Логотип журнала "Провизор"








С. М. Дроговоз, д-р мед. наук, проф., Т. В. Бородина,
Л. В. Деримедведь, канд. мед. наук., Е. В. Журавель

Альтернатива выбора гепатопротекторов в условиях токсического гепатита и частичной резекции печени

Украинская Фармацевтическая академия, кафедра фармакологии

Проблема адекватной фармакологической коррекции заболеваний органов гепатобилиарной системы является одной из актуальных задач современной гепатологии. Рост загрязненности окружающей среды, увеличение употребления разных консервантов, алкоголя, бесконтрольное применение лекарств — все это увеличивает метаболическую нагрузку на печень. Механизмы повреждения печени могут быть разными, но среди многих средств, используемых для лечения заболеваний печени, необходимо выбрать оптимальное как с точки зрения этиологии и патогенеза, так и с точки зрения клинической картины заболевания. Арсенал современных гепатозащитных средств, применяемых в медицинской практике, невелик. Это относительно молодая группа препаратов, но перед врачами гастроэнтерологами довольно часто встает проблема выбора наиболее эффективного препарата при той или иной патологии печени.

В Украинской фармацевтической академии на кафедре фармакологии было проведено исследование по изучению влияния отечественных гепатозащитных препаратов: антраля, тиотриазолина, силибора, фламина и холосаса на функциональное состояние печени в условиях токсического тетрахлорметанового гепатита и резекции 2/3 печени. Эти модели являются классическими для воспроизведения наиболее типичных патологических процессов в печени.

Антраль — гепатопротектор, разработанный на основе координационного соединения алюминия с N-(2,3-диметил)-фенилантраниловой кислотой. Он обладает противовоспалительной, гепатозащитной и дезинтоксикационной активностью [1].

Тиотриазолин — гепатопротекторное средство из группы тиазола (морфолиновая соль 3-метил-1,2,4-триазолил-5-тиоуксусной кислоты). Тиотриазолин обладает антиоксидантным мембраностабилизирующим, иммунокорригирующим и анаболическим действием [4].

Фламин, холосас и силибор — это препараты растительного происхождения, обладающие желчегонным и гепатозащитным действием [5].

Выбор этих средств обусловлен тем, что согласно предварительным исследованиям они влияют на разные звенья повреждения тканей печени [4, 5]. Исследования проводили на крысах-самцах Вистар весом 160–190 г. Дистрофию печени вызывали путем одноразового подкожного введения 50% масляного раствора тетрохлорметана в дозе 0,85 мл/100 г массы [2]. Исследуемые препараты вводили в лечебно-профилактическом режиме за один час до и через два после введения гепатоксина в дозах ЕД30 и ЕД50: антраль ЕД50 — 8 мл/кг, тиотриазолин ЕД50 — 22,5 мл/кг, силибор ЕД30 — 25 мл/кг, фламин ЕД50 — 250 мл/кг, холосас ЕД50 — 0,37 мл/100 г массы тела [1, 4, 5]. Резекцию печени проводили под барбамиловым наркозом (0,5% раствор или 1 мл/100 г массы).

Антраль, тиотриазолин, силибор, холосас вводили животным перорально в ЕД30 и ЕД50 на протяжении 5 суток после операции [2]. По окончании срока моделирования патологии у подопытных животных изучали состояния желчеобразовательной функции печени [2], а также проводили забор крови и печени для дальнейших биохимических исследований.

В связи с тем, что понятие «гепатопротекторное действие» является комплексным и соединяет в себе антиокислительное, антицитолитическое, желчегонное, противовоспалительное и другие виды действия, нами проводился комплекс фармакологических и биохимических исследований.

В сыворотке крови исследовали уровень маркера цитолиза гепатоцитов — аланинаминотрансферазы (АлАТ). В гомогенатах печени определяли уровень малонового диальдегида (МДА) — вторичного продукта липопероксидации, а также определяли уровень глюкогена. При биохимическом исследовании желчи изучали состав желчных кислот и холестерина, оценивали холато-холестериновый коэффициент, свидетельствующий о литогенности желчи [2].

Эффективность исследуемых препаратов с гепатозащитным действием оценивали по процентам их активности. Опыты показали, что все исследуемые препараты имеют значительное гепатозащитное действие, однако при токсическом тетрахлорметановом гепатите антраль, тиотриазолин, силибор, фламин и холосас действуют на печень по разному. Изучение интенсивности процессов цитолиза при тетрахлорметановом гепатите показало, что наибольшее их торможение наблюдается при использовании антраля (71,2%), холосаса (67,4%), тиотриазолина (64,8%), чем фламина (58,7%) и силибора (28,4%). На гликогенсинтетическую функцию печени наибольшее влияние оказывает антраль (83%). По влиянию на желчеобразующую функцию печени холосас превосходит все остальные препараты. В то же время влияние на холато- и холестеринсинтетическую функцию значительно улучшается при использовании силибора, чем при применении холосаса и антраля. Таким образом при токсическом тетрахлорметановом гепатите эффективность гепатопротекторов распределялась таким образом: по торможению интенсивности цитолитических процессов, процессов сро и нормализации гликогенсинтетической функции — антраль > тиотриазолин > холосас > фламин > силибор. По влиянию на желчеобразующую функцию печени — холосас > фламин > тиотриазолин > силибор > антраль.

Влияние изучаемых гепатопротекторов на функциональное состояние печени после ее частичной резекции также не равнозначно. Наибольшее терапевтическое влияние на интенсивность желчеотделения оказывал фламин (62,1%) и тиотриазолин (60,6%). Для холосаса это действие было несколько слабее (54,3%), а силибор и антраль на процессы желчеотделения оказывали наименьшее влияние (41,4% и 39,9% соответственно). По влиянию на стабилизирующее свойство желчи наиболее эффективным был тиотриазолин, а силибор и антраль ему несколько уступали. По антицитолитическому и антиокислительному эффектам при частичной резекции печени на первое место можно поставить тиотриазолин и антраль, другие препараты им значительно уступают. Таким образом, эффективность гепатопротекторов, использованных в пострезекционный период, можно расположить таким образом: тиотриазолин > антраль > силибор > холосас > фламин.

При токсическом гепатите, вызванном использованием тетрахлорметана, наиболее активным гепатопротектором является антраль. Гепатозащитный эффект антраля обусловлен наличием оксиметильной группы в п-положении бензольного конца [7]. Незначительно уступает антралю теотриазолин, оказывающий мембранозащитное и антиоксидантное действие благодаря конформационной способности молекулы вещества [4]. Препарат растительного происхождения в связи с преимущественным действием на желчесекреторные процессы мы можем рекомендовать при токсических гепатитах со значительными нарушениями в желчевыделительной функции печени. В то же время при значительной активации сро и цитолиза они уступают другим гепатопротекторам.

При частичной резекции печени при необходимости ускорить ее регенерацию надо использовать гепатопротекторы с анаболическим действием. При этом целесообразно, чтобы они улучшали обменные процессы, угнетали активность процессов сро и цитолиза [4]. Всем этим требованиям отвечает гепатопротектор тиотриазолин.

Менее активным при резекции печени является антраль, а такие препараты как силибор, фламин и холосас мы не советуем применять, так как при их введении наблюдается усиление желчеотделения, что может усиливать интенсивность метаболических процессов печени и помешать нормальному протеканию репаративных процессов в гепатоцитах.

Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует, что критерием выбора гепатозащитного средства служат характер повреждения, биохимические проявления гепатодеструкции и функциональное состояние печени. Тиотриазолин, антраль, силибор, фламин и холосас проявляют высокую гепатозащитную активность при токсических гепатитах и могут заменять друг друга. А при резекции печени лучше всего использовать тиотриазолин и антраль.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вірстюк Н. Г. та інші. Обгрунтування корекції антралем комплексних виразково-гепатитних станів//Матеріали наук.-практ. конф., присвячен. 75-річчю УкрФА.— Харків, 1996.- С. 265.
  2. Дроговоз С. М., Сальникова С. И.,Скакун Н. П., Слышков В. В. Методические рекомендации по экспериментальному изучению желчегонной, холеспазмолитической, холелитиазной и гепатопротекторной активности новых лекарственных средств//Издание официальное.— Киев: ФК МЗ Украины, 1994.— С. 46.
  3. Дейнеко Н. Ф., Яблучанский Н. И., Бабак О. Я. Диагностика и лечение заболеваний органов пищеварения в клинике внутренних болезней//Харьков: Основа, 1991.—С. 126—172.
  4. Сальникова С. И. Оптимизация поиска и создание синтетических гепатопротекторов в ряду производных триазола, вензоксазола, глюкозамина и антрахинонсукцинамовых кислот. Автореф. дис. докт. биолог. наук.— Купава, 1993.- 46 с.
  5. Сальникова С. И., Слышков В. В. Сравнительное изучение гепатозащитных средств холосаса, фламина, силибора//Фарм. и токсик.: Республ. межвед. сб.— Киев, 1990.— С. 60—63.
  6. Шулутко Б.И. Болезни печени и почек//Санкт-Петербург, 1995.— С. 26—93.
  7. Сахарова Т. С. Поиск и фармакологическое изучение гепатозащитных средств в ряду металлокомплексов производных N-фенилантраниловых кислот. Автореф. дис. к. ф. н.— Москва, 1989.— 27 с.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика