Логотип журнала "Провизор"








Артем Батрак

“Фармак”: игра на повышение

23 декабря 2000 г. отмечает 75-летний юбилей Открытое акционерное общество “Фармак” — один из ведущих производителей лекарств в Украине, рейтинг которого неуклонно растет в последние годы.

В августе 1925 г. было решено на базе оборудования двух дореволюционных предприятий создать в Киеве объединенный хлороформно-салициловый завод. В конце декабря того же года Киевский химико-фармацевтический завод (КХФЗ), получивший имя М. В. Ломоносова, дал свою первую продукцию.

В ходе развития предприятия уже к концу 20-х гг. было организовано производство новой продукции — резорцина, ментола, хлоралгидрата, ланолина. В 30-е годы Киевский ХФЗ им. М. В. Ломоносова был реконструирован, расширены прежние производства и созданы новые — уротропина, эфира для наркоза и т. д. Гордостью завода стал промышленный способ получения валидола на основе сложного химического синтеза, впервые освоенный КХФЗ в 1937 г. (почти 60 лет предприятие оставалось единственным производителем жидкого валидола в СССР и в Украине). Перед войной была запущена установка по производству бактерицидного средства трипафлавина, применявшегося в медицине и ветеринарии. В 1941 году завод выпускал уже 15 препаратов.

В августе 1941 г. часть оборудования КХФЗ успели эвакуировать в Казань, где был налажен выпуск белого стрептоцида, хлорэтила, трипафлавина и др. На оставшемся в оккупации оборудовании немецкая фирма производила стрептоцид и дисульфан; их выпуск был продолжен вскоре после освобождения города в конце 1943 г. В 1944 г. был полностью восстановлен цех уротропина и хлоралгидрата, в 1945 г. — ментольный, валидольный, резорциновый цехи. Тогда же заводом было освоено производство инсектицида ДДТ, которое велось до 1949 г.

В 50-е гг. на КХФЗ были проведены большие работы по наращиванию мощностей существующих цехов. В сотрудничестве с учеными было налажено производство ряда рентгеноконтрастных препаратов; до последнего времени КХФЗ оставался монополистом по выпуску рентгеноконтрастных средств на всей территории бывшего СССР. В этот же период был освоен выпуск антибактериальных средств — синтомицина (1953 г.), а затем левомицетина, который производился заводом до 1989 г. в объемах до 180 т в год.

В 60-е гг. на предприятии началось техническое переоснащение; появилась первая немецкая автоматическая линия. Был начат выпуск таких известных и не вышедших из употребления и сейчас препаратов, как корвалол, нафтизин, диазолин. В 1966 г. номенклатура продукции КХФЗ расширилась до 27 наименований.

Так завод превратился в ведущее предприятие республики по производству наиболее сложных лекарственных средств методами тонкого органического синтеза; уже в 1975 г. пятая часть продукции КХФЗ шла на экспорт.

Восьмидесятые годы, особенно их вторая половина, стали переходным периодом в жизни предприятия. С одной стороны, на нем по инерции продолжалось развитие крупнотоннажного производства субстанций; так, в 1988-92 гг. был построен новый цех рентгеноконтрастных препаратов. С другой стороны, эти годы стали началом радикальных экономических реформ. С середины 80-х гг. коллектив внедрил сначала первую, а затем и вторую модель хозрасчета. В 1989 г. предприятие перешло на аренду; наконец, в 1991 г. коллектив завода первым в отрасли стал акционерным обществом, и Киевский ХФЗ им. М. В. Ломоносова, первопроходец новых форм хозяйствования, был переименован в ОАО “Фармак”.

Для этого требовалось определенное мужество, потому что завод, как и всю независимую Украину, ожидали трудные времена. Экономические связи между частями бывшего Союза распадались, выпуск субстанций, составлявший 70% объема производства КХФЗ, стал нерентабельным. Ужесточились экологические требования, и часть производств пришлось закрыть.

Так предприятие оказалось на грани развала. Руководство приняло единственно правильное в сложившейся обстановке стратегическое решение — создавать новое производство готовых лекарственных средств. Однако его реализация проходила нелегко — в начале 1992 г. выпускалось лишь 5 наименований этой продукции. Стало ясно, что в условиях складывающихся рыночных отношений предприятие должен возглавить руководитель новой формации, хорошо знакомый с современной экономической наукой и практикой, менеджментом, маркетингом. И в 1995 г. коллектив акционеров избрал председателем правления и генеральным директором ОАО “Фармак” Ф. И. Жебровскую — экономиста по образованию и кандидата наук, пятнадцать лет проработавшую на заводе, сначала главным бухгалтером, а затем финансовым директором.

Новые подходы стали приносить свои плоды. Сначала завод установил автоматизированную линию по производству капель в полиэтиленовой упаковке; вслед за не утратившим актуальности нафтизином стали выпускать глазные капли. И уже в 1996 г. объем производства возрос в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. Затем установили оборудование для производства мазей, гелей и паст. Весной 1998 г. была открыта линия по производству препарата для лечения заболеваний щитовидной железы — L-тироксина в таблетках, приобретенная на 3 млн долларов, полученные ОАО от Европейского Союза.

В основу стратегии развития предприятия был положен принцип универсальности: чтобы обеспечить устойчивость к любым ударам судьбы, необходимо иметь не одну, а много точек опоры. Завод стал выпускать средства для лечения заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, кожи, глаз, противомикробные и противовирусные средства, рентгеноконтрастные, гормональные средства, препараты для ветеринарии. Столь же многообразен и диапазон готовых лекарственных форм — таблеток, капсул, драже, растворов для инъекций, глазных и ушных капель, капель для носа, мазей, кремов в тубах и гелей.

Обретенная устойчивость помогла “Фармаку” пережить тяжелый удар осеннего кризиса 1998 г., принесшего предприятию потерю 1,5 млн долларов — во второй половине следующего года выпуск продукции снова достиг докризисного уровня. В 1999 г. объем производства в отпускных ценах составил 74,9 млн грн. (в том числе 9,47 млн на экспорт); заводом уплачено налогов 11,93 млн грн, из них на прибыль 5,02 млн грн. В 2000 г. планируется довести объем производства до 140 млн грн. Это позволяет ежемесячно выплачивать 960 работникам завода среднюю зарплату свыше 600 грн.

Сегодня производственные мощности “Фармака” позволяют выпускать в год 450 млн таблеток и драже, 165 упаковок препаратов в флаконах. 20 млн ампул. Кроме того, продолжается выпуск 13 субстанций (106 т в 1999 г.).

Всего предприятие зарегистрировало в Украине более 140 наименований лекарственных средств, из которых предлагает для реализации около 100. Наиболее известные новинки завода (а в среднем “Фармак” ежегодно предлагает 15–20 новых препаратов) — амизон, эуфиллин Н-200 и др.

Современный рынок лекарственных средств невозможно завоевать в одиночку. Закладывая фундамент будущего, “Фармак” продолжает сотрудничество с научными организациями Украины, с зарубежными партнерами — такими известными компаниями, как Польфа, Мерк, АСТА Медика, Эли Лилли и др. На будущее работает и заводская лаборатория, синтезирующая новые вещества, на основе которых будут производиться перспективные препараты.

Однако сегодня мало произвести продукцию — надо найти ей покупателя. Для решения проблем сбыта на предприятии была создана служба рекламы и маркетинговых исследований, сначала единая, а в дальнейшем разделившаяся на две. Рекламный бюджет возрос с 500–600 тыс. до почти 2 млн грн. Параллельно создавалась сеть региональных и медицинских представителей, на базе которой в январе 2000 г. открыта дистрибьюторская компания “Фармация-2000”. Созданы совместные предприятия по оптовой реализации продукции “Фармака” в Польше и России. Открылись фирменные аптеки в Киеве, Харькове, Днепропетровске (всего их 5), где продукция завода продается существенно дешевле, чем в других аптеках.

Для правовой защиты своей продукции “Фармак” первым среди украинских производителей занялся регистрацией товарных знаков в Украине и за рубежом, начав с по-прежнему популярного у потребителей Валидола®.

В рейтинге “грандов” украинской фармации “Фармак” пока не первый, но акции его растут. Без продукции ОАО, грамотно и энергично сражающегося за “место под солнцем”, уже невозможно представить себе национальный рынок, и нынешним лидерам рейтинга не до почивания на лаврах — по-молодому честолюбивый юбиляр уже дышит им в затылок. Пожелаем “Фармаку” успехов в день рождения: ведь в конце концов в выигрыше будут не только акционеры, но и вся Украина.





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика