Логотип журнала "Провизор"








Кудайкулова А. А.

Правовые и медицинские аспекты борьбы с наркотизмом в Кыргызстане

Кыргызская медицинская академия,
Государственная комиссия Кыргызстана по контролю наркотиков

Cвоевременное выявление лиц, злоупотребляющих наркотическими, психотропными и токсическими веществами, зависит, в основном, от взаимодействия наркологической службы с органами внутренних дел, структурами системы народного образования, общественными организациями и формированиями, поддержки органов местного государственного управления.

Как крайне негативный факт следует отметить то обстоятельство, что заболеваемость всеми видами наркоманий в Кыргызстане по сравнению с 1990 годом выросла более чем в 5 раз. При этом данный показатель имеет значительные региональные отличия — в крупных городах и прилегающих к ним районах он гораздо выше, чем в других регионах республики: так, в Бишкеке он составляет 67,4 на 100 тыс. населения; в Токмаке — 62,7; в Канте — 75,4; в Жайылском районе — 52,9; в Чуйском — 38,6; городе Ош — 53,1; городе Кара-Куль — 43,3; городе Талас — 43,5; — эти показатели в 2-4 раза превышают среднереспубликанский уровень — 20,2.

Самое главное — в республике стремительными темпами происходит изменение соотношения опийной и гашишной наркоманий: если еще в 1992 году доля гашишной наркомании составляла 50,6%, а опийной — 13%, то в настоящее время доля опийной возросла до 54,4%, а гашишной снизилась до 24%.

Под наркотизмом понимается социальное явление, означающее приобщение к употреблению наркотических средств части населения, общества.

В современных условиях, характеризующихся обострением социальных преобразований, происходящих в странах СНГ, в Кыргызстане отмечается резкое ухудшение наркоситуации, постоянный рост масштабов незаконного оборота наркотических средств. После распада СССР обострилась проблема транзита афганского опия через южный регион Кыргызстана из Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана далее в Европу, размах которого приобретает устрашающий характер. Из международного опыта известно, что страны, которые становились транзитными для мировой торговли наркотиками в результате «оседания» наркотиков неминуемо сталкивались с обвальным ростом наркомании. Резкий рост официально зарегистрированной наркомании в республике за последние 6 лет ставит задачу борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе и утечкой наркотических лекарственных средств (НЛС) из законных каналов в разряд первоочередных государственных проблем.

В Кыргызстане создана система государственного контроля за наркотиками, разработана и успешно выполняется собственная антинаркотиковая стратегия и позиция в сфере внутренней и внешней политики.

Успешно развивается и крепнет региональное и международное сотрудничество Кыргызстана в области контроля наркотиков. Так, в мае 1996 года главами внешнеполитических ведомств подписан Меморандум государств Центральной Азии «О взаимопонимании и сотрудничестве в области контроля за незаконным производством, оборотом, злоупотреблением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров», а весной 1996 года заключено межправительственное соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Для оптимизации международных контактов министерств и ведомств республики в такой специфической области, как контроль наркотиков, Госкомиссией по контролю наркотиков (ГККН) республики разработано типовое межправительственное соглашение о сотрудничестве в области контроля наркотиков, на основе которого первые межправительственные соглашения Кыргызстан заключил с Пакистаном и Казахстаном. В последующем предполагается заключение соглашений с Россией, другими странами по СНГ, а также США, Германией, Китаем, Индией, Ираном, Латвией и другими государствами.

Принимая во внимание успехи, достигнутые Кыргызстаном в разработке новых методов и подходов в противодействии наркотизму, в республике под эгидой Международной Программы ООН по контролю над наркотиками — ЮНДКП, а также Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ, в 1996 году было проведено три крупных субрегиональных международных семинара.

Специально для государств Центральной Азии ЮНДКП подготовлен пакет из пяти новых проектов по оказанию помощи в борьбе с наркотизмом. Два из них — общей стоимостью около 3 млн. долларов, предусматривают Кыргызстан в качестве размещения своих главных представительств. Официальное открытие первого проекта недавно состоялось в г. Оше.

Несмотря на сложное экономическое положение республики, происходит постепенное наращивание усилий правоохранительных структур в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Так, в 1996 году правоохранительными органами зарегистрировано 2.941 наркопреступление, что на 302 больше, чем в 1995 году (рост на 11,4%). Изъято 2 тонны 118,365 кг наркотических средств, в т. ч. 1 тонна 489,684 кг опия, причем в сравнении с 1995 годом прирост изъятия наркотиков всех видов в 1996 составил 17,4%, а по опию — 30%. По прежнему основной объем изъятого опия приходится на Ошскую область, где в 1996 году его было изъято 725,436 килограммов.

Как свидетельствует анализ, большая часть наркопреступлений приходится на ст. 235 (незаконное изготовление, хранение, перевозка или пересылка наркотиков) Уголовного кодекса республики — 2482 факта (в 1995 году — 2330). Возросло также количество нарушений по ст. 236 УК (незаконный посев или выращивание конопли и опийного мака) — 246 фактов (в 1995 году — 189 фактов), а также по ст. 237-1 УК (содержание притонов для потребления наркотиков) — 23 факта (в 1995 году — 14).

Наибольшее количество преступлений по линии наркомании зарегистрировано в столице — 1.085 (37,1%), а также в Чуйской — 609 (20,8%) и Иссык-Кульской — 484 (16,6%) областях, при этом большая часть наркопреступлений раскрывается по оперативным данным — 1.303 (44,6%), что свидетельствует о некотором укреплении оперативных позиций подразделений правоохранительных органов.

Из всего количества задержанных в 1996 году за незаконные операции с наркотиками лиц — 2.712 человек, большую часть — 2.087 человек или 77.5% составляют неработающие и неучащиеся. Кроме того, среди задержанных зарегистрировано 283 женщины и 78 несовершеннолетних. Основную массу задержанных — 2.593 человека (96,4%) составляют жители республики, кроме того, было задержано 94 жителя стран СНГ и 1 иностранец.

Рецидив по линии наркопреступности составил в Кыргызстане в 1996 году 15,6%, т.е. почти каждый 6-й вновь обращался к незаконным операциям с наркотиками.

За шесть месяцев 1997 года органами внутренних дел зарегистрировано 1.515 наркопреступлений, что на 213 больше, чем за аналогичный период 1996 года, при этом их удельный вес вырос с 7.3% до 9.1%.

Как положительный факт следует отметить, что в 1996 году, в связи с ухудшением наркоситуации, МВД Кыргызстана пошло на реформирование операции «Мак». Ныне операция «Мак» разбита на пять взаимосвязанных унифицированных оперативно-профилактических оргмероприятий: «Кара-Куурай», «Транзит», «Переброс», «Допинг» и «Притон». Эти изменения позволили усилить взаимодействие между различными службами ОВД, а также разграничить результаты повседневной работы и операции «Мак».

Активизировали работу по борьбе с наркобизнесом подразделения Министерства национальной безопасности, аналитические обзоры и прогнозы развития наркоситуации которого основаны на хорошем достоверном материале. Укрепилось взаимодействие правоохранительных органов республики — МВД, МНБ и Гостаможни, с подразделениями Группы погранвойск ФПС России в Кыргызстане, чаще и результативнее стали совместные операции по перекрытию каналов наркотрафика.

Как показала практика, одной из действенных мер в борьбе с наркотизмом является использование специализированных бригад по уничтожению сырьевой базы наркомании — дикорастущей конопли. В 1996 году, по данным Главного управления занятости населения республики, в республике было создано 137 таких бригад общей численностью 1.089 человек, силами которых дикоросы конопли общим весом зеленой массы почти в 1.000 тонн уничтожены на площади 1.272 гектара и выплачено за эту работу Фондом содействия занятости населения 92.305 сомов (5430 у. е.).

Можно расценивать как положительный факт начало работы по первичной профилактике наркомании среди несовершеннолетних, которую осуществляет Министерство народного образования, науки и культуры совместно с Республиканским подростковым Центром Министерства здравоохранения. Так, для апробации новых педагогических методик начато внедрение программы первичной профилактики отклоняющего поведения среди детей на базе подготовительной группы детского сада, а в некоторых средних школах с начала 1996—1997 учебного года начато внедрение специально разработанной превентивной программы по основам здорового образа жизни. Кроме того, для педагогов республики — в целях раннего формирования у них целевой установки на обучение в будущем учеников здоровому образу жизни, в Кыргызском Государственном институте физкультуры и спорта внедрен спецкурс «Профилактика аддиктивного поведения и работа с «группой риска» учителя физкультуры», аналогичная работа начата также в Бишкекском гуманитарном университете.

С момента создания Указом Президента Кыргызстана специального органа при Правительстве — Госкомиссии по контролю наркотиков, руководством республики был принят ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих борьбу с наркотизмом, в том числе:

две программы по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков: первая — Национальная на 1993–1995 гг. и вторая — Государственная на 1996–1997 гг.;
Указ Президента от 21 ноября 1995 г. «О неотложных мерах по усилению борьбы с незаконным оборотом наркотиков»;
постановление Правительства от 15 декабря 1995 г. «Об утверждении положения о порядке изъятия, хранения, передачи либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и веществ, используемых при их изготовлении (прекурсоров)»;
постановление Правительства от 22 февраля 1996 г. № 72 «О специализированных бригадах по уничтожению дикорастущей конопли»;
закон КР «О законном обороте наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров», 20 мая 1998 г.

Кроме того, областными и районными государственными администрациями изданы собственные нормативные акты, дополняющие и развивающие центральные — с учетом местных условий.

Вместе с тем следует отметить, что усилия, предпринимаемые государственными структурами республики по борьбе с наркотизмом, явно не достаточны и не вполне адекватны растущей наркоугрозе. В деятельности по противодействию наркотизму имеют место серьезные недостатки и упущения. Высокая прибыльность наркобизнеса влечет за собой еще одну проблему — угрозу коррумпированности госслужащих и сотрудников правоохранительных структур и их объединение с представителями криминального мира. Факты этого уже имеются и они общеизвестны.

Самое главное — наблюдается устойчивая тенденция роста наркопреступлений на фоне снижения преступлений общеуголовного характера.

С целью координации и обеспечения единого подхода к диагностике, лечению, реабилитации и профилактики наркоманий, в начале 1997 года создан республиканский Центр наркологии. Центр призван оказывать специализированную помощь не только населению Бишкека и Чуйской области, но и всем жителям Кыргызстана.

Если ранее практика лечения наркоманий основывалась на жестких мерах принудительного, недобровольного характера и позволяла хоть как-то сдерживать рост наркотизации населения, то ныне же, в силу экономических причин и социальных реформ, наркологическая помощь населению оказывается только на добровольной основе. Тем не менее практика показывает, что потребность в наркологической помощи неуклонно возрастает. Если в 1990 году стационарно было пролечено 185 больных наркотоксикоманиями, в 1994 году — 264, то в 1996 году — уже 448. Одновременно из года в год растет объем наркологической помощи, оказываемой анонимно — за последние 6 лет в 3,5 раза.

Бюджет не в состоянии обеспечить достаточное финансирование лечения больных наркоманиями. Так, на питание одного больного в день в РЦН выделяется 5 сом 12 тыйын (0,3 у. е.), на медикаменты — 3 сома 01 тыйын (0,2 у. е.); в Ошском областном наркодиспансере на питание выделяется 2 сома 10 тыйын (0,12 у. е.), на медикаменты — 1 сом 26 тыйын (0,07 у. е.); в Иссык-Кульском ОНД на медикаменты выделяется всего 33 тыйына (0,02 у. е.). Кроме того, как правило, бюджетные ассигнования подтверждаются лишь на 30-40%, а на питание и медикаменты — на 15–20%. Все эти факторы весьма негативно сказываются на наркологической службе, которая в силу указанных причин в состоянии оказать помощь только 20% нуждающихся.

Учитывая складывающуюся наркоситуацию, Госкомиссией Кыргызстана по контролю наркотиков совместно с министерствами и ведомствами Кыргызстана предпринимаются меры по действенности и усилению антинаркотической стратегии республики — разрабатывается и внедряется необходимая нормативная и законодательная база в сфере законного и незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

В республике действует система контроля законного и незаконного оборота наркотических средств. Основной сферой контроля законного оборота наркотических лекарственных средств (см. рис.1) являются лечебные и аптечные учреждения.

Система законного оборота наркотических лекарственных средств включает в себя:

ввоз (вывоз) на территорию КР (объем импорта и экспорта утверждается международным комитетом по контролю наркотиков на основании исчисления потребности ГККН — ежегодно);
производство (в настоящее время в Кыргызстане не производят наркотические лекарства, полностью их ввозят);
хранение (осуществляется аккредитация мест хранения с учетом требований ГККН, и последующее инспектирование условий хранения);
реализация (обязательно специальное разрешения ГККН на отпуск медикаментов населению);
приготовление (разрешается только фармацевтическим субъектам, имеющим специальное разрешение ГККН);
применение в медицинской практике (обязательно специальное разрешение ГККН, кроме государственных ЛПУ).

Присоединение в 1994 г. Кыргызстана к Конвенциям ООН обязывает разработать эффективную и неделимую систему контроля за движением (законным оборотом) наркотических анальгетиков для предотвращения утечки из законных каналов движения в незаконный. Что, в свою очередь, требует не простое ограничение врачебных назначений их больным, а определение необходимого количества их для удовлетворения потребностей больных (что утверждается государственной квотой) и принятие надлежащих мер контроля (необходимость разработки нормативных актов).

В итоге, настоящая работа включает участие на всех этапах становления системы законного отбора (утверждение государственных квот, документы о законном обороте наркотиков, технические требования к укрепленности ЛПУ и аптек, исчисление спроса в НЛС и др.).

Таким образом, согласно требованиям Конвенции ООН 1961, 1971, 1988 г.г. о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, нами проводится комплексное маркетинговое изучение ситуации на лекарственном рынке наркотических анальгетиков с учетом ограничения их потребления с научными и медицинскими целями.

Литература

  1. Миньковский Г. М., Побегайло Э. Ф., Ревин В. П. Уголовно-правовые средства борьбы с наркотизмом в России.— М., 1994.— С. 6.
  2. Информационный бюллетень № 1 Государственной комиссии при Правительстве КР по контролю наркотиков.— г. Бишкек, Олимп.— 48 с.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика