|
И. А. Зупанец, В. П. Черных, С. Б. Попов, Н. В. Бездетко, А. В. Зайченко Фармацевтическая опека — важнейший аспект клинической фармацииНФАУ, г. Харьков Лекарственные средства приносят пользу только в умелых руках. По данным ВОЗ, около 10% госпитализаций связано с неправильным назначением лекарств. Иногда, к сожалению, неправильное назначение и применение лекарственных препаратов может стать причиной тяжелых, порой летальных осложнений. Безопасное и эффективное применение лекарств во многом зависит от скоординированной деятельности врача и провизора. В свете концепции ответственного самолечения роль провизора возрастает. Фармацевтическая опека — новое направление профессиональной деятельности провизораВ начале 90-х годов Всемирная организация здравоохранения определила стратегическое направление развития здравоохранения во всем мире тремя словами: фокус на пациента. Это положение закреплено в документах ВОЗ и лежит в основе Программы действий по основным лекарственным препаратам (ЛП), утвержденной Европейским Региональным Бюро ВОЗ. В свете этой стратегии коренным образом меняется роль провизора в системе здравоохранения. Основной целью его профессиональной деятельности становится не столько повышение количества и качества лекарственных препаратов на рынке, сколько повышение эффективности и безопасности лекарственной терапии конкретного больного — обеспечение каждому больному надлежащего качества фармацевтической опеки. Фармацевтическая опека — ответственность провизора (клинического провизора) перед конкретным пациентом за результат лечения лекарственными препаратами. Фармацевтическая опека — это комплексная программа взаимодействия провизора и врача в течение всего периода лекарственной терапии — начиная от момента отпуска лекарства и до полного окончания его действия. Фармацевтическая опека подразумевает вовлечение провизора (фармацевта) совместно с врачом в активную деятельность по обеспечению здоровья и предотвращения заболеваемости населения. На провизора возлагается обязанность обеспечить больного не только качественными лекарствами и изделиями медицинского назначения, но и содействовать их рациональному использованию. Фармацевтическая опека включает следующие рекомендации и консультации для пациента:
Повышение роли провизора в системе здравоохранения как мировая тенденция наметилось с конца 50-х годов и тесно связано с развитием концепции ответственного самолечения. Самолечение — это разумное использование потребителем лекарственных препаратов, находящихся в свободной продаже, для профилактики и лечения нарушений самочувствия и симптомов, распознанных им самим. На практике оно также включает лечение членов семьи и знакомых, особенно когда дело касается лечения детей. Самолечение ни в коей мере нельзя рассматривать как альтернативу врачебного лечения, более того, оно должно иметь свои пределы там, где картину болезни и ее причины невозможно установить непрофессионалу, а применение лекарств на свой страх и риск может нанести вред. Очень важно подчеркнуть, что прием лекарств, не находящихся в свободной продаже, под собственную ответственность, но без квалифицированного контроля (по совету друзей, из остаточных запасов “домашней аптечки”) ни в коей мере нельзя считать самолечением и следует рассматривать как совершенно недопустимое явление, хотя и широко распространенное в реальной жизни. С точки зрения органов здравоохранения, принятие концепции самолечения не только удовлетворит растущее желание населения управлять своим здоровьем, но и позволит удерживать общественные расходы на здравоохранение на разумном уровне. При самолечении провизор, являясь единственным квалифицированным собеседником потребителя-пациента, выполняет важную контрольно-консультационную функцию. Поскольку пациент приходит в аптеку без диагноза врача, при самолечении исходным моментом является самодиагноз. Отсюда следует, что провизор (клинический провизор) — никем не заменимый партнер пациента, намеревающегося приступить к самолечению. Опираясь на свое образование, опыт и специальные знания, в целях защиты пациента он принципиально и высокопрофессионально обязан проверять целесообразность действий пациента. Контрольная функция провизора находит свое выражение в общении, когда через консультационную беседу он получает от самого пациента надежную информацию, необходимую для начала самолечения. При этом провизор ни в коей мере не является конкурентом врача, а наоборот, дифференцированно отбирает контингент пациентов, нуждающихся именно во врачебной помощи. Помимо этого контрольная функция провизора распространяется на:
В связи с развитием самолечения крайне необходимым является взаимное сотрудничество между пациентом, врачом и провизором. Необходимо слияние знаний и опыта, накопленного обеими медицинскими профессиями, во имя обеспечения надежного и качественного лекарственного лечения на благо пациента. Необходимые условия для качественной фармацевтической опеки
В настоящее время важное место отводят такому фактору, как готовность пациента выполнять рекомендации врача. Это новое понятие получило название комплаенс (Complians) — индекс кооперативности. На исполнительность пациента могут повлиять следующие факторы:
Таким образом, комплаентность пациента может сильно варьировать и соответственно существенно влиять на эффективность фармакотерапии. Фундаментальные изменения в функции провизора, когда из банального продавца лекарств он становится незаменимым звеном в системе самолечения, являются необходимым условием развития рынка безрецептурных препаратов. Препараты безрецептурного отпуска (ОТС-препараты)Препараты безрецептурного отпуска (ОТС-препараты — от англ. over the counter) — обширная группа лекарств, которые пациент может купить для самолечения в аптеке (а некоторые лекарства и не только в аптеке) без рецепта врача. Они поступают к больному непосредственно из рук провизора, минуя врача. Среди ОТС-препаратов достаточное количество лекарств, способных оказать значительное побочное действие, особенно при нерациональном применении. Перечень препаратов, разрешенных для самолечения, может существенно отличаться в различных странах в зависимости от существующих систем здравоохранения и социально-экономических условий. Однако критерии отбора таких препаратов должны быть общими для всех и основываться на достоверных данных, большой терапевтической широте и стоимости. Анализ 40 национальных исследований, посвященных самолечению, позволяет выделить 10 наиболее распространенных состояний, которые лечатся с помощью безрецептурных препаратов. Это — головная боль, кашель, простуда, боли в горле, расстройство желудка, запоры (или диарея), угревая сыпь, мышечные боли, порезы и ссадины. Безопасное и эффективное использование безрецептурных препаратов возможно только при условии получения пациентом понятной и доступной информации об этих лекарствах. Потребитель должен четко знать, в каких случаях плохого самочувствия он может лечиться без помощи врача и какими лекарственными препаратами в этих случаях необходимо пользоваться. Эта цель достигается с помощью правил, по которым должна быть составлена информация на упаковке лекарственных препаратов. Эти правила были сформулированы в Директиве 92.27. ЕС от 31 марта 1992 г. В соответствии с директивой наличие листка-вкладыша в упаковке всех лекарств обязательно до тех пор, пока вся необходимая информация не будет изложена на упаковке. Листок-вкладыш должен быть составлен в соответствии с краткой характеристикой препарата и изложен в доступной для потребителя форме. Он должен содержать исчерпывающий перечень сведений в соответствии с установленным порядком. Однако обеспечить пациента должной информацией о лекарствах только лишь с помощью инструкции на практике не представляется возможным по ряду причин:
Все эти причины на фоне роста популярности среди населения абсолютного большинства стран концепции самолечения обусловливают необходимость профессиональной подготовки провизоров как стратегических экспертов по выбору и применению препаратов ОТС. Отдельные категории пациентов требуют от провизора повышенного внимания, так как риск развития побочного действия лекарств у них значительно выше, а последствия для здоровья могут быть значительно более тяжелыми, чем для “среднего” пациента. Лекарственная терапия должна быть не искусством, а серьезной рациональной наукой. Только тогда возможно обеспечить больному эффективное и безопасное лечение. Гарантировать пациенту надлежащее качество лекарственной помощи возможно только при объединении врачей и провизоров. Для этого провизор должен в полной мере владеть знаниями клинической фармации. Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|