|
Итоги программы мониторинга рынка медицинских термометров в 1997–2001 гг.1. Розничное предложение и цены в аптеках г. ХарьковаК. В. Русанов, Е. Г. Русанова Медицинский термометр (МТ) для измерения температуры тела вот уже более века служит важным диагностическим средством, используемым как врачами, так и населением. Ввиду своей широкой распространенности в медицине и в быту этот измерительный прибор постоянно входит в ассортимент товаров, предлагаемых аптеками (розница) и дистрибьюторами (опт). МТ — равноправный с лекарственными средствами объект маркетинговых исследований; методы изучения этого объекта применимы, по нашему мнению, и к другим ассортиментным группам аптечных товаров. В 1997–2001 гг. нами выполнялась программа мониторинга оптового и розничного предложения МТ для измерения температуры тела (термометры для измерения температуры воды, воздуха, детского питания и др. не принимались в расчет как не являющиеся диагностическими средствами). Оптовое предложение МТ отслеживалось по прайс-листам двух периодических изданий — «Провизор» и «Аптека». Розничное предложение изучалось методом ежемесячного обхода панели, состоявшей в среднем из 60 харьковских аптек (от 54 до 68; 39 из них входили в панель в течение полного периода наблюдения — 1998–2001 гг., остальные постепенно заменялись новыми в связи с закрытием, длительным ремонтом и т. д.). Методика мониторинга и некоторые его предварительные данные описаны в публикациях [1–3]. Настоящая статья — краткий отчет по итогам выполненной программы. В первую часть включены усредненные поквартально данные панельного мониторинга харьковских аптек за 4 вышеуказанных года; кроме того, для проверки устойчивости тенденций, сложившихся за период наблюдений, в первую неделю декабря 2002 г. был проведен контрольный обход этой же панели (60 аптек). При обходе фиксировалось предложение МТ в каждой аптеке (т. е. количество МТ, находящихся в выкладке товаров для ухода за больными и различающихся типом, ценой или хотя бы упаковкой). Данные о поквартальной динамике распределения аптек панели по числу предложений МТ представлены в табл. 1. Таблица 1 Динамика распределения аптек по числу предложений МТ (в процентах)
Обращает на себя внимание существенная доля (в среднем более четверти) аптек, вообще не имеющих МТ в выкладке, т.е. с числом предложений ноль. Особенно значительной величины процент таких аптек достиг в разгар финансового кризиса второй половины 1998 г. В этот период снижается и доля аптек с числом предложений 2 и более. Однако уже с первой половины 1999 г. распределение на долгое время стабилизируется, а с 2000 г. постепенно появляются аптеки, предлагающие 4 и более МТ. Итогом процессов, происходивших на рынке в 2002 г., стало, если судить по данным декабря, резкое увеличение доли «богатых» аптек, предлагающих более одного МТ, при продолжающемся снижении доли «бедных», не предлагающих ничего (рис. 1.)
Среднее разовое предложение (т. е. количество МТ, фиксируемое при 1 визите в аптеку) в первой половине 1998 г. составляло 0,84–0,86, но в период кризиса (во второй половине этого года) упало до 0,61–0,65; в 1999–2001 гг. эта величина стабильно находилась в докризисных пределах 0,80-0,90. Лишь IV квартал 2001 г. ознаменовался ростом среднего разового предложения, впервые превысившего единицу (1,06); дальнейшее увеличение этого показателя, судя по результатам контрольного обхода (1,40), продолжалось и в 2002 г. В период мониторинга в аптеках панели были представлены три основных типа МТ — ртутные, электронные и жидкокристаллические (пленочные). Термометры всех трех типов не производятся в Украине и ввозятся из России и стран дальнего зарубежья (вследствие чего их цена должна быть связана с курсом доллара США). Доля жидкокристаллических МТ за все время наблюдения была пренебрежимо малой, не превышая 1%, поэтому распределение, рассматриваемое ниже, было рассчитано по двум типам — «ртутные МТ» и «нертутные МТ»; второй из которых включает фактически электронные МТ разных систем. Электронные МТ более чем в 10 раз дороже ртутных (см. ниже), и наличие их в выкладке также может служить косвенным признаком «богатой» аптеки. Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что финансовый кризис вызвал существенное снижение доли нертутных МТ, упавшей до минимума в первой половине 1999 г. (т. е. с некоторым запозданием относительно пика полного «вымывания» МТ из ассортимента аптек). Но затем эта доля быстро восстанавливается и на длительный период стабилизируется, не выходя за рамки диапазона 10–20%. Лишь в конце 2001 г. происходит ее достоверный рост; устойчивость этой тенденции подтверждают данные за декабрь 2002 г. Таблица 2 Динамика розничного предложения нертутных МТ
Размер когорты аптек, которые можно отнести к «богатым» по признаку наличия в ассортименте электронных МТ (34,5%), оказывается в этот момент достаточно близким по величине к когорте «богатых» по признаку предложения двух и более МТ (28,4%). Таблица 3 Динамика розничной цены МТ
В табл. 3 представлены данные по розничным ценам на МТ; помимо средних значений, в скобках приведена минимальная и максимальная цена. Динамика аптечных цен на ртутные и электронные МТ оказалась существенно различной. Посткризисный рост средней розничной цены на ртутные (дешевые) МТ начался с некоторым запозданием, протекал весьма медленно, и цена достигла максимума только в середине 2000 г. Но даже здесь ее рост по отношению к докризисному уровню был менее, чем двухкратным. 2001 г. ознаменовался также медленным, но стабильным снижением цены на ртутные МТ; данные за декабрь 2002 г. свидетельствуют об устойчивости этой тенденции и в последующий за периодом регулярного мониторинга год.
На рис. 2 видно, что такая динамика розничной цены на ртутные МТ качественно совпадает с динамикой официального обменного курса доллара США (данные за 1998–2001 гг. взяты из [4], приведен также индикативный курс НБУ за первую неделю декабря 2002 г., когда проводился контрольный мониторинг). Цена электронных МТ изменялась несколько иным образом. Из данных табл. 3 следует, что резкий, более чем двухкратный рост ее быстро сменился пологим спадом (с минимумом во второй половине 1999 г.), а затем столь же пологим ростом (максимум в начале 2001 г.). Наконец, с конца 2001 г., начинается быстрое удешевление электронных МТ в рознице, продолжавшееся, судя по данным контрольного обхода панели, и в течение 2002 г. Интересно, что при усреднении данных по годам эти изменения выражены не так ярко и качественно близки к характеру динамики цен на ртутные МТ (рис. 2). Однако и здесь, как и в случае с ртутными МТ, уменьшение розничной цены происходит быстрее, чем снижение обменного курса. Логично хотя бы отчасти связать этот процесс опережающего снижения розничных цен с происходившим с конца 2001 г. увеличением предложения нертутных МТ (табл. 2) и ростом доли «богатых» аптек, способных работать с меньшими торговыми наценками, но существенную роль в нем должна сыграть, конечно, и динамика оптовых цен, о которой речь пойдет во второй части статьи. В заключение заметим, что если в российской отраслевой периодике уже несколько лет регулярно публикуются открытые данные о средних (по регионам федерации) розничных ценах на некоторые лекарственные средства, то в Украине такое пока не практикуется. Между тем такие данные представляют интерес и для маркетинговой науки, использующей фактическую информацию о фармацевтическом рынке не для прямого извлечения дохода, как нередко считается, а для выяснения взаимосвязи сложных процессов движения товарных и денежных потоков и их количественных показателей. Выгоды от создания адекватной модели рынка (точнее, от ее последующей эксплуатации) могут оказаться неизмеримо большими, чем временное преимущество над конкурентами, обусловленное эксклюзивным и дорого оплаченным знанием сегодняшней конъюнктуры. Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|