|
III весенняя конференция по клинической фармации (г. Порторош, Словения)Т. К. Ефимцева, ведущий научный сотрудник Сектора координации
и контроля клинических испытаний лекарственных средств ГФЦ МЗ Украины, канд. мед.
наук 8–11 мая 2002 года в г. Порторош, Словения, под эгидой Европейского общества клинической фармации при поддержке и организации Словенского фармацевтического общества состоялась третья весенняя конференция по клинической фармации. В Словении такие конференции проводятся дважды в год: весной и осенью. Третья конференция была посвящена вопросам фармацевтической опеки и являлась продолжением первых двух. В задачи, поставленные перед данными кворумами, входит освещение современных разработок в области клинической фармации, их обсуждение и дальнейшее внедрение в повседневную практику. На конференции были представлены доклады, в которых затрагивались следующие вопросы: роль клинических фармацевтов в клиниках и при ведении амбулаторных больных. Главной целью работы клинических фармацевтов является оптимизация эффективного лечения пациентов, особенно больных групп риска и требующих длительного медикаментозного лечения. Как пример рассматривалась программа о роли фармацевта в организации амбулаторной опеки больных с бронхиальной астмой. В программу было включено несколько сотен фармацевтов. В их задачи входило: определение клинических и экономических исходов при ведении амбулаторных больных. На конференции рассматривались вопросы важности знания фармакодинамических и фармакокинетических свойств препаратов для достижения наилучших результатов при подборе индивидуального лечения больных. Отмечалось, что ведение больных с хроническими заболеваниями (в частности, сердечно-сосудистыми) является длительным и, как правило, не ограничивается монотерапией. В процесс лечения таких пациентов нередко вовлекаются специалисты различных профилей, как на госпитальном, так и амбулаторном этапах. Поэтому качество оказания медицинской помощи во многом зависит от передачи опеки и соответствующей информации между медицинскими профессионалами. Одной из обсуждаемых проблем явилось обеспечение оптимального и адекватного лечения больных по окончании госпитального этапа лечения. Идеальными представляются два пути опеки:
То есть речь шла о создании системы фармацевтической опеки больных. Данная системы более полно функционирует в США. В Европе идет внедрение (в разных странах по-разному). Особое внимание уделяется фармацевтической опеке при отпуске безрецептурных препаратов. Отдельная секция конференции была посвящена фармаконадзору в клинике, где было представлено две лекции от Европейского агентства по оценке лекарственных средств — EMEA (Noel Wathion) и Центра по мониторингу за побочными реакциями — Uppsala Monitoring Center (Mary Lindqvist). В докладах отмечалось, что хорошо работающая система фармаконадзора предусматривает сбор данных о возникших побочных реакциях в процессе лечения больных, их качество, передачу и анализ полученной информации посредством комплексной системы, включающей провайдеров здравоохранения, регулирующие органы, производителей препаратов, академических организаций, возврат полученной и обработанной информации к пациенту. Среди путей информированности пациентов о возможных побочных реакциях отмечают следующие: от врача, фармацевта, компании, масс-медиа. В США частота возникновения побочных реакций у госпитализированных больных составляет 1,5–35%. Увеличение сроков госпитализации по причине возникших побочных реакций составляет от 1 до 5,5 дней [Dormann H. 2000]. Во Франции в 1997 году около 10% от количества всех госпитализированных больных составляли больные с осложнениями лекарственной терапии. Побочное действие лекарств наблюдалось у 1 317 650 больных, из них у 33% наблюдались серьезные и у 1,4% — летальные случаи. Среди проблем фармаконадзора особое внимание уделялось оценке индивидуальных реакций. Не всегда возможно оценить индивидуальную реакцию пациента с точки зрения ее происхождения. Что это: побочное проявление препарата или индивидуальное течение заболевания, его осложнение? В связи с этим определяются основные пути усовершенствования системы фармаконадзора — обучение и повышение информированности врачей. Для того чтобы информацию о побочных реакциях можно было обобщить и она была понятна конечному пользователю, необходимо тщательно ее кодировать и использовать стандартную терминологию. Это еще один путь для усовершенствования фармаконадзора. Несмотря на то, что ВОЗ разработала систему для передачи данных и имеются кодировки для передачи информации, система передачи информации и терминология находятся еще в стадии развития. Главной задачей будущего Международного сотрудничества в области фармаконадзора является взаимодействие и обмен опытом и знаниями всех сторон в области безопасности лекарств. Путями внедрения фармаконадзора, по мнению Центра по мониторингу за побочными реакциями (Uppsala Monitoring Center), являются: образование, информированность, диалог, кооперация врачей всех специальностей, клинических фармацевтов, производителей лекарственных средств, регулирующих органов и др. Недополучение информации о побочных действиях лекарственных средств может привести к неправильному представлению о безопасности препаратов и нерациональному их использованию при проведении фармакотерапии больных.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||
|