Логотип журнала "Провизор"








Нам есть над чем работать

В Украине на сегодняшний день остро стоит проблема обеспечения лекарственными средствами — малодоступные для населения цены, нерациональное использование лекарственных средств, часто неудовлетворительное качество, фальсификация, сложности с распределением лекарственных средств и т. д. Проблемой последних лет является бессистемность и фрагментарность попыток, предпринимавшихся для решения отдельных вопросов,— это внедрение стандартов лечения, обеспечение лекарственными средствами для лечения сахарного диабета и организация системы фармаконадзора. Направление усилий на решение отдельного вопроса при необходимости решения комплекса проблем не привело к ожидаемому результату. По мнению специалистов следует реально оценить современные возможности фармацевтического сектора Украины и сконцентрировать ограниченные финансовые и прочие ресурсы государства на приоритетных направлениях реформирования сферы фармации. Для решения проблем, стоящих перед фармацевтической отраслью, в Украине должна быть выработана программа, нацеленная, прежде всего, на интересы пациентов.

На совещании, состоявшемся 11 апреля 2003 года в Министерстве здравоохранения Украины посвященном проблемам обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, были определены концептуальные основы Государственной программы обеспечения населения лекарственными средствами на основе рекомендаций ВОЗ. Министерство здравоохранения обратилось ко всем участникам фармацевтического рынка с просьбой внести свои предложения, касающиеся содержания и основных задач программы. На основе этих предложений подготовлен проект Государственной программы обеспечения населения лекарственными средствами. Для обсуждения и доработки представленного проекта ГАК «Ліки України» совместно со Всеукраинской аптечной ассоциацией 27-31 мая 2003 года в Крыму провели совещание-семинар, собравший представителей 18 областей Украины, среди которых были руководители региональных аптечных ассоциаций, аптек, объединений «Фармация», представители управлений здравоохранения областей. Все участники — это люди с большим опытом работы в фармацевтической отрасли, знающие о проблемах фармации не понаслышке. Они хорошо понимают, что главная сила профессионалов, болеющих за фармацию,— в объединении, и уверены в том, что профессиональные ассоциации смогут реально повлиять на ситуацию в отрасли путем участия в процессе законотворчества. Хотя, к сожалению, не всегда предложения практиков, вносимые на этапе обсуждения законодательных актов, даже самые разумные и прогрессивные, попадают в окончательный вариант документа. Так было и при создании первого варианта Закона о лекарственных средствах, принятого в 1996 году, и при обсуждении его новой редакции. Участники совещания, говоря о проблемах отрасли, возлагали большие надежды на то, что на этот раз их голос будет услышан, так как в совещании принял участие заместитель Государственного секретаря Кабинета Министров Тимофей Валентинович Мотренко.

Участники совещания

Обеспокоенность проблемами доступности лекарств для населения и организацией работы отрасли была высказана в докладе Председателя правления ГАК «Ліки України» Л. В. Титенко, в выступлениях Генерального директора Луганского ОКПП «Фармация» А. П. Гудзенко, проф. кафедры ОЭФ НФАУ, президента ассоциации «Витафарм» А. С. Немченко, вице-президента Всеукраинской аптечной ассоциации В. С. Кулишова. Предложения об изменениях в проекте были сделаны Черниговским и Хмельницким представителями ГАК «Ліки України», Полтавским ОПО «Фармация», управлением здравоохранения Черновицкой облгосадминистрации. Как было отмечено участниками совещания, предложенный проект носит слишком общий характер и в некоторых случаях закрепляет ряд негативных положений, существующих в настоящий момент, в частности систему лицензирования фармацевтической деятельности. Обобщая все сказанное на совещании, вынесенные на обсуждение проблемы можно разделить на несколько групп.

Управление отраслью и совершенствование законодательства

Среди вопросов, которые должны войты в Государственную программу,— создание органа управления фармацевтической деятельностью. Сложилась ситуация, когда организации, контролирующие основные направления фармации, действуют разрозненно, нескоординированно и не могут наладить управление фармацевтической сетью. Мировой опыт доказывает, что частная инициатива в системе обеспечения лекарствами должна разумно сочетаться с государственным регулированием деятельности фармацевтического сектора.

Дело даже не в совершенствовании законодательства, а в контроле за его соблюдением, потому что зачастую прав оказывается тот, кто наделен контролирующими правами. А аптеку имеют право проверять более 20 контролирующих органов. Возникают ситуации, когда разрешенные законом действия трактуются проверяющими органами, в частности ГИКК ЛС, как нарушения. В случае же разночтений в законе, толкование осуществляется не в пользу аптеки. Так, несмотря на неоднократные разъяснения Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, 30% аптек платят налог на землю, так как ГНА Украины по-своему трактует Закон «О плате за землю». Некоторые государственные структуры (санэпидслужба) требуют у аптеки оплаты за проведение проверок.

В последней редакции лицензионных условий сохраняется понятие «аккредитация аптечных учреждений». Необходимо дать четкое определение аккредитации, ее роли и задач. Аккредитацию следует рассматривать как подтверждение принадлежности аптек к учреждениям здравоохранения, что обусловлено выполнением социальных функций. Целесообразно проводить аккредитацию 1 раз в 5 лет и предусмотреть систему льгот для аккредитованных предприятий.

Кроме того, существует множество проблем с контролем отпуска сильнодействующих препаратов из аптек. Требования к нескольким десяткам препаратов в существующих законодательных актах различны. Сегодня нет единого законодательного подхода, а ответственность за эти разночтения несет провизор, так как они дают возможность правоохранительным органам применять репрессивные меры к работникам аптек.

В то же время нельзя допустить необоснованной либерализации в отпуске наркотических, психотропных лекарственных средств.

Формирование перечней, лекарственных средств

Одна из важнейших проблем — усовершенствование Национального перечня основных (жизненно важных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разработанного в соответствии с рекомендациями ВОЗ. В связи с этим возникает острая необходимость разработки четких критериев отбора лекарств для дальнейшего включения их в Национальный перечень и его приоритетность по отношению к остальным перечням, регулирующим оборот лекарственных средств.

В проблеме доступности лекарств есть еще один аспект. Национальный перечень необходимо вынести на всеобщее обсуждение, а процедура его формирования должна быть прозрачной. Национальный перечень основных лекарственных средств должен быть использован при разработке стандартов лечения, исходя из принципов фармакоэкономики: предпочтение отдается лекарствам, характеризующимся наиболее высоким соотношением «эффективность—цена». Как свидетельствует мировой опыт, важным моментом в снижении расходов системы здравоохранения является внедрение концепции самолечения и системы фармацевтической опеки пациентов.

Ценовая политика и экономическая доступность лекарственных средств

Прежде всего, должны быть разработаны эффективные социально-экономические механизмы регулирования системы цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. По мнению проф. А. С. Немченко, для эффективного контроля за ценообразованием в процессе регистрации цен целесообразно создать базу данных отечественных и мировых цен основных производителей и определить механизм включения в себестоимость новых лекарств затрат на научно-исследовательские работы. Это повлияет на объемы финансирования фармацевтической науки и позволит украинским ученым работать над созданием оригинальных препаратов. Кроме того, рассмотрев опыт развитых стран, экономисты предлагают внедрение системы единых розничных цен на жизненно необходимые препараты.

Экономическую доступность лекарственных средств нельзя отождествлять только с ценой препарата, это целый комплекс. Недостаточное финансирование отечественного здравоохранения (40%), низкая покупательная способность населения, отсутствие системы медицинского страхования значительно ограничивают доступность медицинской помощи. Поэтому отмена льготы по НДС, расширение перечня препаратов с ограниченной торговой наценкой не решит проблемы доступности лекарств для населения. Ведь цены сегодня регулируются самим рынком. А. П. Гудзенко не убежден, что государство должно регулировать наценку на препараты, ведь сегодня аптеки Луганского ОКПП «Фармация» постоянно снижают цены на те препараты, на которые регулирование цен не распространяется. В то же время коммерческие структуры неохотно работают с препаратами, цены на которые подлежат госрегулированию. В их объемах продаж такие препараты занимают не более 3%, а в объемах продаж ОКПП «Фармация» эти препараты составляют 20%. Жесткая конкурентная среда не позволяет завышать цены. Хотя это нелегко, так как значительные оборотные средства отвлекаются на кредитование учреждений здравоохранения, открытие ветеранских аптек, отпуск препаратов пенсионерам со скидкой 20%. Регулирование цены нельзя осуществлять только в аптеке, оно должно происходить по всей цепочке, начиная от производителя. Совершенствование ценообразования необходимо проводить путем снижения себестоимости отечественных лекарственных препаратов. Это можно сделать за счет уменьшения стоимости регистрации. Регистрация, несмотря на высокую стоимость, происходит с нарушением сроков. Производители в течение нескольких месяцев ждут перерегистрации хорошо известных препаратов. На доступность лекарств могут повлиять также льготы производителям при выпуске жизненно необходимых препаратов, беспошлинный ввоз сырья и оборудования для их производства.

Экстемпоральная рецептура

В аптеках государственной и коммунальной форм собственности сохранен такой вид деятельности, как изготовление лекарственных средств по рецептам врачей и по требованиям лечебно-профилактических учреждений.

Возникшая проблема в отношении изготовления в условиях аптек инъекционных растворов имеет под собой вполне понятное основание — передел рынка инфузионных растворов в пользу промышленных предприятий. При этом безосновательно стараются свести на нет этот вид деятельности в аптеках, мотивируя отсутствием условий и приравнивая их к условиям промышленности.

С таким подходом нельзя согласиться, так как условия аптечного производства нельзя отождествлять с промышленными. Кроме того, экономическая ситуация в Украине вынуждает использовать именно эти лекарства как наиболее дешевые, но при условии выполнения аптеками всех лицензионных условий.

Существуют и другие проблемы в связи с изготовлением в аптеке экстемпоральных лекарственных препаратов. В первую очередь это обеспечение аптек субстанциями, которые на сегодняшний день не зарегистрированы в Украине, повышение технического уровня оснащенности производственных аптек типовым оборудованием. Требует решения на государственном уровне проблема производства стеклянной посуды соответствующего качества. Вызывает тревогу специалистов стремительное уменьшение производственных аптек во всех регионах Украины.

Закупка лекарств лечебными учреждениями

Закупка лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях должна осуществляться через аптечные учреждения. Прикрываясь тезисом «экономия бюджетных средств», практикуется закупка их непосредственно лечебными учреждениями. Но при этом часто не обеспечиваются необходимые условия хранения лекарственных средств, что может привести к ухудшению их качества, снижению эффективности. Кроме того, имеет место закупка лекарств, не включенных в Перечень лекарственных средств, разрешенных к закупке за бюджетные средства. Поэтому фактически экономия средств при этом не обеспечивается.

В проблеме с тендерами возник вопрос о контроле за ценами на лекарственные средства, которые поставляются непосредственно по результатам тендера. Ведь не секрет, что задекларированные цены при представлении на тендер часто оказываются ниже цен фактической поставки.

В связи с недостаточным финансированием здравоохранения лекарственное обеспечение осуществляется, главным образом, за счет средств населения. Так, в структуре товарооборота 2002 года розничный товарооборот (реализация лекарственных препаратов непосредственно населению) составил 75,2% и в сравнении с 2000 годом повысился на 2,3% при увеличении объема финансирования здравоохранения. Сумма компенсации из бюджета за отпуск отдельным категориям населения медикаментов по бесплатным (льготным) рецептам врачей при амбулаторно-поликлиническом лечении в общем товарообороте составила лишь 2,7% и уменьшилась в сравнении с 2000 годом на 1,1%.

Следует отметить, что преимущественно аптечные учреждения государственной и коммунальной форм собственности обеспечивают больных лекарствами по бесплатным (льготным) рецептам. Вследствие недостаточного финансирования здравоохранения задолженность лечебных учреждений за полученные медикаменты, в том числе по бесплатным (льготным) рецептам, отвлекает значительные суммы оборотных средств. Такая ситуация существенно влияет на финансовое состояние аптечных учреждений и уменьшает поступление в бюджет налога на прибыль. Кроме того, дальнейшее списание просроченной задолженности бюджетных учреждений здравоохранения приносит потери аптечным учреждениям. По этой причине, в основном, аптечные учреждения государственной и коммунальной форм собственности не могут составить достойную конкуренцию частным учреждениям в ценовой политике вообще и при проведении тендеров на закупку лекарств в частности.

Проблемы сельской аптеки

Особого внимания заслуживает организация лекарственного обеспечения населения в сельской местности, которое в средней численности за 2002 г. составляло 15 млн 767 тыс. лиц (32,7% от общей численности населения Украины). Аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски в сельской местности являются, главным образом, структурными подразделениями центральных районных аптек, за счет финансово-хозяйственной деятельности которых погашается большинство затрат указанной сети. Реализация лекарств в расчете на одного сельского жителя за год составила лишь 10,6 грн. (почти в 8 раз ниже потребления лекарств городским населением).

Отсутствие ограничения на размещение аптек приводит к их переизбытку в крупных городах, в то же время сокращается сельская аптечная сеть. Коммерческие структуры не хотят открывать аптеки в сельской местности в силу малой прибыльности бизнеса. Вся нагрузка по обеспечению сельского населения лекарственными препаратами ложится на государственные и коммунальные предприятия. Но они тоже не могут долго выдерживать такой экономической нагрузки. Назрела необходимость законодательно поддержать сельскую аптечную сеть, установив льготы по арендной плате, по налогу на землю, уменьшив ставку по налогу на прибыль.

Подводя итоги совещания, Т. В. Мотренко сообщил присутствующим о курсе Правительства Украины на отмену всех льгот. Надежды на то, что льгота по НДС на лекарственные средства сохранится, очень мало. Представитель Кабинета Министров посоветовал присутствующим тщательно изучить зарубежный опыт в организации работы фармацевтической отрасли. А на сетования о том, что существует масса проблем с получением лицензий, Тимофей Валентинович, снова сославшись на зарубежный опыт, предложил внедрять в Украине бесконтактный метод оформления лицензии по принципу «одного окна». В этом случае все документы отправляются по почте, таким же образом в установленные сроки высылается официальный ответ.

Нерешенных проблем в украинской фармации много и принятием одного документа решить их вряд ли удастся. В заключение хотелось бы привести слова вице-президента Всеукраинской аптечной ассоциации В. С. Кулишова: «На сегодняшний день построен «скелет» Всеукраинской аптечной ассоциации, а ее «мышечную массу» нужно наращивать серьезной работой».

А работать ассоциации есть над чем.

Елена Шуванова





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика