Закончил работу V Национальный съезд
фармацевтов Украины. Оправдались ли ожидания и
надежды, возлагавшиеся на этот форум?
— Безусловно, съезд — событие неординарное. За
восемь лет независимости Украины впервые был
собран такой представительный форум,
объединивший всех, кто занимается созданием,
разработкой, производством, реализацией
лекарственных препаратов. Съезд подтвердил, что,
несмотря на значительные трудности и проблемы,
имеющиеся в государстве, фармакологическая
отрасль развивается. И главное — решена задача
ликвидации дефицита лекарственных средств. На
пятом съезде впервые удалось собрать и
объединить всех, кто к этому причастен. Для меня
это уже третий съезд, и по опыту могу сказать, что
на предыдущих среди участников доминировали
представители аптечной сети. Но ведь если в
стране не будет лекарств, аптечная сеть просто
перестанет существовать...
Принципиально новым для этого съезда стало
участие представителей частных структур.
Оправдались ли надежды, связанные со съездом?
Ожидать кардинальных перемен, особенно в наших
условиях, то есть накануне президентских выборов
и при существующих экономических проблемах, было
бы нереально. Съезд должен был выработать
стратегию развития отрасли на начало XXI века, и
думаю, что эта задача решена.
Во-первых, взят курс на интеграцию в
Европейское сообщество, что нашло отражение в
документах и решениях съезда. Во-вторых, съезд
показал, что в Украине фармацевтическая
промышленность состоялась, что существует
достаточный научный потенциал для дальнейшего
развития и укрепления отрасли.
Что же не состоялось, на мой взгляд? Кто
внимательно слушал все доклады, тот не мог не
отметить, как образно сказал один из моих коллег:
«все вертелось вокруг производственной трубы».
И, наверное, поэтому я не услышал ответы на многие
вопросы. В первую очередь, как же должна
развиваться аптечная сеть, система дистрибьюции,
реализации лекарственных средств в Украине.
Думаю, должна была сказать свое слово
Национальная фармацевтическая академия, ведь
именно она традиционно готовит специалистов для
аптечной сети, разрабатывает стратегию развития
отрасли, ценообразования, обеспечения кадрами,
нормативы размещения аптек и т. д. К сожалению, об
этом ничего сказано не было. Ученые, дающие
знания нашим студентам — будущим специалистам,
не имеют права мыслить старыми категориями. Что
значит управление аптечной сетью в системе
рыночных отношений? Каким оно должно быть? Только
в Харькове созданы и Областная инспекция, и
Фармацевтическое управление, и Ассоциация
фармацевтов. В итоге, с одной стороны, все равно
нет структуры, которая может управлять, с другой
— ее не может быть вообще, так как это
противоречит законодательству Украины… Абсурд!
Но существование такой структуры необходимо, и
она должна иметь совершенно другие функции —
координации, изучения потребностей,
рекомендательную функцию (рекомендовать органам
исполнительной власти, куда в первую очередь
использовать бюджетные деньги, каким образом
сделать так, чтобы срдества использовались
наиболее рационально) и т. д. А вместо этого идет
«перетаскивание одеяла», драка за возможность
управлять, проводить проверки и т. д.
Для проверки на сегодняшний день законом
определен один орган — Инспекция. Или созданное
Указом Президента Национальное агентство, в
подчинение которому переходят инспекции. У нас
существует мощнейшая система инспекций на
областном уровне. Созданы дееспособные
подразделения, которые должны следить за
соблюдением требований к реализации лекарств, к
их изготовлению т. д. Но в проекте решения съезда
записано создание еще одной инспекции — по GMP. Не
вижу в этом смысла. Исходя из этого и было внесено
предложение обязать уже существующие органы
обеспечить обучение инспекторов GMP.
На мой взгляд, съезд недостаточное внимание
уделил вопросам внедрения, адаптации
международных норм к существующим условиям
аптечной сети. А ведь мы обязаны выполнять Указ
Президента, которым он обязал осуществлять
поэтапную интеграцию в Европейское сообщество.
По-прежнему остро стоит вопрос о нормативной
базе. Ведь мы работаем зачастую еще по советским
документам. Но, во-первых, уже прошло двадцать
лет, во-вторых, мы входим в Европу, в-третьих, по
ряду вопросов у нас вообще нет нормативной базы.
Следует сосредоточиться на решении этих проблем.
Более того, готовы сотрудничать в этом
направлении с ведущими специалистами отрасли,
предпринимателями и, естественно, с
Фармацевтической академией и Фармацевтической
ассоциацией Украины.
Кроме того, на уровне Министерства
здравоохранения должна работать структура,
координирующая создание такой нормативной базы.
Еще один вопрос, который, по моему мнению, выпал
из основных документов съезда: на сегодняшний
день Украина не может создать
конкурентоспособный лекарственный препарат.
Думаю, эта задача должна стать приоритетной для
созданного Национального агентства, что должно
быть заложено в документацию, которая сейчас
разрабатывается. Иначе — будущего нет. Даже если
мы приведем все в соответствие с нормами GMP,
вложим огромные деньги в ремонт, оборудование,
обучение персонала, лаборатории, все это будет
зря. Ведь без соответствующей документации
вопрос регистрации украинских препаратов просто
не будет рассматриваться не только в Западной, но
и в Восточной Европе.
Особый и болезненный вопрос — судьба наших
фармацевтических фабрик. По большому счету, на
сегодняшний день фармацевтические фабрики
Украине не нужны. Аналогичная продукция
производится любым из заводов, причем в лучших
условиях, более квалифицированными работниками
и т. д. И все прекрасно понимают, что фармфабрики
не в состоянии улучшить свою материальную базу и
обеспечить сносные условия производства. И
завтра-послезавтра остро встанет вопрос: что же
они выпускают, лекарства ли это вообще? Самое
рациональное в сложившейся ситуации —
перепрофилировать большинство фабрик на выпуск
каких-либо пищевых добавок, фитокомпозиций, не
являющихся лекарственными средствами. А сейчас в
Украине 30 предприятий, дублирующих ассортимент
друг друга...
Далее. Мы так и не услышали на съезде, что же
делать с межбольничными аптеками и с
изготовлением инфузионных средств. Да, было
время, когда их существование было оправдано. Но
сейчас условия, в которых они работают, не
отвечают никаким стандартам, не говоря уже о
требованиях Европейского Союза. Самое
рациональное — ввозить данные препараты, как это
и делается в большинстве стран мира. Другой путь
— создание новых предприятий, отвечающих всем
требованиям к производствам такого типа.
К сожалению, на съезде не были представлены
серьезные разработки лекарственных средств,
такие, которые бы позволили Украине в будущем
занять достойную нишу на рынке. Будем все же
надеяться, что «заначки» есть, но еще не пришло
время их обнародовать. Речь не идет о множестве
препаратов — это нереально, пусть их будет два
или три, но таких, которые будут достойно
представлять Украину. Для этого надо объединить
усилия всех, от кого зависит конечный результат,
и максимально сконцентрировать денежные
средства. А ныне существующая система
предусматривает, увы, как раз распыление
средств...
В общем, вопросов, которые поднял съезд, много и
решать их надо. Мы прошли подготовительный этап,
была создана довольно серьезная база, в первую
очередь производственная. Кроме того, Украина на
сегодня единственная из стран СНГ, которая
перерегистрировала свою продукцию. А это
огромная работа, благодаря которой мы получили
право продажи лекарственных препаратов в
странах СНГ. Создана сеть представительств на
территории бывшего Советского Союза.
Самым болезненным, но необходимым стало
понимание, что без изменения условий создания,
производства и реализации лекарств у нас нет
будущего. Завтра потребитель вполне может
отказаться от части отечественной продукции, не
доверяя ее качеству... Поэтому к следующему
съезду надо прийти с качественно другой
промышленностью и сетью реализации, с другими
кадрами, мыслящими и действующими по-новому.
И я хочу пожелать, чтобы мы встретились на VI
съезде фармацевтов, чтобы все были здоровы, стали
более обеспеченными и уверенными в завтрашнем
дне. Надо объединяться, помогать друг другу и
работать, работать, работать.