не окупиться. Требование государства о необходимости достижения уровня GMP и сокращения количества дистрибьюторов, по-видимому, дает преимущество иностранным компаниям перед отечественными производителями.

Литература

  1. Виноградов О. В. Прогноз впливу Закону України «Про зогальнообов’язкове державне соціальне медичне страхування» на фармацевтичний ринок України. Фармацевтический рынок: правила игры. // Материалы практической конференции.— 27-28 февраля 2003 г.
  2. Восточноевропейские компании — на волне интереса к России // Еженедельник «Аптека».— 2003.— № 4.
  3. Денисова М. Российский фармацевтический рынок в 2002 г. Тенденции и перспективы. Фармацевтический рынок: привала игры. // Материалы практической конференции. 27-28 февраля 2003 г.
  4. Итоги и перспективы развития отечественного фармацевтического рынка. Материалы расширенной коллегии МЗ Украины, 21 декабря 2001 г. // Еженедельник «Аптека».— 2002.— № 1.
  5. Матвеева В. Минздрав: главное — не составить план, а выполнить его // Еженедельник «Аптека».— 2003.— № 8.
  6. Расширение ЕС с точки зрения российских производителей // Еженедельник «Аптека».— 2003.— № 6.
  7. Розничный сегмент фармацевтического рынка Украины. Материалы сайта www.ksk-market.com.ua
  8. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика.— М.: БИНОМ, «Лаборатория базовых знаний».— 800 с.
  9. Стан здоров’я населення (за даними вибіркового опитування домогосподарств у жовтні 2001 року). Статистичний бюллетень.— К:. Державний комітет статистики України, 2002.— 132 с.
  10. Хомяков Г. В. Тенденции изменения украинского фармацевтического рынка и прогноз на 2003 г. // Провизор.— 2003.— № 11.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика