Логотип журнала "Провизор"








Н. И. Горбенко, И. Г. Березняков

Особенности личности членов семей больных гипертонической болезнью

Харьковская медицинская академия последипломного образования

Артериальная гипертензия (АГ) принадлежит к числу наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Повышение артериального давления (АД) регистрируется примерно у 20% населения развитых стран мира. Существует линейная зависимость между величиной АД и риском сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе угрожающих жизни, как инфаркт миокарда и инсульт. Риск, однако, не является величиной постоянной и снижается в результате успешной антигипертензивной терапии. Так, снижение систолического АД на 10–12 мм рт. ст. и диастолического АД на 5–6 мм рт. ст. на протяжении 5 лет позволяет добиться сокращения числа инсультов на 38%, а случаев ишемической болезни сердца — на 16% [1].

К сожалению, многие объективные и субъективные факторы препятствуют достижению адекватного контроля над величиной АД. В рамках сложной системы взаимоотношений «пациент — его родственники — врач — общество» нелегко бывает разграничить, с каким именно компонентом системы связано действие того или иного фактора. Ключевым звеном в данной системе является ось «врач — больной». Обществу и родственникам пациента принадлежат все же второстепенные роли. Значение родственников больного может быть весьма велико. Тем не менее, в самом общем виде оно сводится к моральной и/или материальной поддержке пациента. В конечном счете, именно на враче лежит ответственность за результаты терапии. И его задачей является поощрение положительного и нейтрализация возможного негативного влияния родственников на ход лечения [2].

Несоблюдение больными врачебных рекомендаций является частой причиной неудовлетворительных результатов антигипертензивной терапии. Ниже приводится расширенный перечень возможных причин невыполнения предписаний врача [3, с дополнениями]. Существенное место в этом списке занимают психологические и личностные факторы (таблица 1).

Таблица 1. Возможные причины несоблюдения врачебных рекомендаций
1. Особенности больного: лица старческого возраста;
больные, злоупотребляющие алкоголем;
молодые люди, находящиеся на нижних ступеньках социально-экономической лестницы, нередко безработные, занятые неполный трудовой день или без определенного рода занятий;
лица, оказавшиеся в тяжелой стрессовой ситуации;
психические больные.
2. Мотивация больного: безразличное или пренебрежительное отношение к здоровью вообще и своему – в частности;
легкие или незначительные проявления заболевания;
отсутствие личной включенности в процесс лечения;
недостаточность семейной или дружеской поддержки;
неэффективность лечебных мероприятий;
барьеры на пути лечения (дороговизна лекарств; ограниченный выбор аналогов; трудности с приобретением медикаментов; недоступность квалифицированной медицинской помощи и т. д.).
3. Отношение больного к своему состоянию: пациент ощущает себя здоровым (бессимптомное течение болезни);
заболевание выявлено медработниками (например, во время профилактического осмотра), когда больной вовсе не собирался обращаться за медицинской помощью, что обусловливает некритическое отношение к своему состоянию и недоверие к советам врачей.
4. Режим лечения: длительная комплексная терапия;
назначение большого числа медикаментов;
необходимость частого (3 и более раз) приема лекарств в течение дня;
неприятные на вкус или неудобные формы дозирования;
необходимость значительных перемен в образе жизни или в обычном распорядке дня;
побочные эффекты медикаментов;
дороговизна препаратов;
нечеткие инструкции по их применению.
5. Взаимоотношения между больным и медицинским персоналом: большое число людей, участвующих в оказании медицинской помощи;
ощущаемое больным безразличие к состоянию его здоровья со стороны персонала;
неадекватный консилиум;
обилие диагностических процедур;
отсутствие контакта между врачом и больным и, как следствие, неудовлетворенность последнего.

Формирование гипертонической болезни (ГБ) нередко начинается в молодом возрасте, в период юношеской дезадаптации, когда закладываются основы характера человека, его привычки, формируется режим жизни, отношение к окружающим. Психологические особенности больных закладываются и проявляются в условиях микросоциальной среды (семья). Семейные случаи АГ свидетельствуют о влиянии генетических факторов на формирование и эволюцию болезни. В настоящее время общепризнанно существование полигенной мультифакториальной предрасположенности к возникновению заболевания.

Попытки выделить специфический «гипертензивный» тип личности не увенчались успехом. В многочисленных описаниях психологических и личностных особенностей больных АГ, с одной стороны, подчеркиваются тенденции к агрессии, соперничеству, амбиции, склонность к риску и прямолинейному достижению цели, с другой — черты, свидетельствующие о невротичности: раздражительность, повышенная эмоциональная чувствительность, «внутренняя возбудимость», обидчивость, склонность к тревоге и страху, мнительность.

Целью настоящей работы стало изучение некоторых психологических особенностей больных ГБ молодого возраста и их родителей и оценка возможной роли наследственных и семейных факторов в их возникновении.

Материал и методы: под наблюдением находились 150 человек (73 молодых человека в возрасте 16–25 лет и 77 родителей не старше 50 лет). Отягощенную наследственность (ОН) по ГБ устанавливали в том случае, если хотя бы один из родителей заболевал АГ в возрасте до 50 лет. Обследованы 25 больных ГБ с отягощенной наследственностью (1 группа) и 29 их родителей (2 группа), 23 больных ГБ без ОН (3 группа) и 23 их родителя (4 группа), контрольная группа — 25 здоровых молодых людей с нормальным АД (5 группа) и 25 их родителей (6 группа). В исследование включались только молодые люди, жившие в семьях с обоими родителями. Неполный охват родителей связан со многими причинами: проживанием в удаленных от Харькова местностях, отъездом на сезонные заработки и т. д.

Диагноз ГБ I-й и II-й стадии устанавливали в соответствии с критериями, рекомендованными объединенным комитетом экспертов Всемирной организации здравоохранения и Международного общества по изучению АГ (1996 г.). Психологический статус обследуемых оценивали с помощью стандартизованных методик Г. Айзенка, М. Люшера и С. Розенцвейга. Результаты обработаны при помощи методов вариационной статистики.

При психологическом тестировании по методике Айзенка у молодых больных ГБ с ОН установлено смещение показателей шкалы «интроверсия—экстраверсия» в сторону интроверсии (10,0 ± 0,7 балла, в контроле 12,0 ± 0,6 балла, p < 0,05). Аналогичная особенность выявлена и у их родителей: 8,8 ± 0,8 балла во 2-й группе и 11,0 ± 0,7 балла в 4-й группе, p < 0,05. Полученные данные указывают на участие генетических факторов в формировании наклонности к интровертированности. У родителей 2-й группы зарегистрирован также более высокий уровень нейротизма, чем у родителей 4-й группы (соответственно 17,0 ± 0,6 балла и 13,0 ± 0,7 балла, p < 0,001).

Напротив, у молодых больных ГБ повышение нейротизма по сравнению с контролем установлено только в группе пациентов без ОН (15,0 ± 1,4 балла и 11,0 ± 0,6 балла, p < 0,01). В этой же группе выявлено повышение показателя интенсивности тревоги по данным теста Люшера (3,0 ± 0,3 балла, в контроле — 2,0 ± 0,3 балла, p < 0,05) и снижение степени социальной адаптации по результатам теста Розенцвейга (41 ± 4%, в контроле 55 ± 4%, p < 0,05) [4].

Полученные данные позволяют предположить участие генетических факторов в формировании наклонности к интровертированности у молодых больных ГБ с ОН. В отсутствие четких указаний на семейное распространение ГБ, возникновение заболевания у молодых людей во многом определяется влиянием окружающей среды и неспособностью больных адекватно к ней адаптироваться. Наследование психологически неправильных образцов поведения, а также повышенные тревожность и нейротизм во многом определяют пути развития заболевания.

Понимание психологических проблем, возникающих у больных ГБ, облегчает общение с ними, позволяет устранить или ослабить возможное вредное влияние многих факторов, в частности стрессов, и, в конечном итоге, дает возможность создать для больного наиболее комфортные условия жизни и добиться более благоприятного течения болезни [5].

Литература:

  1. MacMahon S., Rodgers A. The effects of antihypertensive treatment on vascular disease. J Vasc Med Biol.—1993; 4: 265–271.
  2. Березняков И. Г. Лечение артериальной гипертензии: почему мы терпим неудачи? Артериальная гипертензия ’99.— Харьков: Константа, 1999.— с. 44–66.
  3. Kaplan N. M. Clinical Hypertension (7th edition). Williams & Wilkins.— 1998.— с. 1–444.
  4. Горбенко Н. И., Березняков И. Г. Психологические особенности больных гипертонической болезнью: влияние факторов наследственности и семейной среды. Матерiали XIV з’їзду терапевтiв України.— Київ, 1998.— с. 120–121.
  5. Березняков И. Г., Черных В. П., Ковалева А. М., Черных В. Ф., Бездетко П. А. Гипертоническая болезнь: как научиться жить со своей болезнью.— Харьков: Магистр Валентина, 1995.— 326 с.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика