Логотип журнала "Провизор"








Н. П. Аржанов

Попытки реформы фармацевтического образования в России начала века

остановка медицинского образования в Российской империи начала текущего века была вполне современной, но российская фармация (и подготовка кадров в частности) носила заметный отпечаток средневековых цеховых традиций, не отвечающих быстрому развитию капитализма в стране. Это понимали сами фармацевты, и последние годы империи стали временем запоздалых попыток реформирования отрасли. Нижеследующие фрагменты из оригинальных сообщений прессы тех лет иллюстрируют эти попытки.

Доклад коммиссiи при Пироговском Обществє по реформє фармацевтическаго образованiя

Проф. М. Б. Блауберг (Одесса) представил выработанный под его предсёдательством фармацевтической коммиссiей медицинскаго факультета Новороссiйскаго университета проект о постановке высшаго фармацевтическаго образованiя. Согласно проекту при всёх высших учебных заведенiях, гдё имёются медицинскiе факультеты, организуются фармацевтическiе отдёленiя для подготовки лиц, ищущих званiя «кандидата фармацевтических наук»; на отдёленiях допускается совмёстное обученiе на равных правах лиц обоего пола. К поступленiю на фармацевтическiя отдёленiя допускаются лица, окончившiя 6 классов правительственных или пользующихся правами правительственных гимназiй и реальных училищ (послё сдачи экзамена по-латыни), и лица женскаго пола, окончившiя полный (7-классный) курс правительственных или пользующихся правами правительственных гимназiй или институтов и выдержавшiя по отбытiи двухгодичнаго стажа в аптеках 1-го разряда испытанiе на степень аптекарскаго помощника. Обученiе на фармацевтических отдёленiях продолжается три года. Лица, окончившiя фармацевтическiя отдёленiя, выдержавшiя успёшно испытанiе и отбывшiя полугодичный стаж в аптеках 1-го разряда, прiобретают званiе кандидата фармацевтических наук. Для лиц, посвящающих себя ученой и учебной дёятельности, устанавливаются ученыя степени магистра и доктора фармацевтических наук.

А. М. Гольдштейн (СПб.). Аптека за послёднее время сильно уклонилась в сторону коммерцiи, много способствует этому развитiе патентованных средств. Реформа фармацевтическаго образованiя возможна при радикальной реформё всего аптечнаго дёла. Прежде всего необходимо упразднить ученичество — оно низводит обучающихся фармацевтическому дёлу до подмастерьев. Ученики научаются в аптекё только техническим прiемам, фармацевтическаго же образованiя они здёсь не получают. Во всёх интеллигентных профессiях практика идет рука об руку с теорiей — в клиниках, лабораторiях и т.п., только для фармацевтов сдёлано исключенiе. Фармацiя должна изучаться в особых фармацевтических институтах.

Д. А. Лейбензон (СПб.). Аптека в настоящее время никакого научнаго значенiя не имёет — главные препараты получаются готовыми. В большинствё аптек нёт лабораторiй. Доброкачественность лекарств очень сомнительна; на 1000 лекарств только нёсколько удовлетворяют требованiям фармакопеи. Предложенiя докладчика слёдующiя: изученiе фармацiи ведется в спецiальных фармацевтических институтах с трехгодичным курсом. Для поступленiя в такой институт требуется ценз 8 классов гимназiи или реального училища со спецiальным экзаменом по латинскому языку. Слушатели фармацевтическаго института по его окончанiи получают званiе провизора. Провизор обязан по окончаніи работать в теченiе 1 года в аптекё, послё чего получает право завёдывать аптекой и фабрикой галеновых препаратов. В фармацевтическом институтё преподаются, кромё фармацiи, анатомiя, физика, химiя, бактерiологiя, гигiена и техническая химiя. По защитё диссертацiи получаются ученыя степени магистра и доктора фармацiи.

Л. Клячко (Спб.) отмётил, что поднятiе образовательнаго ценза поведет к тому, что аптеки будут пустовать, потому что при теперешней оплатё фармацевтическаго труда люди с высоким цензом в аптеку не пойдут.

Гауф (Спб.). считает, что предложенiе Пироговской коммиссiи о двух типах фармацевтов с 8-классным и 6-классным цензом — не рацiонально, нужен один тип. Ученичество обязательно должно быть отмёнено.

Проф. Гинзберг (Спб.). Докладчики забывают, что населенiе нуждается не только в хороших фармацевтах, но и в дешевом лекарствё. Надо поэтому удешевить фармацевтическiй труд, для этого необходимо два типа фармацевтов — с небольшим образовательным цензом для технических работ и с цензом средняго учебнаго заведенiя для чисто фармацевтических работ. Получатся и в фармацевтическом дёлё фельдшера и врачи.

Салтыков (Москва) высказывается против предложенiя проф.Гинзберга, которое фактически узаконивает старый порядок — остаются те же ученики и помощники, только под другим соусом.

Проф. Гинзберг считает взгляд докладчиков и оппонентов на ученичество неправильным: и студенты-медики, и технологи обучаются в больницах и заводах техническiм прiемам своей будущей дёятельности.

Положенiя докладчика Лейбензона большинством голосов принимаются. Собранiе высказывается также за необходимость улучшенiя матерiальнаго положенiя фармацевтов и постановляет просить Пироговское Общество образовать коммиссiю для пересмотра фармацевтическаго устава.

(«Врачебная газета», 1913, № 24)

Как это часто бывает и сейчас, разговоры не привели к практическим действиям. Прошел год, и началась первая мировая война. Она еще раз подчеркнула слабосильность отечественной фармации, оказавшейся неспособной компенсировать прекращение поставок препаратов из Германии, обеспечивавших до этого львиную долю российского рынка. Поэтому вопрос возник снова; однако теперь срочно требовались не только провизоры, но и специалисты в фармацевтическую промышленность.

Подготовка фармацевтов-cпецiалистов

Фармацевтическое общество обратилось в Министерство народнаго просвёщенiя с ходатайством разработать вопрос о подготовленiи спецiалистов фармацевтов, которые были бы свёдущи не только в изготовленiи аптекарских лекарств, но и всевозможных лекарственных препаратов, получавшихся до сих пор из-за границы.

Признавая цёлесообразность возбужденнаго вопроса, Министерство рёшило передать его на обсужденiе медицинских и физико-математических факультетов университетов.

(«Медицинский Современник», 1915, № 26).

 

Фармацевтическiя отдёленiя при университетах

Министерство народнаго просвёщенiя рёшило открыть с предстоящаго 1915–16 учебнаго года фармацевтическiя отдёленiя при физико-математических факультетах университетов. Существующiе при медицинских факультетах в Россiи курсы для провизоров признаются в Министерствё недостаточными, тём болёе, что слушатели курсов получают общее образованiе только в размёрё 4-х классов гимназiи. Курс на фармацевтических отдёленiях установлен трехгодичный, причем оканчивающiе курс получат званiе фармацевта, минуя нынёшнее званiе помощника фармацевта и прохожденiе долгаго аптекарскаго стажа.

Окончившим курс фармацевтическаго отдёленiя придется один год поработать в лабораторiях или аптеках, послё чего они будут допущены к экзаменам при университетах на званiе фармацевтов.

(Там же, N 35).

 

Облегченiе фармацевтам поступленiя в университет

В Министерство народнаго просвёщенiя стали поступать прошенiя от помощников провизора о допущенiи их к прiему в университеты для полученiя званiя провизора, несмотря на то, что за ними не числится установленнаго трехлётняго стажа пребыванiя в аптекё.

Главный врачебный инспектор, к которому обратилось с запросом Министерство, находит возможным допущенiе в университет помощников провизора и не имёющих трехлётняго срока. Главное врачебное управленiе находит достаточным, чтобы у помощников провизора был полный трехлётнiй стаж к моменту окончанiя университетскаго курса при сдачё экзаменов для полученiя провизорскаго диплома. Законом не воспрещено совмёщенiе слушанiя лекцiй в университетё с работой в аптекё в качествё помощника провизора.

 

Химико-фармацевтическiе курсы

В заботах о скорёйшей подготовкё спецiалистов-фармацевтов, свёдущих в изготовленiи тёх препаратов, которые обыкновенно получались из Германiи и которые мы имёем возможность при надлежащих условiях изготовлять на родинё, Министерство народнаго просвёщенiя циркулярно предложило 26-го сего августа попечителям округов озаботиться открытiем при университетах химико-фармацевтических курсов для подготовки достаточнаго количества персонала, необходимаго для развитiя отечественной химико-фармацевтической промышленности. Опыты замёнить привозимые из-за границы препараты показали, что в огромном большинствё случаев мы имёем в достаточном количествё всё нужные сырые продукты.

Химико-фармацевтическiе курсы открываются в текущем учебном году при университетах с физико-математическим факультетом, а в университетах томском и саратовском — при медицинском факультетё. Установленiе подробнаго плана и комплекта учащихся предоставляется факультетам. К слушанiю лекцiй и другим занятiям, кромё студентов, допускаются в качествё слушателей лица, окончившiя 7 классов реальных училищ, коммерческiя, химико-техническiя учебныя заведенiя, а также тё из провизоров и аптекарских помощников, которые по своему образовательному цензу будут признаны подготовленными для слушанiя курсов. Окончившiя химико-фармацевтическiя курсы получат право на званiе провизора по выполненiи годичнаго стажа в аптекё.

Министерство высказывается за открытiе таких курсов при женских медицинских институтах и высших женских курсах с естественно-научными отдёленiями, куда должны приниматься в качествё слушательниц также аптекарскiя помощницы, имёющiя аттестаты об окончанiи гимназiи. При этом Министерство разёясняет, что прохожденiе установленнаго законом аптекарскаго стажа возможно и одновременно с прохожденiем курсов, и, таким образом, в слушатели могут быть зачислены и лица, не выполнившiя аптекарскаго стажа.

(Там же, N 36).

Врачей тоже не хватало, но заботливо сохранялась глухая стена, отделяющая фармацевтов от практической медицины. Уже тогда было ясно, что фармацевт может лечить, или участвовать в лечении (сейчас это «клиническая фармакология»), или быть консультантом пациента при самолечении. Но медики под любым предлогом стремились не допустить этого, чтобы не потерять выгодной во всех отношениях позиции монопольного посредника между аптекой и пациентом.

 

Фармацевты-врачи

«День» передает, что в Министерство народнаго просвёщенiя поступило много прошенiй от провизоров с ходатайством разрёшить им поступить на медицинскiй факультет для полученiя званiя врачей. При этом они ходатайствуют о зачетё пройденнаго в университетё фармацевтическаго курса. Фармацевты указывают, что помимо знанiя многих предметов из курса медицинских факультетов, практическiя познанiя их заключаются в элементарном леченiи болёзней. В заключенiе фармацевты указывают, что при уменьшенiи требованiй им могла бы быть предоставлена в данный момент, когда врачи так нужны, льгота по прiему в университет для выпуска их хотя бы в качествё зауряд-врачей.

Министерство нашло невозможным удовлетворить просьбу фармацевтов, считаясь, между прочим, с тём, что нужда во врачах вовсе не доказывает недостатка в студентах-медиках. Медицинскiе факультеты переполнены и превышают установленные для них комплекты. Разрёшенiем же вопроса об увеличенiи числа русских врачей могло бы быть только увеличенiе числа медицинских факультетов.

Не лишено интереса провести аналогии, пусть и далекие, с современностью «интеллигентной профессии» фармацевта. Ученых степеней прибавилось — вслед за кандидатами и докторами в обиход вернулось звание магистра. Начали восстанавливаться, несмотря на противодействие Минздрава, медицинские факультеты при университетах. Дойдет ли очередь до недолго существовавших фармацевтических факультетов, или узковедомственные интересы возьмут верх? Поживем — увидим.

А вот что не вызывает сомнения, так это стремительное возвращение украинской фармации к уровню зависимости от зарубежных поставок препаратов, субстанций и технологий, существовавшему в начале века. Жесткая привязка цен на большинство препаратов даже отечественного производства к изменению курса доллара в осенние месяцы ясно это показала.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика