Логотип журнала "Провизор"








Рынок ОТС Швейцарии

После бурного расцвета в начале этого десятилетия на швейцарском рынке безрецептурных средств начался застой, когда ни объемы, ни сами продажи не поднимаются до уровня 4-х последних лет. Тем не менее, на безрецептурные средства приходится 26% общей стоимости фармацевтического рынка, и швейцарские производители не расценивают это как признак застоя и указывают на расширение рынка.

Недавние действия швейцарских властей свидетельствуют о другом. Новые законы по медицинскому страхованию, расценкам и рекламе, принятые в начале 1996 года, соответствовали директивам ЕС, в то время как введение официальной процедуры перехода лекарств из класса рецептурных (Rx) в безрецептурные было отложено до публикации руководства ЕС, которое тогда разрабатывалось.

Классификация

В Швейцарии фармацевтические препараты классифицируются Международным советом по лекарствам (IKS) согласно своим токсическим свойствам, показаниям к применению и дозировке по 5 различным категориям от списка А до списка Е. Продукты, зарегистрированные в списках А и В, отпускаются только по рецептам. Продукты списка С имеют половинчатый статус, а продукты списков D и Е продаются без рецептов. Список Е включает продукты с низкой степенью риска, такие как лекарственные леденцы и пастилки, диетические пищевые добавки низкой дозировки и продукты гигиены рта.

В 1994 г. была создана рабочая группа, которая занялась анализом классификационных списков, с тем чтобы определить критерии включения лекарства в тот или иной лист. Было также предложено выработать требования, необходимые для перевода лекарства из списка В в список С, а также для получения Rx-средствами статуса безрецептурных. Все это было сделано, однако процедура смены статуса лекарств не была формализована.

Перед принятием окончательного решения швейцарские власти ждут публикации процедур ЕС по смене статуса лекарств. Но с учетом количества безрецептурных средств, продаваемых на сегодняшний день, подобное руководство не кажется первостепенно важным.

Все продукты списков А, В, и С по Швейцарии разрешены к продаже в 1644 специализированных аптеках, продукты списка D продаются еще в 879 аптеках. Последняя категория лекарств продается везде и является единственной, допускающейся к продаже в магазинах самообслуживания

Цена лекарств относительно высока, и это стало решающим фактором для принятия мер по сдерживанию цен. После введения в начале 1996 года законодательства по социальному медицинскому страхованию, правительство начало пересмотр цен на лекарства, в ходе которого швейцарские цены сравнивались с ценами в Германии, Дании и Нидерландах. Планируется также снижение цен на те лекарства, которые продаются на рынке больше 15-ти лет, так как их цена не должна включать в себя стоимость разработки продукта.

Реклама

Согласно новому руководству, которое полностью совпадает с директивами ЕС по рекламе, рекламные кампании разрешены для всех невозмещаемых продуктов списка С, D и Е. Возмещаемые безрецептурные средства разрешено рекламировать только в аптеках. Разрешена сравнительная реклама безрецептурных средств, если она не нарушает законодательство по честной конкуренции.

IKS разработал систему санкций и предупреждений в случаях нарушений законодательства. Вся радио-, теле- и кинореклама, а также печатная реклама на некоторые лекарства до своего выхода должна быть завизирована в IKS. К таким лекарствам относятся анальгетики, снотворные, слабительные и анорексигенные. Вся другая печатная реклама лекарств является предметом саморегуляции.

За последние 5 лет объем рекламы увеличился на 27%, а самый большой рост приходится на 1992 год, когда была разрешена реклама та ТВ и радио. Однако появление рекламы на швейцарском телевидении мало сказалось на увеличении рынка. К 1996 году инвестиции в телерекламу возросли на 40% — больше, чем на рекламу в каких-либо других средствах информации. Несмотря на это, покупатели в своем выборе руководствуются рекламой в специальных печатных изданиях. Стоимость рекламы составила 1996 года 40 млн швейцарских франков — на 5% больше, чем в предыдущем году.

Действующие лица

Как и можно было ожидать, лидирующие позиции на рынке безрецептурных средств в Швейцарии занимают швейцарские производители. Тем не менее, по сравнению с ситуацией нескольких прошедших лет, отмечается значительное увеличение доли иностранных компаний, причем J & J, P & G и Bayer входят в десятку лучших производителей.

