|
Надлежащая аптечная практика в Новых Независимых Государствах. Руководство
по разработке и внедрению стандартов
Продолжение. Начало см. Провизор
№ 17’2002.
Специальный проект ВОЗ по фармации в ННГ совместно с Центром
ВОЗ по лекарственной политике и развитию фармацевтической практики (Дания)
Всемирная Организация Здравоохранения
Копенгаген, Дания, май 2001 г.
Приложение А.
Анализ состояния практической деятельности общедоступной аптеки — руководство
Настоящее руководство было разработано для проведения анализа практической деятельности
общественной (коммунальной, розничной) аптеки и выявления проблем, существующих
в государствах ННГ. Анализ ситуации даст отправную точку для разработки национальных
стандартов Надлежащей аптечной практики.
Для каждой из тем определен ряд вопросов. Эти вопросы не является исчерпывающими
и призваны облегчить описание.
Темы
Здравоохранение
— настоящее положение
Примерные вопросы:
- Каковы основные достижения в области здравоохранения в вашей стране?
- Каковы тенденции в состоянии здоровья населения и в здравоохранении?
- Каковы актуальные проблемы лекарственного обеспечения?
- Каково положение дел с заболеваемостью, обусловленной применением лекарственных
препаратов?
Законодательство
и регулирование — текущее положение
Примерные вопросы:
- Каково состояние нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность фармацевтического
сектора?
- Каково состояние законодательства для коммунальной аптечной практики?
- Каковы проблемы с регулированием?
Экономика
Опишите экономическую структуру для общедоступной аптеки
Примерные вопросы:
- Какова экономическая ситуация для общедоступных аптек?
- В чем проблемы?
- Каковы тенденции на будущее?
- Каковы условия найма на работу сотрудников?
- Есть ли средства для развития в отдельных аптеках?
- Какое воздействие это оказывает на практику?
Аптечная
практика — профессиональное качество
Опишите, что было характерно для аптечной практики до приватизации/переходного
периода.
Опишите текущую практику в общественной (коммунальной, розничной) аптеке — используйте
в качестве опорной схемы четыре основные области НАП:
- обеспечение рецептурными препаратами и их применение;
- просвещение по вопросам здоровья и профилактика заболеваемости;
- самолечение;
- влияние на прописывание и применение лекарственных средств.
Аптечная
практика — организация работы общественной (коммунальной, розничной) аптеки
Опишите текущую организацию общественной (коммунальной, розничной) аптеки. Каковы
проблемы в отношении:
- помещений (внешний вид, доступность, зоны для конкретных функций, возможность
конфиденциальной беседы и пр.);
- документирование аптечной практики;
- управление работой аптеки;
- организация труда;
- условия для разработки стандартов аптечной практики;
- трудовые ресурсы:
- каковы требования к квалификации персонала с точки зрения:
- управления аптекой, повышения компетентности;
- повышения качества работы, процедуры ревизии, оценки аптечной практики, использования
информационных технологий;
- методов консультирования пациентов и проведения просветительской работы.
Отношение
к аптечной практике
Примерные вопросы:
- Каково отношение пациентов, регулирующих органов, врачей общей практики и фармацевтов
к аптеке?
Приложение В.
Укрепление здоровья, просвещение по вопросам здоровья и профилактика заболеваемости
В данном Приложении дано описание стандартов в области укрепления здоровья и
профилактики заболеваний. Перечислены примеры индикаторов для ведения документации
по НАП. В приложении приведены примеры деятельности в аптеке по данному направлению,
а также примеры требований, предъявляемых к проведению просветительской работы.
Надлежащая аптечная практика
Укрепление здоровья и предотвращение заболеваний — первоочередная задача ВОЗ.
Неудивительно, что один из главных элементов НАП — деятельность, связанная с санитарным
просвещением, профилактикой заболеваний, предотвращением ухудшения здоровья и выздоровлением.
НАП также предусматривает установление связей с общественными организациями работников
здравоохранения для проведения работы по укреплению здоровья населения, включая
сведение к минимуму злоупотреблений лекарствами и их неправильное использование.
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты нужны для:
- возможности конфиденциальной беседы;
- консультации пациента по общим вопросам, связанным со здоровьем;
- вовлечения персонала в специальные программы по обеспечению адекватности и
профессионализма консультаций;
- обеспечения качества используемого оборудования и диагностических тестов.
Требования ВОЗ к НАП (6) были конкретизированы в Европейской НАП [4]:
2.7.1. Предоставление рекомендаций общего характера по вопросам здоровья:
- Необходимо, чтобы фармацевт предоставлял пациенту информацию в соответствии
с общими рекомендациями по информированию пациентов.
- Нужно, чтобы эта информация носила популярный характер, предоставлялась в устной
или письменной форме либо с использованием аудио-визуальных методов.
- Предоставляемая информация должна носить персональный характер в соответствии
с культурными и социальными особенностями пациентов, а также с состоянием пациента
в момент получения информации.
2.7.2. Участие совместно с другими работниками здравоохранения в кампаниях по
обеспечению координации усилий и последовательности рекомендаций:
- Следует поощрять аптечных работников к просветительской работе и активному
участию в деятельности и кампаниях по укреплению здоровья в сотрудничестве с другими
заинтересованными сторонами.
- В данном контексте общество использует фармацевта в качестве эксперта для того,
чтобы оценить, какая информация имеется в распоряжении, какая работа проводится
с этой информацией и как образ жизни, ценности и стремления определяют поведение.
- Фармацевты совместно с другими работниками здравоохранения должны участвовать
в деятельности по укреплению здоровья на национальном уровне. Эта деятельность,
в частности, должна включать в себя кампании по сведению к минимуму злоупотреблений
лекарствами и их неправильное применение.
2.7.3. Проведение в аптеке скрининга и проверки биохимических и физиологических
параметров. Фармацевты со специальной профессиональной подготовкой и имеющие на
это право могут предлагать услуги по скринингу и проверке биохимических и физиологических
параметров пациентов.
В этом случае:
- Следует разработать протоколы проведения тестов, позволяющие проводить объективную
поверку качества как методов, так и оборудования, используемых для скрининга. Поверку
оборудования и процедур следует выполнять с регулярными интервалами.
- Следует поддерживать связь с врачом пациента при длительном лечении.
- Подготовка фармацевта должна включать умение давать надлежащие и разумные советы,
включая направление пациента к врачу в случаях, когда это необходимо по результатам
теста.
Документы,
отражающие роль фармацевта
Еврофармфорум в последние годы проводит обширную деятельность по разработке
практического руководства для аптек, чтобы развить их роль в укреплении здоровья
и профилактике заболеваний. Руководства имеют новаторские подходы к консультированию
по поводу образа жизни (например, в отношении отказа от курения [10] и помощи при
сахарном диабете [11]).
В 1997 г. между ВОЗ и МФФ была подписана совместная декларация о роли фармацевта
в борьбе с пандемией ВИЧ-СПИДа, которая содержит набор руководящих принципов [12].
Индикаторы для документирования аптечной практики
Существуют различные системы и подходы для измерения эффективности и результативности
проведенных мероприятий. Donabedian [9] предлагает использовать следующие индикаторы
(показатели):
- Структуры — могут быть использованы по отношению к учреждениям, оборудованию
и персоналу.
- Процесса — могут быть использованы по отношению к технической и межличностной
деятельности.
- Отдачи — используются для оценки достижений.
- Результативности (Исхода) — оценивают достижения (Отдачи) и их воздействия
на потребителя (например, на пациента, общество).
Индикаторы
структуры — примеры
- Предоставление в распоряжение посетителей аптеки листовок по вопросам здоровья.
- Наличие подходящего места/помещения для проведения тестов.
- Использование надежных, проверенных материалов.
- Компетентность сотрудников в вопросах проведения тестов.
- Наличие письменных инструкций по использованию и обслуживанию оборудования
для выполнения тестов.
Индикаторы
процесса — примеры
- Выполнение рекомендаций и инструкций.
- Выполнение надлежащего порядка направления к специалистам.
- Количество жалоб на предоставляемые аптекой услуги в сравнении с количеством
услуг.
- Количество жалоб на несовпадения в консультировании врачом и аптекой.
Индикаторы
отдачи — примеры
- Количество мероприятий по профилактике заболеваемости с участием аптеки на
местном уровне.
- Количество мероприятий по профилактике заболеваемости с участием аптеки на
государственном уровне.
- Количество распространенных листовок.
- Количество участников индивидуальных программ в антипропаганде курения.
- Количество выполненных в аптеке тестов.
- Количество клиентов, которым предлагается тестирование по биомедицинским параметрам
в аптеке.
- Количество отзывов пациентов, участвовавших в работе по укреплению здоровья
и предупреждению заболеваний.
Приложение I содержит несколько примеров форм для ведения такой документации.
Индикаторы
исхода (результативности) — примеры
- Процент участников кампаний по отвыканию от курения, бросивших курить
- Количество людей, направленных к врачам общей практики по результатам тестов,
проведенных в аптеке.
Деятельность
В таблице 1 приведены примеры видов деятельности по данному направлению НАП,
которые могут осуществляться в аптеке. Виды деятельности сгруппированы таким образом,
чтобы дать наиболее яркое представление о данном направлении НАП. Некоторые из
вышеупомянутых видов деятельности, возможно, не актуальны для ННГ в настоящее время,
но они могут подтолкнуть к разработке новой или к совершенствованию имеющейся практики.
Таблица 1
Примеры видов деятельности |
Примеры минимальных требований |
Информация о здоровье:
- Участие в деятельности по укреплению здоровья на местном уровне.
- Участие в деятельности по укреплению здоровья на национальном уровне.
|
- Аптека должна участвовать за год, как минимум, в одном мероприятии по укреплению
здоровья на местном уровне [13].
- Аптека должна участвовать за год, как минимум, в одном мероприятии по укреплению
здоровья на национальном уровне [13].
|
Консультирование (медико-санитарное просвещение):
- Индивидуальные консультации.
- Программы отказа от курения (на индивидуальном уровне или в группе).
- Обучение школьников.
|
- Аптека должна консультировать отдельных посетителей/больных по их просьбе [13].
|
Сотрудничество и координация на местах:
- Консультативные задачи аптеки.
- Обмен информацией и сотрудничество с местными организациями пациентов.
- Участие в борьбе со СПИДом, например сбор и обмен шприцев и игл.
|
- Аптека должна по мере надобности участвовать на местном уровне в деятельности
по укреплению здоровья и предотвращению заболеваний [13].
|
Скрининг и тесты (вторичная профилактика):
- Измерение артериального давления.
- Измерение уровня глюкозы в крови.
- Тест на беременность.
- Измерение уровня холестерина.
- Измерение уровня окиси углерода.
|
- Проведением скрининга и тестов должны заниматься сотрудники, прошедшие соответствующую
подготовку [13].
|
В таблице 1 также приведены примеры минимальных требований к этим видам деятельности.
Каждая страна должна определить для себя собственные минимальные требования с учетом
местных особенностей.
Требования
В таблице 2 приведены примеры используемых методов и необходимых инструментов
для проведения аптечной практики по укреплению здоровья и профилактике заболеваний.
Скрининг и тесты могут быть далеки от сегодняшней аптечной практики. Пункты с маркерами
приведены в качестве примеров.
Таблица 2
Примеры используемых методов |
Примеры минимальных требований |
- Распространение просветительных листовок медико-санитарного содержания.
- Участие в местных и общегосударственных кампаниях.
- Передачи по радио и телевидению.
- Продажа книг, видео- и аудиокассет.
- Выставки в помещении аптеки (например, вывешивание плакатов).
- Газетные статьи и др.
- Лекции (в школах, организациях пациентов и др.).
- Контроль качества тестов и скрининга.
|
- Аптека должна использовать по меньшей мере один из методов, упоминаемых в связи
с деятельностью по укреплению здоровья в аптеке [13].
- Аптека имеет письменную информацию о том, как бросить курить [14].
- Аптека должна документировать качество используемых инструментов [13].
|
- Письменный информационный материал.
- Проверенный и одобренный образовательный материал.
- Оборудование для выполнения анализов и скрининга.
- Руководство, содержащее протоколы для выполнения тестов.
|
- Скрининг и тестирование должны проводиться персоналом, прошедшим специальную
подготовку [13].
|
Приложение С.
Обеспечение и применение рецептурных лекарственных средств
В приложении содержится информация о стандартах в области обеспечения и применения
рецептурных ЛС в соответствии с НАП. Приведены примеры индикаторов, которые документируются
согласно НАП; примеры видов деятельности аптечной практики по данному разделу,
а также примерные требования, предъявляемые к их осуществлению.
Надлежащая аптечная практика
Наиболее всеобъемлющей из основных направлений НАП является деятельность, связанная
с поставками, хранением и применением лекарственных средств и изделий медицинского
назначения. Эта деятельность осуществляется в аптеке, лечебных учреждениях, домашних
условиях.
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
- приема рецептов и обеспечения взаимопонимания между врачом и фармацевтом;
- оценки рецепта фармацевтом;
- процедур, необходимых для подготовки выписанных лекарств;
- предоставления в доступной форме больному или лицу, ухаживающему за ним, достаточной
письменной и устной информации, позволяющей добиться максимальной пользы от лечения;
- отслеживания результатов проведенного лечения;
- документирования профессиональной деятельности.
Прием
рецепта и подтверждение взаимопонимания
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
- Помещений
- Процедур
- Квалификации персонала
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейском НАП [4] следующим образом:
Каждой аптеке необходим определенный порядок обслуживания рецептов. В рамках
этого порядка должны быть выделены физические и человеческие ресурсы, чтобы обеспечить
безопасный и эффективный отпуск лекарств по рецептам при эффективном и непрерывном
личном общении с пациентом, когда в этом возникнет необходимость. Должен существовать
соответствующий порядок для:
- Идентификации пациента, медработника, выдавшего рецепт, и организации, отвечающей
за оплату.
- Проверки подлинности рецепта.
- Оказания помощи пациенту в решении проблемы, когда необходимого лекарства нет
в аптеке.
- Правильного понимания назначений врача.
- Идентификации медикамента и проверки фармацевтом лекарственной формы, активности,
дозировки, формы выпуска, способа введения и продолжительности лечения.
Оценка
рецепта фармацевтом
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
- Источников информации
- Компетентности фармацевта
- Регистрации медикаментов
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:
Фармацевт должен применять профессиональные фармацевтические знания для оценки
каждого рецепта по:
- Терапевтическим аспектам (фармация и фармакология).
- Уместности для данного пациента.
- Противопоказаниям и взаимодействию с другими лекарствами.
- Социальным, правовым и, в случае необходимости, экономическим аспектам.
После оценки фармацевту необходимо побеседовать с тем, кто назначил лекарство,
по поводу любых выявленных потенциальных проблем.
Для оценки рецепта могут быть использованы следующие источники информации:
- Ответы на вопросы, задаваемые больному или лицу, осуществляющему за ним уход.
- Ответы на вопросы, задаваемые лицу, назначившему лекарство, если возникают
сомнения или необходимы дополнительные сведения.
- Аптечная библиотека: фармакопеи, формуляры, техническая литература, электронные
источники, специализированные журналы, краткие резюме фармацевтического законодательства
и соглашений по поставкам медикаментов со службами здравоохранения.
- Информация из внешних источников — информационных центров по лекарствам, компетентных
органов и фирм-производителей фармацевтической продукции.
Ведение записей о проводимом медикаментозном лечении
- Следует разработать систему регистрации назначений индивидуально для каждого
из пациентов, предпочтительно с использованием компьютерных технологий.
- Регистрацию и записи следует вести, предварительно получив информированное
согласие пациента, соблюдая при этом его личные интересы.
- Регистрация может проводиться для всех пациентов или для определенных групп
пациентов.
- Фармацевту необходимо обеспечить систему, которая бы гарантировала конфиденциальность
сведений, касающихся отдельных пациентов.
Изготовление
лекарств по рецепту
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
- Источников снабжения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
внутриаптечного изготовления медикаментов.
- Хранения.
- В каком виде лекарство должно предоставляться пациенту.
- Квалификации персонала.
- Аптечного оборудования.
- Помещений и рабочих мест.
- Обеспечения качества препаратов, изготовляемых в аптеке.
- Утилизации неиспользованных фармацевтических изделий и фармацевтических отходов.
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:
В отношении выбора лекарства фармацевтом
- Если разрешена замена или если медработник, прописавший лекарство, указал,
что может быть отпущен альтернативный препарат, фармацевты при необходимости могут,
используя профессиональные знания, подобрать лекарства, аналогичные прописанным,
т. е. лекарства с таким же качественным и количественным составом основных активных
ингредиентов, в аналогичной лекарственной форме и дозировке и, по возможности,
биоэквивалентные. Для этой цели в распоряжении фармацевта должна быть точная и
надлежащая информация по качеству и биоэквивалентности лекарственных средств.
- Перед тем, как производить замену на условиях, указанных выше, фармацевту следует
сообщить об этом пациенту. Протоколы, согласованные между врачами и фармацевтами
в отдельных странах, также могут предусматривать необходимость предоставления соответствующих
сведений фармацевтом медработнику, прописывающему лекарства.
- В экстренных случаях, если в аптеке нет прописанного препарата и фармацевт
решает, что потребности пациента можно оптимально удовлетворить, отпустив ему альтернативный
препарат, и при этом нельзя связаться с врачом, прописавшим препарат, до того,
как препарат будет отпущен, то фармацевту необходимо сообщить врачу, прописавшему
препарат, о произведенной замене сразу же, как представится такая возможность.
Источники поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения
- Все фармацевтические аспекты закупок медикаментов, сырья, упаковки и другой
фармацевтической продукции входят в обязанности фармацевта.
- Фармацевту надлежит знать и выбирать поставщиков, используя при этом различные
параметры качества в соответствии с европейскими стандартами Надлежащей дистрибьюторской
практики.
Изготовление и обеспечение качества препаратов, изготовляемых в аптеке
- Каждой аптеке следует иметь соответствующие условия для изготовления и отпуска
лекарств по индивидуальным прописям.
- В тех случаях, когда медикаменты для удовлетворения потребностей пациентов
изготовляются в аптеке:
- следует соответствующим образом фиксировать метод их изготовления;
- все манипуляции должны соответствовать надлежащей практике, принятой в данной
стране;
- необходимо создать формуляр качества, безопасности и эффективности;
- необходимо установить срок годности для каждого продукта.
Условия на момент отпуска пациенту
- При отпуске медикаментов и других изделий пациенту фармацевт должен удостовериться
в их стабильности, при этом следует проверить срок годности и упаковку.
- Фармацевты должны гарантировать качество лекарственных средств и изделий медицинского
назначения на момент их отпуска из аптеки.
Рекомендации,
позволяющие больному или ухаживающему за ним человеку получить и понять достаточный
объем письменной и устной информации для достижения максимальной пользы от лечения
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
- Условий для конфиденциальной беседы.
- Источников информации.
- Процедур, которым нужно следовать, и соответствующего документирования этих
процедур.
- Компетентности сотрудников.
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:
Процедуры:
- Фармацевт как член сообщества медработников обязан обеспечить, чтобы информация,
предоставляемая пациентам, соответствовала информации, предоставляемой другими
медработниками, занимающимися лечением данного пациента.
- Необходимо, чтобы фармацевт, исходя из индивидуальных потребностей, предоставлял
сведения, необходимые для безопасного, правильного и эффективного применения лекарства.
- В дополнение к устным рекомендациям фармацевта необходимо письменное их подкрепление
или сопровождение вспомогательными материалами.
- Сведения о противопоказаниях, взаимодействии или о возможных побочных эффектах,
указанных в листке-вкладыше, предназначенном для пациента, необходимо дополнить
в соответствии с потребностями конкретного пациента.
- Фармацевт должен сделать так, чтобы у больного или ухаживающего за ним человека
не оставалось никаких сомнений относительно действия препарата, его приема (как,
когда и сколько), длительности лечения, возможных неблагоприятных воздействиях,
сочетаемости с другими препаратами и возможных мерах предосторожности.
Последующее
наблюдение за результатами назначенного лечения
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
- Порядка проведения регулярной, систематической оценки результатов лечения применительно
к отдельным больным или группам больных.
- Обеспечения доступа к оборудованию и объектам, необходимым для выполнения такого
наблюдения (мониторинга).
- Обеспечения качества объектов, в отношении которых проводится мониторинг.
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:
Порядок, которому нужно следовать при проведении регулярной, систематической
оценки результатов лечения применительно к отдельным больным или группам больных:
- Фармацевты совместно с врачами должны принимать участие в оценке результатов
лечения как отдельных больных, так и групп пациентов.
- В обоих случаях необходимо согласие пациента, который должен знать о методах
проведения оценки и быть уверенным в сохранении врачебной тайны.
- В обоих случаях необходимо побуждать врача к анализу результатов совместно
с фармацевтом.
Доступ к оборудованию и объектам, необходимым для мониторинга:
- Если в процессе наблюдения за лечением будет выявлена предполагаемая побочная
реакция, то нужно, чтобы фармацевт уведомил об этом лечащего врача и составил письменное
сообщение, заполнив бланк, направляемый в руководящие органы здравоохранения в
соответствии с существующим в стране порядком фармакологического надзора.
- Если в процессе мониторинга регулярно оцениваются успех или результаты лечения,
то это следует фиксировать с помощью поддерживающего программного обеспечения,
к которому имеют доступ как фармацевт, так и лечащий врач.
Стандартизация объектов для мониторинга:
- Важной задачей должна стать стандартизация языка и объектов для мониторинга.
Документирование
профессиональной деятельности
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
- Документирования профессиональной деятельности и относящихся к ней данных таким
образом, чтобы иметь доступ к исчерпывающей информации.
- Порядка самооценки профессиональной деятельности и обеспечения качества.
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:
Документирование деятельности должно происходить таким образом, чтобы был обеспечен
свободный доступ к информации:
- Фармацевту необходимо документировать профессиональную деятельность, которая
может потребовать подтверждения в будущем.
- Следует вести текущую регистрацию рецептов на все препараты, подлежащих обязательной
регистрации согласно закону или же согласно требованиям профессионального органа.
- Необходимо иметь возможность быстро связаться с поставщиком генерических ЛС.
- Любые предупреждения или меры предосторожности со стороны профессиональных
или государственных органов в отношении ЛС или законодательства, регулирующего
фармацевтический сектор, должны регистрироваться и немедленно выполняться.
Индикаторы для документирования аптечной практики
Существуют различные системы и подходы для оценки результативности проведенных
мероприятий. Donabedian [9] предлагает использование индикаторов (показателей)
по следующей классификации:
- Структуры — могут быть применены к учреждениям, оборудованию и людям для оценки
необходимых структур.
- Процесса — могут быть применены к технической и межличностной деятельности.
Они дают количественную информацию о процессах, при помощи которых осуществляется
деятельность и оценивают прогресс в течение определенного периода времени.
- Отдачи — применяются для оценки достижений.
- Результативности (исхода) — оценивают следствие достижений (отдачи) и их воздействия
на потребителя (например, на пациента, общество).
Индикаторы структуры — примеры
- Наличие препаратов.
- Соответствующее этикетирование препарата.
- Обеспечение качества ЛС, которые изготавливаются в аптеке.
- Наличие помещений и оборудования в аптеке (например, комната для изготовления
ЛС, место для консультаций).
- Возможность конфиденциальной беседы.
- Наличие вспомогательных материалов, например, листовок с информацией для пациентов,
ингаляторов-пустышек (плацебо).
- Достаточное время для консультирования.
- Соответствующая подготовка сотрудников, например, по навыкам общения, применению
различных видов ингаляторов.
Индикаторы процесса — примеры
- Порядок управления запасами.
- Участие в системе экстренного предупреждения, что позволяет предупреждать о
вредных воздействиях или отзыве ЛС.
- Установленный порядок отпуска лекарств.
- Документирование процесса общения с целью развития навыков общения.
- Документирование качества обслуживания.
- Регистрационные записи, фиксирующие учебную подготовку персонала.
- Наличие системы, обеспечивающей получение пациентами надлежащих препаратов.
- Проверяются ли знания пациентов по применению назначенных им ЛС.
- Количество жалоб на обслуживание в сравнении с количеством предоставленных
услуг.
- Количество жалоб на несогласованность в отношении консультирования между врачом
и аптекой.
- Сколько врачей сотрудничают с аптекой.
Руководство по процессу отпуска препаратов включено в Приложение I.
Индикаторы отдачи — примеры
- Количество рецептов, обслуженных за день.
- Количество проданных препаратов, отпущенных по рецепту.
- Количество ошибок при обработке рецептов в сравнении с количеством рецептов.
- Товарооборот/уровень товарооборота.
- Количество обращений к врачам по поводу выписанных ими рецептов, в сравнении
с количеством рецептов.
- Количество проконсультированных пациентов.
- Сколько раз была предоставлена индивидуальная минимальная информация.
- Количество выданных пациентам информационных/образовательных материалов.
- Количество проведенных консультаций у прилавка, ориентированных на конечный
результат.
- Количество консультаций, проведенных фармацевтом в аптеке.
- Количество предложенных программ по улучшению качества лекарственной терапии.
- Количество и характер выявленных проблем с ЛС.
- Количество рекомендованных изменений в лекарственном лечении.
- Количество отвергнутых фармацевтом терапевтических рекомендаций в сравнении
с количеством рекомендаций (отвергнутых врачами общей практики или пациентами).
- Количество учебных программ, в которых принимали участие сотрудники.
- Сколько часов потрачено на обучение.
- Процент товарооборота аптеки, используемый для повышения компетентности.
Пример отчета о проведенных мероприятиях включен в Приложение I.
Индикаторы исхода (результативность) — примеры
Отпуск:
- Процент основных (жизненно важных) ЛС на складе.
- Время доставки товаров, отсутствующих на складе.
- Время ожидания — до получения прописанного ЛС.
- Количество жалоб на серьезные ошибки (несоблюдение мер безопасности) в сравнении
с количеством зафиксированных ошибок.
При оказании комплексной фармацевтической помощи совместно с врачами могут быть
использованы индикаторы, относящиеся к «Последующему наблюдению за воздействием
назначенного лечения».
Здоровье:
- Количество пациентов, у которых состояние здоровья улучшилось.
- Количество пациентов с меньшим количеством симптомов.
- На сколько больных меньше госпитализировано.
- У скольких больных сократилась длительность болезни.
Удовлетворенность, доверие:
- Мотивация и благосклонное отношение к терапии.
- Удовлетворенность полученной консультацией.
- Доверие к лечению.
- Доверие к профессионализму медработников.
- Отношение клиентов к аптеке как к учреждению, куда следует обращаться за профессиональными
рекомендациями.
- Удовлетворенность клиентов профессиональными консультациями в аптеке.
Применение лекарств:
- Число пациентов, отметивших уменьшение числа проблем, связанных с ЛС.
- Повышение результативности лекарственной терапии.
- Пациенты знают правильный способ применения лекарств.
- Больные знают об ухудшении своего состояния и о том, когда обратиться к своему
лечащему врачу.
Психосоциальные результаты:
- Улучшенная адаптация к повседневной жизни.
- Количество пациентов, отмечающих повышение способности к решению повседневных
проблем.
- Увеличение информированности о профилактике заболеваний, болезнях и лекарственном
лечении.
Деятельность
В таблице 3 приведен примерный перечень видов деятельности, и поэтому список
не является исчерпывающим. Виды деятельности сгруппированы для большей наглядности.
Некоторые из них, возможно, не актуальны для ННГ в настоящее время, но они могут
подтолкнуть к разработке новой или к совершенствованию имеющейся практики.
Таблица 3
Виды деятельности
Примеры видов деятельности |
Примеры минимальных требований |
Закупка и управление запасами:
- Определение и поддержка ассортимента товаров.
- Организация и оборот запасов.
