Логотип журнала "Провизор"








О. П. Печеный, юрист, А. С. Немченко, профессор, доктор фарм. наук

К вопросу об ответственности за нарушение правил оборота сильнодействующих и ядовитых веществ

Учитывая то, как волнуют фармацевтическую общественность Украины проблемы ответственности за нарушение правил оборота лекарственных средств, содержащих сильнодействующие и ядовитые вещества, считаем нужным подробнее остановиться на данной проблеме, сузив ее до уголовной ответственности по ч. 2 ст. 229 УК Украины:

Нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки ядовитых или сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими или психотропными веществами,— наказывается лишением свободы на срок до одного года или штрафом до двухсот минимальных размеров заработной платы.

Крайне неудачная редакция данной законодательной нормы, сопряженная с противоречиями в подзаконных актах Министерства здравоохранения Украины по данному вопросу, позволяет карательным органам использовать меры уголовной репрессии как дамоклов меч над каждым добросовестно работающим провизором. И хотя судебная статистика по данной категории дел невелика (по данным Министерства юстиции Украины, в 1999 году судами Украины по ч. 2 ст. 229 УК осуждено 48 лиц по приговорам, вступившим в законную силу; судами Харьковской области — 4 лица), сложившуюся ситуацию нельзя признать нормальной.

Предметом преступления выступают ядовитые и сильнодействующие вещества.

Законодательные акты Украины не содержат четкого определения данных веществ. Статья 2 Закона Украины “О лекарственных средствах” определяет сильнодействующие и ядовитые лекарственные препараты по формальному критерию — как отнесенные к данной категории Минздравом Украины. В настоящее время в Украине действует две группы перечней. Приказом Минздрава Украины от 18 августа 1995 года № 153 (далее — Приказ № 153), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 6 октября 1995 года № 359/895, утвержден Перечень сильнодействующих веществ, которые зарегистрированы и разрешены к применению и Перечень ядовитых веществ, которые зарегистрированы и разрешены к применению. До публикации данных перечней, традиционно начиная с Государственной фармакопеи, Минздравом велись специальные списки А (ядовитых веществ) и Б (сильнодействующих веществ), которые были понятны и доступны, широко использовались в фармацевтическом анализе, аптечной и заводской технологии лекарственных средств, организации фармацевтического дела. Как правило, никаких спорных вопросов они не вызывали. Следует заметить, что в справочнике лекарственных средств М. Д. Машковского до сих пор используется данная классификация.

Позднее Приказом Минздрава Украины от 25 июля 1997 года № 233 (далее — Приказ № 233), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 24 сентября 1997 года № 444/2248, утвержден Перечень лекарственных препаратов, разрешенных к применению в Украине, которые содержат сильнодействующие вещества и Перечень лекарственных препаратов, разрешенных к применению в Украине, которые содержат ядовитые вещества. Логично было бы предположить, что содержание названных Перечней должно совпадать, однако их анализ показывает, что они отличаются не только по содержанию, но и концептуально, т. е. по порядку формирования. При этом отсутствует какой-либо единый критерий или группа критериев, позволяющих с полной уверенностью отнести тот или иной препарат к сильнодействующим или ядовитым (или соответственно к содержащим сильнодействующие или ядовитые вещества). Так, лекарственный препарат кетанов Приказом № 233 отнесен к препаратам, содержащим сильнодействующие вещества, однако в Приказе № 153 ни кетанов, ни его действующее вещество кеторолак к категории сильнодействующих веществ не относится. Следовательно, нарушение правил об обороте данного препарата не образует состава преступления, предусмотренного рассматриваемой статьей. Препарат солпадеин (таблетки № 2, 12, 24, 48) внесен в Перечень препаратов, содержащих сильнодействующие вещества. При этом солпадеин таблетки № 48 отпускаются по рецепту, а таблетки № 2, 12, 24 — без рецепта врача. В таком разделении отсутствует какая-либо логика, поскольку количество действующего вещества (кодеин) в двух упаковках солпадеин № 24 равно одной в упаковке № 48. С момента принятия названных перечней (1995–1997 гг.) изменения в них не вносились, хотя Минздравом Украины за прошедшее время зарегистрировано значительное количество новых препаратов, правовое регулирование отпуска которых “повисает в воздухе”. На фоне этого вызывает удивление требование Минздрава Украины: руководителям региональных управлений здравоохранения взять под личный контроль дальнейшее неуклонное исполнение аптечными и лечебно-профилактическими учреждениями Приказа № 233 (п. 2.1 Приказа Минздрава от 2 марта 2000 года № 42 “Об усилении контроля и устранении нарушений в сфере медикаментозного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений”[1]), поскольку проконтролировать исполнение крайне противоречивого приказа будет довольно сложно.

Ниже приводится определение сильнодействующих и ядовитых веществ, сформулированное в комментарии к Уголовному кодексу Украины.

Ядовитые вещества — это вещества в твердом, порошкообразном и жидком виде, употребление которых даже с незначительным превышением дозы может привести к смерти (мышьяк, стрихнин).

Сильнодействующие вещества — это лекарственные и иные средства, употребление которых вне назначения или с нарушением норм дозировки может причинить тяжкий вред организму человека (гормональные препараты) [2].

Такое обилие оценочных понятий в приведенных определениях (например, тяжкий вред) требует при решении вопроса об отнесении препарата к сильнодействующим или ядовитым проведения специального судебно-экспертного исследования.

Предметом преступления, предусмотренного данной статьей, не могут быть наркотические или психотропные вещества.

Следует отметить, что классификация препаратов на сильнодействующие и ядовитые является особенностью “национальной охоты”. Международная практика таких терминов не знает. Согласно ст. 3 Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ [3] должны быть признаны уголовными преступлениями изготовление, транспортировка, распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в таблицах I и II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ. В таблицы I и II включены вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ (ст. 12 Конвенции). Данные таблицы невелики по своему содержанию и включают такие вещества, как лизергиновая кислота, эфедрин, фенилуксусная кислота и некоторые другие. Критерием включения веществ в таблицы является возможность их использования при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Данный критерий должен быть использован и в законодательстве Украины. В соответствии со ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры являются частью национального законодательства Украины.

Состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 229 УК, является бланкетным, т. е. необходимо установить, какие правила об обороте сильнодействующих и ядовитых веществ нарушены и в чем конкретно это нарушение выразилось. В судебно-следственных документах (постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, приговор) должен быть указан пункт, статья или часть статьи соответствующего нормативного акта, которые были нарушены. Следует иметь в виду, что правила, установленные Минздравом Украины, не должны противоречить Конституции, законам Украины, другим нормативно-правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу.

Рассматриваемый состав преступления является формальным, т. е. наличие общественно опасных последствий нарушения правил не обязательно. Более совершенной с нашей точки зрения, является конструкция состава, предусмотренная российским законодателем в ч. 4 ст. 234 УК РФ (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта), вступившего в силу с 1 января 1997 года:

нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда. То есть состав преступления является материальным, обязательно наличие общественно опасных последствий. Внесение такой конструкции состава преступления в новый Уголовный кодекс Украины позволит исключить случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, в том числе провизоров, за незначительные объемы отпуска сильнодействующих и ядовитых веществ, не повлекших существенных последствий. Рассматриваемая норма УК Украины не претерпела с 60-х годов концептуальных изменений и не учитывает изменений, произошедших в законодательстве Украины, в частности в правовом регулировании оборота лекарственных средств.

Другим недостатком действующей ч. 2 ст. 229 УК Украины является отсутствие законодательно закрепленного количества вещества, являющегося предметом преступления и влияющего на квалификацию. Парадоксальной выглядит ситуация, когда провизор, отпустивший 1–2 упаковки анальгина 0,5 № 10, привлекается к уголовной ответственности по данной статье. И только в ходе предварительного следствия или судебного разбирательства уголовное дело может быть (но не должно) прекращено по малозначительности в соответствии с ч. 2 ст. 7 УК Украины. Надо ли говорить, что такая ситуация является очередной возможностью для коррупции. В то же время применительно к наркотическим и психотропным веществам законодательно установлены такие величины, как “небольшой размер”, “крупный размер” и пр. А по ст. 229-8 УК Украины (Незаконные выработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах) ответственность наступает лишь при наличии административной преюдиции. То есть в отношении преступлений, представляющих большую общественную опасность, установлена градация предмета, а ст. 229 почему-то обойдена вниманием законодателя.

Необходимо также отметить некоторые процессуальные особенности рассматриваемой статьи:

преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 229 УК, не относится к категории тяжких, а является преступлением, не представляющим большую общественную опасность;
в соответствии со ст. 112 Уголовно-процессуального кодекса Украины предварительное следствие по данной категории преступлений производится следователями органов внутренних дел;
поскольку санкция ч. 2 ст. 229 УК предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до одного года или более мягкое наказание, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена только в исключительных случаях (ч. 1 ст. 155 УПК Украины).

В заключение следует отметить, что так называемые рецептурный и безрецептурный отпуск лекарственных средств, в том числе содержащих сильнодействующие и ядовитые вещества, является одной из самых важных и “болезненных” проблем. Очевидно, как фармацевтической общественности, так и уполномоченным государственным органам необходимо инициировать скорейшее рассмотрение следующих вопросов:

изменение с учетом международной практики редакции ч. 2 ст. 229 УК Украины, установив возможность привлечения к уголовной ответственности лишь в случае отпуска соответствующих веществ в крупных и особо крупных размерах, устранив ее формальное применение и исключив возможности коррупции и злоупотреблений со стороны правоохранительных и контролирующих органов;
адаптация законодательства Украины к требованиям Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
систематическое (ежеквартальное или ежегодное) внесение изменений в Перечни сильнодействующих и ядовитых веществ, ведение списков А и Б; обеспечение их публикации и доступности;
выделение для применения ч. 2 ст. 229 УК классического понятия “отпуск строго по рецепту”

Литература

  1. Провизор. Юридические аспекты фармации.— 2000.— № 7.— С. 5.
  2. Уголовный кодекс Украины: научно-практический комментарий.— К., 1995.— С. 763.
  3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принята 19 декабря 1988 года, вступила в силу для Украины 27 ноября 1991 года // Україна в міжнародно-правових відносинах. Боротьба із злочинністю та взаємна правова допомога (книга перша).— К., 1996.— С. 241-284.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика