Новости

Противораковый белок — ключ к разгадке тайны вечной молодости

Лондон, Великобритания

Один из белков, который помогает организму бороться с раковыми заболеваниями, возможно, является ключом к разгадке механизмов старения.

В американском журнале «New Scientist» опубликована статья, в которой говорится, что опухолевый некротический фактор (ОНФ), белок который стимулирует апоптоз (запрограмированную смерть) пораженных или мутировавших клеток, по мере старения организма ослабляет его иммунную систему.

Когда человек стареет, защитные клетки его иммунной системы становятся гиперчувствительными к действию этого белка и погибают в огромных количествах.

Иммунологи из Калифорнийского университета провели эксперимент, исследовав уровень содержания иммунных клеток CD4 и CD8 в крови студентов и в крови преподавателей пенсионного возраста. Когда иммунные клетки подвергли воздействию ОНФ, 26% клеток CD8, взятых у молодых испытуемых, погибли. А вот в образцах крови, взятых у пожилых участников эксперимента, «покончили с собой» 40% клеток CD8. Кроме того, в образцах крови старшей группы испытуемых стали чаще погибать клетки CD4 — это говорит о том, что клетки стали более чувствительными к действию ОНФ.

ОНФ — это только часть механизма ослабления иммунной системы и старения, но, возможно, очень важная часть. Может быть, скоро появятся лекарства, способные замедлять процесс старения.

Если мы научимся контролировать процесс отмирания клеток, мы сможем не только продлевать жизнь, но и улучшать состояние здоровья пожилых людей.

В Японии впервые осуществлена генная терапия рака легких

Окаяма, Япония, 2 марта 1999 г.

В университете г. Окаяма впервые для лечения рака легких были применены методы генной терапии. 50-летнему пациенту была сделана инъекция жидкости, содержащей противораковый ген «р53». Это третья попытка применения генной терапии для лечения различных заболеваний. В 1995 г. в университете Хоккайдо подобная процедура была применена к пациенту с иммунодефицитом, а в октябре прошлого года в Токио таким же способом лечили пациента, страдающего раком почки.

В этот раз ген р53 был внедрен в стерилизованный вирус, который должен был послужить носителем. Пациент сам попросил применить к нему генную терапию. Этот метод лечения был допущен правительством Японии к применению в качестве клинических испытаний эффективности и безопасности использования вируса как носителя гена.

Если раковая опухоль уменьшиться или пациента перестанут мучить боли, лечение будет считаться успешным. В дальнейшем пациент будет проходить процедуру генной терапии ежемесячно, а врачи будут следить за побочными эффектами.

Слюна убивает ВИЧ-инфицированные клетки

Несмотря на то, что миллионы людей во всем мире являются носителями вируса СПИДа, имеется очень мало сообщений о передаче этого заболевания через поцелуи, при стоматологическом лечении или воздушно-капельным путем. Даже у людей, в крови которых обнаруживают вирус иммунодефицита человека, в слюне содержатся только неинфекционные компоненты этого вируса. Чтобы объяснить это явление, исследователи из Техасского университета провели серию экспериментов. Их выводы оказались очень неожиданными.

По мнению исследователей, объяснение состоит в том, что человеческая слюна представляет собой мощное средство защиты. Эксперименты показали, что слюна инактивирует 90% ВИЧ-инфицированных клеток крови, разбивая вирус на неинфекционные компоненты и тем самым снижая производство ВИЧ и других вирусов в этих клетках в 10000 раз.

В предыдущих исследованиях выяснилось, что, белки содержащиеся в слюне, снижают содержание вирусов только в 2–5 раз. Если это и вся защита, то почему же в слюне инфицированных людей вирус практически отсутствует?

Однако концентрация противовирусных антител слюны также слишком мала, чтобы объяснить отсутствие вирусов. Исследователи предположили, что основной причиной является тот факт, что в слюне содержится в семь раз меньше солей, чем в других жидкостях тела.

Соль необходима, чтобы клетки оставались живыми. Если поместить эритроциты, содержащие соль, в стакан питьевой воды, они очень быстро впитают воду, набухнут и «взорвутся». То же самое произойдет с лейкоцитами, в которых может содержаться ВИЧ.

Человек, больной СПИДом, может спокойно целоваться, не боясь заразить партнера. Почему же слюна не защищает от заражения, например, при кормлении грудью?

Дело в том, что грудное молоко, молозиво, семенная жидкость, а также сбалансированные солевые растворы способны возмещать недостаток соли в слюне, тем самым обеспечивая инфицированные клетки необходимой для выживания средой. Эти жидкости нейтрализуют способность слюны убивать ВИЧ-инфицированные клетки. Не случайно именно через эти три жидкости (молоко, молозиво и семенная жидкость) передается вирус СПИДа. Но если ни одной из этих жидкостей нет, а слюна присутствует, вирус СПИДа передается крайне редко.

Конечно, прежде чем можно будет делать окончательные выводы, нужно провести еще много экспериментов. Но если бы удалось найти пути применения этого защитного механизма в других частях организма (например, во влагалище или в прямой кишке), это помогло бы предотвратить большое количество случаев передачи вируса СПИДа, которое сейчас составляет 5,8 млн в год.

Рибавирин помогает иммунной системе бороться с вирусными инфекциями

Нью-Йорк, США

Специалисты из компании «ICN Pharmaceuticals» обнаружили, что рибавирин, синтетический нуклеозид с антивирусной активностью, разработанный «ICN», помогает клеткам иммунной системы человека вырабатывать белки, которые борются с вирусными инфекциями.

Лабораторные исследования подтверждают эффективность рибавирина в лечении гепатита С, хронической вирусной инфекции, поражающей миллионы людей во всем мире, в сочетании с интерфероном.

Иммунная реакция на вирусную инфекцию регулируется, в основном, Т-лимфоцитами, которые удаляют инфицированные клетки из организма. Реакцией Т-лимфоцитов управляют цитокины. Некоторые цитокины усиливают реакцию Т-лимфоцитов, а цитокины другого типа увеличивают выработку антител, предотвращающих повторную инфекцию.

Специалисты «ICN Pharmaceuticals» обнаружили, что рибавирин может увеличивать производство цитокинов, влияющих на реакцию Т-лимфоцитов. Это открытие может стать отправной точкой для создания новых лекарственных препаратов для борьбы с вирусными инфекциями.

В настоящее время «ICN Pharmaceuticals» распространяет рибавирин в виде препарата VirazoleТ в различной дозировке. Препарат уже сейчас имеет 10 показаний к применению.

В будущем рибавирин можно будет использовать для лечения большого количества заболеваний, т. к. иммунная реакция — один из важнейших факторов для сохранения здоровья.

Перевод с английского Натальи Байч