- Управление запасами.
- Выбор поставщика/оптовика.
- Заказ ЛС.
- Доставка ЛС.
- Получение ЛС.
- Хранение ЛС.
- Безопасность ЛС.
- Списание и возврат.
- Отзыв.
- Утилизация неиспользованной фармацевтической продукции и фармацевтических отходов
|
- Аптека обязана документировать свой уровень оказания услуг населению [13].
- Аптека должна иметь непрерывные регистрационные записи ошибок в учете запасов
[13].
- Аптека должна иметь систему, обеспечивающую, чтобы на полках не было просроченной
продукции [13].
- Аптека должна иметь отработанный порядок приемки, обработки и утилизации возвращенных
медикаментов [13].
|
Отпуск1:
- Получение рецептов.
- Проверка рецепта фармацевтом.
- Общение с врачом, выписавшим рецепт.
- Подбор прописанных препаратов/изделий.
- Этикетирование.
- Проверка перед отпуском.
- Выдача лекарства.
- Замена ЛС.
- Экстренное обеспечение.
- Рекомендации по возмещению расходов.
|
- Аптека должна обеспечить, чтобы больной понимал и мог использовать информацию,
указанную на этикетке [13]
|
Изготовление ЛС в аптеке:
- Закупка сырья.
- Оценка состава прописи в рецепте.
- Изготовление препаратов.
- Ведение документации.
- Расфасовка и этикетирование.
- Проверка (валидация).
- Контроль качества.
|
|
Письменная и устная информация, сопровождающая ЛС:
- Предоставление рекомендаций по применению ЛС рецептурного отпуска.
- Предоставление рекомендаций по действию, побочным эффектам, взаимодействию
(с безрецептурными ЛС, алкоголем и пищей), по противопоказаниям.
- Предоставление рекомендаций по изделиям медицинского назначения, применяемым
для введения ЛС.
- Информация для больных, предоставляемая по телефону.
- Информация для больных, предоставляемая клиентам, которым ЛС доставляются на
дом.
- Информация для третьих лиц и родственников.
|
- В основу консультации должна быть положена оценка информационных потребностей
[13].
|
Другие виды обеспечения:
- Обеспечение больных, которые не могут прийти в аптеку.
- Поставки другим медработникам (врачам, акушеркам, стоматологам, ветеринарам,
медсестрам и др.).
- Поставки в организации (стационары, дома престарелых и др.).
|
- Аптека по просьбе клиентов должна предлагать другие виды обеспечения препаратами
[13].
- Аптека должна предлагать доставку больным, которые не могут прийти в аптеку
[13].
|
Наблюдение за результатами назначенного лечения:
- Консультирование, ориентированное на конечный результат.
- Консультации с фармацевтом в аптеке. Конкретные программы по повышению качества
лекарственного лечения:
- Программы для групп пациентов с особыми потребностями, например, для престарелых,
семей с детьми, недавно выписанных из стационара больных.
- Программы по конкретным заболеваниям в случаях, когда профилактика, связанная
с применением ЛС, особенно перспективна, например, при астме, диабете.
|
- Аптека обязана консультировать относительно конечного результата, по просьбе
или в случае необходимости [13].
- Аптека обязана обеспечивать консультации фармацевта по просьбе или в случае
необходимости [13].
- Если аптека участвует в какой-либо программе, то она должна быть обязательно
валидирована [13].
|
Управление:
- Пересмотр цен на ЛС.
- Маркетинг
- Финансовые отчеты перед соответствующими органами.
- Учет наркотических средств.
- Учет спирта.
- Бухгалтерская отчетность.
- Управление персоналом.
|
- Аптека обязана составлять требуемые отчетные и учетные документы.
- Аптека обязана иметь политику работы на рынке [13].
|
1 Процесс отпуска включает в себя деятельность
технического характера и контроль с момента получения рецепта и до того, как лекарство
будет приобретено пациентом.
В таблице 3 также даны примеры минимальных требований. Каждая страна должна
определить для себя реальные направления и начать устанавливать свои собственные
минимальные требования применительно к местным условиям.
Требования
В таблицах 4, 5, 6 приведены примеры используемых методов и необходимых инструментов
для деятельности аптеки в рамках обеспечения прописанными лекарственными препаратами
и их применения.
Таблица 4
Применяемые методы
Примеры методов |
Примеры минимальных требований |
Закупка и управление запасами:
- Контроль запасов.
- Контроль финансовых ресурсов.
- Контроль за поставщиком.
- Соглашения по доставке.
- Использование системы определения минимального уровня запасов.
|
- Аптека обязана использовать методы рационального управления запасами, экономическими
факторами и ресурсами [13].
- Аптека обязана оценивать поставщиков/оптовиков согласно установленному порядку
[13].
|
Отпуск:
- Методы работы, применяемые при отпуске ЛС.
- Cоблюдение установленного порядка.
- Наличие системы, привлекающей внимание фармацевта к клинически значимому взаимодействию
ЛС, противопоказаниям и неправильной дозировке при приеме.
|
- Для процесса отпуска существуют системы безопасной работы [14].
- Существует официальный порядок отпуска ЛС, обеспечивающий безошибочное получение
пациентами ЛС [14].
|
Изготовление ЛС в аптеке
- Использование руководства по Надлежащей производственной практике (НПП).
|
- Все медикаменты, за исключением особых условий, поставляются в упаковках, защищенных
от детей [14].
|
Письменная и устная информация, сопровождающая отпускаемый препарат:
- Оценка потребностей, основанная на опросе.
- Использование метода структурированных вопросов.
- Приоритетность конкретных групп ЛС.
- Приоритетность групп клиентов, испытывающих особые потребности, например престарелых,
астматиков.
- Предоставление информации о продукции.
- Информация на этикетке.
- Консультирование у прилавка.
- Консультирование по телефону.
- Использование четких критериев направления к врачу.
- Использование листовок-вкладышей и другой письменной информации.
- Обеспечение рекомендаций, понятных для пациента и простых в применении.
- Дальнейшее наблюдение после консультаций.
|
- При консультировании в аптеке должен применяться по меньшей мере один из упомянутых
методов [13].
- Письменная информация должна излагаться в доступной для пациента форме [14].
- Существует система, привлекающая внимание фармацевта к группам, испытывающим
особые потребности [14].
|
Дальнейшее наблюдение за результатами назначенного лечения:
- Терапевтический мониторинг лекарств.
- Мониторинг лекарственного лечения.
- Консультирование.
- Просвещение пациентов.
- Ведение документации.
- Обеспечение качества мониторинга.
- Сотрудничество между фармацевтом, пациентом и врачом.
- Сотрудничество между другими сторонами в рамках социального сектора и общественного
здравоохранения.
- Сотрудничество заинтересованных сторон на различных административных уровнях
|
- Аптека обязана применять описанные методы [13].
|
Таблица 5
Помещения, оборудование и инструменты
Примеры помещений, оборудования и инструментов |
Примерные минимальные требования |
Закупка и управление запасами:
- Складские помещения.
- Компьютерное оборудование.
- Другие помещения (офисы, производственные зоны).
- Помещения для сотрудников.
- Охранная система.
- Оргтехника.
|
- Аптека обязана постоянно регулировать температуру в складских помещениях [13].
|
Отпуск:
- Аптека имеет доступ к справочникам, таким как Мартиндейл, Экстра Фармакопея.
- Регистрация контактов с лечащими врачами (когда с ними необходимо связаться
для уточнения рецептов).
- Регистрация случаев экстренных поставок.
- Фиксирование всех изменений, внесенных в рецепты.
- Регистрация ошибок и что сделано для их исправления.
- Зона торговли, ожидания и консультирования.
- Помещение для получения ЛС.
- Помещения для круглосуточного обслуживания.
- Оргтехника.
|
- Аптека обязана регулярно оценивать внешний вид, помещения и оборудование аптеки
[13].
- В аптеке обязательно должны быть новые издания определенных учебников [14].
|
Изготовление ЛС в аптеке:
- Помещения и оборудование.
- Порядок валидации
- Определенные процедуры изготовления.
- Подготовленные сотрудники.
- Санитария.
- Документация.
- Ведение регистрационных записей.
- Система отзыва ЛС.
|
|
Письменная и устная информация, сопровождающая отпускаемый препарат:
- Аптека имеет доступ к справочникам, таким как Мартиндейл, Экстра Фармакопея.
- Зона для доверительной беседы/демонстрации.
- Пациенты имеют доступ к письменным информационным материалам и брошюрам.
|
- Аптека обязана, как минимум, раз в год обновлять справочники [13].
|
Оценка успехов или результатов лечения:
- Обновленные источники информации о лекарственных средствах
- Перечень тревожных сигналов.
- Оборудование для выполнения клинических измерений.
- Лекарственный анамнез больного.
- Дневники.
- Формы ведения документации.
- Формы мониторинга для фиксирования процесса и результатов лекарственного лечения
больных.
- Материалы для просвещения пациентов.
|
- Аптека должна применять описанные инструменты [13].
|
Таблица 6
Квалификация персонала
Обязанности |
Примеры минимальных требовании |
Передача информации в аптеке:
- Внутренняя работа с письменной информацией, включая ее подготовку, отбор и
т. д.
- Использование доски объявлений.
- Внутриаптечные информационные совещания.
- Чтение фармацевтических и медицинских научных журналов.
|
- Аптека должна иметь утвержденный порядок работы с письменными информационными
материалами [13].
|
Непрерывное обучение и подготовка сотрудников:
- Определение сферы компетенции для каждого сотрудника.
- Обучение и подготовка внутри аптеки в области применения методов и инструментов:
- обзоры на планерках с участием всех сотрудников;
- информированность о наличии в аптеке учебников;
- рассмотрение отдельных случаев;
- знание сотрудниками методов и инструментов;
- подготовка сотрудников.
- Посещение сотрудниками курсов, посвященных методам профессионального консультирования.
- Участие сотрудников в учебной программе по лекарствам.
- Участие сотрудников в программе по развитию навыков общения.
- Посещение сотрудниками курсов, посвященных фармацевтической помощи.
- Участие фармацевтов в работе курсов по фармакотерапии, патологии, лекарственному
взаимодействию.
- Участие фармацевтов в работе курсов по профессиональному общению/маркетингу.
|
- Необходимо проводить обучение и подготовку сотрудников по выработанному плану
[13].
|
Основная летература
- Menabde N., Stobbelaar F.: The patient in focus. A strategy paper//WHO/EURO
(WHO/DAP/98.8).— 1998.
- Nielsen H.P. Kvalitetssikring af lægemidler i: Lægemidler og ægemiddelanvendelse.
Ed. by L. Launsø and E. W. Sørensen. Copenhagen, Akademisk Forlag, 1997.
- Standards for quality of pharmacy services. International Pharmaceutical Federation
FIP, 1993.
- Good pharmacy practice (GPP) in community and hospital pharmacy settings. Geneva,
WHO, 1996 (WHO/PHARM/DAP/96.1).
- Role of the pharmacist in support of the WHO revised drug strategy//WHO.—1994
(WHO47.12).
- Good pharmacy practice in Europe. Pharmaceutical Group of the European Union
PGEU, Community pharmacists, 1998.
- Hepler С.D., Strand L.: Opportunities and responsibilities in pharmaceutical
care//Amer. J. Hosp. Pharm.— 1990.— 47.— P. 533–549.
- Deming W.E. Out of the Crisis, M.I.T. Manchester (US), 1986.
- Donabedian A. Evaluating the quality of medical care//Milbank Memorial Fund
Quarterly.— 1966.— 44.— P. 166–204.
- The role of the Pharmacist in smoking cessation. Copenhagen, EuroPharm Forum,
1996.
- The role of the Pharmacist in diabetes care «PharmaDiab Programme». The St.
Vincent Declaration Action Programme and EuroPharm Forum, 1996.
- The role of the Pharmacist in the fight against the HTV-AIDS pandemic. A joint
declaration between the World Health Organisation (WHO) and the International Pharmaceutical
Federation (FIP), 1997.
- Auditgrundlag (Minimum requirements). Forslag til minimumskrav indenfor Kravdokumentes
hovedomrеder. Danish Pharmaceutical Association, Copenhagen, 1997.
- Model standards for self audit in community pharmacy in England: vol. 1-9.
Keele, Keele University, 1994.
- Good Pharmacy Practice (GPP) in developing countries. Supplementary guidelines
for stepwise implementation. FIP Community Pharmacy Section, 1999.
Дополнительная литература
Фармацевтическая
помощь
- Hepler C. D. The future of pharmacy: pharmaceutical care. Am. Pharm. NS30(Oct.)
23–29, 1990.
- Hepler C. D., Strand L. M. Opportunities and responsibilities in pharmaceutical
care. Am. J. Hosp. Pharm. 47, 533–543, 1990.
- Herrier R. N. and Boyce R. W. Establishing an active patient partnership. Am.
Pharm. NS35(Apr.) 48–57, 1995.
- Janke K. K., Kennie N. Developing a 'practice change' approach. Can. Pharm.
J. 129(2) 48–51, 1996.
- Janke K. et al. Identifying technician tasks to optimize dispensary functions.
Can. Pharm. J. 129(8) 28–31, 1996.
- Janke K. K., Tobin C. Planning new, patient-oriented pharmacy services. Can.
Pharm. J. 129(9) 30–32, 1996.
- Janke K. K., MacDonald M. L. Supervising technicians to enable efficient and
effective patient care. Can. Pharm. J. 129(10) 35–37, 1997.
- Kennie N., Janke K. K. Promoting awareness and understanding of pharmacy services.
Can. Pharm. J. 129(3) 53–55, 1996.
- Munroe W. P., Rosenthal T. G. Implementing pharmaceutical care: evolution vs.
revolution. Am. Pharm. NS34(4) 57–69, 1994.
- O’Malley M., Vaillancourt R. Refocussing dispensary procedures to provide pharmaceutical
care. Can. Pharm. J. 129(10) 32–34, 1997.
- Pharmaceutical care: the future for community pharmacy. London, The Royal Pharmaceutical
Society of Great Britain, 1992.
Укрепление
здоровья и предотвращение заболеваний
- King M. J., Halloran S. P., Kwong P. Y. P. Blood glucose measurements in the
community pharmacy. Pharm. J. 251, 808–810, 1993.
- Morrow N. C., Hargie O. D. W. Communication skills and health promotion (3).
Pharm. J. 253, 311–313, 1994.
- Mason P. Action on smoking — can pharmacist make a difference? Pharm. J. 256,
263–265, 1996.
- Maguire T. Health promotion and the pharmacist. Pharm. J. 257, 744, 1996.
- Ghalamkari H. H. et al. Evaluation of a pilot health promotion project in pharmacies:
Quantifying the pharmacist’s health promotion role. Pharm. J. 258, 138–143, 1997.
- Medicines in schools. Implementing good practice in mainstream schools — a
guide for pharmacists. Pharm. J. 258, 69–72, 1997.
- Maguire, T.: Smoking cessation, nicotine replacement and community pharmacy.
Pharm. J. 258, 225–239, 1997.
- Anderson C., Russell G. The Barnet High Street Health Scheme: Health promotion
by community pharmacists. Pharm. J. 259, 223–225, 1997.
Предоставление
и применение прописанных ЛС и изделий медицинского назначения
- Lindsay G. H., Hesketh E. A., Harden R. M. Community pharmacy-based interactive
patient education: (1) Implementation. Pharm. J. 252, 541–579, 1994.
- Lindsay G. H., Hesketh E. A., Harden R. M. Further experience with an individualised
patient education programme for community pharmacy practice. Pharm. J. 254, 441–446,
1995.
- Pharmaceutical care: An introduction. Strand L. M., Cipolle R. J., Morley P. C.—
Michigan: The Upjohn Company, 1992.
- Kelly W. N. Pharmacy contributions to adverse medication events. Am. J. Health-Syst.
Pharm. 52, 385–390, 1995.
- Kay E. Pharmaceutical care and cardiovascular disease. Pharm. J. 252, 789–791,
1994.
- Gammie S. M., Luscombe D. K. Pharmaceutical care of the elderly. Pharm. J.
254, 578–582, 1995.
- Goodyer L. et al. «Brown bag» medication reviews in community pharmacies. Pharm.
J. 256, 723–725, 1996.
- Raynor D. K. T. Medicine reminder charts: Maximising benefits for pharmacists
and patients. Pharm. J. 259, 333–335, 1997.
- Airaksinen M. et al. Do the public and pharmacists share opinions about drug
information. Int. Pharm. J. 8 (4) 168–170, 1994.
- Price K. O., Goldwire M. A. Drug information resources. Am. Pharm. NS34 (7)
30–39, 1994.
- Herborg H. et al. Pharmaceutical care value proved. Int. Pharm. J. 10 (5) 167–168,
1996.
© Провизор 1998–2022
|
|