Логотип журнала "Провизор"








Б. Ф. Семенов,  директор Московского института вакцин и сывороток им. Мечникова

Новые вакцины ХХІ века

Доклад «Новые вакцины ХХІ века», заслушанный на Международной научной конференции «Стратегия и тактика борьбы с инфекционными заболеваниями», которая прошла в Харькове 27–29 октября 1998 года, был посвящен аналитической разработке института, которая была положена в основу программы вакцинопрофилактики до 2003 г. и закона о вакцинопрофилактике в России.

В докладе был подведен итог того, что было сделано по вакцинопрофилактике в 70–80–90 гг. и были сформулированы перспективы развития вакцинопрофилактики в ХХІ веке.

Всемирная организация здравоохранения по представлению советских специалистов сформулировала положение, согласно которому вакцинация — это самый доступный и самый экономичный способ достижения активного долголетия во всех возрастных группах всех социальных групп как развитых, так и развивающихся стран. Эта формула была положена в основу развития вакцинопрофилактики в последней трети ХХ века. На ее основе была сформулирована расширенная программа иммунизации, которая предусматривала на первом этапе вакцинацию в масштабах всего земного шара: 80% детей от 6 инфекций: корь, дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит и туберкулез, что поможет существенно снизить заболеваемость.

К 1990 году стало очевидно, что идея программы полностью себя оправдала в отношении 5 из 6 упомянутых инфекций. Заболеваемость корью, коклюшем, дифтерией, столбняком была снижена на территории двух огромных стран, таких как Советский Союз и Соединенные Штаты Америки, на 95–99,9%. Опыт США показал, что можно практически ликвидировать полиомиелит на большей территории. Впервые полиомиелит на отдельной территории был ликвидирован на территории СССР — в Эстонии, когда массовое и систематическое применение вакцины позволило полностью искоренить полиомиелит в этой республике.

Исходя из опыта США и СССР был сформулирован 2-й этап расширенной программы иммунизации на период с 1990–2000 гг., который предполагает вакцинацию от шести упоминавшихся инфекций плюс вакцинацию от гепатита-В, а также полную ликвидацию полиомиелита к 2000 году на территории всего земного шара.

К сожалению, вакцинация против туберкулеза пока еще не дает желаемого эффекта ни в одной из стран Западной Европы, СНГ, США и других стран. Однако четких формулировок или рекомендаций по этому поводу дать на сегодня не может никто. Заболеваемость туберкулезом растет. Но в отношении пяти инфекций стало ясно, что мы можем ими управлять.

2-й этап программы иммунизации предусматривает ликвидацию полиомиелита на территории всего земного шара. В 1994 г. полиомиелит был ликвидирован на всей территории Северной и Южной Америки. Это означает, что не регистрируется и заболевание, и циркуляция вируса, т. е. его во внешней среде нет. Надо сказать, что Россия и Украина вплотную подошли к первому этапу, когда заболевание не регистрируется или регистрируется очень редко, бывает завозным. Перед нашими двумя странами стоит очень трудная задача доказать, что циркуляции вируса у нас нет. Для России это более сложно, так как территория ее превосходит Западную Европу, большое количество административных единиц — 86, потому возникает ряд проблем.

Итак, на основании опыта первого и второго этапов было доказано, что программа вакцинопрофилактики останется основным инструментом профилактического здравоохранения во всем мире.

3-й этап расширенной иммунизации предполагает к 2025 году контроль с помощью вакцинации за 35-ю инфекциями. (Сейчас контролируется 7 инфекций.)

На сегодня главной задачей является вакцинация детей первых лет жизни от 7-ми инфекций. Меняется тактика таким образом: во-первых, будут вакцинироваться дети, это естественно, во-вторых, появляется группа путешественников, куда относятся и солдаты, направляющиеся в те или иные точки. Они должны подвергаться особому режиму вакцинации, чтобы быть защищенными против тех инфекций, с которыми могут столкнуться.

В-третьих, это госпитальные пациенты. Весь опыт, который был накоплен в борьбе с госпитальными инфекциями, показывает, что мы не можем избавиться от госпитальных инфекций, даже применяя самые современные технологии, потому что в значительной степени они связаны не с внешней средой, а с тем, что у пациента, попавшего в условия стационара развивается иммуносупрессия, вторичный иммунодефицит, активируется эндогенная флора, начинается обмен флоры, и, по сути дела, пациент с собой приносит госпитальную инфекцию. Поэтому задача следующая — всех, кто попадает на длительное время в стационары, обязательно вакцинировать.

В-четвертых, определяется группа риска — это женщины, у которых могут быть инфекции, передаваемые половым путем или инфекции, с которыми связывают или ассоциируют развитие опухолей детородного тракта. Для различных групп будут применяться специальные наборы вакцин.

Перед всеми стоит глобальная проблема: как уберечься от СПИДа и других инфекций, передаваемых половым путем?

Выделяются определенные группы риска, которые должны быть вакцинированы от этих инфекций. К ним относятся: моряки, водители (т. е. лица, в связи с родом деятельности долго находящиеся вне дома). В англоязычной литературе применяется не очень удобный, но более конкретный термин: сексуально активные лица, которые, в силу сложившихся обстоятельств, подвергаются наибольшему риску заражения инфекциями, передаваемыми половым путем.

На 3-м этапе меняется стратегия вакцинации — не только дети, но и лица, для которых должна внедряться специальная система вакцинации. проводится дифференциация между странами (между европейскими и развивающимися странами). Набор вакцин, который идет для этих стран, отличается. Если считается, что в Европе к 2025 году достаточно будет 28 вакцин, то для развивающихся стран предполагается около 37 видов вакцин. Причем главным является то, что большинство вакцин, благодаря развитию биотехнологии, являются доступными для современного сообщества.

И вот когда собрали эти данные и попытались проанализировать, что произойдет, если применять эти 28 или 37 вакцин, то оказалось, что возникает целая серия проблем. Первая проблема связана с тем, что контрноль за инфекциями предполагает вакцинацию 95% детей первых лет жизни. А это означает, что неминуемо должны вакцинировать детей с разными нарушениями здоровья.

К нам в институт, где мы создали группу вакцинации детей с разными нарушениями, из 100 поступивших детей примерно 20–30 имеют родовые травмы центральной нервной системы, 20–30 имеют различного рода аллергические заболевания, от 4 до 5% имеют патологии обмена, это диабет, патологии печени и патологии почек. И вот этих людей нам надо вакцинировать. Поэтому мы разработали в нашем институте технологию, позволяющую вакцинировать ребенка с любой формой патологии, не вызывая у него обострения основного заболевания, и в то же время, вырабатывается выраженный продуктивный иммунитет. Это медикаментозная подготовка, которая зависит от формы патологии. На примере аллергического заболевания, можно сказать, что в зависимости от стадии этого заболевания применяется комбинация антигистаминных, мембраностабилизирующих препаратов и витаминов. Смысл состоит в том, что мы можем любого ребенка с аллергическим заболеванием даже в период обострения прививать. Это было очень актуально, особенно когда шла эпидемия дифтерии и к нам приходили и требовали привить детей, потому что, как вы понимаете, дифтерия в комбинации с аллергическим заболеванием не редко заканчивается летальным исходом. Ни один ребенок, который получил такого рода терапию, не пострадал.

Вторая проблема, с которой сталкивается любой здравомыслящий врач: 35 вакцин. Это значит, что если в 1998 г. при защите против 7 инфекций и при проведении всех лечебных мероприятий, которые необходимы, дети в мире получили 1 миллиард 40 миллионов инъекций, то в 2005 году, если мы будем даже защищать против 14-ти инфекций, количество инъекций у детей возрастет в 7,5–8 раз. И это, в общем, недоступно ни организационно (не выдержит ни одна поликлиника), ни финансово (все эти инъекции очень дорогие и представляют очень большую опасность для детей).

Какие же должны быть вакцины? Совершенно очевидно, что вакцины должны быть многокомпонентными, для того чтобы уменьшить количество прививок и сделать вакцинацию доступной. За основу берется АКДС-вакцина, по сути дела многокомпонентная вакцина. И с этой вакциной ассоциируют или включают ее в состав или инъекциируемую вакцину против полимиелита, или вакцину гепатита Б, или вакцину против гемофильной инфекции. Эти вакцины уже имеются. Кроме того, уже имеется вакцина, содержащая живой атениируемый вирус против кори, паротита и краснухи. Ожидается, что в эту вакцину будет введен еще один компонент вируса герпеса для защиты против ветрянки. Идеальная вакцина — педиатрическая, это вакцина 7-компонентная, которая будет содержать дифтерию, столбняк, коклюш, полимиелит, корь, паротит и краснуху. Но оказывается, что скомбинировать и создать баланс антигена не так просто, хотя ожидается, что она скоро появится на рынке. Вот это следующая проблема, которую нам предстоит решить. Далее стало очевидно, что инъекционный способ введения вакцин себя изживает, поэтому сейчас надо усиливать внимание к созданию вакцин рассчитанных на индукцию иммунитета при контакте со слизистыми оболочками. Это прежде всего энтеральные вакцины, во-вторых, вакцины, которые вводятся интраназально. Сейчас технологически эта проблема решена, т. е. найден адъювант, который позволяет любую вакцину сделать эффективной при пероральном применении. Это нетоксическая субъединица холерного токсина. И сейчас проблема состоит в том, чтобы завершить разработку.

Вывод специалистов: вакцинация не только позволит контролировать от 28 до 35 инфекционных заболеваний, но и позволит искоренять антропонозы. Инфекция, которая была искоренена — оспа, в 2000–2005 гг. ожидается искоренение полиомиелита, 2014–2015 —кори, если организационные и материальные ресурсы будут позволять, то к тому же 2015 будет искоренена и краснуха.

Очень большие шансы на искоренение гемофильной инфекции. Сейчас разрабатывается протостратегия этой программы. Наиболее близко, конечно, стоит гемофильная инфекция и дифтерия. Остальные требуют особого подхода.

Но сразу встает вопрос о том, что для этого нужны глобальные ресурсы и политическое благополучие в мире. Ибо проблема, с которой столкнулись специалисты, занимающиеся ликвидацией полиомиелита,— как быть с горячими точками. Для России такой точкой является Чечня. Мы не знаем как там проводится вакцинация, но мы знаем, что в 1995 году была тяжелейшая эпидемия паралитического полиомиелита у 143 детей, потому что в течение 3 лет не проводилась вакцинация. А тех, кто пытался провести вакцинацию, либо департировали, либо брали в заложники с последующим требованием выкупа. Сейчас Минздрав России пытается установить контакт с Минздравом Чечни. Но пока это очень сложно. Кроме Чечни такими горячими точками являются Абхазия на территории Грузии, в Африке — Сомали, эта независимая страна распалась на 12 государств, которые между собой постоянно воюют. Такая же проблема сейчас возникает в Косово и т. д.

Медики готовы к ликвидации инфекций, а вот готово ли общество со своей политической стабильностью, достаточен ли экономический базис? Это уже зависит не только от медиков.

И последний вопрос, который очень важен, это вопрос экономической эффективности. Оказывается, что эффективность вакцинации во много раз превосходит все виды другой деятельности.

Два примера:

один доллар, вложенный в вакцинацию против полиомиелита, дает 10,3 доллара прибыли национального дохода;
один доллар, вложенный в применение поликомпонентной вакцины против кори, краснухи, паротита, дает 14,5 долларов.

Всемирная организация здравоохранения произвела расчет и показала, что если взять детей, которые родились в мире в 1995 году, то 50% из них переживет первые 5 лет своей жизни. И 50% этих детей доживут до 75 лет. А вот их потомки, второе поколение от нас, которые родятся в 2025 году, при условии всех тех достижений здравоохранения, которые имеются , прежде всего использование вакцин, они в 75% случаев будут жить до 50 лет, а в 66% будут жить до 75 лет. Тут будет одно обстоятельство, которое заставляет медиков думать так же, как и политиков,— произойдет возрастное изменение популяции человечества. К 2025–30 году число детей моложе 5 лет будет на 2% меньше, чем число людей старше 65 лет. И единственное средство, которое позволит поддержать эту возрастную популяцию и не превращать ее в непосильную ношу для общества — это вакцинация. Таков вывод экспертов.





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика