Логотип журнала "Провизор"








В. Г. Никитюк, Э. Г. Привалова

Токоферолы — важнейшие природные антиоксиданты. Изучение фракционного состава токоферолов препарата «Липохромин»

Государственный научный центр лекарственных средств, г. Харьков

Токоферолы как одни из важнейших биологически активных веществ

Важными биологически активными веществами липофильной природы являются токоферолы (витамин Е) [35].

По химической природе токоферолы относятся к семейству терпеноидов (содержат в своей структуре изопрен) и являются производными хромана (бензо-g-дигидропирана) [74].

По внешнему виду чистые токоферолы представляют собой маслянистые жидкости, застывающие при 00С. В связи с наличием в молекуле токоферолов длинной боковой изопреновой цепи все они нерастворимы в воде, но хорошо растворяются в жирах и органических растворителях (хлороформ, петролейный эфир, спирт, ацетон, хлористый метилен и др.) [60,75].

Токоферолы устойчивы к кислороду воздуха, выдерживают нагревание на воздухе до 2000С и перегоняются в вакууме при 2500С без потери активности. Дневной свет не оказывает на них заметного влияния, однако ультрафиолетовое излучение вызывает их инактивацию [75].

Токоферолы синтезируются только в растительных клетках и в организм человека могут поступать с продуктами питания. Прежде всего, с растительными маслами. Наиболее богаты токоферолами масло из зародышей пшеницы, содержащее их до 500 мг%, а также соевое (110–280 мг%). Содержание токоферолов в маслах, богатых каротинодами, несколько меньше: в облепиховом масле их количество может составлять 14–30 мг%, а в масле из семян шиповника — от 27 до 120 мг%. Они входят в состав неомыляемой фракции жиров, где могут находиться как в свободном виде, так и в виде сложных эфиров с различными жирными кислотами [60, 75].

При недостатке витамина Е в организме наблюдаются значительные нарушения в работе многих систем и органов: повышается проницаемость и ломкость капилляров, происходят дегенеративные изменения в нервных клетках, семенных канальцах яичек, поражается паренхима печени и т. д. [60, 76].

Токоферолы играют незаменимую роль во всех репродуктивных процессах: оплодотворении, развитии плода, росте организма, развитии и функционировании половой системы [60, 75].

Витамин Е улучшает потребление кислорода тканями, регулирует коагулирующие свойства крови, создает мономолекулярную пленку на внутренней оболочке артерий, стимулирует рост новых капилляров, разрыхляя тем самым рубцовую ткань. Оказывает заметное защитное действие при атеросклерозе сосудов [40, 42].

Установлена взаимосвязь между витаминами Е и К. Например, обогащение организма a-токоферолом полностью или частично предохраняет от ряда биохимических нарушений, свойственных К-витаминной недостаточности [76, 77]. От наличия токоферолов зависит усвоение метионина и его обмен в печени. Е-витаминная недостаточность характеризуется торможением превращения метионина в цистин, требуемый для синтеза белков, глутатиона и других не менее важных для организма соединений, что может привести, в частности, к мышечной дистрофии с появлением пероксидов и лизосомальных ферментов в мышцах и крови, а также к другим мышечным заболеваниям [76].

При Е-авитаминозе нарушается электролитный баланс в мышечной ткани: уменьшается содержание ионов калия, магния, кальция и повышается концентрация ионов натрия и хлора в результате нарушения транспортирующей функции мембран, что приводит к разрастанию соединительной ткани. Нарушения происходят вследствие перекисного окисления липидов мембран, чему препятствуют токоферолы, проявляющие высокую антиоксидантную активность [74].

Проявление витамином Е антиоксидантной активности, благодаря способности ингибировать перекисное окисление липидов мембран, угнетение свободнорадикального окисления в организме и защита биополимеров от продуцируемых ими свободных радикалов и перекисей — важнейшие физиологические функции токоферолов [58, 78, 79, 80].

Результатом накопления продуктов перекисного окисления полиненасыщенных липидов мембран сетчатки глаза из-за недостатка витамина Е может стать дегенерация фоторецепторов и нарушение зрения [60].

Антиоксидантные свойства токоферолов важны не только для оказания позитивного влияния на органы и системы организма, но и для предотвращения или замедления окисления продуктов питания и стабилизации лекарственных препаратов [78, 81]. Прежде всего, это актуально для природных комплексов, содержащих лабильные вещества, к которым относятся и каротиноды [62].

Токоферолы также применяются в комплексах, используемых для коррекции иммунодефицита [62, 82].

Различные токоферолы имеют неодинаковую биологическую активность. Физиологическое действие ослабевает в последовательности: a-токоферол > b-токоферол > g-токоферолы > d-токоферол. При этом замечено, что продукты метаболизма также обладают Е-витаминной активностью [75].

Потребность в витамине Е зависит от физиологического состояния организма, а также состава пищевого рациона (богатая жирами диета требует более высокой его дозы). По данным различных источников, суточная потребность здорового организма взрослого человека составляет 10–20 мг; лечебная доза при различных патологических состояниях — на порядок больше [60].

Изучение фракционного состава токоферолов препарата «Липохромин»

В результате комплексного подхода к переработке лекарственного растительного сырья нами была разработана технология получения липофильного комплекса веществ из шрота мякоти плодов шиповника, который характеризуется, прежде всего, высоким содержанием каротиноидов. На его основе был разработан препарат «Липохромин».

Как показали проводившиеся исследования, кроме липидов (комплекса насыщенных и ненасыщенных жирных кислот) и каротиноидов, препарат содержит ряд других биологически активных веществ липофильной природы. В том числе и токоферолы.

Методика определения токоферолов растительного комплекса

Для исследования была использована методика, разработанная во Всероссийском НИИ жиров, схема которой представлена на рис. 1.

В качестве объекта исследования использовали комплекс экстрактивных веществ липофильной природы мякоти плодов шиповника, извлекаемый по разработанной нами технологии (нативный комплекс), и сам препарат «Липохромин».

рис. 1
рис. 1

Омыление отобранной пробы экстракта осуществляли 2Н спиртовым раствором КОН с добавлением 0,1 г кислоты аскорбиновой на водяной бане в колбе с обратным холодильником. К охлажденному раствору добавляли дистиллированную воду и количественно переносили в делительную воронку.

Неомыляемые вещества экстрагировали несколькими порциями диэтилового эфира в другую делительную воронку. Объединенный экстракт промывали водой до нейтральной реакции, а остатки влаги удаляли безводным сульфатом натрия. Растворитель отгоняли, а неомыляемые вещества сразу же растворяли в 5 мл бензола. После чего разделяли при помощи методов тонкослойной хроматографии, используя в качестве сорбента силикагель марки КСК с добавлением 15% гипса, а в качестве элюента – хлороформ (очищенный и высушенный).

Развитие хроматограммы проводили в темноте и заканчивали после подъема растворителя на 12–15 см. Пятна токоферолов после испарения растворителя проявляли реактивом Эммери—Энгеля (смесь равных объемов 0,15% спиртового раствора хлорного железа и 0,25% спиртового раствора a, aў-дипиридила), который окрашивал их в розовый цвет. По показателям Rf фракция содержит a-токоферол, смесь b- и g-токоферолов и димеры. Ближе всех к стартовой линии располагается d-токоферол; более высокие значения Rf имеют b- и g-токоферолы, а затем a-токоферол; выше всех фронтом растворителя уносится димер.

Для количественного определения токоферолы по отдельности элюировали из сорбента этанолом, отделяли сорбент и упаривали растворитель до 4 мл. К полученному этанольному раствору добавляли реактив Эммери—Энгеля и измеряли оптическую плотность на спектрофотометре при длине волны 520 нм.

Содержание отдельных изомеров рассчитывали по градуировочной кривой, предварительно построенной по результатам анализов стандартных растворов, а их количество (Х) в % к весу пробы вычисляли по формуле:

X = (5 х 100 х V х C)/(V1 х a),

где
5 – объем бензольного раствора неомыляемых веществ, мл;
V – объем анализируемого раствора, мл;
С – содержание токоферолов в анализируемом растворе, определенное по градуировочной кривой, г/л;
V1 – объем бензольного раствора неомыленных веществ, нанесенных на пластинку, мкл;
а – навеска исследуемого образца, г.

Результаты исследований

Как показал анализ нативного комплекса, среди экстрактивных веществ полученного нами комплекса содержатся a-токоферол, сумма b- и g-токоферолов, а также димеры. Последние, по всей видимости, образуются при переработке растительного сырья.

Состав и процентное содержание токоферолов исследуемого липофильного комплекса шиповника представлены в таблице.

Состав и процентное содержание фракционного состава токоферолов

Исследуемый образец

Суммарное содержание, % от исследуемого образца

Состав токоферола, % от суммы

альфа-токоферол

бета- и гамма- токоферолы

димеры

Нативный комплекс 1,4 40 30 30
Липохромин-800 0,3 45 35 20

Некоторая разница, наблюдаемая в процентном соотношении различных токоферолов в нативном комплексе и препарате, объясняется присутствием этих компонентов в растительных маслах, входящих в состав препарата «Липохромин».

Выводы

Как видно из приведенных результатов, среди биологически активных веществ, входящих в состав препарата «Липохромин», содержится существенное количество токоферолов. В различных пробах из нескольких серий оно составило 275–325 мг%. Эта доза не является лечебной, но при приеме 3–5 г препарата равна суточной потребности взрослого человека [10]. По содержанию токоферолов «Липохромин» можно сравнить с наиболее богатыми витамином Е природными продуктами (масло из зародышей пшеницы и сои) [10, 11]. Благодаря высокой антиоксидантной активности такое содержание токоферолов должно обеспечить высокую стабильность лабильных компонентов комплекса (прежде всего, каротиноидов) при длительном хранении.

Литература

  1. Колотилова А. И., Глушанков Е. П. Витамины (химия, биохимия и физиологическая роль).— Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1976.— 248 с.
  2. Надиров Н. К. Токоферолы — биологически активные вещества.— М.: Знание.— 1981.— 64 с.
  3. Иваненко Е. Ф. Биохимия витаминов.— К.: Вища школа.— 1970.— 210 с.
  4. Сейфулина Р. Д., Борисова И. Г. Проблемы фармакологии антиоксидантов//Фармакология и токсикология.— 1990.— Т. 53.— № 6.— С. 3–10.
  5. Исследования природного комплекса биоантиоксидантов в средствах лечебной косметики/Максимова Т. В., Устынюк Т. К., Лебедева Н. Р., Брагинцева Л. М.//4 конф. «Биоантиоксидант», Москва, 2–4 июня 1992, тез. докл.— Т. 2.— М, 1993.— С. 223–224.
  6. Применение ретинола и токоферола для коррекции иммунодефицита у крыс, отравленных тетрахлорметаном и этанолом/Смахтин М. Ю., Конопля Е. Н., Сунякин К. И.//3 Рос. конгр. «человек и лекарство», Москва, 16-20 апр. 1996, тез. докл.— М., 1996.— С. 208.
  7. Иммунотропная активность природного каротин-токоферолового комплекса/Погабало А. В.// 3 Рос. нац. конгр. «Человек и лекарство», Москва, 16–20 апр. 1996, тез. докл.— М., 1996.— С. 43.
  8. Roles of antioxidant vitamins in chronic discase prevention: 85th AOCS Annu. Met. and Relat, Mater.— 1994.— 5.— № 4.— P. 487.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика