Логотип журнала "Провизор"








Анализ каналов товародвижения наркотических лекарственных средств в Кыргызстане

А. А. Кудайкулова, канд. фарм. наук,
Государственная комиссия при Правительстве КР по контролю за наркотиками

Государственная политика в сфере законного оборота наркотических средств Кыргызской республики, осуществляемая Государственной комиссией при Правительстве Кыргызской Республики по контролю за наркотиками (ГККН), направлена на установление строгого контроля за сферой законного оборота наркотических средств и разработкой мер по противодействию их утечки в незаконный оборот. Однако наркотическими анальгетиками часто злоупотребляют с целью получения психического удовлетворения. Международный комитет по контролю за наркотиками выражает беспокойство в связи с быстрым распространением незаконного культивирования, а также оборотом наркотиков и злоупотреблением ими в Центральноазиатском регионе, и в частности в Кыргызстане. С учетом общего роста наркопреступности и отсутствия достаточных ресурсов для решения данной проблемы могут быть катастрофические последствия для нашего общества, если не будет принято надлежащих мер по борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом.

Злоупотребление наркотическими средствами является актуальной мировой проблемой, в то же время применение наркотических лекарственных средств (НЛС) в медицине необходимо для облегчения боли и страданий. С учетом сложившейся наркоситуации, особенно важно обеспечить четкое разграничение между незаконным использованием наркотиков, с одной стороны, и недостаточным объемом продаж и ограниченными возможностями потребления лекарств, с другой стороны.

В настоящее время основными областями клинического использования наркотических анальгетиков являются:

  1. терапия острой боли во время операции и в раннем послеоперационном периоде;
  2. лечение хронического болевого синдрома;
  3. применение антагонистов наркотических анальгетиков в комплексной интенсивной терапии отдельных критических состояний.

Переход к рыночным отношениям привел к ликвидации централизованного фондово-распределительного снабжения медикаментами населения под контролем Министерством здравоохранения республики. После ратификации Кыргызстаном в 1994 году Конвенций ООН 1961, 1971, 1988 годов, регулирующих оборот наркотических и психотропных веществ, ГККН начала осуществлять контроль законного оборота НЛС, в том числе исчисление потребности в НЛС для медицинских и научных целей. Начавшийся в 90-х годах процесс формирования свободного фармацевтического рынка в Кыргызстане характеризовался разгосударствлением аптечной сети, децентрализацией снабжения, уменьшением партий поставляемых жизненно важных препаратов, появлением новых дистрибьюторов-импортеров медикаментов.

Уровень расходов на здравоохранение в Кыргызстане очень низкий — 2,7% от ВВП по сравнению с Россией (3,4%), Австралией (7%), США (11–13%). Соответственно, среднедушевое потребление лекарственных средств в развитых странах значительно выше. Так, по данным 1995 года, этот показатель составил (в долларах США) в странах Европейского Союза — 190, в Венгрии — 60, Словакии — 45, Чехии — 40, Польше — 20, России — 15–20 (5), то в Кыргызстане, по нашим расчетам — 1,7, а в 1999 году — 3,38.

Целью настоящего исследования явился анализ каналов товародвижения распределительной системы наркотических лекарственных средств для медицинских нужд Кыргызстана.

Объектами исследования явились заявки-заказы фармацевтических фирм-импортеров НЛС республики, сведения о законном обороте НЛС по республике Государственной комиссии при Правительстве КР по контролю за наркотиками, официальные статистические данные об импорте медикаментов Национального банка КР, листы назначений НЛС 2000 историй болезней из различных стационаров республики.

Нами проанализированы схемы назначений НЛС в 2000 историях болезней больных различного профиля (хирургического, травматологического, онкологического, урологического профилей и др.). Динамика потребления наркотических анальгетиков определена статистической оценкой назначения и использования анализируемой группы лекарств. Таким образом, рассчитаны средний курс назначения, средняя дневная доза (СДД), удельный вес назначений каждого наименования НЛС по выставленному диагнозу заболеваний.

Изучены факторы, воздействующие на потребление наркотических лекарственных средств: параметры населения (демографическая структура, структура занятости, уровень доходов, распределение доходов), служба здравоохранения (количество и типы медицинских учреждений; численность медицинского персонала; структура заболеваемости, количество и вид обследованных случаев), постановка диагноза медицинскими работниками; объем и сочетание назначаемых лекарств; схемы назначений, маркетинг, цена, доступность, выполнение назначений, объем и сочетание потребленных лекарств, восприятие здоровья потребителями.

Основными импортерами наркотических лекарственных средств в республику являются АО «Гедеон Рихтер» (Венгрия), ХГФП «Здоровье народа» (Украина), «Московский эндокринный завод» (Россия). Распределение импорта основных анальгетиков по странам-производителям представлено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение общего объема импорта НЛС в Кыргызстан по странам-производителям за период 1996–1999 гг.

№ п/п Наименование поставщика Годы Фентанил (в % от общего объема импорта НЛС) Пиритрамид (в % от общего объема импорта НЛС) Морфин (в % от общего объема импорта НЛС)
1. АО "Гедеон Рихтер" (Венгрия) 1996
1997
1998
1999
100
-
72
-
100
100
-
-
-
-
-
-
2. ХГФП "Здоровье народа" (Украина) 1996
1997
1998
1999
-
100
19
-
-
-
-
-
-
-
97
60
3. Московский эндокринный завод (Россия) 1996
1997
1998
1999
-
-
9
-
-
-
-
100
-
-
-
3
4. "Никомед" (Австрия) 1996
1997
1998
1999

-
-
-
-

-
-
-
-
-
-
-
40

Таблица 2

Объем импорта фармацевтической продукции в Кыргызстан за период 1994–1999 гг. (в ценах СИФ)

Годы Импорт фармацевтической продукции
всего, млн долл. США в том числе медикаментов, млн долл. США в том числе прочей фармацевтической продукции, млн долл. США в том числе импорт НЛС
млн долл. США % от общего импорта медикаментов
1994 9,5 9,3 0,2 нет данных нет данных
1995 8,8 7,7 0,5 0,03176 0,36
1996 17,8 15,9 1,4 0,000099 0,0005
1997 22,6 17,8 4,4 0,048750 0,21
1998 21,1 18,151 2,9 0,447350 2,46
1999 18,5 15,786 2,714 0,420043 2,66

Таблица 3

Функции субъектов распределительной системы НЛС в Кыргызстане

Коммерческие потоки Наименование субъекта Функции Содержание информации
1. Поток потребностей ГККН Осуществление государственного контроля законного оборота НЛС и защита государственной квоты в НЛС Получение и обработка сводных заявок министерств, участвующих в законном обороте НЛС, для использования в законных целях
2. Поток информации 1. Фирмы-импортеры (АО "Фармация", ОсОО "Неман") Изучение спроса и потребления НЛС для обеспечения качественного обслуживания населения Маркетинговая информация о потребностях населения и ЛПУ в НЛС. Распространение потребительской информации о предлагаемых производителем лекарствах
2. Минздрав КР Осуществление регистрации новых медикаментов Департаментом лекарственного обеспечения и медицинской техники (ДЛО и МТ) Обязательное согласование по регистрации новых НЛС с ГККН ДЛО и МТ
3. Материальный поток Аптечные склады НЛС фирм-импортеров Соблюдение требований ГККН по учету поступления, хранения, распределения и отпуска НЛС Предметно-количественный учет на всех этапах перемещения товара
4. "Правовой" поток Фирмы-производители Передача прав на продукцию с учетом деловой репутации Юридическое обоснование законности деятельности фирм в указанной сфере
5. Финансовый поток Оптовая и розничная аптечная сеть Платежеспособность участников распределения товаров Своевременное оформление и исполнение требований финансовых документов

Основными фирмами, осуществляющими поставки НЛС в республику, в настоящее время являются ООО «Неман» и АО «Фармация». До 1997 года АО «Фармация» (бывшее государственное республиканское объединение «Фармация») являлось единственным поставщиком НЛС в  республику, обеспечивая запросы аптечных и лечебно-профилактических учреждений. Следует отметить, что после приватизации государственной аптечной сети произошло резкое смещение ее приоритетов, что отразилось, в частности, на качестве снабжения населения наркотическими анальгетиками по ассортименту и объему импорта. В последние годы незначительна доля рынка НЛС от общего количества ввезенных в республику медикаментов (от 0,0005% до 2,66%).

Одной из важнейших стратегических задач сбытовой политики является оптимальное, корректное и специализированное распределение функций координации и контроля определенных коммерческих потоков. Функции субъектов распределительной системы НЛС в Кыргызстане систематизированы и представлены в табл. 3.

Таким образом, нами изучены и обобщены сведения по системе и субъектам распределения наркотических анальгетиков в республике, в том числе объемы импорта и потребления для законных целей, что позволяет осуществлять мероприятия по оптимизации законного оборота НЛС.

Литература

  1. Доклад Международного комитета по контролю за наркотиками за 1999 год.— ООН, Нью-Йорк, 2000.— 89 с.
  2. Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года ООН, Нью-Йорк, 1977.— 61 с.
  3. Государственный доклад о состоянии здравоохранения / к I Конгрессу врачей Кыргызстана и IV конференции по программе «Манас».— Бишкек, 1998.— СП «Kirland».— 72 с.
  4. Галин А. Фармакоэкономические исследования — инструмент рационализации лекарственного обеспечения в России // Remedium.— 1999.— № 10.— С. 24–26.
  5. Дремова Н. Б. Современный фармацевтический рынок: состояние и тенденции развития (обзор литературы) // Фармация.— 1998.— № 4.— С. 57–59.
  6. Платежный баланс Кыргызской республики.— Бишкек, октябрь 1999 г.— 48 с.





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика