|
Фармацевтический рынок IV квартала 2001 г. — I квартала 2002 г. Основные тенденции развитияСергей Обухов, «Провизор» Прибыльная работа предприятия — одна из основных задач любого руководителя. И несмотря на все усилия менеджмента, далеко не всегда удается сделать деятельность эффективной. Этому есть ряд причин. Во-первых, у предприятия может не хватить внутренних ресурсов, т. е. частично эффективность работы предприятия зависит от его внутренних возможностей. Во-вторых, предприятие подвергается влиянию внешней среды, т. е. сил, которые действуют вне предприятия. Это микросреда — поставщики, потребители, посреднические организации и др. И макросреда — экономическая, политическая среда, культурные особенности, социальная и экологическая ситуации в стране. При этом само предприятие в состоянии влиять далеко не на все перечисленные факторы. И чтобы вести предприятие к вершинам процветания, а иногда и просто удержать на плаву, управляющим необходимо владеть информацией о последних изменениях всех сил, которые так или иначе могут воздействовать на деятельность фирмы. Для этого соответствующие специалисты должны проводить анализ рынка. Компании, в которых систематически проводят анализ рынка, лучше подготовлены к изменениям окружающей среды. Изменения факторов могут открыть для компании как новые возможности, так и быть причиной серьезных угроз. В целях выявления основных тенденций развития украинского фармацевтического рынка в IV квартале 2001 г. и оценки его перспектив на I квартал 2002 г. редакцией журнала «Провизор» проведено очередное анкетирование ведущих специалистов фармацевтических компаний, играющих ключевую роль на фармацевтическом рынке Украины. Общие условия ведения бизнесаОколо половины экспертов считают, что общие условия ведения бизнеса на фармацевтическом рынке в сфере производства и оптовой торговли в IV квартале 2001 г. не изменились (таблица 1). Улучшение было отмечено только в сфере розничной торговли. Основные причины роста связывают с сезонным увеличением продаж на фоне достаточно стабильной экономической ситуации. Таблица 1
Что касается прогноза на I квартал 2002 г. — эксперты склонны считать, что ситуация кардинальным образом не изменится. Законодательная базаБольшинство экспертов не отметили каких-либо значительных изменений в IV квартале 2001 г. (таблица 2). Таблица 2
При этом Постановление Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2001 г. № 1499 и приказы Министерства здравоохранения Украины от 1 ноября 2001 г. № 442 и 3 мая 2001 г. № 163 были отнесены к негативным изменениям в законодательной базе. В первом квартале 2002 г. ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере оптовой и розничной торговли. Специалисты также опасаются возможного введения НДС. Но решение об этом будет принимать парламент нового созыва. Интересно отметить, что никто из респондентов не ожидает позитивных изменений в сфере розничной и оптовой торговли. Инвестиционная активностьПрогнозы экспертов на IV квартал 2001 г. практически полностью оправдались (таблица 3). Только у отечественных производителей было отмечено увеличение инвестиционной активности. Таблица 3
Фармацевтический рынок Украины постоянно находится в поле зрения иностранных компаний. Рост рынка и стабильная ситуация в экономике страны создают предпосылки для привлечения инвестиций. Однако отталкивающим фактором является несовершенное и нестабильное законодательство. И если принять во внимание выборы 31 марта, то потока инвестиций в обозримом будущем можно не бояться. Отечественные производители постепенно внедряют стандарты GMP. А это, естественно, требует капиталовложений. Поэтому есть основания считать, что тенденции инвестиционной активности зарубежных представительств и отечественных производителей в I квартале сохранятся. Инвестиционная деятельность оптовиков если и будет меняться, то в сторону уменьшения (таблица 3). Объем рынка лекарственных средствЭкспертами был отмечен рост общего объема рынка лекарственных средств в IV квартале прошлого года (таблица 4). Продажи в этом квартале обычно самые большие, что объясняется сезонным фактором. Таблица 4
Следствием роста рынка можно считать и указанный респондентами рост производства лекарственных средств. Изменения объемов производства и импорта лекарственных средств представлены в таблице 5. Таблица 5
Только 10% экспертов считают, что в связи с повышением цен некоторыми производителями спрос на лекарственные препараты упадет, а следовательно, и объемы производства будут снижены. ЦеныПо результатам опроса видно, что уровень цен основных субъектов фармацевтического рынка в IV квартале 2001 г. не изменился (таблица 6). Таблица 6
Скидки и акции перед Новым годом привели к определенному затовариванию. Поэтому еще некоторое время на рынке будет присутствовать товар, купленный по «старым» ценам. После того как этот товар будет распродан — цены, скорее всего, вырастут. МаркетингВновь оценки экспертов свидетельствуют об увеличении затрат на рекламу и маркетинг (таблица 7). Таблица 7
Поскольку рынок лекарственных средств Украины постепенно растет, логично предположить, что и затраты на продвижение продукции также должны расти. Это полностью подтверждается прогнозами экспертов — в I квартале ожидается дальнейший рост затрат на рекламу и маркетинг. Свое влияние на эту тенденцию оказали также начало нового финансового года и, как следствие, реализация новых маркетинговых планов. Продажи лекарственных средствЭксперты сделали достаточно точный прогноз на IV квартал 2001 г. изменений объемов продаж отечественных и зарубежных лекарственных средств (таблица 8). Таблица 8
Рост продаж в первом квартале большинство связывает с сезонностью спроса. Участники опроса отметили значительный рост продаж ОТС (таблица 9). Таблица 9
Прогноз увеличения объемов продаж как рецептурных, так и безрецептурных лекарственных средств может быть объяснен рядом факторов — рекламной поддержкой на телевидении ОТС-препаратов фармацевтическими компаниями, активной работой медицинских представителей по продвижению лекарственных средств, переводом некоторых рецептурных препаратов в безрецептурные. Результаты квартала подтвердили предположения, сделанные экспертами относительно изменения объемов продаж оригинальных лекарственных средств (таблица 10). При этом в текущем квартале, согласно результатам опроса, продажи оригинальных лекарственных средств либо не изменятся, либо будут немного расти. То есть нельзя не отметить рост интереса к оригинальным препаратам, хотя для большинства украинцев они достаточно дороги. Таблица 10
50% респондентов отметили рост продаж дженериков и столько же считает, что продажи будут далее расти. Наряду с ростом реализации лекарственных средств, оплаченных населением, была отмечена относительная стабильность в объемах лекарственных средств, оплаченных организациями (благотворительными фондами, страховыми организациями, лечебными учреждениями и др.). На I квартал сделаны оптимистичные прогнозы — более половины принявших участие в опросе считают, что объемы лекарственных средств, оплаченных как населением, так и организациями увеличатся (таблица 11). По всей видимости, это объясняется улучшением финансирования больниц перед выборами. Таблица 11
Участники опроса отметили стабильность в объемах лекарственных средств, отпускаемых по предоплате и с отсрочкой платежа (таблица 12). Относительная стабильность и конкуренция, которая заставляет компании проводить более гибкую политику, выразилась в дальнейшем росте объема лекарств, отпускаемых с отсрочкой платежа. Таблица 12
Задолженность бюджетаСпециалисты оценили просроченную задолженность бюджета как не изменившуюся. 31% отметили улучшение ситуации, столько же — ее ухудшение (таблица 13). Таблица 13
42% считают, что в бюджете для аптечных учреждений по-прежнему нет денег и прогнозируют увеличение задолженности. И только 26% ответивших склонны считать, что ассигнования в начале года позволят снизить накопившуюся задолженность. На рисунках 1–4 приведены данные о спросе на некоторые группы лекарственных средств. Рис. 1. Категория «Наибольший спрос» Рис. 2. Категория «Наименьший спрос» Рис. 3. Категория «Стабильный спрос» Рис. 4. Категория «Неудовлетворительный спрос» Респонденты определяли группы лекарственных средств по четырем категориям: наибольший спрос, наименьший спрос, стабильный спрос и неудовлетворенный спрос. Причем каждая группа могла быть причислена сразу к двум категориям (например, лекарственные средства, пользующиеся стабильным и наибольшим спросом или наименьшим и неудовлетворенным). Взаимоисключающими являются только категории наибольшего и наименьшего спроса, т. е. нельзя отнести группу товаров одновременно к пользующейся наибольшим и наименьшим спросом. На графиках 1–4 процент респондентов, отнесших группу лекарственных препаратов к той или иной категории, отложен по вертикальной оси. Участники опроса отметили, что наибольшим спросом пользовались противопростудные (89% ответивших), антибиотики (78%), бронхолегочные (72%) (рис. 1.). А в I квартале, согласно прогнозам, к категории наибольшего спроса можно будет отнести противопростудные (79%), бронхолегочные (63%) и витамины (58%). Как и в прошлом квартале противогрибковые, биологически активные добавки и антигистаминные пользовались наименьшим спросом (рис. 2). В I квартале лидером наименьших продаж, согласно прогнозам, будут вакцины (53% ответивших). Группы лекарственных препаратов, пользующиеся стабильным спросом, как правило, не относятся к лидерам категории максимального спроса (рис. 3). Таким образом, можно заключить, что продажи препаратов максимального спроса носят преимущественно сезонный характер. Неудовлетворенным спросом, по мнению экспертов, пользовались противоопухолевые (33% ответивших). Согласно прогнозам спрос на эту группу препаратов не будет удовлетворен и в I квартале 2002 г. В заключение можно сказать, ситуация на фармацевтическом рынке претерпела небольшую встряску:
И хотя эксперты не ожидают никаких положительных изменений в законодательной сфере, изменения основных экономических факторов пока позитивные.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|