Анальгетики

В 1996 году продажа анальгетиков и антипиретиков слегка увеличилась и к концу года составила 54 млн швейцарских франков. Несмотря на жесткую конкуренцию в этой части рынка, Panadol (SB) сохранил лидирующую позицию, которую до 1993 года занимал аспирин Байер. После 1993 года его популярность упала до пятой позиции, а сейчас он занимает в этой категории лекарств второе место. Серьезными «конкурентами» являются Tonopan и Alcacyl (оба Nоvartis) и Contra-Schmerz (Dr Wild).

В категории НПВС местного действия заметно из года в год стабильное увеличение продажи (на 6% с 1993 года по 1996 год), которая к концу 1996 года составила 19 млн швейцарских франков. Лучше всего на швейцарском рынке продаются Voltaren Emulgel (Nоvartis), Dul-X (Biokosma), Perskindol (Pharma Singer) и Kytta (Whitehall/AHP).

Лекарства от кашля

С июня 1995 года по июнь 1996 года продажа противокашлевых средств уменьшилась на 11% и составила 19 млн швейцарских франков. Из этой суммы 55% приходится на отхаркивающие и 45% — на подавляющие кашель средства.

Иначе обстоят дела со средствами от боли в горле. За год с июля 1995 года по июль 1996 года их продажа упала на 1% и составила 14 млн швейцарских франков. Лучше всех по-прежнему продаются Mebucaine и Grethers Pastillen.

За этот же период продажа лекарственных леденцов снизилась на 11% до 3 млн французских франков. Лидирующую позицию занимает Demo Hustenbonbons (Demopharm), чьи продажи составляют 22% общей продажи подобных средств. Затем идет Rhinotussal (Mack/Pfizer) (18%) и Piraud (Piraud) (16%). На рынке также представлены Ricola (Ricola) и Em-Eukale (Banpharma).

Желудочно-кишечные средства

Самую значительную часть продаваемых средств этой группы составляют слабительные.

В течение ряда лет их продажа стабильно составляет около 16 млн швейцарских франков. Три первых позиции по продаже занимают продукты без клетчатки (non-fiber), а бывший лидер этой группы Agiolax, содержащий клетчатку, занимает четвертое место.

Продажа антацидных средств также мало возросла, достигнув в итоге суммы 4,2 млн швейцарских франков.

Но с появлением Н2-антагонистов их положение может несколько измениться. Продажа Zantac (Warner-Lambert) началось в октябре 1996 года, однако компания решила не проводить рекламу среди потребителей. Сразу после этого было объявлено о том, что фамотидин получает статус безрецептурного средства, и это проложило дорожку для Pepcid (J & J-Merсk). В этой категории лидировал Rennie (Roche) — 49% оборота, а вслед за ним шли Alucol (Novartis) — 28% и Riopan (Byk Gulden) — 9%.

Больше всего (на 10%) возросла продажа ветрогонных средств, которая составила 590 тыс. швейцарских франков. На ветрогонный вариант Rennie (Roche) приходится 32% стоимости продажи. Для антидиарейных средств 1996 год также был успешным. Главным образом возросла продажа Imodium (Janssen-Cilag/J & J), увеличившись вдвое и достигнув 8 млн швейцарских франков (60% продажи).

Дерматологические средства

Рынок дерматологических средств по-прежнему находится в упадке. С учетом Rx-лекарств, которые имеют половинчатый статус, объем продажи снизился на 1-2% до 144 млн швейцарских франков. Около 60% этой суммы приходится на безрецептурные средства. Из всех этих лекарств самым популярным является ранозаживляющий Bepanthen (Roche), за ним следуют Axipial (Spirig) и антисептик Merfen (Max Ritter).

Среди зарегистрированных средств от угрей преобладают со значительным перевесом Rх, но достаточно широко предлагаются косметические средства.

Производные средства можно разделить на продукты от солнечных ожогов и укусов насекомых и продукты большей лечебной направленности от псориаза. Вместе с Rх-лекарствами их продажа составляет 4,3 млн швейцарских франков. Гидрокортизон для местного применения пока не одобрен к безрецептурной продаже. В 1995 году получил статус безрецептурного ацикловир (Aciclovir).

Перевод Светланы Гаряевой





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика