Логотип журнала "Провизор"








А. Ш. Коротко, заместитель министра здравоохранения Украины,
председатель Государственного департамента по контролю за качеством,
безопасностью и производством лекарственных средств
и изделий медицинского назначения

Падение, подъем, падение, подъем…Что дальше?

Процесс становления фармацевтической промышленности независимой Украины знал периоды и подъема, и спада. Критическими для отрасли были 1992–1995 годы, в этот период отмечены потери объемов производства относительно 1991 года — более 238 млн грн.

Не простым был и 1998 год — год экономического кризиса. Однако приобретенный коллективами предприятий системы Коммедбиопрома опыт работы в рыночных условиях позволил удержать ситуацию в контролируемом русле: падение объемов производства лекарственной продукции было отмечено только относительно 1997 года (на 42,8 млн грн., или 6,1%), но по сравнению с 1991 годом фармацевтической продукции было выпущено на 20 млн грн., или на 6,4% больше.

1999 год фармацевтические предприятия Коммедбиопрома начали с отметки объемов производства в 72,5% (по сравнению с началом 1998 года), а по итогам года этот показатель достиг 105,4%, превысив уровень 1991 года на 12,2% (рис. 1).

рис. 1
Рис. 1. Динамика роста (падения) объемов производства по предприятиям Коммедбиопрома в 1991-1999 годах по сравнению с базовым периодом (1991 год)

Подъем продолжается и в текущем году: за 4 месяца прирост объемов производства лекарств (в сопоставимых ценах) достиг 40% (по сравнению с тем же периодом 1999 года).

Итогом работы всех предприятий Коммедбиопрома в 1999 году стало превышение уровня производства не только докризисного (1997 года), но и 1991 года — впервые за все годы независимости Украины (рис. 2).

рис. 2
Рис. 2. Динамика производства по предприятиям Коммедбиопрома в 1991-1999 годах (в сопоставимых ценах на 01.01.2000)

Доля отечественных лекарственных препаратов на внутреннем рынке приблизилась к 40% (по сравнению с 20%). Причины этого явления лежат на поверхности. В результате кризиса:

увеличилось присутствие на внутреннем рынке продукции отечественного производства вследствие уменьшения как экспорта лекарств, особенно в Россию, так и поступления импортной продукции в Украину (рис. 3);
активизировалось изменение ассортимента выпускаемой отечественными предприятиями продукции, преимущественно за счет лекарственных средств, ранее не производившихся в Украине, но пользующихся у населения спросом;
отечественными производителями осознана необходимость маркетинга и активного продвижения своей продукции на рынок.

Хотелось бы, чтобы подъем продолжался и дальше. Но реально ли это при сохранении в дальнейшем действовавших в предыдущем десятилетии факторов, тенденций, систем управления и прочих рычагов воздействия на процесс производства?

рис. 3
Рис. 3. Динамика импорта и экспорта лекарственных средств

Если мы рассмотрим процессы, происходящие в фармацевтическом секторе более широко, то увидим, что:

  1. Рынок лекарственных препаратов сокращается (темпы его сокращения соответствуют темпам общего сокращения потребительского рынка).
  2. Продолжает уменьшаться объем импорта лекарств (темпы этого процесса значительно замедлились).
  3. Отечественная промышленность обеспечивает только 20% необходимого ассортимента лекарств (темпы роста количества лекарственных форм незначительны — при сохранении темпов 1991–1999 годов Украине для реализации рекомендаций ВОЗ потребуется не менее 22 лет); среди выпускаемой продукции существенна доля «генериков»; некоторые фармацевтические группы и вовсе отсутствуют. Дальнейшее сокращение импорта может создать проблемы с обеспечением населения лекарственными средствами.
  4. Сохраняются неблагоприятные тенденции в отечественном производстве: снижение темпов роста чистой прибыли предприятий; в структуре затрат на производство устойчиво растет их доля на приобретение импортных субстанций, энергоресурсов, упаковочных материалов при одновременном снижении доли оплаты труда и социальных выплат; высоким остается процент износа основных фондов (его дифференциация по предприятиям составляет 22,1–72,9%); продолжается падение производства в микробиологической промышленности; не восстановлен внутренний рынок фитохимической продукции, иммунобиологических препаратов, вакцин, витаминов; весьма ощутимым остается дефицит отечественного производства изделий медицинского назначения и медицинской техники; отсутствует системная поддержка малых предприятий; крайне недостаточно финансирование научных разработок и строительных работ; все еще в процессе реализации — система стимулирования производства жизненно необходимых препаратов и т. д.
  5. Отечественные производители для обеспечения реализации произведенной продукции сдерживают рост цен и вынуждены ограничивать уровень рентабельности и рост заработной платы.
  6. Конкурентоспособность отечественных препаратов за пределами страны остается низкой. Пиком достижений в области экспорта украинских лекарств был 1997 год — 106 млн дол. США. В последующие годы Украине больше не представилась такая возможность. Почему?

Для решения этого вопроса целесообразно использовать российский опыт: с 1993 года в России началось внедрение в производство номенклатуры продукции, которую в период существования Советского Союза производила Украина. С 1996 года Россия целенаправленно и последовательно реализовывала политику поддержки (в том числе и в сфере налогообложения) отечественной фармацевтической промышленности. В Украине, к сожалению, не уделили должного внимания шагам северного соседа в период 1993–1996 гг., своевременно не были предприняты необходимые меры с целью обеспечения конкурентоспособности украинской продукции на российском рынке. Результаты этого проявились в период кризиса 1998 года, поскольку в это время Россия уже производила 90% украинской номенклатуры.

Если в 1993–1994 гг. Украина на 1 долл. США экспортированной продукции направляла в Россию лекарственных средств украинского производства на 74 цента, то в 1995–1996 гг. — на 47, в 1997 г. — на 40,7, в 1998 г. — 34,3, а в 1999 г.— лишь 21,6 цента. При этом Россия активно стала поставлять свою, более дешевую, фармацевтическую продукцию и на рынки стран СНГ, где успешно вытеснила препараты украинского производства.

О недостаточной устойчивости нынешнего состояния отрасли свидетельствует и тот факт, что на 1 апреля 1998 года 40% оборотных средств предприятий Коммедбиопрома было связано дебиторской задолженностью. За период кризиса этот показатель увеличился еще на 7,2%.

Все это свидетельствует о недостаточной устойчивости нынешнего состояния роста. Фармацевтический сектор, являющийся подсистемой в экономике Украины, не может не зависеть от общего состояния системы. Поэтому проблемы, существующие в фармацевтической отрасли, в определенной степени являются отражением и проблем страны и общества в целом.

Наше общество — на переходе из одного устойчивого состояния (которым был советский строй) в другое. Любые, даже самые незначительные отрицательные воздействия, могут вызвать нежелательное изменение направления движения системы. Поэтому без активного воздействия государства как представителя интересов общества переход в состояние, обеспечивающее национальные интересы, невозможен.

Мы уже отмечали важность государственного регулирования для обеспечения нормального развития фармацевтического сектора. Судя по последним событиям, эта необходимость не вызывает сомнений. Так, в рамках административной реформы, которая проводится в соответствии с указами Президента Украины от 15 декабря 1999 г. № 1572/99 «О реформе органов центральной исполнительной власти» и № 1573/99 «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти», создан Государственный департамент по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Постановление Кабинета Министров Украины от 30 марта 2000 г. № 588). Его создание позволяет проводить единую государственную политику в фармацевтической сфере, поскольку Департамент заменил существовавшие ранее организации, которые имели, свои узковедомственные интересы, что затрудняло так необходимую сегодня координацию действий. Созданный Департамент является организационной базой для системного внедрения в период экономической и административной реформ государственной политики в сфере обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений лекарствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой; для вхождения Украины в фармацевтический сектор Европейского Сообщества; для приведения управленческих технологий в соответствие с современными стандартами.

Руководство Департамента имеет конкретный и актуальный подход к решению проблем, в котором акцент сделан на узловые проблемы: обеспечение выживания отрасли в настоящее время и создание необходимых условий для ее динамичного развития в дальнейшем; повышение качества производимой продукции и самого производства, а также на информационное и методическое обеспечение отрасли для принятия научно обоснованных и практически выверенных решений.

Большинство из того, что разработано руководством Департамента, необходимо делать немедленно, а именно:

разработать, согласовать и представить на рассмотрение Кабинета Министров Украины взвешенную, четкую, прозрачную нормативно-правовую базу, которая обеспечит стабильную и надежную фармацевтическую деятельность в Украине;
реализовать понятную для всех и реально контролируемую систему закупок отечественной фармацевтической продукции за бюджетные средства;
оптимизировать действующую в фармацевтическом секторе систему ценообразования.

Руководство Департамента рассчитывает на участие в этой деятельности всех работников фармацевтической сферы. Мы открыты для конструктивного и плодотворного сотрудничества во благо людей.





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика