Логотип журнала "Провизор"








А. Э. Радутный,
ассистент кафедры уголовного права
Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого,
адвокат, директор «Юридической фирмы «ЮТТА»

Некоторые аспекты уголовно-правовой защиты коммерческой тайны согласно действующему законодательству Украины

В странах, где рыночные отношения получили широкое распространение и поддержку, большое внимание уделяется вопросам защиты информации в предпринимательской деятельности. Определенные шаги в этом направлении отмечены и в правовом поле Украине. Изучение отдельных положений Стандартов аккредитации аптечных учреждений (далее — Стандартов), утвержденных приказом № 2 от 12 января 1998 года Министерства здравоохранения Украины1 , несомненно, вызовет новый всплеск интереса к этой проблеме.

Среди нормативных актов, призванных стать источниками правовой охраны информационных отношений, следует отметить Закон Украины от 2 октября 1992 года «Об информации», Закон Украины от 25 июля 1993 года «О научно-технической информации», Закон Украины от 5 июня 1994 года «О защите информации в автоматизированных системах», Закон Украины от 7 июня 1996 года «О защите от недобросовестной конкуренции», Закон Украины от 18 февраля 1992 года «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовест-ной конкуренции в предпринимательской деятельности» и некоторые другие. С целью развития их положений Законом Украины от 28 января 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях»2  действующий Уголовный кодекс был дополнен статьями 1486 и 1487:

Стаття 1486. Незаконне збирання з метою використання або використання відомостей, що становлять комерційну таємницю.

Незаконне збирання з метою використання або використання відомостей, що становлять комерційну таємницю (підприємницьке шпигунство), якщо це завдало великої матеріальної шкоди суб’єкту підприємницької діяльності, — карається позбавленням волі на строк до трьох років або штрафом від трьохсот до п’ятисот мінімальних розмірів заробітної плати.

Стаття 1487. Розголошення комерційної таємниці.

Умисне розголошення комерційної таємниці без згоди її власника особою, якій ця таємниця відома у зв’язку з професійною чи службовою діяльністю, якщо воно вчинено з корисливих або інших особистих мотивів і завдало великої матеріальної шкоди суб’єкту підприємницької діяльності,— карається позбавленням волі на строк до двох років, або виправними роботами на строк до двох років, або позбавленням права займати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років, або штрафом до п’ятдесяти мінімальних розмірів заробітної плати.

В рамках настоящей статьи предлагаем остановиться лишь на некоторых аспектах применения одной из вышеуказанных норм, а именно — ст. 1487 УК Украины как наиболее актуальной с точки зрения соблюдения требований Стандартов.

Объективная сторона этого преступления выражается в деянии (разглашении без согласия собственника), общественно опасном последствии (крупный материальный ущерб) и необходимой причинной связи между ними.

Согласно примечанию к ст. 1484 (фиктивное предпринимательство) УК Украины крупным считается материальный ущерб, который в пятьдесят и более раз превышает установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан в месяц. Поскольку в соответствии со ст. 7 Декрета КМ Украины от 26 января 1992 года «О подоходном налоге с граждан»3   необлагаемый минимум равен 17 гривням, то сумма, начиная с которой материальный ущерб будет признаваться крупным для рассматриваемого преступления, составит 850 гривень.

Под разглашением чаще всего понимают предание огласке каких-либо сведений, ознакомление с ними посторонних лиц. С точки зрения языковедческого толкования «разгласить» означает «сделать известным всем путем оповещения, всех везде оповестить, рассказать о чем-либо, распространить какую-либо информацию»4   или «огласить, распространить (слухи, молву), рассказать о чем-либо, сделать общим достоянием»5 . Указанием на незаконный характер этих действий служит отсутствие согласия собственника на предание огласке сведений, составляющих коммерческую тайну.

Между тем, применительно к рассматриваемой проблеме существует законодательное определение понятия «разглашение». Так, согласно положениям ст. 17 Закона Украины от 7 июня 1996 года «О защите от недобросовестной конкуренции» разглашением сведений, составляющих коммерческую тайну, признается ознакомление кого-либо без согласия уполномоченного лица со сведениями, которые в соответствии с действующим законодательством составляют коммерческую тайну.

Следует отметить, что понятие «разглашение» изначально включает в себя признак отсутствия собственника (уполномоченного лица, органа) и, с точки зрения экономии как принципа законодательной техники, такое дополнительное указание является излишним. Проблема определения содержания и объема понятия «разглашение» может быть предметом самостоятельного исследования, а в рамках настоящей статьи — оставлена вне поля зрения, так как существенного влияния на принципиальные выводы не окажет.

К вопросу отнесения той или иной информации к коммерческой тайне действующее законодательство подходит довольно нетрадиционно. С одной стороны, согласно ч. 2 ст. 30 Закона Украины от 27 марта 1991 года «О предприятиях в Украине»6  состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются собственником или уполномоченным лицом — руководителем предприятия. С другой стороны, постановлением Кабинета Министров Украины № 611 от 9 августа 1993 года «О перечне сведений, которые не составляют коммерческую тайну» определен объем информации, которой ни при каких условиях не может быть придан статус коммерческой тайны:

учредительные документы, документы, которые дают разрешение на занятие предпринимательской или хозяйственной деятельностью или отдельными ее видами;
информация по всем установленным формам государственной отчетности;
данные, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;
сведения о численности и составе работающих, их заработной плате в целом и по профессиям и должностям, а также наличие свободных рабочих мест;
документы об уплате налогов и обязательных платежей;
информация о загрязнении окружающей природной среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, которая наносит вред здоровью, а также иные нарушения законодательства Украины и размерах причиненных при этом убытков;
документы о платежеспособности;
сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, союзах, объединениях и иных организациях, которые занимаются предпринимательской деятельностью;
сведения, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат оглашению.

Из вышеизложенного следует: первый шаг к защите коммерческой тайны должен быть сделан на локальном уровне в каждом конкретном случае и на каждом конкретном предприятии самостоятельно. Таким образом, собственник или уполномоченный орган на основании субъективных и объективных критериев должен занять четкую позицию по вопросу той или иной ценной для себя информации:

  1. признать ценность определенной информации;
  2. вынести за рамки этой информации все то, что не может быть признано коммерческой тайной;
  3. придать оставшейся информации статус коммерческой тайны путем издания соответствующего приказа (либо принять решение общим собранием акционеров, участников общества с ограниченной ответственностью и т. п.), разработки и введения в практику определенных правил соблюдения конфиденциальности в отношении этих сведений (порядок ознакомления, использования и т. п.).

Такой приказ (решение, инструкцию и т. п.) необходимо довести до сведения сотрудников предприятия и его партнеров, а в дальнейшем доводить до сведения новых контрагентов и, что не менее важно, проверяющих лиц.

И лишь только после осуществления указанных мероприятий появляется возможность обращения к уполномоченным органам государства за правовой, в том числе уголовно-правовой, защитой в случае противоправных действий в отношении коммерческой тайны.

Такой подход согласуется с одним важным, но довольно редко реализуемым на практике принципом цивилизованного общества — принципом свободы воли и невмешательства государства в определенные области общественной жизни, который закреплен в ч. 2 ст. 3 Конституции Украины: «Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства».

Пока сам собственник (уполномоченный орган) не решит вопрос о коммерческой тайне прежде всего сам для себя, воздействие государства в этой области сведено к минимуму; когда же определенная информация будет надлежащим образом обособлена и ей будет придан статус коммерческой тайны — появляется реальная возможность искать надлежащей защиты нарушенных прав.

Например, для аккредитации согласно Стандартам аптечное учреждение обязано предоставить перечень лекарственных средств, реализованных каждому лечебно-профилактическому учреждению в текущем году (данные предоставляются ежеквартально), информацию об объеме средств, которые были получены за отпуск лекарственных препаратов лечебно-профилактическим учреждениям с разбивкой данных по месяцам и по каждому лечебно-профилактическому учреждению. А ведь с учетом ценности и нераспространенности таких сведений им вполне может быть придан статус коммерческой тайны.

Очевидно, что именно непониманием этой специфики и объясняется отсутствие прецедентов привлечения к уголовной ответственности лиц, совершающих незаконные действия в отношении коммерческой тайны. Так, по данным Управления Министерства юстиции Украины, в Харьковской области уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 1486, 1487 УК Украины, за период 1995–1997 года и первое полугодие 1998 года судами Харьковской области не рассматривались. По данным Министерства юстиции Украины, по приговорам, вступившим в законную силу, за период с 1995 года по первое полугодие 1998 года осужденных по ст. ст. 1486, 1487 УК Украины не было.

Теперь перейдем к проблеме субъекта, то есть лица, совершившего преступление.

В силу положений Общей части УК Украины и диспозиции ст. 1487 субъектом этого преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, которому коммерческая тайна стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью.

Если сведения, составляющие коммерческую тайну, будут получены неправомерным способом, то такое поведение лица при наличии прочих условий может быть квалифицировано как незаконное собирание с целью использования сведений, составляющих коммерческую тайну. Что может подпадать под признаки преступления, предусмотренного ст. 1486 УК. Следовательно, в ст. 1487 УК речь идет о правомерном способе получения указанной информации.

Правомерность получения сведений может иметь место как исключительно при наличии согласия их собственника, так и независимо от такого согласия.

К первому варианту следует отнести случаи, когда собственник вступает с определенным лицом в какие-либо правоотношения и путем своего недвусмысленного волеизъявления доверяет ему определенные сведения. Так, ст. 20 Закона Украины от 22 апреля 1993 года «Об аудиторской деятельности» обязывает заказчика создать приглашенному им аудитору надлежащие условия для осуществления качественного аудита, в том числе предоставить соответствующие документы. Аудитор как лицо, которому коммерческая тайна станет известна в связи с его профессиональной деятельностью, будет ознакомлен с определенной информацией с согласия ее собственника (уполномоченного органа).

Для второго варианта характерным является наличие у определенных лиц властных полномочий и, соответственно, права требовать предоставления отдельных сведений. Так, ст. 20 Закона Украины от 20 декабря 1990 года «О милиции» предоставляет работникам милиции право на получение беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан на письменный запрос сведения, в том числе и те, которые содержат коммерческую и банковскую тайну, необходимые в делах о преступлениях, которые находятся у них в производстве. Этому праву корреспондирует обязанность второго участника отношений (например, субъекта предпринимательской деятельности) это требование удовлетворить. Как видим, здесь согласие (желание) собственника коммерческой тайны в расчет не принимается, однако это не означает, что он вообще лишается права на защиту своих законных прав, в том числе и в отношении коммерческой тайны.

И первый, и второй варианты характеризуются тем, что лица, которые допускаются к коммерческой тайне, получают ее в связи со своей профессиональной или служебной деятельностью. Причем на них распространяется требование сохранить доверенную тайну, и любой может быть привлечен к юридической, в том числе уголовной, ответственности в случае совершения неправомерных действий, указанных в ст. 1487 УК Украины.

Новый сотрудник предприятия, партнер, проверяющий испектор или представитель аккредитующей организации должны быть письменно уведомлены о том, что в их распоряжение поступили сведения, составляющие коммерческую тайну конкретного предприятия и находящиеся под определенной правовой защитой. В большинстве случаев контакта с проверяющими органами на просьбу подписать такой документ будет получен устный отказ. Выход есть: необходимо направить заказное письмо, желательно с уведомлением о вручении, в котором сообщить о том, что ранее переданные документы содержат сведения, составляющие коммерческую тайну проверяемого предприятия. В случае нарушения охраняемых уголовным законом прав почтовая квитанция будет служить достаточным доказательством по делу.

Подводя итог, следует сделать два вывода:

  1. важной информации необходимо самостоятельно придать статус коммерческой тайны;
  2. каждый, кто будет с ней ознакомлен в связи со своей профессиональной или служебной деятельностью, может быть привлечен к ответственности за ее разглашение.

В настоящей статье были рассмотрены далеко не все вопросы уголовно-правовой защиты коммерческой тайны. Проблема законности требований Стандартов аккредитации аптечных учреждений была намеренно оставлена без внимания, поскольку предложенные выводы представляются автору универсальными для любой ситуации безотносительно к требованиям отдельных документов, регламентирующих тот или иной вид деятельности.


1 Провизор. № 3, февраль 1999 года, с. 3-27

2 Відомості Верховної Ради України (ВВР) 1994, № 19, ст. 111

3 Відомості Верховної Ради (ВВР) 1993, № 10, ст. 77 (Із змінами, внесеними згідно із Законами № 3355-12 від 01.07.93, ВВР 1993, № 34, ст. 356; № 46/96-ВР від 14.02.96, ВВР 1996, № 9, ст. 41; № 366/96-ВР від 12.09.96, ВВР 1996, № 45, ст. 234; № 129/98-ВР від 13.02.98; Декретом № 43-93 від 30.04.93, ВВР 1993, № 26, ст. 281)

4 Ожегов С. И. Словарь русского языка.— М.: «Русский язык», 1991.— С. 643

5 Даль Владимир. Толковый словарь живого Великорусского языка.— М.: Рус. яз., 1980.— Т. IV.— С. 23





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика