Логотип журнала "Провизор"








Отрава на прилавке

Фальсификация ЛС, к сожалению, имеет давнюю историю. Пожалуй, все началось в тот момент, когда предприимчивые, но нечистые на руку алхимики стали заменять рог мифического единорога в своих снадобьях всякими «подсобными средствами». Естественно, их пациенты вместо вечной молодости и бессмертия получали в лучшем случае расстройство желудка, а в худшем — путевку на кладбище. Печально осознавать, что преемники этих горе-алхимиков процветают по сей день…

На проблему фальсификации лекарственных средств мировое медицинское сообщество в лице ВОЗ обратило внимание в 1987 году, когда фальшивые препараты стали появляться в угрожающих масштабах, вначале в развивающихся странах, а затем в Европе.

Сегодня фальсификация — проблема мирового масштаба. Фальсификация может касаться как оригинальных (Brand) продуктов, так и воспроизводимых лекарственных средств (Generic). Фальсифицированные продукты могут включать препараты с точным составом, неправильными ингредиентами, без активных ингредиентов, с недостаточным содержанием активного ингредиента или с поддельной упаковкой.

По оценкам различных исследований, в настоящее время фальсификация идет в основном по пути уменьшения содержания действующего вещества в препарате. Реже действующее вещество заменяется на другое. Однако появляются и подделки с такими изменениями состава, применение которых может повлечь развитие тяжелых осложнений. Так, компания «Lek» сообщила о фальсифицированном препарате «Линекс»: в капсулах обнаружена лактоза и большое количество плесневого грибка при полном отсутствии молочнокислых бактерий.

И хотя борьба с «фальшивотаблетчиками» идет, что называется, «по всем фронтам», о победе говорить еще очень рано.

  • По подсчетам AIPM (Ассоциация международных фармацевтических производителей), урон, нанесенный фальсификаторами легальным производителям, составляет 100 млн долл.
  • Первая серия фальсифицированного препарата в России была обнаружена в 1997 г., с этого времени по сегодняшний день выявлено уже 207 случаев фальсификации лекарственных препаратов. За 1998 год оказались с подделками 9 серий ЛС, а за 1999 год — уже 29 серий (12 наименований препаратов). В этом году выявлены подделки 25 препаратов в 62 сериях. Подделываются чаще всего препараты российского производства — 67% всех подделок, 31% подделок копируют зарубежные препараты, 2% — препараты стран СНГ.
  • На конференции по борьбе с фальсифицированными лекарственными средствами, состоявшейся 9 октября в Москве, председатель комиссии по контрафактной продукции при AIPM Джеффри Лак сказал, что сегодня доля поддельных лекарств в России составляет 7%. Но, по оценке экспертов AIPM, после введения НДС на лекарственные средства, эта доля может составить 20–30% российского рынка!
  • За прошлый год в Украине было изъято 17 фальсифицированных, 160 некачественных и 14 незарегистрированных партий лекарств. В первом полугодии эти цифры составляют соответственно 101, 18 и 60.

Что и говорить, данные не утешительные. Катастрофичность такой ситуации заключается в том, что, принимая поддельные лекарства, больной не получает должного лечения, а то и просто рискует жизнью. Следовательно, вопрос фальсификации лекарственных препаратов касается не только экономической и правовой сферы, а в первую очередь относится к проблемам охраны здоровья нации.

Мы уже неоднократно обращались к этой теме на страницах журнала («Для себя работаем?» // Провизор, № 15’2001 г.). Очень подробно вопросы борьбы с фальсифицированными лекарственными средствами освещались в выступлении заместителя главного государственного инспектора Украины по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины Сергея Сура на VII конгрессе фармацевтов и медицинских работников («Провизор» № 1314’2000). А на недавно состоявшейся выставке «Здравоохранение — 2001» мы выяснили отношение к проблеме фальсифицированных ЛС у представителей некоторых крупных фармацевтических фирм.

Островерх Галина, начальник отдела маркетинга и сбыта ОАО «Фармацевтической фирмы «Здоровье»

За время моей работы ни одного препарата нашей фирмы не было подделано. Наверное, потому что мы хорошо контролируем рынок, хорошо знаем, какие препараты выпускаем и хорошо контактируем со всеми нашими оптовыми покупателями, со всеми аптеками. Мы очень хорошо владеем информацией. И сразу бы заметили подделку.

Лысак Галина, начальник отдела маркетинга ОАО ХФЗ «Красная Звезда»

Мы еще не сталкивались с фальсификацией наших препаратов. Хотя в случае возникновения подобной ситуации, наше предприятие имеет соответствующий план действий.

Димитар Паров, глава представительства фармацевтической компании «Софарма» (Болгария)

Мы императивно решили этот вопрос путем изменения упаковки лекарств. Теперь все наши зарегистрированные в Украине препараты имеют на упаковке и на вкладыше украинский текст.

Таким образом, у пиратов полностью исчезает возможность изготовить подделку, поскольку раньше все их мощности были русскоязычными.

Мисюра Остап, зам. президента по маркетингу АО «Галычфарм»

Это серьезная проблема, с которой приходится сталкиваться и нашему предприятию. Достаточно показательным является последний случай — подделка таблеток тиотриазолина. Весной этого года, когда препарат находился в процессе перерегистрации, на фармрынке появилась большая партия подделанных таблеток тиотриазолина. После нашего обращения в Государственную инспекцию по контролю качества лекарственных средств было издано распоряжение о выявлении и изъятии данного препарата из розничной сети.

И очень хочется верить, что не за горами то время, когда при покупке любых лекарств не будет никаких оснований сомневаться в их подлинности. Потому что не должно быть иначе…

 Были использованы материалы www.farmvestnik.ru, газета «Сегодня» (18.10.01)

Подготовил А. Ковальчук





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика