Логотип журнала "Провизор"








Н. П. Суббота

Перспективы создания нового класса лекарственных соединений на основе фетального сырья

Институт проблем криобиологии и криомедицины НАН Украины, г. Харьков

Интерес к использованию биопрепаратов, выделенных из трупных фетальных органов животных и человека, известен еще с древних времен. До настоящих дней дошли описания случаев удивительного исцеления при использовании препаратов, приготовленных из эмбриональных и плодовых тканей. Как показали проведенные в последние годы исследования, их успешное использование при лечении многих патологических состояний организма человека определено рядом свойств, присущих клеткам и тканям только на ранних стадиях развития [2, 4, 10, 11].

В настоящее время фетальные ткани используют в Канаде, США, России, Швеции, Франции, Мексике, Японии, Кубе и других странах. При этом почти 85% из всего используемого материала уже несколько десятилетий успешно применяется в вирусологии и бактериологии. Фетальные ткани являются сырьем для получения стимуляторов, вытяжек, экстрактов, диагностикумов и т. д. Вместе с тем следует отметить, что наряду с новейшими технологиями, используемыми в мировой медицинской практике для получения биопрепаратов из фетального сырья, в странах Востока до сих пор существуют древние рецепты приготовления препаратов и методы лечения фетальными препаратами человека и животных.

В странах Европы также используют фетальное сырье для получения препаратов. Например, в Германии и Швейцарии уже почти 50 лет успешно применяют лиофилизированные экстракты ксеноорганов. История разработок в США по этой проблеме насчитывает более 20 лет: работы с использованием фетального материала под давлением церкви были запрещены Рейганом и вновь возрождены с приходом к власти Б. Клинтона.

Все же родиной появления фетальной терапии следует считать Россию. Еще в 1894 Санкт-Петербургский врач М. В. Шапирович впервые сделал попытку использовать для лечения почечной недостаточности ткань почек мертвых новорожденных детей. С 1993 года по настоящее время в клиниках России работы с использованием препаратов КТТ координирует Международный институт биологической медицины, созданный на базе Российского НИИ центра перинатологии, акушерства и гинекологии РАМН.

Впервые в мировой практике, начиная с 1989 г., на Украине в НИИ нейрохирургии (Киев) проводятся разработки по нейротрансплантации эмбриональной аллогенной нервной ткани. Результаты разработок позволяют с успехом использовать этот уникальный метод лечения при некоторых патологических состояний нервной системы человека [10, 11].

Подобные разработки ведутся с 1991 года в Российском НИ нейрохирургическом институте (г. Санкт-Петербург) при лечении детей с врожденным церебральным параличом, тяжелыми эпилептическими припадками, психическими расстройствами, парезами и параличами. Пересаженные клетки нервной ткани в этом возрасте еще сохраняют способность делиться, выделяя нейротрофический медиатор, который благотворно влияет на весь мозг пациента.

Аутотрансплантацию мозгового слоя надпочечника в хвостатое ядро мозга пациента с тяжелой формой болезни Паркинсона впервые провели в Королевском госпитале в Стокгольме (1983 г.).

Более 3-х десятилетий в клинической практике используются гемопоэтические клетки, выделенные из печени эмбрионов человека [4]. За это время определенные успехи были достигнуты не только при разработке методов длительного хранения клеток, но и при лечении больных, пострадавших в Чернобыле. Имплантация эмбриональных гемопоэтических клеток используется также при лечении наследственных дефектов лизосом и пероксисом человека, при патологии крови, когда в эритроцитах присутствуют дефектные молекулы гемоглобина. Среди клеток гемопоэтического ряда особое внимание уделяется клеточной системе макрофаг-моноцит из-за практически неограниченной потенции этих клеток мигрировать из органа в орган через кровь и лимфу.

История использования фетального материала при лечении такого грозного заболевания, как сахарный диабет, насчитывает более двух десятилетий. Первыми решились пересадить диабетикам клетки, взятые у зародышей, китайские врачи. В более поздних сообщениях китайских врачей, например из больниц Шанхая, где работы ведутся с 1982 года, указывалось, что из 39 больных после проведения КТГ 3 вообще не нуждались в инъекциях инсулина, у остальных отмечено улучшение общих клинических показателей. Эстафету продолжили американские врачи, однако их результаты были несколько хуже: из 17 больных только три испытали облегчение. В СССР имплантация культур островковых клеток в пульпу селезенки была впервые проведена в 1979 году В. И. Шумаковым. В дальнейшем аллотрансплантация культур островковых клеток поджелудочной железы плодов человека нашла широкое использование в Украине, Латвии, Югославии. Анализ результатов свидетельствует, что из 800 имплантаций, выполненных к 1994 году, улучшение наблюдалось у 80% пациентов [7].

Хорошие результаты при использовании фетальных тканей получены в травматологии. Например, при лечении пороков развития верхних и нижних конечностей у детей с применением фетальных клеток быстрее происходит процесс их удлинения за счет ускорения и стимуляции образования костной ткани.

Эмбриональные клетки тормозят развитие опухолей. Доказано, что если опухоль и эмбриональные клетки находятся в одной питательной среде, опухоль перестает расти до того времени, пока растет эмбриональная ткань. Ее рост начинается вновь тогда, когда рост эмбриональной ткани останавливается. Это связано с тем, что фетальные клетки обладают выраженным иммунорегуляторным и противоопухолевым действием. Отмечена биохимическая и иммунологическая аналогия между супрессорными факторами, продуцируемыми злокачественной опухолью и трофобластом. Именно поэтому эффективно использование естественных эмбриональных белковых веществ для противоопухолевой защиты [11].

В Украине впервые описан и подробно изучен феномен противоопухолевой активности клеток головного мозга эмбрионов новорожденных животных. (А. Ф. Вазианов).

Особый интерес представляют результаты работ по использованию для экстракорпорального лечения больных с эндотоксикозами различной этиологии «биококтейлей», приготовленных на основе криоконсервированных гепатоцитов (алло- или ксенопечень) и препаратов печени мертвых плодов человека [1, 13]. При этом криоконсервированные биопрепараты фетальной печени могут быть использованы в виде различных комбинаций: гепатоциты и гемопоэтические клетки, экстракты или цитозольные фракции. Такая идея впервые была не только высказана Н. П. Субботой, но и после цикла проведенных научно-экспериментальных разработок (1983–1998) успешно подтверждена на клинической базе Института скорой помощи им. Н. В. Склифосовского (г. Москва) [6, 9].

Результаты использования КТТ при заболеваниях центральной нервной системы, эндокринных органов, печени, органов кроветворения, при злокачественных новообразованиях регулярно обсуждаются и освещаются в научных публикациях, завоевывая все больше и больше приверженцев этого метода, как среди специалистов, так и среди пациентов. В настоящее время уже ни у кого нет сомнений в том, что имплантация фетальных клеток и тканей является перспективным направлением биологической медицины. Например, А. Акопян (Центр репродукции человека, Минздрав России) считает, что около 160 болезней, вызванных иммуногенетическими неполадками в человеческом организме, можно успешно лечить, применяя фетальные клетки и ткани.

Использование фетального материала всегда требовало соблюдения этических норм. Это требование было закреплено в документе «Принципы медицинской этики», принятом в 1982 году Генеральной ассамблеей ВОЗ.

В последнее десятилетие интерес к фетальному материалу как потенциальному сырью для получения естественных нетоксических лекарственных препаратов сильно возрос.

Как указывалось выше, в клеточной терапии используются останки уже мертвых 300–400-граммовых плодов. Вместо того, чтобы быть уничтоженными, они дают надежду на выздоровление безнадежно больным людям [10].

До 16–18 недель клетки зародыша иммунологически не дифференцированы. Это значит, что они не содержат полного набора антигенов. Благодаря этому иммунная система взрослого человека, которому пересаживают эти клетки, не может их распознать, а значит — и отторгнуть. Во-вторых, фетальные клетки и ткани еще сами недостаточно зрелы, чтобы атаковать нового хозяина. Третьим уникальным свойством фетальных тканей, в том числе и нервных, является то, что они еще обладают способностью к регенерации. Вполне возможно предположить, что они способны восстанавливать поврежденные клетки головного или спинного мозга [11].

Перечисленные выше свойства позволяют считать фетальные клетки и ткани уникальным материалом, который легко приживается в чужом организме и позволяет исключить при имплантации использование иммуносупрессоров, оказывающих побочное действие.

Пересаженные фетальные клетки мобилизуют и стимулируют собственные защитные силы организма, являются мощным фактором, стимулирующим рост клеток, характеризуются выраженными антиоксидантными и противовоспалительными свойствами [11]. Несмотря на то, что имплантация фетальных тканей и клеток не является «генной терапией», вполне возможно, что биологически активные вещества, содержащиеся в них, способствуют экспрессии «молчащих» генов.

Анализируя результаты литературных и собственных данных по использованию КТТ, следует также отметить, что при введении клеток или препаратов в организме пациента идут процессы, которые в настоящее время еще не изучены: миграция клеток, пролиферация, дифференцировка и замещение утраченных функций пораженных тканей и органов.

Несмотря на то, что сырьем для получения препаратов могут быть как алло- так и ксеноорганы, использование ксеноматериала снимает все этические проблемы, стоит дешевле, дает более прогнозируемый результат. Однако и при работе с фетальными органами животных возникают трудности, связанные в первую очередь с возможной передачей вирусных инфекций, которые являются общими как для животных, так и человека. В настоящее время вирусы перебрались от овцы к крупному рогатому скоту, добрались до человеческого мозга, став возбудителями болезни Кройцфельдта-Якоба. Вирусы могут оказаться как в обычном, так и трансгенном сердце свиньи.

Однако, несмотря ни на что, ученые надеются, что поиск в фетальных препаратах новых, ранее не известных науке биологически активных веществ, приведет к расшифровке их первичной структуры, даст возможность синтезировать их биотехнологически, получать на их основе лекарственные препараты нового класса.

Будущее этих разработок доказано в России. В лаборатории андрогенных препаратов Центра репродукции человека пересаживают людям высокоочищенные зародышевые клетки, полученные на животной основе. Клетки способны вырабатывать мужской половой гормон тестостерон. Препарат успешно применяется при импотенции, задержке полового развития у детей, лечении мужского климакса.

В экспериментах, например, показано, что пептиды, выделенные из фетального тимуса, при взаимодействии с поверхностной мембраной Т-лимфоцитов активируют экспрессию специфических рецепторов и тем самым повышают функциональную активность этих клеток.

В настоящее время разнообразны не только препараты, приготовленные из фетального сырья для клинического использования (клетки, суспензии, криоэкстракты, отдельные фракции пептидов и т.д), но и пути их введения, дозы, курсы лечения. Клинический эффект вводимых препаратов, как показано, зависит от способа и пути их введения в организм. Например, при интрапортальном введении бета-клеток поджелудочной железы эмбрионов лечебный эффект у пациентов с сахарным диабетом выражен в большей степени, чем при введении в прямую мышцу живота.

Неопределенность, существующая в Украине в связи с отсутствием закона о трансплантации, создает трудности не только для получения фетального сырья, но и для клинического использования. Включение терапии фетальными препаратами в плановые курсы лечения больных требует создания их запаса (банка). Вместе с тем, приоритетные теоретические и экспериментальные разработки, проведенные в криобиологии и позволившие научно обосновать и разработать надежные методы получения и длительного хранения фетальных препаратов, не могут, за редким исключением, своевременно применяться для лечения пациентов в клиниках.

Криобиологи в настоящее время рекомендуют для клинического использования целый ряд биопрепаратов, приготовленных из фетальных клеток и тканей, в том числе и жизнеспособные клетки. Это касается жизнеспособных гемопоэтических клеток, гепатоцитов, бетта-клеток поджелудочной железы, биопрепаратов разного уровня биологической организации, выделенных из мозговой ткани, печени, хориона, тимуса и др. [2, 4, 13, 14]. Препараты получают и хранят, используя различные криобиологические технологии: криоконсервирование, сублимационное высушивание. Вместе с тем, реально могут быть использованы лишь некоторые из практических разработок.

Управление по внедрению новых лекарственных препаратов и контролю качества медицинских препаратов при МЗ Украины разрешило (декабрь 1994 г.) использовать в клинической практике криоконсервированные гемопоэтические клетки эмбриональной печени человека, поскольку они не относятся к лекарственным препаратам, требующим оформления фармакопейной статьи.

Письмом зам. министра здравоохранения Украины (март1996 г.) было подтверждено, что временно, до принятия закона об обязательной сертификации биопродукции и создания национальной сертификационной службы криоконсервированных препаратов на Украине, терапия клетками и тканью плаценты также не требует разрешения Фармакологического комитета МЗ и разработки фармакопейной статьи.

Основными разрешающими документами, регламентирующими качество получения и криоконсервирования разрешенных к клиническому использованию препаратов, являются утвержденные методические рекомендации [1].

Таким образом, разработчикам новых биопрепаратов, получаемых на основе фетального сырья, предстоит провести целый ряд исследований, позволяющих определить их влияние на основные метаболические системы в условиях нормально функционирующего организма. При проведении работ следует использовать системный подход, принятый в фармакологии. Это позволит рассматривать конечный продукт — фетальные биопрепараты — как лекарственное средство [5].

Учитывая то, что приоритетными направлениями современной биотехнологии, направленными на охрану жизни людей, несомненно, являются те, что связаны с производством иммунокорректоров, противоопухолевых и радиопротекторных препаратов, получение естественных иммунокорректоров на основе фетального сырья является актуальной задачей. Это необходимо и с точки зрения обеспечения отечественного рынка иммунологических препаратов, т. к. почти 90% из них покупается за границей.

Существуют и другие весомые причины, побуждающие исследователей, в том числе и криобиологов, проводить разработки в области получения естественных биостимуляторов: ослабление иммунной системы человека, ухудшение экологической обстановки, резистентность возбудителей болезней и т. д. [8].

Использование при получении препаратов результатов фундаментальных разработок целого ряда наук (эмбриологии, биологической медицины, биологической химии, криобиологии, физико-химической химии) позволит получить в конечном итоге лекарственные препараты с сохраненными уникальными свойствами фетальных клеток и тканей.

Литература

  1. Береснев А. В. и др. Способ получения и методика применения криоконсервированных ксеногепатоцитов с целью детоксикации и иммунокоррекции. Метод. рекоменд., Харьков.— 1994.— 18 с.
  2. Блюмкин В. Н. и др. Флотирующие культуры, полученные из щитовидной железы плодов человека и животных//Трансплантация и искусственные органы.— М.: Б.и., 1986.— С. 92-94.
  3. Велигоцький В. М. Застосування кріоконсервованих ксеногепатоцитів у хірургічних хворих з дифузними пошкодженнями печінки//Автореф. дис. канд. мед. наук.— Харків, 1994.— 22 с.
  4. Грищенко В. И., Лобынцева Г. С., Вотякова И. А., Шерешков С. И. Гемопоэтические клетки эмбриональной печени.— Киев: Наук. думка.— 1988.— 192 с.
  5. Даниленко В. С. и др. Методические рекомендации по представлению документации на лекарственные средства в Фармакологический комитет Министерства здравоохранения Украины.— Киев, 1993.— 36 с.
  6. Лебедева Ю. Н. Применение криоконсервированных гепатоцитов в комплексном лечении больных с острой печеночной недостаточностью//Автореф. дис… канд. мед. наук.— М.,1996.— 33 с.
  7. Скалецкий Н. Н. и др. Трансплантация культур островковых клеток поджелудочной железы в лечении инсулинозависимого сахарного диабета//Бюл. экспер. биол. и мед.— 1994.— № 4.— С. 356–363.
  8. Спіженко Ю. П. Доповідь на Колегії Держкоммедбіопрому України 19 березня 1997 року//Ліки України.— 1997.— № 2.— С. 2–10.
  9. Суббота Н. П. Взвесь криоконсервированных гепатоцитов — эффективный компонент биологической диализирующей жидкости для детоксикации организма. Х 1 Фармакол. Съезд. Тез. Докл., 1990.— С. 85.
  10. Суббота Н. П., Грищенко В. И. Криоконсервированные клетки и ткани плодов человека как источник трансплантационного материала//Криобиология.— 1991.— № 1.— С. 3–8.
  11. Суббота Н. П. Проблемы современной биологической медицины//Проблемы криобиологии.— 1997.— Вып. 4.— С. 3–14.
  12. Суббота Н. П. Опыт приоритетных разработок института в области получения и криоконсервирования аллогепатоцитов//Проблемы криобиологии.— 1997.— Вып. 1–2.— С. 48–54.
  13. Суббота Н. П., Пашинский П. П., Розанова З. Д., Биологические свойства криоэкстрактов эмбриональных тканей//Проблемы криобиологии.— 1998.— Вып. 3.— С. 35–42.
  14. Subbota N. P., Lebedeva Y. N., Mogilevtseva L. V. Cellular dialysis in endotoxicosis. International Congress Biol. Medicine.Tel-Aviv, Intern. Academy of Biological Medicine.— 1994.— P. 51.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика