|
Украинские фармацевты на рынке труда: интенсивность потока объявлений о вакансиях в отраслевой периодикеЕ. Фишер, г. Харьков В работе [1] высказано предположение о том, что интенсивность потока объявлений о вакансиях (ОВ), размещенных в средствах массовой информации (СМИ) — величина, доступная прямому наблюдению и измерению — косвенно отражает уровень спроса работодателей на фармацевтический персонал. Там же предложена формула, связывающая интенсивность потока ОВ, в качестве характеристики которой выбрано количество объявлений о вакансиях в одном номере (ОВН) данного СМИ, с динамикой товарного рынка. Преобразуя эту формулу, можно получить следующее соотношение, связывающее величины ОВН в начале (t) и в конце (t + Δt) периода времени продолжительностью Δt: ОВН(t + Δt) = ОВН(t) + K×{P(t + Δt) - P(t)}/P(t), (1) где Р(t + Δt) — объем товарного рынка за период времени от t до Из формулы (1) следует, что после прироста объема товарного рынка, т.е. при
Материалы и методыДля определения величины ОВН использованы данные столичного еженедельника «Аптека» и харьковского журнала «Провизор» за период с I квартала 2000 г. по I квартал 2002 г. После подсчета количества объявлений о вакансиях в каждом номере источника определялись средние арифметические значения ОВН за квартал. Квартал был выбран в качестве масштаба времени по той причине, что с таким интервалом представлены данные о динамике фармацевтического рынка Украины в работе [2], где приведены долларовые эквиваленты объемов производства, импорта и экспорта лекарственных средств за 1997–2001 гг. Автор работы [2] определяет объем фармацевтического рынка Р как P = П + И - Э, (2) где П — объем собственного производства, И — объем импорта, Э — объем экспорта лекарственных средств. При этом он уточняет, что формула (2) описывает поступление лекарств на рынок, но не их потребление (на наш взгляд, она фактически отражает объем поступления не на рынок вообще, а в розничную сеть). По данным [2] были вычислены поквартально разности Результаты и обсуждениеИз обобщенных поквартально результатов обработки данных еженедельника «Аптека» и журнала «Провизор» (табл. 1) следует, что величины ОВН для этих двух изданий достаточно близки. Средние за год значения ОВН также различаются не слишком сильно: для «Аптеки» среднегодовая интенсивность потока объявлений составила 8,3 в 2000 г. и 10,7 в 2001 г.; для «Провизора» — 10,4 и 10,0, соответственно. Таблица 1 Средние по кварталам величины ОВН для двух фармацевтических изданий
Наконец, прослеживается периодический характер изменения величин ОВН, воспроизводящийся в оба года довольно четко. Однако для столичного («Аптека») и провинциального («Провизор») изданий эти изменения происходят в противофазе: для «Аптеки» характерно повышение интенсивности потока объявлений в I и особенно IV кварталах, тогда как в «Провизоре» пик ОВН приходится на II и особенно III кварталы (см. графики А, Б). Данные табл. 2 показывают, что для динамики товарного фармацевтического рынка
характерны значительные, периодически происходящие вариации. Хотя суммарная за
каждый год величина Таблица 2 Поквартальная динамика объема товарного фармацевтического рынка по [2]
Следует отметить, что такой характер зависимости объема рынка, определенного по (2), от времени не точно, повторяет сезонные изменения розничного оборота лекарственных средств. Косвенно периодичность розничного оборота можно в первом приближении характеризовать зависимостью от времени определенного в работе [3] нормированного показателя посещаемости (НПП) аптек, который максимален в холодное время года (I и IV кварталы), когда возрастает число простудных заболеваний (см. график Г). Такой характер не совпадает с «провалом» величины Р в начале каждого года. Можно предположить, что полученная повторяемость динамики товарного фармацевтического рынка определяется, хотя бы отчасти, также и особенностями бюджетного финансирования здравоохранения в Украине. Нетрудно понять, что годичный, в среднем монотонный рост величины Вероятно, «географическое» различие в характере зависимостей ОВН(t) на рис. может быть связано с тем, что фармацевтический рынок существенно неоднородный в зависимости от степени близости как к бюджетным источникам средств, так и к месту выхода исследуемых изданий, значительно различается также и по интенсивности генерации ОВ тремя его сегментами — производством, оптовой и розничной торговлей. На бытовом уровне понимания очевидно, что через столицу, где сконцентрировано подавляющее большинство оптовых фирм, проходят намного большие финансовые потоки, чем через провинциальный регион, причем пик финансовой «волны», по-видимому, достигает провинции с некоторым запозданием относительно центра. По-видимому, именно поэтому усредненные по всей Украине и по фармацевтической отрасли в целом сведения об объеме рынка и не дают возможности адекватного описания наблюдаемых явлений. Для того чтобы попытаться дать количественную интерпретацию полученным данным об ОВН, необходимо, следовательно, определить, работодатели какого сегмента и какого региона дают в то или иное СМИ основную долю объявлений о фармацевтических вакансиях (например, в работе [4] сообщается о средней по двум вышеуказанным изданиям за 2000 г. доле оптовой торговли 83,5%, розничной — 11,3%, производства — 1,2%). Результаты наших исследований этого вопроса будут изложены в последующих публикациях. Выводы
Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|